ВООБРАЖЕНИЕ

 

Воображение (фантазия) - это отражение реальной действительности в новых неожиданных сочетаниях и связях.

Основная тенденция воображения это преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счете создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Сущность воображения как механизма составляет процесс преобразования представлений, создания новых образов на основе уже имеющихся. Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения.

 

Виды воображения по Рубинштейну:

I. Пассивное

1.1 Преднамеренное

1.2 Непреднамеренное

II. Активное

2.1 Творческое

2.2 Воссоздающее

 

Пассивное воображение создает образы, которые НЕ воссоздаются в жизнь, намечает программы поведения, которые НЕ осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными.

Образы преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленные на воплощение их в жизнь, называются грезами.

Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно при ослаблении контролирующей роли сознания. Это может быть при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения). При патологических расстройствах сознания - галлюцинации.

 

Активное воображение имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию. Происходит воссоздание построение образов по имеющейся схеме или образу - такое активное воображение называется воссоздающим. Творческое активное воображение - создающее – предполагает самостоятельное создание новых образов нового объекта реальности. Т.е. для творческого воображение характерен признак новизны.

 

Формы синтезирования образов.

I. Агглютинация - склеивание различных в повседневной жизни несоединимых качеств, свойств, частей.

II. Гиперболизация - характеризуется не только увеличение или уменьшением предмета, но и изменением количества частей предмета.

III. Заострение - подчеркивание каких-либо признаков (дружеские шаржи, карикатуры)

IV. Схематизация - представления, из которых конструируется образ фантазии сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план.

V. Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение в конкретном образе.

 

Приемы воображения:

I. Комбинирование - сочетание отдельных элементов и получение нового образа.

II. Акцентирование - выделение одного признака крупным планом.

III. Метафора - использование образа в переносном смысле.

IV. Обобщение - когда мы что-то обобщаем и делаем какой-то вывод.