Лекция № 15. Социально-культурная деятельность как общественное явление, область общественной практики.
Модуль 3. Сферы реализации социально-культурной деятельности.
Содержание - это категория, обозначающая единство всех составных элементов деятельности, ее свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует предел у целостности. Система СКД относится к категории социальных систем, которая действует внутри общества. Деятельность - это специфически человеческая форма, активное действие к окружающей среде, предполагающее ее целесообразное изменение и преобразование. Объект - это общественно-научное толкование предмета или явления, противоречие субъекту в его предметно практической и познавательной деятельности. Цель - один из элементов сознательной деятельности субъекта, который характеризует предвосхищение в осмыслении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Определение целей всегда есть результат мыслительной деятельности человека; всегда перспектива деятельности; это категория идеальная, желательная, максимально возвышенный результат деятельности.
Те же самые характеристики относятся и к социальным задачам. Различия между целями и задачами.
1. Цель выдвигается в единственном числе, а задачи - во множественном.
2. Задачей конкретизируется цель, является составным его элементом.
3.Достижение целей предваряется выполнением задач.
Целевые установки СКД:
- Генеральные, стратегические - Стимулирование всестороннего развития личности, духовное богатство, физическое совершенство, моральная чистота, генеральные цели и задачи являются умозрительными, идеальными.
- Мировоззренческие - Формирование научного мировоззрения, формирование политической, экономической, правовой и эстетической культуры человека.
- Тактические - Воспитание человека и его духовное развитие, пропаганда искусства как задача, просветительная работа, экологическое воспитание, эстетическое развитие, развитие творческих способностей, организация культурного отдыха.
- Ситуативные - Обогащение личности конкретными знаниями, умениями, навыками
Содержанием социально-культурной деятельности выступает развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности. «Общественные отношения оказываются показателем, критерием развития человека, а значит и его культуры, именно как отношения между индивидами и группами индивидов в качестве субъектов деятельности. В этом смысле данные отношения образуют «субстанцию» культуры постольку, поскольку они реально раскрываются как «человеческие отношения».
Анализируя эту проблему, следует отметить, что общество в своем воздействии на человека — это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека. Среди них следует указать, прежде всего, на законы и правовую систему, систему образования и воспитания и т.д. Социально-культурная деятельность также представляет собой систему направленного социального воздействия на индивида. Современная социально-культурная деятельность находится на переломном этапе своего развития. Происходящий на наших глазах цивилизационный сдвиг предполагает изменение способов деятельности, иной менталитет и поведение. Человек перестает быть прежде всего объектом воздействия со стороны безличных экономических и политических структур и становится субъектом, активно реализующим право выбора, посредством которого «самодостраивается», самореализуется личность. В этих условиях предъявляются новые требования к институтам социально-культурной деятельности.
Новый уровень развития, когда культурные факторы становятся паритетными с прежде безусловно доминировавшими социально-экономическими структурами, продуцирует качественно иные требования к характеру, целям, методам и формам социально-культурной деятельности, ее статусу, системе социальных институтов.
Анализ социальной природы социально-культурной деятельности по своей сути связан с ответами на вопросы о том, какое место она занимает в структуре общества, через какие социальные институты реализуется в обществе, каково ее предназначение, целевые установки и принципиальные отличия от аналогичных видов деятельности. Рассматривая социально-культурную деятельность как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества, необходимо подчеркнуть универсальность и уникальность ее характеристик.
Социально-культурная деятельность выступает средством социализации индивида, т.е. приобщением к общественному целому, становления как' члена общества. Отечественная социология в понимании социализации опирается на положение об определяющей роли социальной сферы в формировании личности, считая развитие индивида обусловленным не только биологической природой, но и социальной программой. В ряде работ по социальной психологии и социологии социализацию определяют как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность [Кон И.С.]. В кратком словаре по социологии социализация определяется как процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.
Основным средством социализации является культура и связанная с нею социально-культурная деятельность, призванная реализовать адаптационную и человекотворческую функцию. Социальная адаптация - процесс активного усвоения человеческого опыта и приспособления к изменяющейся среде с помощью различных социальных средств. Реализация человекотворческой функции основана на потребностях личности, обусловленных общественными процессами. Социально-культурная деятельность, выполняя человекотворческую функцию, способствует созданию социального типа личности, востребованного обществом.
Принцип деятельностного подхода применительно к социализации, осуществляющейся социально-культурными средствами, является ведущим. Именно принцип деятельности позволяет понять природу и сущность социализации в полной мере. При этом социализация определяется как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны ... процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности». Это означает, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. В качестве примера можно привести включение человека в деятельность различных социально-культурных или социально-инициативных обществ и объединений экологической, историко-культурной, поисково-исследовательской и другой направленности. Участвуя в активной роли в деятельности этих объединений, каждый участник непосредственно через деятельность формирует свою нравственную позицию, свое отношение к проблеме сохранения природы, историческому прошлому, культурному наследию и т.д.
В этой ситуации человек является одновременно объектом и субъектом социальных отношений. Как объект он испытывает воздействие социальной среды, а как субъект изменяет ее.
Передача опыта может осуществляться как целенаправленное воздействие на личность или как стихийный, спонтанный процесс, влияющий на ее формирование. Соответственно различают направленную и ненаправленную формы социализации. Социально-культурная деятельность относится к направленным формам социализации, так как она представляет собой специально разработанную систему средств воздействия на человека с целью формирования определенного типа личности в соответствии с целями и интересами общества. Она обусловлена общественным сознанием, совокупностью отношений и интересов, всей окружающей средой. Ее методы и технологии используются социальными институтами, в деятельности которых учитывается социальная структура общества, специфические жизненные условия людей, их социальный опыт, уровень образования и культуры, особенности психики, закономерности восприятия и др.
Ненаправленные или стихийные формы социализации - это как бы автоматические восприятия определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении. Эта форма социализации обусловлена сферой непосредственного общения индивидов. Она развивается без включения механизмов направленной социализации и может стать опасной для человеческой личности и общества в целом, так как микросфера часто несет с собой стереотипы, устаревшие формы, правила существования и т.п.
Различные институты социально-культурной сферы, задействованные в процессе социализации, используют различные методы, технологии и формы направленного влияния (выставки, экспозиции, праздники, образовательные программы и др.), но общим для них должно быть наличие идеалов. Именно отсутствие в обществе социального идеала, утрата смыслов мировоззренческого характера отрицательно сказываются на результатах социализации. При создании эмоциональных ситуаций с ориентацией на идеалы и определенную систему ценностей (обряды, праздники, вечера-чествования, вечера-юбилеи), усиливающих мотивацию деятельности, личность превращается из объекта воздействия в субъект деятельности. Стимулируют этот процесс ритуалы торжественности, традиции, романтичность. Действенной оказывается социализация при воздействии авторитетного лица (например, клубные формы с участием реального героя). Эффективно действие внушения через идентификацию - чувство принадлежности к той или иной группе (например, художественные студии и клубные досуговые группы, неформальные молодежные и социально-культурные объединения). Человека формирует не физическая среда, а та система знаний, ценностей, норм и правил, с которыми он себя соотносит и отождествляет. Каждое общество использует средства целенаправленного воздействия на личность, рассчитанные на выработку определенного поведения, не выходящего за рамки его интересов.
Таким образом, смысл социализации средствами социально-культурной деятельности - в превращении каждой личности в инициативного, творческого субъекта деятельности, соответствующего требованиям новой социальности.
Социально-культурная деятельность выступает средством инкультурации индивида. Инкультурация - процесс освоения индивидом культурного опыта и включение его в личностную структуру. Освоение культурных ценностей, знаний и значений составляет содержание данного процесса.
Овладевая культурой, знакомясь с достижениями прошлых поколений и с настоящим культурным опытом, человек формирует собственное субъективное начало. Внедрение культурного опыта, его поддержание, приучение, включая многообразные формы воспитания и образования, — все эти формы культурной детерминации нуждаются в социальном регулировании и управлении. Решение данной проблемы возможно через деятельность социально-культурных институтов. Включение индивида в деятельность какого-либо творческого коллектива (художественное объединение, студия и т.д.) или информационно-просветительного объединения (школы, практикумы, семинары и т.д.) создает возможность и условия для освоения определенной культурной информации с целью последующего включения ее в поведение личности как социальное, так и творческое.
Исполнительское искусство, различного рода праздники, зрелища, культурное времяпровождение восполняют человеческое бытие и становятся формой проявления разнообразной деятельности, обогащают личность определенным культурным опытом.
Требуются значительные усилия каждого поколения, чтобы сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, знания и ориентации, обновить их или дать им новую интерпретацию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бытия.
Для того чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Отбор — первая стадия процесса сохранения элементов и достижений культуры. Сохранение духовных ценностей - это не только предотвращение их от физической гибели или забвения. Это также способ обеспечения преемственности в развитии духовной культуры, что подразумевает отбор духовных ценностей, распространение и обеспечение их функционирования в культурной среде новой эпохи.
Сохранению отобранных культурных творений служат такие учреждения, как архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи. Для хранения духовных ценностей используются современные технические средства, благодаря которым уникальные произведения становятся менее подверженными разрушительной силе времени.
Распространение ценностей культуры осуществляется прежде всего через общественную систему образования (общего, специального, политического, художественного и т.д.). Важную роль играют средства массовой информации, театры, музеи, филармонии, культурно-досуговые учреждения (клубы, библиотеки, досуговые центры, выставки и т.д.), которые действуют в условиях свободного времени и представляют собой формы дополнительной образовательной и непрофессиональной творческой деятельности, доступные для самых широких масс.
Процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности в своем развитии проходит три уровня: восприятие культурного опыта: знаний и значений художественной, информации и художественно-образной системы представлений и т.п.; освоение культурного опыта и включение его в личностную, субъективную структуру (усвоение, отбор, репродуцирование, интерпретация); воспроизводство освоенного культурного опыта в собственной художественно-творческой или культурно-познавательной деятельности через включение индивида в деятельность различных любительских художественных объединений, самодеятельных художественных коллективов и т.д.
В процессе инкультурации взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы как типологические уровни социально-культурной деятельности.
Репродуктивность неизбежна и обязательна во всех видах досуговых занятий, непрофессиональном художественном творчестве, в процессе познания и обучения. В то же время для участников художественной студии, любительского театра, художественного объединения и т.д. освоение основ искусства, овладение художественными умениями и навыками, сам процесс познания, реализации своих творческих возможностей и способностей - не только репродукция, но и творчество. Поэтому типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом: репродуктивный - простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов культурно-творческой деятельности; репродуктивно-творческий- открытие человеком нового для себя, что объективно не является новым; творческий — преобладание творческих элементов в деятельности, стремление к творческой самореализации и достижению творческих результатов.
Таким образом, процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности следует рассматривать как сложное, многоуровневое явление, как движение от простейших форм освоения культурного опыта и включения его в собственную личностную структуру до воспроизводства, сохранения и обновления уже в самостоятельной культурно-творческой деятельности.
Социально-культурная деятельность как система форм, средств и методов, регулирующих социальные процессы и социальное поведение человека. Именно посредством социально-культурной деятельности возможно осуществление регулятивной функции культуры. Социально-культурная деятельность охватывает постоянно действующие или долговременные, устойчивые и упорядоченные способы духовной регуляции. Суть социальной регуляции заключается в том, что она ставит пределы, ограничивает естественные проявления человеческой натуры или социальной группы, не умещающиеся в нормативных рамках. Формы социально-культурной деятельности (праздники, обряды, досуговые вечера, игровые программы и конкурсы и т.д.) не только снимают психологическое напряжение, предоставляют рекреацию и тем самым создают условия. для гармонизации психики и снятия аффективных состояний, но и регулируют процессы общения и взаимодействия, поведения и отношения к какому-либо явлению в соответствии с нормативными ожиданиями, принятыми в данном обществе. Занятия художественным творчеством, например, способствуют преодолению негативных состояний и позволяют человеку актуализировать не только творческий потенциал, но и позитивные эмоции, настроения. Социально-культурная деятельность преобразует негативные психологические состояния, регулирует их и направляет на достижение значимых и долговременных целей человеческого бытия.
Обычай является одной из простейших форм социально-культурной регуляции. Социально признанные образцы поведения складываются в обычаи, по которым накопленный опыт передается из поколения в поколение и от индивида к индивиду. К обычаям можно отнести и традиционные трудовые приемы, формы поведения, жизненного уклада, воспитания. Обычай выполняет функцию обязательного для исполнения образца поведения. Обычай связан с понятием «обряд», который представляет собой выполнение публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в данном обществе. В каждом обществе существуют образцы посвящения индивида в данное общество или возрастную группу (наречение имени, крещение, вручение паспорта, проводы в армию и т.д.), дни рождения и юбилеи, свадьбы и похороны и т.д. Существуют коллективные, общественные и государственные обряды, напоминающие о целостности общества, зафиксированной в юбилеях, исторических и памятных датах и т.д. Обряд - одна из самых устойчивых и стабильных форм социально-культурной регуляции поведения человека и общности в целом.
Устойчивое и действенное регулирование социальных отношений осуществляется через нормы, которые обеспечивают устойчивое, добровольное и сознательное сотрудничество людей. Образцы нормативного поведения закладываются в различные формы социально-культурной деятельности (массовые мероприятия, посвященные профилактике наркозависимости, алкоголизма, девиантных форм поведения). В этом случае норма носит предписывающий поведение характер, вызывая осуждение поведения, отклоняющегося от нормы.
Таким образом, социально-культурная деятельность выполняет регулятивную функцию культуры, выступает действенным средством социализации и инкультурации индивида. В этом проявляется ее уникальность и общественная значимость.
Роль, значение и место социально-культурной деятельности в общественной жизни можно определить, представив ее структуру в виде трех блоков: когнитивный, поведенческий, праксеологический. Разумеется, это деление условно, ибо эти «блоки» тесно связаны и, взаимопересекаясь, взаимодействуют. Но для анализа социально-культурной деятельности, более глубокого понимания системы ее понятий такое деление, очевидно, имеет определенный смысл.
Когнитивный блок характеризует социально-культурную
деятельность как развивающуюся, движущуюся совокупность
социально-культурного опыта, накопленного человечеством -
мировоззренческих представлений, знаний, навыков, умений -
во всех видах культурной деятельности.
Поведенческий блок формирует поведенческие модели. Живая человеческая деятельность регулируется «поведенческим» блоком культуры. Цель такого регулирования – добиться соответствия деятельности социальным ожиданиям общества. Формы социально-культурной деятельности, используя художественно-образные и информационно-логические средства и методы, представляют собой действенный потенциал нормативного воздействия на личность. Когнитивный и поведенческий «блоки» синтезируются праксеологическим блоком.
Праксеологический блок направлен на организацию и управление культурной деятельностью людей, поэтому его можно назвать «культуроорганизующим». Средством такого регулирования социально-культурной деятельности, точнее сказать и самоорганизации, выступают социальные институты социально-культурной сферы (лицеи, библиотеки, парки, досуговые центры, концертно-зрелищные учреждения и др.).
Структура социально-культурной деятельности, представленная тремя блоками - когнитивным, поведенческим, праксеологическим, - наиболее полно раскрывает сущностный потенциал этой деятельности, выявляя ее содержание, специфику и целевые установки. Специфические черты социально-культурной деятельности можно определить и описать исходя из представлений о ее структуре.
Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты.
а) осуществляется в свободное досуговое время, отличается свободой выбора, добровольностью, инициативностью участников;
б) обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;
в) характеризуется многообразием видов, на основе многообразия интересов (художественные, познавательные, политические, социальные, семейные, бытовые, профессиональные и др.);
г) реализуется в институциональных и неинституциональных формах;
д) отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, реализуется в ответ на потребности и интересы личности;
е) осуществляется через систему массовых, групповых и индивидуальных форм деятельности;
ж) ей присуща целенаправленность и целесообразность; именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере;
з) носит гуманистический, культурологический, развивающий характер, поскольку в основе имеет культурные цели;
и) ориентирована на социальную помощь, социальную защиту и социально-психологическую реабилитацию различных социально-демографических групп культурно-досуговыми средствами.
Рассматривая специфику социально-культурной деятельности как проявление ее сущностного начала и назначения в обществе, необходимо остановиться на проблеме включенности социально-культурной деятельности в общественные отношения. В этом случае социально-культурную деятельность можно охарактеризовать как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества: Социально-культурная деятельность является одним из элементов духовной жизни общества. Она формирует духовную жизнедеятельность общества. Одним из условий оптимизации этого процесса является расширение возможностей социально-культурной деятельности в плане стимулирования процесса социализации, инкультурации и самореализации личности.
1. Духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов культуроформирующей деятельности. Она доносит и включает в личностное поведение идеи, нормы, значения и цели, которые необходимы обществу в регуляции всего разнообразия своей деятельности. Социально- культурная деятельность способствует духовной интеграции
общества и различных его групп.
2. Социально-культурная деятельность включена в политические процессы, происходящие в обществе. Именно в сфере свободного времени происходит борьба между партиями и движениями, имеют место политические формы работы пропагандистской направленности. Социально-культурная деятельность может выступать как сопутствующая деятельность по отношению к политической (политические движения, деятельность политических лидеров, политико-предвыборные кампании).
3. Социально-культурная деятельность является частью социально-экономической жизни общества. Она сформировалась в целую производственную отрасль. Как и любая другая отрасль, социально-культурная деятельность имеет собственную сеть предприятий и трудовых коллективов, органов административного и методического руководства, научных центров и учебных заведений, систему экономического учета и отчетности.
4. Социально-культурная деятельность независимо от
характера и сферы проявления призвана решать важнейшие
социальные задачи:
- изучение, удовлетворение и возвышение духовных потребностей и интересов личности;
- формирование общественно значимых качеств личности;
- развитие творческих способностей;
- создание благоприятной культурной макро-микро-среды;
- организация социальной помощи и социально-психологической реабилитации через социокультурные формы деятельности.
Таким образом, социальная значимость социально-культурной деятельности обусловлена проникновением ее во все сферыжизнедеятельности общества. Одним из условий оптимизации этого процесса является расширение возможностей социально-культурной деятельности в плане стимулирования процесса социализации, инкультурации и самореализации личности.
Лекция 16.Досуг и досуговая деятельность. Народная художественная культура и творчество. Образование и карьера.Социальная защита и реабилитация.
До начала ХХ века досуг рассматривали исключительно как способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время.
На сегодняшний день слово «досуг» употребляется в следующих значениях:
• в качестве синонима свободного времени;
• как свободная (нерабочая) деятельность;
• как синоним состояния (переживания) человека в определенный момент (например «Мне недосуг об этом думать»).
Следует различать понятия «досуг» и «свободное время». «Свободное время - это пространство свободной деятельности человека как самоцели, деятельности, не навязанной извне, не являющейся необходимостью». В структуре свободного времени можно выделить время досуга и время более возвышенной деятельности. И если досуг на современном этапе чаще всего рассматривается как занятия для восстановления физических и духовных сил, в большей степени отдых, то под временем для возвышенной деятельности понимаются занятия, во время которых происходит развитие личности. К такого рода занятиям можно отнести творчество, самообразование, не имеющее непосредственную связь с профессией, занятие спортом, туризм, экскурсии и т.д.
Свободное время представляет ценность не само для себя, а в способности человека правильно его использовать. Свобода, которая рождается досугом, - это не просто праздность, бездеятельность, а возможность самому решать, что делать, как потратить это время так, чтобы и отдохнуть, и получить удовольствие, и самореализоваться, и чему-то научиться. Досуг - это часть внерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т. п.) и расходуется на восстановление духовных и физических сил человека. В его структуру входят самообразование, приобщение к культуре, т. е. чтение и посещение учреждений культуры, общественная активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эстетическая самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам, пассивный отдых.
Целостную систему культурно-досуговой деятельности следует рассматривать как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации и методики. В этой системе следует различать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента. Кроме того, следует уяснить, что система культурно-досуговой деятельности включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются самостоятельными системами; это сеть учреждений культуры разных типов (клубных учреждений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.); местные органы и управленческое руководство среднего и высшего звена; научные, средние и высшие учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры; материально-техническая база учреждений культуры.
Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат. Культурно-досуговая деятельность в этом контексте представляется системой со сложной структурой, переплетением типов и видов деятельности.
Если рассматривать досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, духовного общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т. д. Структура государственного устройства определяет ценностно-ориентированную базу культуры. Следовательно, чем более самоценной становилась жизнь личности, не сводимая к утилитарным видам деятельности, тем больше оснований говорить о культурном досуге, под которым понимается не просто свободное, т. е. праздное время, а время для осуществления значимых для личности, для ее самореализации форм деятельности.
Культурно-досуговая деятельность становится частью конкретно-исторической программы развития личности. Досуг становится все более регламентируемым и контролируемым типом деятельности и наполняется разнообразными ее формами, которые постепенно становятся взаимозависимыми между собой. Это позволяет организовывать систематическое и целенаправленное создание условий для формирования конкретно-исторической модели личности и уклада ее жизни.
Таким образом, культурно-досуговая деятельность (далее - КДД) - это процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей.
Выделим основные принципы КДД, опираясь на теоретические и практические исследования А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова.
Важнейшим принципом культурно-досуговой деятельности является ее неразрывная связь с жизнью, практическими задачами реформирования нашего общества. Осуществление принципа связи культурно-досуговой деятельности с жизнью, с насущными общественными проблемами предполагает соблюдение ряда условий:
• целенаправленность КДД;
• конкретность КДД;
• оперативность учреждений культуры;
• непрерывность процесса КДД.
Еще одним важным принципом культурно-досуговой деятельности является дифференцированный подход к различным слоям населения, который подразумевает под собой организацию мероприятий, учитывая возрастные, социальные, профессиональные и иные особенности людей.
В подростковом возрасте в основном проявляется в сфере досуга интерес к науке, технике, искусству, а также прикладным занятиям моделированием, рисованием, фотографией. В юности, хотя и сохраняются ценностные ориентиры подросткового возраста, но данная возрастная категория уже более осознанно относится к выбору будущей профессии, занимая свой досуг все больше подготовкой к трудовой деятельности. Также стимулом для совместного проведения свободного времени становится взаимный интерес юношей и девушек друг к другу, что порождает такие формы досуга, как домашние вечеринки, дискотеки, поездки за город, совместный просмотр видеофильмов. Вступление в трудовую жизнь корректирует содержание и формы проведения досуга, который приобретает характер семейного отдыха. В зрелом возрасте, по свидетельству психологов, в структуру досуговых ценностей входят общение с природой, посещение концертов и театров, занятие спортом. В этой связи работа с молодежью, детьми и подростками - очень ответственная задача. Особенно внимательно следует продумывать содержание, формы и методы работы среди молодежи. Молодежь составляет более половины всего взрослого населения страны, а среди посетителей учреждений культуры - большинство.
Серьезного отношения требует деятельность учреждений культуры для пенсионеров. Это наиболее благодарная аудитория. При правильном определении содержания и соответствующих методах работы люди пожилого возраста могут стать постоянными посетителями, непосредственными участниками и активистами в подготовке и проведении культурно-досуговых программ, деятельными помощниками специалистов учреждений культуры. Во многих учреждениях культуры пенсионеры входят в состав общественных советов, являются организаторами, охотно делятся своим богатым жизненным опытом с молодежью.
Дифференцированный подход необходим и по гендерному признаку. Организация работы среди женщин представляет значительные трудности. У женщин меньше свободного времени, чем у мужчин. Это следует принимать во внимание. Но несмотря на это, многие учреждения культуры могли бы поделиться положительным опытом работы с женщинами. При некоторых учреждениях культуры работают любительские объединения женщин или клубы по интересам, созданы комнаты матери и ребенка, что дает возможность женщинам-матерям посещать культурно-досуговые мероприятия.
Принцип опоры на самодеятельность людей означает наличие в учреждениях культуры специально подготовленных, знающих и любящих свое дело профессионалов, умелых организаторов, понимающих необходимость опоры на актив, использования инициативы и самодеятельности людей, способных на деле создать условия для развития активности населения. Данный принцип способствует, с одной стороны, социализации той или иной личности, а с другой - индивидуализации, возможности проявить себя, реализовать свои способности, самоутвердиться.
Принцип последовательности в культурно-досуговой деятельности осуществляется на основе изучения ряда условий: соответствие занятий уровню интересов и способностей; временная продолжительность и схема переключения с одних занятий на другие; в систему каких предшествующих и последующих занятий включено данное занятие.
Принцип системного подхода подразумевает осуществление КДД согласно сформированному плану, учитывающему государственные приоритеты культурной политики, дифференцированному подходу к аудитории, для которой проводятся те или иные мероприятия, что подразумевает изучение интересов и потребностей людей, а также использование современных методик и форм организации досуга, которые, кроме пассивного присутствия, подразумевают и активное участие в КДД.
Одной из главных функций культурно-досуговой деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуманную жизнь.
Социальные функции культурно-досуговой деятельности: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества; е) рекреационная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере. Одной из ведущих функций культурно-досуговой деятельности является рекреационная. Она способна снять производственное утомление, восстановить утраченные силы.
Следующая функция, тесно переплетающаяся с предыдущей, гедонистическая (наслаждение, удовольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности. Культурно-досуговая деятельность обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей. Социальные функции культурно-досуговой деятельности следует разделять на три уровня; федеральный, региональный и местный. все социальные функции культурно-досуговой деятельности составляют единое целое и постоянно реализуются в практической работе. Забвение или недооценка той или иной функции ведет к принижению роли учреждения культуры, к сужению сферы его влияния на развитие личности.
Индустрия развлечений. Развлекательные виды досуга используют искусство, которое связано с ярким зрелищем, насыщено юмором, позитивными эмоциями. Это также занятия, которые доставляют людям удовольствие, создают праздничное настроение.
К индустрии развлечений относятся следующие виды культурной продукции, бизнеса и досуговых услуг:
♦ газеты, журналы, книги развлекательного содержания;
♦ киноиндустрия и производство видеопродукции (создание фильмов,
радио- и телепрограмм, видеорекламы и др.);
♦ сеть кинопроката, телеканалы, радиостанции;
♦ музыкальная индустрия, производящая и продающая соответствующую музыкальную продукцию — компакт-диски, компакт-кассеты и др.;
♦ артбизнес (галереи, выставочные залы);
♦ организация концертов, туров и т.п. (шоу-бизнес);
♦ игровой и игорный бизнес;
♦ театры, концертные организации, цирки;
♦ досуговые центры, клубы, развлекательные комплексы, дискотеки;
♦ модельный бизнес, конкурсы красоты и др.;
♦ парки (зоопарки, аквапарки, тематические, развлекательные парки, экопарки и др.);
♦ сеть общественного питания (кафе, рестораны).
Основные институты, занимающиеся культурно-досуговой деятельностью:
I. Семья как изначальный социокультурный институт. Здесь необходимо обратить внимание на следующие моменты:
• роль семьи в жизни ребенка, подростка, взрослого человека;
• формирование жизненных ориентиров и моральных ценностей в семье;
• процесс социализации в рамках семьи;
• проблемы современных семей (разобщенность членов семьи, оторванность детей от домашних забот, трудовых и нравственных традиций и т. д.). Пути преодоления этих проблем.
• формы семейного отдыха;
• помощь социальных работников семьям в решении психологических проблем, а также организации совместного семейного отдыха.
II. Государственные институты культурно-досуговой деятельности. Государственные институты культурно-досуговой деятельности (учреждения искусства, научно-просветительные учреждения, клубы, дома и дворцы культуры, кинотеатры, парки культуры, центры национальных культур, дома ремесел, дома и центры народного творчества, центры молодежного досуга, санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения - санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории, лагеря и базы отдыха, стадионы, спортивные залы, пляжи, сауны, бассейны и т. д.) занимают одно из ведущих мест в структуре социально-культурной деятельности. Они выступают как полномочные субъекты разработки и претворения в жизнь общегосударственной культурной политики, которая находит отражение в программах по сохранению и развитию культуры, а также способствует формированию духовного и физического здоровья граждан. Государство обладает исключительными правами в деле охраны национального культурного достояния и целостности национально значимых музейных коллекций, библиотечных и архивных фондов. Выделим основные приоритеты государственной культурной политики Республики Беларусь:
1. Поддержка талантливых детей и молодежи (учреждение ежегодных премий, проведение различных конкурсов, финансирование и развитие школ искусств, центров детского и молодежного творчества и т. д.).
2. Покровительство государством развития национальной белорусской культуры (поддержка народных ремесел, творческих коллективов, музыкальных и танцевальных объединений).
3. Развитие физической культуры и здоровья нации (финансирование и развитие объектов спортивного назначения, пропаганда здорового образа жизни).
4. Идеологическое воспитание нации (выработка основ идеологии белорусского государства, введение обязательного дня информирования, финансирование мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию).
Внешкольному образованию и развитию детей и молодежи всегда уделяется особое внимание. Начало было положено в 1978 году с появлением домов пионеров, которые в 1992 году были преобразованы в детско-юношеские центры, с сохранением своих основных задач: предоставление возможностей творческой самореализации личности, участие в художественной самодеятельности, организация свободного времени детей и молодежи. Сеть учреждений культуры для детей и подростков широко развита в нашей стране. К ним относятся дома детского творчества, дома и дворцы молодежи, центры эстетического воспитания. Основной их целью является создание необходимых условий для организации свободного времени школьников. Одним из наиболее эффективно действующих и популярных центров досуга для детей и молодежи являются Центры творчества детей и молодежи. В состав Центров входят клубы и кружки различного направления, обучаются коллективы художественной самодеятельности, методический отдел занимается разработкой сценариев, подготовкой и организацией досуговых, концертных и иных программ. В обязанности материально-технического и административно-хозяйственного отделов входит обеспечение необходимыми материальными ресурсами. Осуществляется оформление концертов, спектаклей, игровых программ, утренников, вечеров отдыха.
Работа ведется по четырем основным направлениям:
• интеллектуальное и технологическое творчество;
• художественное творчество;
• экология и туристско-краеведческая работа;
• декоративное и изобразительное искусство.
Основной формой групповой работы в Центрах являются кружки - творческие объединения людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, основной деятельностью которых является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе. Центры насчитывает множество кружков, клубы по месту жительства. В Центрах работают педагоги, психологи, администраторы и методисты. Кружковая работа позволяет детям получить не только знания и умения, но и возможность пообщаться со сверстниками. В Центах работают социально-психолого-педагогические службы, телефоны доверия для родителей и учеников, отделы профориентации молодежи и психологическая помощь детям и их родителям. Для инвалидов создаются кружки компьютерной грамотности, журналистики, фотографии, вокала и керамики.
Для дошкольников работают кружки гимнастики, хореографии, народного пения, художественной гимнастики, коллектив бального танца, функционируют психологические театры, в программу которых входит психогимнастика, танцевальная терапия, куклотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, проективный рисунок.
III. Культурно-досуговая деятельность общественных и добровольных формирований. Под общественными и добровольными формированиями принято понимать различные фонды, движения, общества, инициативы и т. д. Чаще всего они реагируют на спрос, и в этой связи их деятельность поддерживается определенными группами населения. В рамках данного института культурно-досуговой деятельности можно выделить, с одной стороны, общества, имеющие свои дома культуры, где организуется досуг, с другой - движения, основная деятельность которых - проведение различных акций (за здоровый образ жизни, чистый город, против насилия, против наркотиков и т. д.).
Инвалиды - это люди, частично или полностью утратившие трудоспособность. Инвалидность может быть как врожденной, так и приобретенной. Инвалидность по слуху и речи создает определенные трудности в деле приобщения человека к труду, общественной жизни, овладении им знаниями и квалификацией, интеграции его в общество. Важнейшим условием преодоления этих трудностей является не только решение вопросов общего и профессионального образования, трудоустройства и обслуживания, но и помощь людям с ограниченными возможностями в развитии народных промыслов силами объединений инвалидов, организации досуга. Для того, чтобы инвалиды по слуху были полноправными и полноценными гражданами, создается сеть дошкольных и школьных учреждений, профессиональных училищ, учебно-производственных предприятий, медицинских и учебных заведений и культурно-просветительных учреждений.
В настоящее время социальная защита инвалидов осуществляется как на уровне государства, так и на уровне общественных организаций. Для помощи инвалидам по слуху и речи в социальной адаптации созданы городские, районные, краевые общества инвалидов. Эти общественные организации оказывают комплексную, дифференцированную социальную помощь лицам с ограниченными возможностями, направленную на максимально возможную реабилитацию и интеграцию данных людей в общество. В структуре общественных организаций имеются учебные центры, предприятия, реабилитационные и культурные центры.
Их задача - методическая и организационная помощь Обществу инвалидов в организации досуга его членов, организацию общения нетрудоспособных людей, помощь им в адаптации и расширении кругозора в современном мире, а также пропаганда и развитие творчества инвалидов. Работа ведется по трем основным направлениям: художественное творчество, спорт и досуг. В структуре Центров -
Отдел художественного творчества (включает в себя кружки народной самодеятельности, клубы, театры, студии живописи, фотостудии), спортивный отдел (спортивные тренировки и соревнования по плаванию, легкой атлетике, футболу, волейболу, оздоровительные мероприятия, консультации врачей-специалистов, профилактические мероприятия, посещения бассейна, тренажерного зала),
отдел досуга (совместно с художественным отделом организует культурно-просветительскую и культурно-досуговую работу с инвалидами).
Таким образом, основные формы работы с инвалидами в Центрах культуры - это кружки художественной самодеятельности и художественного творчества; вечера общения (праздники, детские утренники, вечера отдыха); вечера знакомств для детей и взрослых, цель которых - помощь детям-инвалидам обрести новых друзей, для взрослых - помощь в знакомствах и создании семьи.
Культурно-досуговая деятельность помогает в решении многих социальных проблем. Ее важность для инвалидов в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.
Художественная культура и искусство. Сегодня народная художественная культура и профессиональное искусство России относятся к числу наиболее значимых сфер общественной социально-культурной практики, постоянных объектов культурных интересов и предпочтений многочисленных групп и слоев населения. Их поддержка и развитие являются генеральной задачей государственных федеральных и региональных целевых проектов и программ. Для того, чтобы отстоять свое право на выживание, многим жанрам и видам профессионального и самодеятельного искусства приходится не только рассчитывать на помощь государства, но и привлекать дополнительные средства - кредиты, спонсорство, собственные средства от платных услуг, инвестиции от частных, коммерческих фирм и компаний.
Среди приоритетных направлений социально-культурной политики государства в области художественной культуры выделяются проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию прав доступа граждан к различным видам искусств, расширение социальной сферы и географии востребованности профессионального искусства. Предметом внимания государственных органов культуры является постоянный рост массовой аудитории за счет увеличения разнообразия форм и жанров художественного предложения, государственная поддержка гастрольной деятельности театров и филармонических коллективов, в том числе зарубежных гастролей, включая обменные.
С помощью ученых осуществляется творческий мониторинг художественного процесса - исследование и анализ предложения в области исполнительского искусства, жанровых и тематических тенденций формирования репертуара.
Особое место отводится созданию необходимых условий для выявления, становления и развития талантов, самореализации мастеров искусств и расширения сферы их востребованности. Постоянной поддержкой и целевым поощрением пользуются новые авторы, художники, представители постановочных и исполнительских профессий, а также инновационные проекты в различных видах и жанрах искусства. Обеспечиваются благоприятные возможности для художественного совершенствования молодь»! деятелям искусств, их участия в конкурсах, фестивалях, творческих лабораториях, мастерских, семинаров.
По мере сил государство стремится укрепить ресурсную базу художественной культуры и искусства. Министерство культуры принимает долевое участие в финансировании спектаклей и художественных программ, в том числе создаваемых в театрально-концертных учреждениях.
Развивается и совершенствуется практика приобретения произведений драматургии, музыкального и изобразительного искусства, государственных и социальных заказов (на конкурсной основе) на создание спектаклей, концертных программ, проведение выставок, на реализацию разномасштабных комплексных проектов. Всё это делается в целях усиления влияния на художественно-репертуарную политику коллективов и организаций. Государством ежегодно выделяются средства целевым назначением и в порядке долевого участия на создание произведений общественно значимой тематики. Особой целевой поддержкой государства пользуется создание произведений различных жанров для детей, подростков и молодежи. С целью расширения творческих предложений для этой категории Министерство культуры использует различные формы финансовой поддержки (Федеральная целевая программа «Культура России» (2006– 2010 годы).
Творчество - процесс социально-культурной деятельности, который всегда обязательно связан с созданием, преобразованием, порождением нового, качественно оригинального результата, так как предполагает всегда творца, субъекта творческой активности.
Кратко остановимся на характеристике таких видов культурно-творческой деятельности масс в условиях свободного времени, как социальное, художественное, научно-техническое и самобытное прикладное творчество.
Под социальным творчеством понимается общественная, основанная на демократических, добровольных началах деятельность людей, связанная с осуществлением социальных проектов и инициатив в культурно-досуговой сфере. Сюда мы отнесем участие в различных формах общественного самоуправления сферой культуры, досуга, спорта; работу в составе инициативных комиссий и групп по подготовке и проведению разнообразных досуговых программ; выполнение эпизодических общественных поручений. Отметим большое влияние социального творчества на развитие активности, инициативы не только взрослых, но и детей.
Обширную сферу представляет самодеятельное художественное творчество, предполагающее непрофессиональную, индивидуальную и коллективную деятельность в области театрального, вокального, инструментально-оркестрового, изобразительного, эстрадного, циркового и других видов искусства. Следует подчеркнуть, что самодеятельное творчество характеризуется сегодня сложными и противоречивыми процессами, существенными диспропорциями в развитии различных видов и жанров художественной самодеятельности.
Детское творчество, в том числе и художественное, становится все более ориентированным на личность ребенка, его индивидуальные особенности и интересы. Это побуждает нас рассматривать каждого педагога школы русского фольклора как квалифицированного этнолога, занимающегося организацией отдыха и развлечений. На этом пути были утрачены традиции информационно-просветительной и воспитательной работы. В обстановке усиленной деидеологизации заглохла совершенно необходимая для любого общества деятельность по гражданскому формированию личности.
Таким образом, в сфере искусства и всей художественной жизни общества социально-культурную деятельность необходимо рассматривать как профессиональную и непрофессиональную, социально направленную, основанную на исторически присущих российскому обществу традициях гуманизма и милосердия деятельность отдельных индивидуумов и социальных групп по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей.
Образование и карьера. Важной сферой общественной практики, где реализуется социально-культурная деятельность, является образование как необходимое условие формирования дальнейшей профессиональной карьеры специалиста. В структуру данной категории общественной практики включаются следующие составляющие ступени образования: дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, профессиональное, вузовское, послевузовское (повышение квалификации), второе (дополнительное).
Наиболее актуальным для наступившего XXI века является вопрос о функциях образования в социально-культурной жизни современной России и в целом мирового сообщества. Наиболее четкий ответ на этот вопрос даёт представление об устройстве самого образования как общественной социально-культурной практики.
Среди целевых ориентации российского образования выделяется несколько уровней: федеральный, региональный, местный (локальный).
Разностороннее и своевременное интеллектуальное развитие молодого поколения, культивирование навыков самообразования для творческой самореализации личности. Это формирование у детей и молодежи целостного миропонимания, мировосприятия и современного научного мировоззрения, развитие у них культуры межличностных и межэтнических отношений. Это систематическое обновление содержания образования, прежде всего гуманитарного, в том числе художественного, направленного на гармоническое, эстетическое воспитание молодого поколения. Качественный рост профессионального образования отражает изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий.
Образование ставится в один ряд с последующей профессиональной штиста, оно является необходимой предпосылкой обеспечения профессионального роста кадрового пополнения, приходящего в различные отрасли народного хозяйства, науки и культуры. Не случайно так много внимания обращается на преодоление одного из существенных недостатков системы образования, особенно высшей школы, - её недостаточной прикладной направленности.
Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет финансовых сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности ребенка, затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе начинающих с теми, кто уже в какой-то мере освоил этот род деятельности; за сотворческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формируя потребность в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире.
Названные стадии предопределяют специфику содержания дополнительного образования. Если на первом уровне немногое дается многим, то на третьем - многое немногим. Такая логика образовательного процесса позволяет учреждениям дополнительного образования предлагать свои услуги всем детям, совершенствовать все стороны человеческого «Я».
Дополнительное образование характеризуется как одна из наиболее ярко выраженных разновидностей вариативного образования и эффективных форм общественной практики, в которых реализуется социально-культурная деятельность общества.
Особая актуальность института дополнительного образования состоит в том, что он изначально ориентирован на свободный выбор человеком видов и форм социокультурной, в частности образовательной, деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации способностей.
Социальная защита и реабилитация. Система социально-культурной реабилитации и поддержки, охватывающая сегодня практически большую часть населения, является и средством, и результатом общественной практики социально-культурной деятельности. В этой области занят многочисленный отряд специалистов - профессионалов самых различных отраслей и направлений. Все они прямо или косвенно участвуют в реализации реабилитационных проектов и программ, осуществлении многочисленных культуротерапевтических, реабилитационных технологий.
Совершенствование и развитие социально-культурной реабилитации незащищенных групп населения - сложный, многоуровневый процесс. Он обусловлен не только личностными и социальными интересами и потребностями инвалидов и лиц пожилого возраста, но и отношением к ним со стороны государства, общества и его социальных институтов.
Образ жизни людей с ограниченными возможностями в первую очередь формируется ими самими. Их жизнеобеспечение, социальная коммуникация, рекреация, социализация не могут быть привнесены извне, благодаря чьим-либо субъективным желаниям, по шаблонным схемам. Любые социально-культурные реабилитационные проекты, программы, технологии, чтобы оправдать своё целевое назначение, не могут игнорировать особенности естественной культурной среды, духовные ценности, потребности и интересы этих групп, их культурную самобытность, в которой отражается их взгляд на мир.
Дети и взрослые - инвалиды, представители старшего поколения во многих случаях являются организаторами и непосредственными участниками творческих мероприятий, субъектами многих культурных инициатив, носителями и хранителями общенационального культурного наследия, социально-культурного опыта и традиций. В своей интеграционной политике по отношению к людям с ограниченными возможностями государство и общество основной акцент переносят на их активное социально-культурное позиционирование, самодеятельность, самоутверждение и самореализацию.
Такая интеграционная политика существенно отличается с практики государственного попечительства и патронажа, в которой отсутствует активное деятельное начало. Во все времена интеграция помогала и помогает успешно противостоять элементам сегрегации в среде инвалидов и пожилых, их обособлению, отчуждению от контактов с окружающим миром.
Трудности, переживаемые в процессе экономических и социальных реформ, в первую очередь оказывают негативное воздействие на социально-незащищенные группы населения. Социально-культурная сфера существенно расширяет возможности для самоопределения, социальной активности этой части населения в сфере культуры и досуга - это и развитие предпринимательской деятельности, индивидуального и семейного подряда.
Возрастает роль креативной педагогики, формирования у людей с социальной недостаточностью желания и готовности участвовать в социально развивающих акциях, образовательных, художественных, развлекательно-игровых, оздоровительных и другую досуговых программах, в различных культурных движениях и инициативах. При этом необходима координация действий множества параллельных структур, участвующих в реабилитационной работе самостоятельно, но нередко дублирующих друг друга. Возникающее многообразие организационных субъектов, умелое использование их ресурсов и возможностей позволит обеспечить качественное обогащение форм и содержания социально-культурной реабилитации и поддержки людей с ограниченными возможностями.
Лекция № 17 . Семья как традиционный социально-культурный институт
Исторически семья остается начальной структурной единицей общества и одновременно традиционно ведущим социально-культурным институтом. Она представляет собой первичный социально-культурный коллектив детей и взрослых, естественную среду их духовного развития.
Центр тяжести социально-культурной деятельности затрагивает весь общественный функционал семьи. Функции - репродуктивная и экономическая, воспитательная и хозяйственно-бытовая, эмоциональная, сексуальная, рекреативная, досуговая. Социально- культурная среда дает возможность каждой из семей проявить свой социальный статус, осуществить первичный социальный контроль, всегда оставаться центром духовного общения, формирования полезных взаимодействий.
Многие духовные и эстетические нормы и ценности переносятся на семейно-бытовую среду, на создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, взрослого. Это приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружески отношений в социуме. Семейному досугу свойственно отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода выбора видов способов досуговой деятельности. Социально-культурная деятельность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспитательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общности.
Семья занимает важнейшее место в социальных связях человека. История развития общества - это история развития семьи и как социального института. Сегодня семья - ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия.
В процессе социально-культурной деятельности необходимо учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные; многодетные, о; но-, двухдетные, бездетные; молодые и «патриархальные» (включающие несколько поколений); неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи; межнациональные и моноэтнические. Для каждого типа семьи существуют определенные критерии выявления и отбора.
Перед обществом стоит актуальная задача: полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему. В последние десятилетия оказались ослабленными семейно-бытовые отношения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей. Зачастую дети оторваны от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций се
семьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, усугубляет последствия тяжелых социально-бытовых условий. Идеи добра, гуманизма, почтительного отношения к старшему поколению, бережного отношения к памяти предков заменялись педагогикой мероприятий для детей, но без семьи, без жителей социума. Развлекательно-образовательная система воспитания не всегда способствовала включению в жизнь общества. Семья оказалась отстраненной от участия в воспитательном процессе, организованном социально-культурными институтами. Микросреда, община, которая веками была главной социальной воспитывающей силой, и сегодня недостаточно влияет на развитие детей. В связи с этим теряются такие общечеловеческие ценности, как гордость, честь, достоинство, добро, сострадание, целомудрие, патриотизм, взаимопомощь между соседями и др. Проблема возвращения семье изначального предназначения - быть духовным наставником и воспитателем детей.
Круг социально-педагогических проблем современной семьи чрезвычайно широк, что не может не отражаться на ее социально-культурном уровне.
• Проблемы количественного и качественного дефицита социальных связей и общения родителей и детей внутри и вне семьи.
• Отсутствие постоянной и эффективной диагностики способов и приемов интеллектуального, физического и психического развития детей в семье.
• Нехватка устойчивых навыков и форм коллективного семейного досуга и культурного сотворчества.
• Недостаточная социально-психологическая культура родителей и детей как причина семейных конфликтов и взаимного недопонимания.
• Недостаточный потребительский бюджет и уровень жизни, рост количества малообеспеченных семей. Среди социально-бытовых проблем семьи, непосредственно влияющих на ее активность в сфере социально-культурной деятельности, выделяются жилищные проблемы, условия проживания.
• Экономические трудности современных семей, особенно неполных, трудных, многодетных и молодых,
Существенное значение имеют разумное распределение домашнего труда между членами семьи, внутрисемейные отношения представителей разных поколений, детей и родителей, мсжсемейные отношения.
Закономерности семейного досуга, степень включенности городских и сельских семей в различные виды социально-культурной деятельности - на базе социально-культурных институтов, тех или иных досуговых общностей.