Лекция № 15. Социально-культурная деятельность как общественное явление, область общественной практики.

Модуль 3. Сферы реализации социально-культурной деятельности.

Содержание - это категория, обозначающая единство всех составных элементов деятельности, ее свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует предел у целостности. Система СКД относится к категории социальных систем, которая действует внутри общества. Деятельность - это специфически человеческая форма, активное действие к окружающей среде, предполагающее ее целесообразное изменение и преобразование. Объект - это общественно-научное толкование предмета или явления, противоречие субъекту в его предметно практической и познавательной деятельности. Цель - один из элементов сознательной деятельности субъекта, который характеризует предвосхищение в осмыслении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Определение целей всегда есть результат мыслительной деятельности человека; всегда перспектива деятельности; это категория идеальная, желательная, максимально возвышенный результат деятельности.
Те же самые характеристики относятся и к социальным задачам. Различия между целями и задачами.
1. Цель выдвигается в единственном числе, а задачи - во множественном.
2. Задачей конкретизируется цель, является составным его элементом.
3.Достижение целей предваряется выполнением задач.
Целевые установки СКД:

- Генеральные, стратегические - Стимулирование всестороннего развития личности, духовное богатство, физическое совершенство, моральная чистота, генеральные цели и задачи являются умозрительными, идеальными.

- Мировоззренческие - Формирование научного мировоззрения, формирование политической, экономической, правовой и эстетической культуры человека.
- Тактические - Воспитание человека и его духовное развитие, пропаганда искусства как задача, просветительная работа, экологическое воспитание, эстетическое развитие, развитие творческих способностей, организация культурного отдыха.
- Ситуативные - Обогащение личности конкретными знаниями, умениями, навыками

Содержанием социально-культурной деятельности выступа­ет развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности. «Общественные отношения оказываются показа­телем, критерием развития человека, а значит и его культуры, именно как отношения между индивидами и группами индиви­дов в качестве субъектов деятельности. В этом смысле данные отношения образуют «субстанцию» культуры постольку, по­скольку они реально раскрываются как «человеческие отноше­ния».

Анализируя эту проблему, следует отметить, что общество в своем воздействии на человека — это система отношений и ин­ститутов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека. Среди них следует указать, прежде всего, на законы и правовую систему, систему образования и воспитания и т.д. Со­циально-культурная деятельность также представляет собой систему направленного социального воздействия на индивида. Современная социально-культурная деятельность находится на переломном этапе своего развития. Происходящий на наших глазах цивилизационный сдвиг предполагает изменение спосо­бов деятельности, иной менталитет и поведение. Человек пере­стает быть прежде всего объектом воздействия со стороны без­личных экономических и политических структур и становится субъектом, активно реализующим право выбора, посредством которого «самодостраивается», самореализуется личность. В этих условиях предъявляются новые требования к институтам социально-культурной деятельности.

Новый уровень развития, когда культурные факторы становятся паритетными с прежде безусловно доминировавшими социально-экономическими струк­турами, продуцирует качественно иные требования к характеру, целям, методам и формам социально-культурной деятельности, ее статусу, системе социальных институтов.

Анализ социальной природы социально-культурной деятель­ности по своей сути связан с ответами на вопросы о том, какое место она занимает в структуре общества, через какие социаль­ные институты реализуется в обществе, каково ее предназначе­ние, целевые установки и принципиальные отличия от анало­гичных видов деятельности. Рассматривая социально-культур­ную деятельность как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества, необходимо подчеркнуть универсальность и уникаль­ность ее характеристик.

Социально-культурная деятельность выступает сред­ством социализации индивида, т.е. приобщением к общест­венному целому, становления как' члена общества. Отечествен­ная социология в понимании социализации опирается на поло­жение об определяющей роли социальной сферы в формирова­нии личности, считая развитие индивида обусловленным не только биологической природой, но и социальной программой. В ряде работ по социальной психологии и социологии социализа­цию определяют как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность [Кон И.С.]. В крат­ком словаре по социологии социализация определяется как про­цесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Основным средством социализации является культура и свя­занная с нею социально-культурная деятельность, призванная реализовать адаптационную и человекотворческую функцию. Социальная адаптация - процесс активного усвоения человече­ского опыта и приспособления к изменяющейся среде с помо­щью различных социальных средств. Реализация человекотворческой функции основана на потребностях личности, обуслов­ленных общественными процессами. Социально-культурная деятельность, выполняя человекотворческую функцию, способствует созданию социального типа личности, востребованного обществом.

Принцип деятельностного подхода применительно к социа­лизации, осуществляющейся социально-культурными средства­ми, является ведущим. Именно принцип деятельности позволяет понять природу и сущность социализации в полной мере. При этом социализация определяется как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом со­циального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны ... процесс активного воспроизводства системы соци­альных связей индивидом за счет его активной деятельности». Это означает, что человек не просто усваивает социаль­ный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. В качестве примера можно привести включение человека в деятельность различных социально-культурных или социально-инициативных обществ и объедине­ний экологической, историко-культурной, поисково-исследовательской и другой направленности. Участвуя в актив­ной роли в деятельности этих объединений, каждый участник непосредственно через деятельность формирует свою нравст­венную позицию, свое отношение к проблеме сохранения при­роды, историческому прошлому, культурному наследию и т.д.

В этой ситуации человек является одновременно объектом и субъектом социальных отношений. Как объект он испытывает воздействие социальной среды, а как субъект изменяет ее.

Передача опыта может осуществляться как целенаправлен­ное воздействие на личность или как стихийный, спонтанный процесс, влияющий на ее формирование. Соответственно разли­чают направленную и ненаправленную формы социализации. Социально-культурная деятельность относится к на­правленным формам социализации, так как она представляет собой специально разработанную систему средств воздействия на человека с целью формирования определенного типа лично­сти в соответствии с целями и интересами общества. Она обу­словлена общественным сознанием, совокупностью отношений и интересов, всей окружающей средой. Ее методы и технологии используются социальными институтами, в деятельности кото­рых учитывается социальная структура общества, специфические жизненные условия людей, их социальный опыт, уровень образования и культуры, особенности психики, закономерности восприятия и др.

Ненаправленные или стихийные формы социализации - это как бы автоматические восприятия определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непо­средственном социальном окружении. Эта форма социализации обусловлена сферой непосредственного общения индивидов. Она развивается без включения механизмов направленной со­циализации и может стать опасной для человеческой личности и общества в целом, так как микросфера часто несет с собой сте­реотипы, устаревшие формы, правила существования и т.п.

Различные институты социально-культурной сферы, задей­ствованные в процессе социализации, используют различные методы, технологии и формы направленного влияния (выставки, экспозиции, праздники, образовательные программы и др.), но общим для них должно быть наличие идеалов. Именно отсутст­вие в обществе социального идеала, утрата смыслов мировоз­зренческого характера отрицательно сказываются на результатах социализации. При создании эмоциональных ситуаций с ориен­тацией на идеалы и определенную систему ценностей (обряды, праздники, вечера-чествования, вечера-юбилеи), усиливающих мотивацию деятельности, личность превращается из объекта воздействия в субъект деятельности. Стимулируют этот процесс ритуалы торжественности, традиции, романтичность. Действен­ной оказывается социализация при воздействии авторитетного лица (например, клубные формы с участием реального героя). Эффективно действие внушения через идентификацию - чувст­во принадлежности к той или иной группе (например, художест­венные студии и клубные досуговые группы, неформальные мо­лодежные и социально-культурные объединения). Человека формирует не физическая среда, а та система знаний, ценностей, норм и правил, с которыми он себя соотносит и отождествляет. Каждое общество использует средства целенаправленного воз­действия на личность, рассчитанные на выработку определенно­го поведения, не выходящего за рамки его интересов.

Таким образом, смысл социализации средствами социально-культурной деятельности - в превращении каждой личности в инициативного, творческого субъекта деятельности, соответст­вующего требованиям новой социальности.

Социально-культурная деятельность выступает сред­ством инкультурации индивида. Инкультурация - процесс освоения индивидом культурного опыта и включение его в личностную структуру. Освоение куль­турных ценностей, знаний и значений составляет содержание данного процесса.

Овладевая культурой, знакомясь с достижениями прошлых поколений и с настоящим культурным опытом, человек форми­рует собственное субъективное начало. Внедрение культурного опыта, его поддержание, приучение, включая многообразные формы воспитания и образования, — все эти формы культурной детерминации нуждаются в социальном регулировании и управ­лении. Решение данной проблемы возможно через деятельность социально-культурных институтов. Включение индивида в дея­тельность какого-либо творческого коллектива (художественное объединение, студия и т.д.) или информационно-просветитель­ного объединения (школы, практикумы, семинары и т.д.) создает возможность и условия для освоения определенной культурной информации с целью последующего включения ее в поведение личности как социальное, так и творческое.

Исполнительское искусство, различного рода праздники, зрелища, культурное времяпровождение восполняют человече­ское бытие и становятся формой проявления разнообразной дея­тельности, обогащают личность определенным культурным опытом.

Требуются значительные усилия каждого поколения, чтобы сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, знания и ориентации, обновить их или дать им новую интерпре­тацию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бытия.

Для того чтобы культурные творения стали достоянием мно­гих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Отбор — пер­вая стадия процесса сохранения элементов и достижений куль­туры. Сохранение духовных ценностей - это не только предот­вращение их от физической гибели или забвения. Это также спо­соб обеспечения преемственности в развитии духовной культуры, что подразумевает отбор духовных ценностей, распростра­нение и обеспечение их функционирования в культурной среде новой эпохи.

Сохранению отобранных культурных творений служат такие учреждения, как архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи. Для хранения духовных ценностей используются современные технические средства, благодаря которым уникальные произве­дения становятся менее подверженными разрушительной силе времени.

Распространение ценностей культуры осуществляется преж­де всего через общественную систему образования (общего, специального, политического, художественного и т.д.). Важную роль играют средства массовой информации, театры, музеи, фи­лармонии, культурно-досуговые учреждения (клубы, библиоте­ки, досуговые центры, выставки и т.д.), которые действуют в условиях свободного времени и представляют собой формы до­полнительной образовательной и непрофессиональной творче­ской деятельности, доступные для самых широких масс.

Процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности в своем развитии проходит три уровня: восприятие культурного опыта: знаний и значений художественной, инфор­мации и художественно-образной системы представлений и т.п.; освоение культурного опыта и включение его в личностную, субъективную структуру (усвоение, отбор, репродуцирование, интерпретация); воспроизводство освоенного культурного опыта в собственной художественно-творческой или культурно-познавательной деятельности через включение индивида в дея­тельность различных любительских художественных объедине­ний, самодеятельных художественных коллективов и т.д.

В процессе инкультурации взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы как типологиче­ские уровни социально-культурной деятельности.

Репродуктивность неизбежна и обязательна во всех видах досуговых занятий, непрофессиональном художественном твор­честве, в процессе познания и обучения. В то же время для уча­стников художественной студии, любительского театра, художе­ственного объединения и т.д. освоение основ искусства, овладение художественными умениями и навыками, сам процесс по­знания, реализации своих творческих возможностей и способно­стей - не только репродукция, но и творчество. Поэтому типоло­гические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом: репродуктивный - про­стое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов культурно-творческой деятельности; репродуктивно-творческий- открытие человеком нового для себя, что объективно не явля­ется новым; творческий — преобладание творческих элементов в деятельности, стремление к творческой самореализации и дос­тижению творческих результатов.

Таким образом, процесс инкультурации средствами социаль­но-культурной деятельности следует рассматривать как сложное, многоуровневое явление, как движение от простейших форм ос­воения культурного опыта и включения его в собственную лично­стную структуру до воспроизводства, сохранения и обновления уже в самостоятельной культурно-творческой деятельности.

Социально-культурная деятельность как система форм, средств и методов, регулирующих социальные процес­сы и социальное поведение человека. Именно посредством социально-культурной деятельности возможно осуществление регулятивной функции культуры. Социально-культурная дея­тельность охватывает постоянно действующие или долговре­менные, устойчивые и упорядоченные способы духовной регу­ляции. Суть социальной регуляции заключается в том, что она ставит пределы, ограничивает естественные проявления челове­ческой натуры или социальной группы, не умещающиеся в нор­мативных рамках. Формы социально-культурной деятельности (праздники, обряды, досуговые вечера, игровые программы и конкурсы и т.д.) не только снимают психологическое напряже­ние, предоставляют рекреацию и тем самым создают условия. для гармонизации психики и снятия аффективных состояний, но и регулируют процессы общения и взаимодействия, поведения и отношения к какому-либо явлению в соответствии с норма­тивными ожиданиями, принятыми в данном обществе. Занятия художественным творчеством, например, способствуют преодо­лению негативных состояний и позволяют человеку актуализи­ровать не только творческий потенциал, но и позитивные эмоции, настроения. Социально-культурная деятельность преобра­зует негативные психологические состояния, регулирует их и направляет на достижение значимых и долговременных целей человеческого бытия.

Обычай является одной из простейших форм социально-культурной регуляции. Социально признанные образцы поведе­ния складываются в обычаи, по которым накопленный опыт пе­редается из поколения в поколение и от индивида к индивиду. К обычаям можно отнести и традиционные трудовые приемы, фор­мы поведения, жизненного уклада, воспитания. Обычай выполня­ет функцию обязательного для исполнения образца поведения. Обычай связан с понятием «обряд», который представляет собой выполнение публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в данном обществе. В каждом обществе существуют образ­цы посвящения индивида в данное общество или возрастную груп­пу (наречение имени, крещение, вручение паспорта, проводы в ар­мию и т.д.), дни рождения и юбилеи, свадьбы и похороны и т.д. Существуют коллективные, общественные и государственные об­ряды, напоминающие о целостности общества, зафиксированной в юбилеях, исторических и памятных датах и т.д. Обряд - одна из самых устойчивых и стабильных форм социально-культурной ре­гуляции поведения человека и общности в целом.

Устойчивое и действенное регулирование социальных отно­шений осуществляется через нормы, которые обеспечивают ус­тойчивое, добровольное и сознательное сотрудничество людей. Образцы нормативного поведения закладываются в различные формы социально-культурной деятельности (массовые меро­приятия, посвященные профилактике наркозависимости, алко­голизма, девиантных форм поведения). В этом случае норма но­сит предписывающий поведение характер, вызывая осуждение поведения, отклоняющегося от нормы.

Таким образом, социально-культурная деятельность выпол­няет регулятивную функцию культуры, выступает действенным средством социализации и инкультурации индивида. В этом проявляется ее уникальность и общественная значимость.

Роль, значение и место социально-культурной деятельности в общественной жизни можно определить, представив ее струк­туру в виде трех блоков: когнитивный, поведенческий, праксеологический. Разумеется, это деление условно, ибо эти «блоки» тесно связаны и, взаимопересекаясь, взаимодействуют. Но для анализа социально-культурной деятельности, более глубокого понимания системы ее понятий такое деление, очевидно, имеет определенный смысл.

Когнитивный блок характеризует социально-культурную
деятельность как развивающуюся, движущуюся совокупность
социально-культурного опыта, накопленного человечеством -
мировоззренческих представлений, знаний, навыков, умений -
во всех видах культурной деятельности.

Поведенческий блок формирует поведенческие модели. Живая человеческая деятельность регулируется «поведенче­ским» блоком культуры. Цель такого регулирования – добиться соответствия деятельности социальным ожиданиям общества. Формы социально-культурной деятельности, используя художе­ственно-образные и информационно-логические средства и ме­тоды, представляют собой действенный потенциал нормативно­го воздействия на личность. Когнитивный и поведенческий «блоки» синтезируются праксеологическим блоком.

Праксеологический блок направлен на организацию и управление культурной деятельностью людей, поэтому его мож­но назвать «культуроорганизующим». Средством такого регули­рования социально-культурной деятельности, точнее сказать и самоорганизации, выступают социальные институты социально-культурной сферы (лицеи, библиотеки, парки, досуговые цен­тры, концертно-зрелищные учреждения и др.).

Структура социально-культурной деятельности, представ­ленная тремя блоками - когнитивным, поведенческим, праксеологическим, - наиболее полно раскрывает сущностный потенци­ал этой деятельности, выявляя ее содержание, специфику и це­левые установки. Специфические черты социально-культурной деятельности можно определить и описать исходя из представ­лений о ее структуре.

Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты.

а) осуществляется в свободное досуговое время, отличается свободой выбора, добровольностью, инициативностью участников;

б) обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;

в) характеризуется многообразием видов, на основе много­образия интересов (художественные, познавательные, политиче­ские, социальные, семейные, бытовые, профессиональные и др.);

г) реализуется в институциональных и неинституциональных формах;

д) отличается глубокой личностной направленностью, по­скольку несет в себе черты индивидуальности, реализуется в ответ на потребности и интересы личности;

е) осуществляется через систему массовых, групповых и ин­дивидуальных форм деятельности;

ж) ей присуща целенаправленность и целесообразность; именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели опре­деляют последовательность действий личности в социально-культурной сфере;

з) носит гуманистический, культурологический, развиваю­щий характер, поскольку в основе имеет культурные цели;

и) ориентирована на социальную помощь, социальную защи­ту и социально-психологическую реабилитацию различных со­циально-демографических групп культурно-досуговыми средст­вами.

Рассматривая специфику социально-культурной деятельно­сти как проявление ее сущностного начала и назначения в обще­стве, необходимо остановиться на проблеме включенности со­циально-культурной деятельности в общественные отношения. В этом случае социально-культурную деятельность можно оха­рактеризовать как неотъемлемую часть жизнедеятельности об­щества: Социально-культурная деятельность является одним из элементов духовной жизни общества. Она формирует духовную жизнедеятельность общества. Одним из условий оптимизации этого процесса является расширение возможностей социально-культурной деятельности в плане стимулирования процесса со­циализации, инкультурации и самореализации личности.

1. ­Духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в це­лом дифференцированной системой знаний и ориентации, необ­ходимых для осуществления всех видов культуроформирующей деятельности. Она доносит и включает в личностное поведение идеи, нормы, значения и цели, которые необходимы обществу в регуляции всего разнообразия своей деятельности. Социально- культурная деятельность способствует духовной интеграции
общества и различных его групп.

2. Социально-культурная деятельность включена в поли­тические процессы, происходящие в обществе. Именно в сфере свободного времени происходит борьба между партиями и дви­жениями, имеют место политические формы работы пропаганди­стской направленности. Социально-культурная деятельность мо­жет выступать как сопутствующая деятельность по отношению к политической (политические движения, деятельность политиче­ских лидеров, политико-предвыборные кампании).

3. Социально-культурная деятельность является частью социально-экономической жизни общества. Она сформирова­лась в целую производственную отрасль. Как и любая другая отрасль, социально-культурная деятельность имеет собственную сеть предприятий и трудовых коллективов, органов администра­тивного и методического руководства, научных центров и учеб­ных заведений, систему экономического учета и отчетности.

4. Социально-культурная деятельность независимо от
характера и сферы проявления призвана решать важнейшие
социальные задачи:

- изучение, удовлетворение и возвышение духовных потреб­ностей и интересов личности;

- формирование общественно значимых качеств личности;

- развитие творческих способностей;

- создание благоприятной культурной макро-микро-среды;

- организация социальной помощи и социально-психологи­ческой реабилитации через социокультурные формы деятельно­сти.

Таким образом, социальная значимость социально-культур­ной деятельности обусловлена проникновением ее во все сферыжизнедеятельности общества. Одним из условий оптимизации этого процесса является расширение возможностей социально-культурной деятельности в плане стимулирования процесса со­циализации, инкультурации и самореализации личности.

 

Лекция 16.Досуг и досуговая деятельность. Народная художественная культура и творчество. Образование и карьера.Социальная защита и реабилитация.

 

До начала ХХ века досуг рассматривали исключитель­но как способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время.

На сегодняшний день слово «досуг» употребляется в следующих значениях:

• в качестве синонима свободного времени;

• как свободная (нерабочая) деятельность;

• как синоним состояния (переживания) человека в определенный момент (например «Мне недосуг об этом думать»).

Следует различать понятия «досуг» и «свободное время». «Свободное время - это про­странство свободной деятельности человека как самоцели, деятельности, не навязанной извне, не являющейся необходимостью». В структуре свободного времени можно выделить время досуга и время более возвышенной деятельности. И если досуг на современном этапе чаще все­го рассматривается как занятия для восстановления физических и духовных сил, в боль­шей степени отдых, то под временем для возвышенной деятельности понимаются занятия, во время которых происходит развитие личности. К такого рода занятиям можно отнести творчество, самообразование, не имеющее непосредственную связь с профессией, занятие спортом, туризм, экскурсии и т.д.

Свободное время представляет ценность не само для себя, а в способности человека правильно его использовать. Свобода, которая рождается досугом, - это не просто празд­ность, бездеятельность, а возможность самому решать, что делать, как потратить это время так, чтобы и отдохнуть, и получить удовольствие, и самореализоваться, и чему-то научить­ся. Досуг - это часть внерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т. п.) и расходуется на восстановление духовных и физических сил человека. В его структуру входят самооб­разование, приобщение к культуре, т. е. чтение и посещение учреждений культуры, обще­ственная активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эсте­тическая самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам, пассивный отдых.

Целостную систему культурно-досуговой деятельности следует рассматривать как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации и методики. В этой системе следует раз­личать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо опре­деленный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и со­вершенствования каждого элемента. Кроме того, следует уяснить, что система культурно-досуговой деятельности включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются самостоятельными си­стемами; это сеть учреждений культуры разных типов (клубных учреж­дений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.); местные органы и управленческое руководство среднего и высшего звена; научные, средние и высшие учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры; материально-техническая база учреждений культуры.

Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятель­ность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат. Культурно-досуговая деятельность в этом контексте представляется системой со сложной структурой, пе­реплетением типов и видов деятельности.

Если рассматривать досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидар­ности, взаимосвязи поколений, духовного общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т. д. Структура государственного устройства определяет ценнос­тно-ориентированную базу культуры. Следовательно, чем более самоценной становилась жизнь личности, не сводимая к утилитарным видам деятельности, тем больше оснований говорить о культурном досуге, под которым понимается не просто свободное, т. е. праздное время, а время для осуществления значимых для личности, для ее самореализации форм деятельности.

Культурно-досуговая деятельность становится частью конкретно-исторической про­граммы развития личности. Досуг становится все более регламентируемым и контролируе­мым типом деятельности и наполняется разнообразными ее формами, которые постепенно становятся взаимозависимыми между собой. Это позволяет организовывать систематичес­кое и целенаправленное создание условий для формирования конкретно-исторической мо­дели личности и уклада ее жизни.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность (далее - КДД) - это процесс созда­ния, распространения и умножения духовных ценностей.

Выделим основные принципы КДД, опираясь на теоретические и практические иссле­дования А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова.

Важнейшим принципом культурно-досуговой деятельности является ее неразрывная связь с жизнью, практическими задачами реформирования нашего общества. Осуществле­ние принципа связи культурно-досуговой деятельности с жизнью, с насущными обществен­ными проблемами предполагает соблюдение ряда условий:

• целенаправленность КДД;

• конкретность КДД;

• оперативность учреждений культуры;

• непрерывность процесса КДД.

Еще одним важным принципом культурно-досуговой деятельности является диффе­ренцированный подход к различным слоям населения, который подразумевает под собой организацию мероприятий, учитывая возрастные, социальные, профессиональные и иные особенности людей.

В подростковом возрасте в основном проявляется в сфере досуга интерес к науке, технике, искусству, а также прикладным заня­тиям моделированием, рисованием, фотографией. В юности, хотя и сохраняются ценност­ные ориентиры подросткового возраста, но данная возрастная категория уже более осознан­но относится к выбору будущей профессии, занимая свой досуг все больше подготовкой к трудовой деятельности. Также стимулом для совместного проведения свободного времени становится взаимный интерес юношей и девушек друг к другу, что порождает такие формы досуга, как домашние вечеринки, дискотеки, поездки за город, совместный просмотр ви­деофильмов. Вступление в трудовую жизнь корректирует содержание и формы проведения досуга, который приобретает характер семейного отдыха. В зрелом возрасте, по свидетель­ству психологов, в структуру досуговых ценностей входят общение с природой, посещение концертов и театров, занятие спортом. В этой связи работа с молодежью, детьми и подрос­тками - очень ответственная задача. Особенно внимательно следует продумывать содержа­ние, формы и методы работы среди молодежи. Молодежь составляет более половины всего взрослого населения страны, а среди посетителей учреждений культуры - большинство.

Серьезного отношения требует деятельность учреждений культуры для пенсионеров. Это наиболее благодарная аудитория. При правильном определении содержания и соответс­твующих методах работы люди пожилого возраста могут стать постоянными посетителями, непосредственными участниками и активистами в подготовке и проведении культурно-досуговых программ, деятельными помощниками специалистов учреждений культуры. Во многих учреждениях культуры пенсионеры входят в состав общественных советов, явля­ются организаторами, охотно делятся своим богатым жизненным опытом с молодежью.

Дифференцированный подход необходим и по гендерному признаку. Организация ра­боты среди женщин представляет значительные трудности. У женщин меньше свободного времени, чем у мужчин. Это следует принимать во внимание. Но несмотря на это, многие учреждения культуры могли бы поделиться положительным опытом работы с женщинами. При некоторых учреждениях культуры работают любительские объединения женщин или клубы по интересам, созданы комнаты матери и ребенка, что дает возможность женщинам-матерям посещать культурно-досуговые мероприятия.

Принцип опоры на самодеятельность людей означает наличие в учреждениях культу­ры специально подготовленных, знающих и любящих свое дело профессионалов, умелых организаторов, понимающих необходимость опоры на актив, использования инициативы и самодеятельности людей, способных на деле создать условия для развития активности населения. Данный принцип способствует, с одной стороны, социализации той или иной личности, а с другой - индивидуализации, возможности проявить себя, реализовать свои способности, самоутвердиться.

Принцип последовательности в культурно-досуговой деятельности осуществляется на основе изучения ряда условий: соответствие занятий уровню интересов и способностей; временная продолжительность и схема переключения с одних занятий на другие; в систему каких предшествующих и последующих занятий включено данное занятие.

Принцип системного подхода подразу­мевает осуществление КДД согласно сформированному плану, учитывающему государс­твенные приоритеты культурной политики, дифференцированному подходу к аудитории, для которой проводятся те или иные мероприятия, что подразумевает изучение интересов и потребностей людей, а также использование современных методик и форм организации до­суга, которые, кроме пассивного присутствия, подразумевают и активное участие в КДД.

Одной из главных функций культурно-досуговой деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуманную жизнь.

Социальные функции культурно-досуговой деятельности: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредован­ных культурными компонентами, социализацию общества; е) рекреаци­онная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере. Одной из ведущих функций культурно-досуговой деятельности яв­ляется рекреационная. Она способна снять производственное утомле­ние, восстановить утраченные силы.

Следующая функция, тесно пере­плетающаяся с предыдущей, гедонистическая (наслаждение, удо­вольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности. Культурно-досуговая деятельность обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей. Социальные функции культурно-досуговой деятельности следует разделять на три уровня; федеральный, региональный и местный. все социальные функции культурно-досуговой деятельности составляют единое целое и постоянно реализуются в практической ра­боте. Забвение или недооценка той или иной функции ведет к приниже­нию роли учреждения культуры, к сужению сферы его влияния на раз­витие личности.

Индустрия развлечений. Развлекательные виды досуга используют искусство, которое свя­зано с ярким зрелищем, насыщено юмором, позитивными эмоциями. Это также занятия, которые доставляют людям удовольствие, создают праздничное настроение.

К индустрии развлечений относятся следую­щие виды культурной продукции, бизнеса и досуговых услуг:

♦ газеты, журналы, книги развлекательного содержания;

♦ киноиндустрия и производство видеопродукции (создание фильмов,
радио- и телепрограмм, видеорекламы и др.);

♦ сеть кинопроката, телеканалы, радиостанции;

♦ музыкальная индустрия, производящая и продающая соответствую­щую музыкальную продукцию — компакт-диски, компакт-кассеты и др.;

♦ артбизнес (галереи, выставочные залы);

♦ организация концертов, туров и т.п. (шоу-бизнес);

♦ игровой и игорный бизнес;

♦ театры, концертные организации, цирки;

♦ досуговые центры, клубы, развлекательные комплексы, дискотеки;

♦ модельный бизнес, конкурсы красоты и др.;

♦ парки (зоопарки, аквапарки, тематические, развлекательные пар­ки, экопарки и др.);

♦ сеть общественного питания (кафе, рестораны).

Основные институты, занимающиеся культурно-досуговой деятельностью:

I. Семья как изначальный социокультурный институт. Здесь необходимо обратить вни­мание на следующие моменты:

• роль семьи в жизни ребенка, подростка, взрослого человека;

• формирование жизненных ориентиров и моральных ценностей в семье;

• процесс социализации в рамках семьи;

• проблемы современных семей (разобщенность членов семьи, оторванность детей от до­машних забот, трудовых и нравственных традиций и т. д.). Пути преодоления этих проблем.

• формы семейного отдыха;

• помощь социальных работников семьям в решении психологических проблем, а так­же организации совместного семейного отдыха.

II. Государственные институты культурно-досуговой деятельности. Государственные институты культурно-досуговой деятельности (учреждения искусства, научно-просвети­тельные учреждения, клубы, дома и дворцы культуры, кинотеатры, парки культуры, центры национальных культур, дома ремесел, дома и центры народного творчества, центры моло­дежного досуга, санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения - санато­рии, пансионаты, дома отдыха, профилактории, лагеря и базы отдыха, стадионы, спортивные залы, пляжи, сауны, бассейны и т. д.) занимают одно из ведущих мест в структуре социаль­но-культурной деятельности. Они выступают как полномочные субъекты разработки и пре­творения в жизнь общегосударственной культурной политики, которая находит отражение в программах по сохранению и развитию культуры, а также способствует формированию ду­ховного и физического здоровья граждан. Государство обладает исключительными правами в деле охраны национального культурного достояния и целостности национально значимых музейных коллекций, библиотечных и архивных фондов. Выделим основные приоритеты государственной культурной политики Республики Беларусь:

1. Поддержка талантливых детей и молодежи (учреждение ежегодных премий, проведе­ние различных конкурсов, финансирование и развитие школ искусств, центров детского и молодежного творчества и т. д.).

2. Покровительство государством развития национальной белорусской культуры (поддержка народных ремесел, творческих коллективов, музыкальных и танцевальных объединений).

3. Развитие физической культуры и здоровья нации (финансирование и развитие объек­тов спортивного назначения, пропаганда здорового образа жизни).

4. Идеологическое воспитание нации (выработка основ идеологии белорусского госу­дарства, введение обязательного дня информирования, финансирование мероприятий, спо­собствующих патриотическому воспитанию).

Внешкольному образованию и развитию детей и молодежи всегда уделяется особое внимание. Начало было положено в 1978 году с появлением домов пионеров, которые в 1992 году были преобразованы в детско-юношеские центры, с сохранением своих основ­ных задач: предоставление возможностей творческой самореализации личности, участие в художественной самодеятельности, организация свободного времени детей и молодежи. Сеть учреждений культуры для детей и подростков широко развита в нашей стране. К ним относятся дома детского творчества, дома и дворцы молодежи, центры эстетического вос­питания. Основной их целью является создание необходимых условий для организации свободного времени школьников. Одним из наиболее эффективно действующих и популяр­ных центров досуга для детей и молодежи являются Центры творчества детей и молодежи. В состав Центров входят клубы и кружки различного направления, обучаются коллекти­вы художественной самодеятельности, методический отдел занимается раз­работкой сценариев, подготовкой и организацией досуговых, концертных и иных программ. В обязанности материально-технического и административно-хозяйственного отделов вхо­дит обеспечение необходимыми материальными ресурсами. Осуществляется оформление концертов, спектаклей, игровых программ, утренников, вечеров отдыха.

Работа ведется по четырем основным направлениям:

• интеллектуальное и технологическое творчество;

• художественное творчество;

• экология и туристско-краеведческая работа;

• декоративное и изобразительное искусство.

Основной формой групповой работы в Центрах являются кружки - творческие объеди­нения людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, основной деятельнос­тью которых является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе. Центры насчитывает множество кружков, клубы по месту жительства. В Центрах работают педагоги, психологи, администраторы и ме­тодисты. Кружковая работа позволяет детям получить не только знания и умения, но и возможность пообщаться со сверстниками. В Центах работают социально-психолого-педагогические службы, телефоны доверия для родителей и учеников, отделы профориента­ции молодежи и психологическая помощь детям и их родителям. Для инвалидов создаются кружки компьютерной грамотности, журналистики, фотографии, вокала и керамики.

Для дошкольников работают кружки гимнастики, хореографии, народного пения, художественной гимнастики, коллектив бального танца, функционируют психологические театры, в программу которых входит психогимнастика, танцевальная терапия, куклотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, проективный рисунок.

III. Культурно-досуговая деятельность общественных и добровольных формирований. Под общественными и добровольными формированиями принято понимать различные фонды, движения, общества, инициативы и т. д. Чаще всего они реагируют на спрос, и в этой связи их деятельность поддерживается определенными группами населения. В рамках данного института культурно-досуговой деятельности можно выделить, с одной стороны, общества, имеющие свои дома культуры, где организуется досуг, с другой - движения, ос­новная деятельность которых - проведение различных акций (за здоровый образ жизни, чистый город, против насилия, против наркотиков и т. д.).

Инвалиды - это люди, частично или полностью утратившие трудоспособность. Инва­лидность может быть как врожденной, так и приобретенной. Инвалидность по слуху и речи создает определенные трудности в деле приобщения человека к труду, общественной жиз­ни, овладении им знаниями и квалификацией, интеграции его в общество. Важнейшим условием преодоления этих трудностей является не только решение вопросов общего и профессионального образования, трудоуст­ройства и обслуживания, но и помощь людям с ограниченными возможностями в развитии народных промыслов силами объединений инвалидов, организации досуга. Для того, что­бы инвалиды по слуху были полноправными и полноценными гражданами, создается сеть дошкольных и школьных учреждений, профессиональных училищ, учебно-производственных предприятий, медицинских и учебных заведений и культурно-просветительных учреждений.

В настоящее время социальная защита инвалидов осуществля­ется как на уровне государства, так и на уровне общественных организаций. Для помощи инвалидам по слуху и речи в социальной адаптации созданы городские, районные, краевые общества инвалидов. Эти общественные организации ока­зывают комплексную, дифференцированную социальную помощь лицам с ограниченными возможностями, направленную на максимально возможную реабилитацию и интеграцию данных людей в общество. В структуре общественных организаций имеются учебные центры, предприятия, реабилитационные и культурные центры.

Их задача - методическая и организационная помощь Обществу инвалидов в организации досуга его членов, организацию общения нетрудоспособных людей, помощь им в адаптации и расширении кругозора в современном мире, а также пропаганда и развитие творчества инвалидов. Работа ведется по трем основным направлениям: художественное творчество, спорт и досуг. В структуре Центров -

Отдел художественного творчества (включает в себя кружки народной самодеятель­ности, клубы, театры, студии живописи, фотостудии), спортивный отдел (спортивные тренировки и соревнования по плаванию, легкой атлетике, футболу, волейболу, оздоровительные мероприятия, консультации врачей-специа­листов, профилактические мероприятия, посещения бассейна, тренажерного зала),

отдел досуга (совместно с художественным отделом организует культурно-просвети­тельскую и культурно-досуговую работу с инвалидами).

Таким образом, основные формы работы с инвалидами в Центрах культу­ры - это кружки художественной самодеятельности и художественного творчества; вече­ра общения (праздники, детские утренники, вечера отдыха); вечера знакомств для детей и взрослых, цель которых - помощь детям-инвалидам обрести новых друзей, для взрос­лых - помощь в знакомствах и создании семьи.

Культурно-досуговая деятельность помогает в решении многих социаль­ных проблем. Ее важность для инвалидов в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потреб­ностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.

Художественная культура и искусство. Сегодня народная художественная культура и профессиональное искусство России относятся к числу наиболее значимых сфер общест­венной социально-культурной практики, постоянных объектов культур­ных интересов и предпочтений многочисленных групп и слоев населе­ния. Их поддержка и развитие являются генеральной задачей государст­венных федеральных и региональных целевых проектов и программ. Для того, чтобы отстоять свое право на выживание, многим жанрам и видам профессионального и самодеятельного искусства приходится не только рассчитывать на помощь государства, но и привлекать дополнительные средства - кредиты, спонсорство, собственные средства от платных ус­луг, инвестиции от частных, коммерческих фирм и компаний.

Среди приоритетных направлений социально-культурной политики государства в области художественной культуры выделяются проведе­ние мероприятий, обеспечивающих реализацию прав доступа граждан к различным видам искусств, расширение социальной сферы и географии востребованности профессионального искусства. Предметом внимания государственных органов культуры является постоянный рост массовой аудитории за счет увеличения разнообразия форм и жанров художест­венного предложения, государственная поддержка гастрольной деятель­ности театров и филармонических коллективов, в том числе зарубежных гастролей, включая обменные.

С помощью ученых осуществляется творческий мониторинг худо­жественного процесса - исследование и анализ предложения в области исполнительского искусства, жанровых и тематических тенденций фор­мирования репертуара.

Особое место отводится созданию необходимых условий для выяв­ления, становления и развития талантов, самореализации мастеров ис­кусств и расширения сферы их востребованности. Постоянной поддерж­кой и целевым поощрением пользуются новые авторы, художники, представители постановочных и исполнительских профессий, а также инновационные проекты в различных видах и жанрах искусства. Обеспе­чиваются благоприятные возможности для художественного совершен­ствования молодь»! деятелям искусств, их участия в конкурсах, фести­валях, творческих лабораториях, мастерских, семинаров.

По мере сил государство стремится укрепить ресурсную базу худо­жественной культуры и искусства. Министерство культуры принимает долевое участие в финансировании спектаклей и художественных про­грамм, в том числе создаваемых в театрально-концертных учреждениях.

Развивается и совершенствуется практика приобретения произве­дений драматургии, музыкального и изобразительного искусства, госу­дарственных и социальных заказов (на конкурсной основе) на создание спектаклей, концертных программ, проведение выставок, на реализацию разномасштабных комплексных проектов. Всё это делается в целях уси­ления влияния на художественно-репертуарную политику коллективов и организаций. Государством ежегодно выделяются средства целевым назначением и в порядке долевого участия на создание произведений общественно значимой тематики. Особой целевой поддержкой государ­ства пользуется создание произведений различных жанров для детей, подростков и молодежи. С целью расширения творческих предложений для этой категории Министерство культуры использует различные фор­мы финансовой поддержки (Федеральная целевая программа «Культура России» (2006– 2010 годы).

Творчество - процесс социально-культурной деятельности, который всегда обязательно связан с созданием, преобразованием, порождением нового, качественно оригинального результата, так как предполагает всегда творца, субъекта творческой активности.

Кратко остановимся на характеристике таких видов культурно-творческой деятельности масс в условиях свободного времени, как социальное, художественное, научно-техническое и самобытное прикладное творчество.

Под социальным творчеством понимается общественная, ос­нованная на демократических, добровольных началах деятель­ность людей, связанная с осуществлением социальных проектов и инициатив в культурно-досуговой сфере. Сюда мы отнесем уча­стие в различных формах общественного самоуправления сферой культуры, досуга, спорта; работу в составе инициативных комис­сий и групп по подготовке и проведению разнообразных досуговых программ; выполнение эпизодических общественных поруче­ний. Отметим большое влияние социального творчества на разви­тие активности, инициативы не только взрослых, но и детей.

Обширную сферу представляет самодеятельное художествен­ное творчество, предполагающее непрофессиональную, индивиду­альную и коллективную деятельность в области театрального, во­кального, инструментально-оркестрового, изобразительного, эст­радного, циркового и других видов искусства. Следует подчерк­нуть, что самодеятельное творчество характеризуется сегодня сложными и противоречивыми процессами, существенными диспропорциями в развитии различных видов и жанров художествен­ной самодеятельности.

Детское творчество, в том числе и художественное, становится все более ориентированным на личность ребенка, его индивиду­альные особенности и интересы. Это побуждает нас рассматривать каждого педагога школы русского фольклора как квалифицированного этнолога, занимающегося организацией отдыха и развле­чений. На этом пути были утрачены традиции информационно-просветительной и воспитательной работы. В обстановке усилен­ной деидеологизации заглохла совершенно необходимая для лю­бого общества деятельность по гражданскому формированию лич­ности.

Таким образом, в сфере искусства и всей художественной жизни общества социально-культурную деятельность необходимо рассматривать как профессиональную и непрофессиональную, со­циально направленную, основанную на исторически присущих российскому обществу традициях гуманизма и милосердия дея­тельность отдельных индивидуумов и социальных групп по созда­нию, сохранению, распространению и освоению культурных цен­ностей.

Образование и карьера. Важной сферой общественной практики, где реализуется социально-культурная деятельность, является образование как необходимое усло­вие формирования дальнейшей профессиональной карьеры специалиста. В структуру данной категории общественной практики включаются сле­дующие составляющие ступени образования: дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, профессиональное, вузовское, послевузовское (повышение квалификации), второе (дополнительное).

Наиболее актуальным для наступившего XXI века является вопрос о функциях образования в социально-культурной жизни современной Рос­сии и в целом мирового сообщества. Наиболее четкий ответ на этот во­прос даёт представление об устройстве самого образования как общественной социально-культурной практики.

Среди целевых ориентации российского образования выделяется несколько уровней: федеральный, региональный, местный (локальный).

Разностороннее и своевременное интеллектуальное развитие мо­лодого поколения, культивирование навыков самообразования для твор­ческой самореализации личности. Это формирование у детей и молоде­жи целостного миропонимания, мировосприятия и современного науч­ного мировоззрения, развитие у них культуры межличностных и межэт­нических отношений. Это систематическое обновление содержания об­разования, прежде всего гуманитарного, в том числе художественного, направленного на гармоническое, эстетическое воспитание молодого поколения. Качественный рост профессионального образования отража­ет изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий.

Образование ставится в один ряд с последующей профессиональной штиста, оно является необходимой предпосылкой обеспечения профессионального роста кадрового пополнения, приходящего в различные отрасли народного хозяйства, науки и культуры. Не случайно так много внимания обращается на преодоление одного из существенных недостатков системы образования, особенно высшей школы, - её недостаточной прикладной направленности.

Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет финансовых сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности ребенка, затем обеспечивается сотрудничество в творче­ском процессе начинающих с теми, кто уже в какой-то мере освоил этот род деятельности; за сотворческой деятельностью следует самостоя­тельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, фор­мируя потребность в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире.

Названные стадии предопределяют специфику содержания дополни­тельного образования. Если на первом уровне немногое дается многим, то на третьем - многое немногим. Такая логика образовательного про­цесса позволяет учреждениям дополнительного образования предлагать свои услуги всем детям, совершенствовать все стороны человеческого «Я».

Дополнительное образование характеризуется как одна из наиболее ярко выраженных разновидностей вариативного обра­зования и эффективных форм общественной практики, в которых реали­зуется социально-культурная деятельность общества.

Особая актуальность института дополнительного образования со­стоит в том, что он изначально ориентирован на свободный выбор чело­веком видов и форм социокультурной, в частности образовательной, дея­тельности, формирование его собственных представлений о мире, разви­тие познавательной мотивации способностей.

Социальная защита и реабилитация. Система социально-культурной реабилитации и поддержки, охватывающая сегодня практически большую часть населения, является и средством, и результатом общественной практики со­циально-культурной деятельности. В этой области занят много­численный отряд специалистов - профессионалов самых различ­ных отраслей и направлений. Все они прямо или косвенно участ­вуют в реализации реабилитационных проектов и программ, осу­ществлении многочисленных культуротерапевтических, реабилитационных технологий.

 

Совершенст­вование и развитие социально-культурной реабилитации незащи­щенных групп населения - сложный, многоуровневый процесс. Он обусловлен не только личностными и социальными интересами и потребностями инвалидов и лиц пожилого возраста, но и отноше­нием к ним со стороны государства, общества и его социальных институтов.

Образ жизни людей с ограниченными возможностями в пер­вую очередь формируется ими самими. Их жизнеобеспечение, социальная коммуникация, рекреация, социализация не могут быть привнесены извне, благодаря чьим-либо субъективным же­ланиям, по шаблонным схемам. Любые социально-культурные реабилитационные проекты, программы, технологии, чтобы оп­равдать своё целевое назначение, не могут игнорировать особен­ности естественной культурной среды, духовные ценности, потребности и интересы этих групп, их культурную самобытность, в которой отражается их взгляд на мир.

Дети и взрослые - инвалиды, представители старшего поколе­ния во многих случаях являются организаторами и непосредст­венными участниками творческих мероприятий, субъектами мно­гих культурных инициатив, носителями и хранителями общена­ционального культурного наследия, социально-культурного опыта и традиций. В своей интеграционной политике по отношению к людям с ограниченными возможностями государство и общество основной акцент переносят на их активное социально-культурное позиционирование, самодеятельность, самоутвер­ждение и самореализацию.

Такая интеграционная политика существенно отличается с практики государственного попечительства и патронажа, в кото­рой отсутствует активное деятельное начало. Во все времена ин­теграция помогала и помогает успешно противостоять элементам сегрегации в среде инвалидов и пожилых, их обособлению, отчу­ждению от контактов с окружающим миром.

Трудности, переживаемые в процессе экономических и соци­альных реформ, в первую очередь оказывают негативное воздей­ствие на социально-незащищенные группы населения. Социаль­но-культурная сфера существенно расширяет возможности для са­моопределения, социальной активности этой части населения в сфере культуры и досуга - это и развитие предпринимательской деятельности, индивидуального и семейного подряда.

Возрастает роль креативной педагогики, формирования у лю­дей с социальной недостаточностью желания и готовности участ­вовать в социально развивающих акциях, образовательных, худо­жественных, развлекательно-игровых, оздоровительных и другую досуговых программах, в различных культурных движениях и инициативах. При этом необходима координация действий множе­ства параллельных структур, участвующих в реабилитационной работе самостоятельно, но нередко дублирующих друг друга. Возникающее многообразие организационных субъектов, умелое использование их ресурсов и возможностей позволит обеспечить качественное обогащение форм и содержания социально-культурной реабилитации и поддержки людей с ограниченными возможностями.

Лекция № 17 . Семья как традиционный социально-культурный институт

 

Исторически семья остается начальной структурной единицей общества и одновременно традиционно ве­дущим социально-культурным институтом. Она представляет собой первичный социально-культурный коллектив детей и взрос­лых, естественную среду их духовного развития.

Центр тяжести социально-культурной деятельности затрагивает весь общественный функционал семьи. Функции - репродуктивная и экономическая, воспитательная и хозяйственно-бытовая, эмо­циональная, сексуальная, рекреативная, досуговая. Социально- культурная среда дает возможность каждой из семей проявить свой социальный статус, осуществить первичный социальный контроль, всегда оставаться центром духовного общения, форми­рования полезных взаимодействий.

Многие духовные и эстетические нормы и ценности пере­носятся на семейно-бытовую среду, на создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, взрослого. Это приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, на­сыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными фор­мами, сближению семей, установлению более тесных дружески отношений в социуме. Семейному досугу свойственно отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода выбора видов способов досуговой деятельности. Социально-культурная деятель­ность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспитательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общности.

Семья занимает важнейшее место в социальных связях человека. История развития общества - это история развития семьи и как социального института. Сегодня семья - ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, консолидации обще­ства, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия.

В процессе соци­ально-культурной деятельности необходимо учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные; многодетные, о; но-, двухдетные, бездетные; молодые и «патриархальные» (включающие несколько поколений); неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи; межнацио­нальные и моноэтнические. Для каждого типа семьи существуют определенные критерии выявления и отбора.

Перед обществом стоит актуальная задача: полноценно вклю­чить семью в воспитательно-образовательную систему. В послед­ние десятилетия оказались ослабленными семейно-бытовые отно­шения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей. Зачастую дети оторва­ны от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций се

семьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, усугубляет последствия тяжелых социально-бытовых условий. Идеи добра, гуманизма, почтительного отношения к старшему поколению, бе­режного отношения к памяти предков заменялись педагогикой ме­роприятий для детей, но без семьи, без жителей социума. Развле­кательно-образовательная система воспитания не всегда способ­ствовала включению в жизнь общества. Семья оказалась отстра­ненной от участия в воспитательном процессе, организованном социально-культурными институтами. Микросреда, община, кото­рая веками была главной социальной воспитывающей силой, и сегодня недостаточно влияет на развитие детей. В связи с этим теряются такие общечеловеческие ценности, как гордость, честь, достоинство, добро, сострадание, целомудрие, патриотизм, взаимопомощь между соседями и др. Проблема возвращения семье изначального предназначения - быть духовным наставни­ком и воспитателем детей.

Круг социально-педагогических проблем современной семьи чрезвычайно широк, что не может не отражаться на ее соци­ально-культурном уровне.

• Проблемы количест­венного и качественного дефицита социальных связей и общения родителей и детей внутри и вне семьи.

• Отсутствие постоянной и эффективной диагностики способов и приемов интеллектуаль­ного, физического и психического развития детей в семье.

• Не­хватка устойчивых навыков и форм коллективного семейного до­суга и культурного сотворчества.

• Недостаточная социально-психологическая культура родителей и детей как причина семей­ных конфликтов и взаимного недопонимания.

• Недостаточный потреби­тельский бюджет и уровень жизни, рост количества малообеспеченных семей. Среди социально-бытовых проблем семьи, непосредственно влияющих на ее активность в сфере социально-культурной деятельности, выделяются жилищ­ные проблемы, условия проживания.

• Экономические трудности современных семей, особенно неполных, трудных, многодетных и молодых,

Существенное значение имеют разумное распределение до­машнего труда между членами семьи, внутрисемейные отношения представителей разных поколений, детей и родителей, мсжсемейные отношения.

Закономерности семейного досуга, степень включенности городских и сельских семей в различные виды со­циально-культурной деятельности - на базе социально-культур­ных институтов, тех или иных досуговых общностей.