Системы питания двигателей 27 страница

питающие — компрессор, ресиверы (воздушные баллоны);

управляющие — тормозные краны, клапаны управления тор­мозными механизмами прицепа и полуприцепа;

исполнительные — тормозные камеры, тормозные цилиндры;

регулирующие — регулятор давления компрессора, регулятор тормозных сил и др.;


улучшающие эксплуатационные качества и надежность — вла-гоотделители, защитные, ускоряющие и другие клапаны;

сигнальные — сигнализаторы различного типа.

В тормозной системе автомобиля с пневмоприводом тормоз­ные механизмы приводятся в действие энергией сжатого воздуха, а водитель только воздействует на управляющие (воздухораспре­делительные) приборы.

На рис. 10.8 представлена схема пневматического тормозного привода автомобиля. В привод входят компрессор 1, регулятор дав­ления 8, воздушные баллоны 3, тормозной кран 6, тормозные камеры 2 и 4 передних и задних колес, тормозная педаль 7, мано­метр 9 и трубопроводы. В расторможенном состоянии компрессор / через регулятор давления 8 нагнетает сжатый воздух в воздушные баллоны 5, а тормозные камеры 2 и 4 сообщаются с окружающим воздухом. Как только в баллонах накопится достаточный запас сжатого воздуха, регулятор давления отключает компрессор. При нажатии на тормозную педаль 7сжатый воздух из воздушных бал­лонов направляется в тормозные камеры тормозным краном 6, который разобщает их с окружающим воздухом. Под действием давления воздуха тормозные камеры приводят в работу тормоз­ные механизмы передних и задних колес автомобиля. Манометр 9 контролирует давление воздуха в приводе, которое составляет 0,75...0,8 МПа. Трубопровод 5связывает тормозной привод авто­мобиля с пневмооборудованием прицепа.

Наиболее сложным является пневмопривод автопоезда. Он вклю­чает несколько десятков приборов. В зависимости от используемо­го пневмооборудования автомобиль-тягач и прицеп могут иметь однопроводный или двухпроводный пневматический привод.

На рис. 10.9, а показана схема однопроводного пневматическо­го тормозного привода автопоезда. При однопроводном приводе тормозные системы автомобиля-тягача и прицепа связаны между собой при помощи соединительной головки 7 одним трубопрово­дом, который является одновременно питающим и управляющим. При движении автопоезда компрессор / через регулятор Удавле­ния нагнетает сжатый воздух в воздушные баллоны 3 и 9 автомо­биля-тягача и прицепа, тормозные камеры которых соединены с окружающим воздухом. При торможении (при нажатии на тор­мозную педаль) секция 5 тормозного крана соединяет тормозные камеры 6 с воздушным баллоном 3, а секция 4 крана сообщает соединительный трубопровод автомобиля и прицепа с окружа­ющим воздухом. Падение давления сжатого воздуха в соедини­тельном трубопроводе приводит в действие воздухораспредели­тель 8, который направляет сжатый воздух из баллона 9 в тормоз­ные камеры 10 прицепа. При этом давление сжатого воздуха в тормозных камерах всегда пропорционально усилию на тормоз­ной педали. В случае отрыва прицепа от автомобиля прицеп авто-


 




г




Прицеп
Прицеп

Оч

I

Ј-I

 

Г-^
о  
к X
   
с Й-
«  
о
X ЧЭ
  > -
г *
и  
п О
н а
  с о
И >,
   
   
   
   
к \
Й ■о
Пневм эаллон;

си


 

Автомобиль

Автомобиль

Рис. 10.9. Схемы однопроводного (а) и двухпроводного (6) пневматичес­ких приводов автопоездов:

/ — компрессор; 2 — регулятор; 3, 9 — баллоны; 4, 5 — секции тормозного крана; 6, 10 — тормозные камеры; 7, //—соединительные головки; 8— воздухо­распределитель

матически тормозится вследствие падения давления сжатого воз­духа в соединительном трубопроводе и обеспечивается безопас­ность движения. Давление сжатого воздуха в тормозном приводе автомобиля-тягач а поддерживается в пределах 0,75...0,8 МПа, а у прицепа 0,5...0,55 МПа. Это необходимо, чтобы уменьшить время срабатывания приборов пневмопривода прицепа, так как время удаления сжатого воздуха из приборов в 1,5 — 2 раза больше, чем время их заполнения. Однопроводной тормозной пневмопривод не обеспечивает эффективного торможения автопоезда при не­однократных и частых торможениях (на спуске и др.). В этом слу­чае сжатый воздух из воздушного баллона прицепа расходуется, давление в баллоне падает, а сжатый воздух из компрессора в это время не нагнетается. Поэтому на большинстве автопоездов при­меняется двухпроводной тормозной пневмопривод.

При двухпроводном приводе (рис. 10.9, б) тормозные системы автопоезда-тягача и прицепа связаны между собой двумя трубо­проводами — питающим с соединительной головкой //и управ­ляющим с соединительной головкой 7.

При движении автопоезда компрессор / через регулятор 2 дав­ления нагнетает сжатый воздух в воздушный баллон 3 автомоби­ля-тягача и через питающий трубопровод в воздушный баллон 9 прицепа. В этом случае тормозные камеры 6 автомобиля и /0 при­цепа соединены с окружающим воздухом через секцию 4 тормоз­ного крана и воздухораспределитель 8. При торможении при на­жатии на тормозную педаль секция 5тормозного крана соединяет тормозные камеры 6 автомобиля с воздушным баллоном 3. В это же время сжатый воздух по управляющему трубопроводу поступа­ет в воздухораспределитель 8, который соединяет воздушный бал­лон 9 с тормозными камерами 10 прицепа. Во время торможения автопоезда в воздушный баллон 9 прицепа продолжает поступать


сжатый воздух из возлуишого баллона 3 автомобиля. При отрыве прицепа от автомобиля воздухораспределитель 8 соединяет тор­мозные камеры 10 с воздушным баллоном 9, в результате чего прицеп автоматически тормозится.

Двухпроводной тормозной пневмопривод обеспечивает непре­рывное нагнетание сжатого воздуха в воздушный баллон прицепа, и имеет время срабатывания в 1,5 — 2 раза меньшее, чем у одно-проводного пневмопривода. Привод эффективен и надежен при частых и многократных торможениях автопоезда.

Комбинированные тормозные приводыприменяются на грузо­вых автомобилях средней и большой грузоподъемности, а также на автопоездах. К ним относятся пневмогидравлические приводы,, электропневматические и др.

На длиннобазовых грузовых автомобилях и многозвенных ав­топоездах (с несколькими прицепами) применяют электро­пневматический тормозной привод, включающий электрическую часть и пневматическое оборудование. Электрическая часть при-1 вода является управляющей, а пневматическое оборудование — исполняющим.

На рис. 10.10 показана схема однопроводного электропневма­тического тормозного привода автопоезда. Пневматическое обо-

Автомобиль Прицеп

Рис. 10.10. Схема электропневматического тормозного привода

автопоезда:

/ — контактор; 2 ~ кран; 3 — электропроводная связь; 4 — разъем; 5 — источник электропитания; Л — соединительная магистраль


рудование привода не отличается от обычного. В электрическую часть привода входят контактор У, электропневматический кран 2 у каждого прицепа, источник электропитания 5 и электропровод­ная связь 3 со штепсельным разъемом 4.

return false">ссылка скрыта

При торможении при нажатии на тормозную педаль электро­пневматические краны 2 выпускают наружу сжатый воздух из со­единительной магистрали А. В этом случае воздухораспределитель сообщает воздушный баллон прицепа с тормозными камерами, что приводит к торможению прицепа. Электропневматический привод обеспечивает одновременное и быстрое срабатывание тор­мозных механизмов и расходует 100... 120 Вт электроэнергии. Од­нако привод требует хорошей защиты от механических воздей­ствий и загрязнения.

На рис. 10.11 представлена схема пневмогидравлического тор­мозного привода грузового автомобиля. Привод состоит из двух основных частей — пневматической и гидравлической.

В пневматическую часть привода входят тормозной кран 1 и два пневмоусилителя 5 и 7, которые соединены трубопроводом 3 с нижней секцией крана /. Верхняя секция тормозного крана 1 че­рез трубопровод 2 связана с пневмооборудованием прицепа. Гид­равлическая часть привода выполнена двухконтурной. Главный тор­мозной цилиндр 4 соединен с пневмоусилителем 5 и приводит в действие тормозные механизмы 8 колес переднего и среднего

Рис. 10.11. Схема пневмогидравлического тормозного привода грузового

автомобиля:

1 — кран; 2, 3 — трубопроводы; 4, 6 — цилиндры; 5, 7 ~ пневмоусилители; 8, 9 — тормозные механизмы


 




мостов автомобиля. Главный тормозной иилиндр 6 связан с пнев-моусилителем 7 и приводит в работу тормозные механизмы 9 колес заднего моста автомобиля. При торможении при нажатии на тормозную педаль сжатый воздух из тормозного крана / че­рез трубопровод 3 поступает в пневмоусилители 5 и 7, которые приводят в действие тормозные цилиндры 4\\ б гидравлических контуров привода. Жидкость, вытесненная из главных тормоз­ных цилиндров, приводит в работу тормозные механизмы ко­лес автомобиля. При этом давление жидкости в колесных тор­мозных цилиндрах пропорционально давлению воздуха в пнев-моусилителях 5 и 7. Гидравлическая часть привода обеспечивает одновременное торможение всех колес автомобиля. Пневматичес­кая часть привода облегчает управление и позволяет тормозить буксируемый прицеп.


10.5. Конструкции тормозных систем автомобилей

Рабочая тормозная система легковых автомобилей ВАЗ повы­шенной проходимости (рис. 10.12, а) включает передние 10и зад­ние 3 тормозные механизмы и гидравлический двухконтурный тормозной привод — первичный 7 (передних тормозных механиз­мов) и вторичный 6 (задних тормозных механизмов).

В рабочую тормозную систему переднеприводных легковых ав­томобилей ВАЗ (рис. 10.12, б) входят передние // и задние 14 тормозные механизмы, а также гидравлический тормозной при­вод, который имеет диагональное разделение контуров. Контур 12 гидропривода обеспечивает работу тормозных механизмов левого переднего и правого заднего колес автомобиля, а контур 13 гид­ропривода — правого переднего и левого заднего колес. Диаго­нальное разделение контуров гидропривода рабочей тормозной системы существенно повышает безопасность движения.

Передние тормозные механизмы легковых автомобилей ВАЗ дис­ковые, размещены в передних управляемых колесах автомобиля, имеют автоматическое регулирование зазора между тормозными колодками и диском. Вращающимися и трущимися деталями тор­мозных механизмов являются тормозные диски, имеющие хоро­шее охлаждение. Поэтому эффективность работы дискового тор­мозного механизма не снижается даже при частых торможениях автомобиля на больших скоростях движения.

В переднем тормозном механизме автомобиля ВАЗ повышен­ной проходимости (рис. 10.13) чугунный тормозной диск 4 при­креплен шпильками 2 к ступице 3 переднего колеса. С передней стороны по ходу движения автомобиля тормозной диск охватыва­ется суппортом 1, представляющим собой П-образную скобу с направляющими скосами 13, которые зажаты между направля-


Рис. 10.12. Тормозные системы легковых автомобилей ВАЗ:

а - повышенной проходимости; б - переднеприводных; / - регулятор; 2 -

торсион; 3, 10, 11, 14 — тормозные механизмы; 4 — педаль; 5 — вакуумный

усилитель; 6, 7, 12, 13 — контуры; 8 — тормозной цилиндр; 9 — бачок

ющей /^тормозных колодок и прижимными рычагами, также име­ющими направляющие скосы. Такое крепление суппорта обеспе­чивает при торможении перемещение его по направляющим скосам рычагов 7 и направляющей 10. Суппорт отлит из высокопрочного чугуна и имеет защитный кожух //.

В направляющей 10, отлитой из высокопрочного чугуна и при­крепленной к поворотному кулаку, размещены тормозные колод­ки 6 с приклеенными фрикционными накладками. С помощью осей 9 к направляющей тормозных колодок шарнирно присоеди­нены два прижимных рычага 7 суппорта. В суппорте 1 запрессован блок тормозных цилиндров 5, отлитый из алюминиевого сплава. В блоке имеются три цилиндра, из которых средний и нижний соединены между собой каналом и связаны с контуром привода передних тормозных механизмов, а верхний цилиндр связан с


Рис. 10.13. Передний тормозной механизм легковых автомобилей ВАЗ повышенной проходимости:

/ — суппорт; 2 — шпилька; 3 — ступица; 4 — тормозной диск; 5 — блок цилин­дров; 6 — колодки; 7 — рычаг; 8 — щит; 9 — ось; 10 — направляющая; 11 — кожух; 12 — поршень; 13 — скос; 14 — пружина; 15 — колпачок; 16 — кольцо

контуром привода задних тормозных механизмов. В каждом тор­мозном цилиндре установлен стальной хромированный поршень 12 и в канавке каждого цилиндра — резиновое уплотнительное коль­цо 16. Это кольцо не только уплотняет поршень в тормозном ци­линдре, но и обеспечивает в результате своей упругости отвод поршня от тормозной колодки после торможения. Таким обра­зом, резиновое уплотнительное кольцо 16 обеспечивает автома­тическое регулирование зазора между тормозными диском и ко­лодками. Поршни всех цилиндров соприкасаются с внутренней тормозной колодкой и с ее стороны закрыты резиновыми защит­ными колпачками 15. С внутренней стороны передний тормозной механизм закрыт тормозным щитом 8.

При торможении под действием давления жидкости в гидро­приводе поршни перемещают внутреннюю тормозную колодку относительно направляющей 10 и суппорта / и прижимают ее к тормозному диску 4. Одновременно под действием давления жид­кости перемещается блок 5 цилиндров вместе с суппортом / по скосам направляющей 10 и прижимных рычагов 7 При этом суп­порт перемещает наружную тормозную колодку относительно направляющей 10 и прижимает ее к тормозному диску. Обе тор­мозные колодки прижимаются к тормозному диску с одинако­вым усилием, так как давление жидкости на поршни и днище


блока цилиндров одно и то же. После прекращения торможения давление жидкости на поршни и днище блока цилиндров резко падает. За счет упругости резиновых колец 16 поршни отводятся от внутренней тормозной колодки, которая при этом отходит от тормозного диска из-за его биения. Одновременно наружная тор­мозная колодка вместе с суппортом / также отходит от тормозно­го диска в результате его биения.

При изнашивании фрикционных накладок тормозных колодок увеличивается зазор между накладками и тормозным диском. При торможении под действием давления жидкости поршни переме­шаются относительно уплотнительных колец 16 и занимают но­вое положение в цилиндрах, что компенсирует изнашивание фрик­ционных накладок. После прекращения торможения колодки будут отходить от тормозного диска на одно и то же расстояние, опреде­ляемое деформацией резиновых колец 16. Таким образом, автома­тически поддерживается постоянный зазор между тормозными колодками и диском. В связи с этим в эксплуатации зазор между тормозными колодками и диском переднего тормозного механиз­ма не требует регулировки. При торможении колодки действуют на относительно малую часть поверхности тормозного диска, ос­тавляя открытой большую ее часть, которая эффективно обдува­ется воздухом. В результате тормозной диск очень быстро охлажда­ется, что обеспечивает эффективность тормозного механизма даже при частых торможениях на больших скоростях.

Передний тормозной механизм заднеприводных легковых ав­томобилей ВАЗ (рис. 10.14) включает тормозной диск /, тормоз­ные колодки 2, суппорт 10 и два тормозных цилиндра 4. Чугунный тормозной диск 1 закреплен на ступице 12 колеса автомобиля и защищен тормозным щитом II, прикрепленным к поворотному кулаку 14. На поворотном кулаке закреплен кронштейн 13 с суп­портом 10, который охватывает тормозной диск. В суппорте раз­мещены тормозные колодки 2 с приклеенными фрикционными накладками 3 и тормозные цилиндры 4, которые стопорятся спе­циальными фиксаторами. Тормозные колодки установлены на двух пальцах 0, закрепленных в тормозных цилиндрах. Колодки при­жимаются к пальцам фигурными пружинами 8, благодаря чему исключается трение колодок о тормозной диск в нерабочем поло­жении. В тормозных цилиндрах установлены поршни 5 с уплотни-тельными резиновыми кольцами 6, размещенными в канавках цилиндров. Внутренняя полость цилиндров закрыта резиновыми колпачками 7. Поршни цилиндров упираются в тормозные колод­ки. Тормозные цилиндры соединены между собой трубкой 16. Через штуцер 15 в цилиндры подводится тормозная жидкость, а через штуцер 17 удаляется воздух из тормозного привода.

При торможении под действием давления жидкости поршни 5 перемещают тормозные колодки 2 и прижимают их к тормозному


 
 


I II

Рис. 10.14. Передний тормозной механизм заднеприводных легковых

автомобилей ВАЗ:

/ — тормозной диск; 2 — колодка; 3 — накладка; 4 — цилиндр; 5 — поршень; 6 — ' кольцо; 7— колпачок; 8 — пружина; 9 — палеи; 10— суппорт; // — щит; 12 — ступица; 13 — кронштейн; 14 — поворотный кулак; 15, 17 — штуцеры; 16 —

трубка

диску 1. При этом резиновые уплотнительные кольца 6 деформи­руются (положение /). После прекращения торможения давление жидкости на поршни резко снижается, и они отводятся в исходное положение за счет упругости резиновых колец 6 (положение II). При этом тормозные колодки отходят от тормозного диска, и между ними устанавливается требуемый зазор. При изнашивании фрик­ционных накладок в эксплуатации зазор между тормозными колод­ками и диском регулируется автоматически, так как резиновые кольца 6 отводят поршни от колодок на одно и то же расстояние, определяемое их упругой деформацией.

Передний тормозной механизм переднеприводных автомоби­лей ВАЗ (рис. 10.15) состоит из тормозного диска 8, тормозных колодок 1, направляющей 9 тормозных колодок и суппорта 10. Привод тормозных колодок осуществляется от тормозного цилин­дра 2

Направляющая 9 тормозных колодок имеет форму скобы и от­лита из высокопрочного чугуна. В ней размещаются две тормозные колодки 1, и она крепится болтами к поворотному кулаку. Суп­порт 10, отлитый из высокопрочного чугуна, прикреплен двумя


болтами 13 к тормозному цилиндру 2 и образует вместе с ним подвижное соединение — плавающую скобу. Плавающая скоба болтами 11 соединена с двумя направляющими пальцами 6, ко­торые установлены в глухие отверстия направляющей 9 тормоз­ных колодок. Отверстия под направляющие пальцы заполнены смазкой, предохраняющей соединение от коррозии и обеспечи­вающей постоянство усилия перемещения плавающей скобы неза­висимо от срока эксплуатации автомобиля. Резиновые колпачки 5, установленные между головками пальцев и направляющей тор­мозных колодок, удерживают смазку в соединении и предохраня­ют пальцы от влаги, пыли и грязи.

Тормозные колодки / выполнены из стали, и к ним приклеены фрикционные накладки. Колодки имеют фигурную форму, обеспе­чивающую их плотное прилегание к направляющей 9. Пружины 16,


прикрепленные к тормозным колодкам, поджимают их к направ­ляющим 9 и исключают вибрацию колодок.

В тормозном цилиндре 2 установлен полый поршень Зс уплот-нительным кольцом 4 трапециевидной формы. Кольцо размешено в канавке цилиндра и плотно охватывает поршень. При переме­щении поршень тянет за собой кольцо и скручивает его в канавке цилиндра. За счет своей упругости кольцо обеспечивает отвод пор­шня от тормозной колодки после прекращения торможения и, следовательно, автоматическое регулирование зазора между тормоз­ными колодками и тормозным диском. Резиновый колпачок 15, соединенный с поршнем и цилиндром, закрывает внутреннюю полость цилиндра. В тормозной цилиндр ввернуты два штуцера. Через штуцер 14 удаляется воздух из гидропривода, а через шту­цер 12 подводится жидкость в тормозной цилиндр. Чугунный тор­мозной диск 8, охватываемый суппортом 10, крепится к ступице колеса автомобиля. С внутренней стороны он закрывается тормоз­ным щитом 7, прикрепленным к поворотному кулаку.

При торможении под действием давления жидкости поршень 3 прижимает внутреннюю тормозную колодку к тормозному диску. После этого под давлением жидкости по направляющим пальцам 6 перемещаются тормозной цилиндр с суппортом 10 (плавающая скоба), и суппорт прижимает наружную тормозную колодку к тормозному диску. При этом обе тормозные колодки прижимают­ся к диску с равным усилием вследствие одинакового давления жидкости на поршень и днище цилиндра. После прекращения тор­можения за счет упругости резинового кольца 4 поршень отво­дится от внутренней тормозной колодки, и в результате биения тормозного диска от него одновременно отходят обе колодки. При изнашивании тормозных накладок поршень перемещается относительно уплотнительного кольца 4 и занимает новое поло­жение в тормозном цилиндре, чем компенсируется изнашива­ние фрикционных накладок. При этом тормозные колодки будут отходить от тормозного диска на одно и то же расстояние, опре­деляемое деформацией резинового уплотнительного кольца. Сле­довательно, в эксплуатации в переднем тормозном механизме автоматически поддерживается постоянный зазор между тормоз­ными колодками и тормозным диском, и его регулировка не производится.

Задние тормозные механизмы легковых автомобилей ВАЗ — ба­рабанные, колодочные, размещены в задних колесах автомобиля. Вращающимися деталями тормозных механизмов являются тор­мозные барабаны, трущимися деталями —- тормозные колодки, которые при торможении самоустанавливаются относительно тор­мозного барабана. Это обеспечивает наибольший тормозной эф­фект и более равномерное изнашивание фрикционных накладок тормозных колодок.


 

2 1 12
Рис. 10.16. Задний тормозной ме­ханизм легковых автомобилей ВАЗ повышенной проходимости: 1,9 — пружины; 2 — трос; 3 — стой­ка; 4 — колодка; 5 — рычаг; 6 — щит; 7— болт; 8— иилинлр; 10 — планка; 11 — эксцентрик; 12 — опора

В заднем тормозном механиз­ме автомобиля ВАЗ повышен­ной проходимости (рис. 10.16) стальной штампованный тор­мозной щит 6 крепится болта­ми 7к фланцу балки заднего мо­ста. В нижней части тормозного щита установлена опора 12, в которую упираются нижними концами тормозные колодки 4 с приклеенными к ним фрик­ционными накладками. Верхние концы колодок соприкасаются с поршнями колесного цилиндра 8. Нижние и верхние концы тор­мозных колодок стягиваются пружинами 7 и 9. Боковое сме­щение колодок ограничивается стойками 3 с пружинами, кото­рые прижимают тормозные ко­лодки к тормозному щиту. Такое крепление тормозных колодок на тормозном щите позволяет им свободно самоустанавливаться относительно тормозного барабана во время торможения. Тормоз­ные колодки своими ребрами упираются в эксцентрики //, за­крепленные на тормозном щите. С помощью этих эксцентриков регулируется зазор между колодками и тормозным барабаном. Тор­мозной барабан / (см. рис. 4.77) отлит из алюминиевого сплава. Внутри барабана залита специальная вставка 2 (чугунное кольцо), которая является рабочей частью поверхности барабана. На на­ружной поверхности тормозного барабана имеются ребра, кото­рые увеличивают его жесткость и улучшают охлаждение. Окна 32 служат для проверки зазора между тормозными колодками и ба­рабаном. Тормозной барабан крепится к фланцу полуоси болтами 29 совместно с колесом автомобиля при помощи шпилек и сфери­ческих гаек 31.

При торможении под действием давления жидкости в тормоз­ном приводе поршни колесного тормозного цилиндра прижима­ют колодки к тормозному барабану. При этом стяжная пружина 9 (см. рис. 10.16) тормозных колодок растягивается. После прекра­щения торможения давление жидкости на поршни резко падает, и под действием пружины 9 колодки отходят от тормозного бара­бана до упора в регулировочные эксцентрики //.

Задние тормозные механизмы, являясь элементами рабочей тормозной системы, выполняют одновременно функции тормоз­ных механизмов стояночной тормозной системы автомобиля. С этой


целью они оборудованы дополнительными устройствами, к кото­рым относятся разжимной рычаг 5, закрепленный на оси на зад­ней тормозной колодке, и распорная планка 10, установленная между разжимным рычагом и передней тормозной колодкой. При использовании стояночной тормозной системы нижний конец разжимного рычага 5 под действием троса 2 перемещается к перед­ней тормозной колодке. При этом разжимной рычаг, поворачива­ясь вокруг оси, через распорную планку 10 сначала прижимает переднюю тормозную колодку к тормозному барабану, а затем заднюю тормозную колодку.

Рис. 10.17. Задний тормозной меха­низм переднеприводных легковых автомобилей ВАЗ: / — ступица; 2, 4, 6 — пружины; 3 — колодка; 5— цилиндр; 7— планка; 8 — ось; 9 — рычаг; 10 — шит

Задний тормозной механизм переднеприводных автомобилей ВАЗ (рис. 10.17) имеет автоматическое регулирование зазора меж­ду тормозными колодками и тормозным барабаном. На тормоз­ном щите 10, прикрепленном к фланцу рычага задней подвески автомобиля, закреплен болтами колесный цилиндр 5 и установ­лены тормозные колодки 3 с приклеенными фрикционными на­кладками. Колодки стянуты пружинами 2 и 6. Они упираются вер­хними концами в поршни колесного цилиндра, а нижними — в специальную опору, закрепленную на тормозном щите. От боко­вого смещения колодки удерживаются направляющими пружина­ми 4, прижимающими их к тормозному щиту. Такая установка тормозных колодок на тормозном щите при торможении обеспе­чивает им возможность свободно самоустанавливаться относитель­но тормозного барабана. Это повышает эффективность торможе­ния и способствует более равномерному изнашиванию фрикци­онных накладок. На задней тор­мозной колодке на оси <? закреп­лен разжимной рычаг 9. Между рычагом и передней тормозной колодкой установлена распорная планка 7. С помощью разжимно­го рычага и распорной планки приводится в действие задний тормозной механизм при тормо­жении стояночной тормозной системой. Тормозной барабан отлит из алюминиевого сплава. Внутри барабана залито чугун­ное кольцо, являющееся его ра­бочей поверхностью. Снаружи барабана выполнены ребра жест­кости, улучшающие его охлаж­дение. В барабане имеются спе­циальные окна для контроля за­зора между тормозными колод­ками и барабаном. Тормозной