Системы питания двигателей 22 страница


 

Рис. 8.7. Сиденья переднее (а) и зад­нее (б) легкового автомобиля ВАЗ:

/ — основание; 2, 21 — подушки; 3, 16 — спинки; 4— подголовник; 5, 7 — каркасы; 6, 8, 10. 14 — рукоятки; 9 — салазки; //—стойка; /2—кронштейн; 13— торсион; 15 — замок; 17—обив­ка; 18, 22— петли; 19 — набивка; 20 — привод

через кронштейны 12 и имеет два торсиона 13, облегчающих перемещение сиденья вперед. Салазки обеспечивают переме­щение сиденья в требуемое по­ложение при повороте рукоят­ки 10 механизма передвижения. Сиденье имеет отштампованное из листовой стали основание 1, подушки и пружинный металли­ческий каркас 7 спинки. Осно­вание и каркас шарнирно со­единены между собой, что обес­печивает изменение наклона спинки сиденья путем вращения рукоятки 8 механизма регулиро­вания наклона. Рукоятка б слу­жит для управления механизмом опрокидывания спинки сиденья. Подушка 2 и спинка 3 сиденья имеют пенополиуретановую на­бивку и декоративную обивку. Они устанавливаются соответственно на основание 1 и каркас 7.

Заднее сиденье трехместное, нерегулируемое (рис 8.7, б). Оно состоит из подушки 21, спинки 16 и их оснований, которые вы­полнены из листовой стали. Подушка и спинка сиденья изготов­лены из пенополиуретановой набивки 19, обтянутой декоратив­ной обивкой 17. Они имеют петли 18 и 22 для крепления к полу кузова, обеспечивающие складывание сиденья. При складывании сиденья подушка откидывается к спинкам передних сидений, а спинка укладывается на место подушкм. Спинка сиденья в нор­мальном положении удерживается двумя замками 15, управля­емыми рукояткой 14, а подушка сиденья фиксируется замком с приводом 20.

Ремни безопасности применяются на легковых автомобилях для предохранения водителя и пассажиров от тяжелых травм и гибели при наездах автомобиля на неподвижные препятствия и при столк­новении с другими автомобилями и транспортными средствами.


Рис. 8.8. Ремни безопасности (о) и их крепление (б) в кузове: /, 8 ~ регуляторы; 2, 7' — лямки; 3, 5 — языки; 4, 6 — замки

Ремни безопасности крепятся внутри салона кузова, ими обо­рудуются передние и заднее сиденья (рис 8.8). Ремни передних сидений состоят из лямок 2, регулятора / длины ремня (втягива­ющего устройства) и языка 3, который вставляется в замок 4 пе­реднего сиденья. Ремни регулируются по длине в зависимости от комплекции пассажиров и водителя. Ремни заднего сиденья име­ют такое же устройство, как и ремни передних сидений. Они вклю­чают в себя лямки 7, регулятор 8 длины ремня, язык 5, вставля­емый в замок 6 заднего сиденья. Задние ремни регулируются в зависимости от комплекции пассажиров.

8.3. Кузова автобусов

Кузов автобуса предназначен для размещения пассажиров при их массовой перевозке.

Кузов автобуса представляет собой сложную конструкцию, которая состоит примерно из трех тысяч деталей. Масса и сто­имость такого кузова составляют более половины массы и сто­имости самого автобуса.

Тип кузова автобуса определяется его назначением, компонов­кой и конструктивным выполнением. На автобусах применяются различные типы кузовов (рис. 8.9).

Кузова городских автобусов подразделяются на кузова внутри­городских и пригородных автобусов. Кузова внутригородских авто­бусов имеют два ряда сидений, центральный проход значительной ширины и накопительные площадки для пассажиров у дверей. Для


Кузова автобусов

По назначению

По компоновке

Городские

Капотные

Междугородние

Вагонные

Туристические

Специальные

Рис. 8.9. Типы кузовов автобусов, классифицированных по различным

признакам

них характерно малое количество мест для сидения, низкий уровень пола, широкие проходы и двери. Все это обеспечивает удобство, быстроту и безопасность входа, прохода и выхода пассажиров. Низкий уровень пола также позволяет увеличить высоту в проходе и объем пассажирского салона, что повышает комфортабельность кузова. Кузова пригородных автобусов в отличие от внутригород­ских имеют большее количество мест для сидения, меньшие чис­ло и размеры дверей и небольшую накопительную площадку для пассажиров.

Кузова междугородних автобусов предназначены для круглого­дичных пассажирских перевозок на дальние расстояния. Для уве­личения комфортабельности и удобства пассажиров эти кузова имеют регулируемые сиденья, улучшенные вентиляцию и отоп­ление, радиофицированный пассажирский салон и багажное по­мещение. Некоторые кузова междугородних автобусов могут иметь отдельные бытовые помещения (гардероб, буфет, туалет и др.). Для кузовов междугородних автобусов характерен высокий уровень пола, четырехрядное расположение сидений и наличие спереди одной двери. Высокий уровень пола позволяет размешать под полом вместительные багажники, допускает любое располо­жение двигателя и трансмиссии, улучшает комфортабельность за счет лучшей обзорности и изоляции пассажирского салона от шума, газов, пыли и т.п.

Кузова туристических автобусов подразделяются на кузова нор­мальной, повышенной и высокой комфортабельности. Кузова нор­мальной комфортабельности рассчитаны на экскурсионные поезд­ки людей на близкие расстояния. Поэтому они имеют такую же конструкцию, как и кузова пригородных автобусов. Однако они оборудуются дополнительным местом для руководителя турист­ской группы, имеют громкоговорящую установку и другое допол­нительное оборудование. Кузова повышенной и высокой комфорта­бельности рассчитаны на круглогодичные экскурсионные поездки людей на дальние расстояния. В связи с этим они имеют такую же


конструкцию, как и кузова междугородних автобусов, но отлича­ются от них наличием дополнительного места для руководителя туристской группы, громкоговорящей радиоустановки и другого дополнительного оборудования.

Кузова специальных автобусов рассчитаны на размещение и перевозку различного оборудования (медицинского, лабораторно­го и др.), а также оборудования для определенных целей (библио­тека, магазин и т.п.). Специальные автобусные кузова выполняют на базе обычных автобусных кузовов с необходимой переделкой и оснащением оборудованием в соответствии с назначением.

Капотный автобусный кузов рассчитан на установку на стан­дартном шасси грузового автомобиля. В этом кузове имеется отде­ление двигателя, которое размещено вне пассажирского салона и образует отдельный элемент формы кузова. В этом случае кузов автобуса является двухобъемным.

Автобусный кузов вагонного типа — однообъемный. В нем отде­ление двигателя объединено с пассажирским салоном и может находиться спереди или сзади. Кузов вагонного типа имеет габа­ритные размеры, совпадающие с габаритными размерами автобу­са, он обеспечивает наилучшее использование площади автобуса и пассажирского салона. Наибольшее применение на современ­ных автобусах получил несущий кузов вагонного типа. Кузов име­ет жесткую конструкцию и обычно состоит из каркаса, наружной облицовки, внутренней облицовки, пола, окон, дверей и др. Внут-


ри кузова размещаются сиденья для пассажиров и водителя. Кар­кас (рис. 8.10) является основной частью кузова автобуса. Он со­стоит из основания 1, боковин 2, крыши 4, передней 5 и задней 3 частей. Каркас часто делают сварным из стальных труб прямоу­гольного сечения.

Двери автобуса обычно выполняются раздельными для пасса­жиров и водителя. Двери для пассажиров обычно делают двух­створчатыми, а для водителя — одностворчатыми. Двери для пас­сажиров открываются и закрываются с помощью пневматических механизмов, управляемых водителем.

Окна автобуса (ветровое, боковое, заднее) выполняют разны­ми по форме и конструкции. Боковые окна часто делают прямо­угольными с раздвижными или откидными форточками. Ветровое и заднее окна — глухие, имеют гнутые стекла.

Сиденья в автобусах для пассажиров и водителей имеют раз­личную конструкцию. Сиденья пассажиров могут быть как регу­лируемыми, так и нерегулируемыми. Нерегулируемые сиденья применяют в городских, а регулируемые — в междугородних ав­тобусах. Последние выполняют в виде полуспальных кресел с из­менением угла наклона спинки, с подушками и спинками повы­шенной мягкости. Сиденье водителя обычно регулируемое в про­дольном направлении, по высоте и по углу наклона спинки. Часто сиденье бывает оборудовано гидравлическим амортизатором, ко­торый гасит колебания сиденья, возникающие при движении по неровным дорогам.

8.4. Кузова грузовых автомобилей

Кузов грузового автомобиля состоит из кабины и грузового кузова. Кабина служит для размещения водителя и пассажиров, сопровождающих перевозимые грузы, а грузовой кузов — для раз­мещения различных грузов.

На грузовых автомобилях применяются различные типы кабин (рис. 8.11).

Кабины грузовых автомобилей

I— По числу мест
V

По компоновке —|

Одноместные

Капотные

Двухместные
Трехместные

Бескапотные


 


Рис. 8.10. Каркас кузова автобуса:

/ — основание; 2 — боковина; 3, 5 — части каркаса; 4 — крыша 356


Рис. 8.11. Типы кабин грузовых автомобилей, классифицированных

по различным признакам


Наибольшее распространение на грузовых автомобилях полу­чили двухместные и трехместные кабины. Одноместные кабины обычно применяются на карьерных самосвалах и автокранах.

Капотная кабина состоит из двух объемов. Она имеет отделение двигателя, которое размещено вне помещения водителя и образу­ет отдельный элемент формы кабины.

Бескапотная кабина является однообъемной. В ней отделение двигателя объединено с помещением водителя и находится под кабиной. Бескапотная кабина по сравнению с капотной позволяет рациональнее использовать габаритную длину автомобиля (уве­личить размеры грузового кузова), улучшить обзорность дороги для водителя и доступ водителя к двигателю, так как бескапотная кабина откидывается вперед по ходу автомобиля.

Кабина(рис. 8.12, а) грузовых автомобилей ГАЗ представляет собой жесткую, сварную, цельнометаллическую конструкцию, со­стоящую из каркаса 4, крыши 2, верхней /, задней 3 и боковых 5 панелей.

в Рис. 8.12. Кузов грузового автомобиля ГАЗ:

а — кабина; б — оперение; в — бортовая платформа; /, 3, 5 — панели; 2 —

крыша; 4— каркас; 6— капот; 7— крыло; 8~ подножка; 9— облицовка; 10 —

стремянка; 11, 13 — брусья; /2, 15, 16 — борта; 14 — пол; 17 —- запор; 18

гайка; 19— планка; 20— петля


Двери кабины имеют опускающиеся стекла и поворотные фор­точки. Подъем и опускание стекол, а также фиксация их в любом необходимом положении осуществляются при помощи стеклоподъ­емников, расположенных внутри дверей. В закрытом положении двери удерживаются посредством специальных замков. Ветровое окно кабины выполнено не открывающимся и имеет гнутое стек­ло панорамного типа.

Сиденье в кабине двухместное. Оно выполнено общим для во­дителя и пассажира.

Кабина установлена на раме на резиновых подушках.

Кабина грузовых автомобилей КамАЗ также цельнометалличе­ская и расположена над двигателем. Наклон кабины вперед при ее опрокидывании составляет 42°, а максимальный угол наклона кабины, необходимый для снятия двигателя с автомобиля, ра­вен 60°. Конструктивной особенностью кабины является наличие открывающейся передней облицовочной панели. При ее подъеме обеспечивается свободный доступ к отопителю кабины, прибо­рам электрооборудования, устройствам омывания и очистки вет­рового стекла и передним опорам кабины. В поднятом положении облицовочная панель фиксируется двумя телескопическими упо­рами, а в опущенном положении — двумя замками, крепление кабины к раме осуществляется в четырех точках — двух спереди и двух сзади. Передние точки крепления кабины представляют со­бой шарнирные опоры, а задние — четвертные листовые рессоры с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Передние и задние опоры обеспечивают мягкую подвеску кабины. Кабина оборудована уравновешивающим механизмом, облегчающим ее опрокидывание, ограничителем подъема и запорным устройством.

Опрокидывание кабины вперед обеспечивают передние шар­нирные опоры (рис. 8.13). Нижние кронштейны 1 передних опор прикреплены к поперечине 5"рамы, а верхние кронштейны 3 — к балке 4 пола. Верхние кронштейны входят в проушины нижних кронштейнов, и соединение их осуществляется при помощи паль­цев 2 Резиновые кольца, установленные в отверстиях верхних крон­штейнов, уплотняют шарниры и предотвращают попадание в них грязи и влаги. В корпусах верхних кронштейнов установлены рези­новые подушки, которые смягчают колебания, передаваемые ка­бине от рамы через передние опоры. Нижние кронштейны перед­них опор соединены с механизмом уравновешивания кабины.

Механизм уравновешивания кабины, облегчая ее опрокидыва­ние вперед, обеспечивает почти полное уравновешивание массы кабины в любом ее положении. Механизм уравновешивания — торсионного типа. Он состоит из двух взаимозаменяемых сплошных торсионов 9 круглого сечения с рычагами 5. Один конец торсиона сделан квадратным, а другой конец имеет шлицы. Квадратный конец торсиона запрессован в нижний кронштейн / передней



Рис. 8.13. Передние опоры (а) и механизм уравновешивания (б) кабины грузовых автомобилей КамАЗ:

1,3 — кронштейны; 2 — палец; 4, 7 — балки; 5 — рычаг; 6 — опора; 8 — поперечина; 9 — торсион; 10 — втулка

шарнирной опоры кабины, а шлицевый конец торсиона свобод­но установлен в резиновой втулке 10, находящейся во втором нижнем кронштейне передней опоры. Рычаг 5 нижним концом установлен на шлицах торсиона и жестко закреплен стяжным бол­том. Верхним концом рычаг 5шарнирно соединен с опорой 6тор­сиона, прикрепленной к поперечной балке 7 пола кабины.

Задние опоры кабины (рис. 8.14) выполнены в виде листовых рессор, работающих совместно с гидравлическими амортизатора­ми телескопического типа. Передний конец рессоры 1 стремян-


Рис. 8.14. Задняя опора (а) и запорное устройство (б) кабины грузовых

автомобилей КамАЗ:

/ — рессора; 2 — болт; 3 — стремянка; 4, 10, И — кронштейны; 5 — подушка;

6— скоба; 7— обойма; 5— буфер; 9 — амортизатор; 12— корпус; 13— пружина;

14, 16 — крюки; 15 — рукоятка

кой 3 и болтом 2 прикреплен к кронштейну //, установленному на раме автомобиля, задний конец рессоры, имеющий ушко, при помощи резинометаллического шарнира установлен в обойме 7 рессоры. В обойме также закреплен на резиновых подушках верх­ний конец амортизатора 9. Нижний конец амортизатора через ре­зин о металлический шарнир соединен с нижним кронштейном 10, связанным с кронштейном //. Перемещение рессоры ограничива­ется резиновым буфером 8, упирающимся в раму автомобиля при определенном ее ходе. Буфер установлен на обойме рессоры.

Кабина автомобиля фиксируется в рабочем положении на зад­них опорах при помощи запорного устройства, включающего в себя два отдельных запора. Каждый запор состоит из корпуса 12, закрепленного на продольной балке кабины, запорного крюка 16 и рукоятки 15. Кроме того, один из запоров имеет предохрани­тельный крюк 14 с пружиной 13. Запорная скоба 6 приварена к верхнему кронштейну 4, который прикреплен к обойме 7 рессо­ры задней опоры кабины. На кронштейне 4 закреплена резиновая подушка 5, предназначенная для опоры корпуса 12 запора при транспортном положении кабины.

При фиксации кабины на задних опорах скобы 6 входят в пазы корпусов 12 запоров и зацепляются с крюками 16 запоров. Руко­ятки 15 запорных крюков устанавливаются в крайнее верхнее положение, корпуса 12 запоров прижимаются к резиновым по­душкам 5, и предохранительный крюк 14 автоматически защел-


кивается. При опрокидывании кабины рукоятки запорных крюков устанавливаются в крайнее нижнее положение, а предохранитель­ный крюк выводится из зацепления с запорной скобой.

Для кабины предусмотрена регулировка усилия ее опрокиды­вания, которая осуществляется изменением угла закручивания торсионов. Для изменения усилия опрокидывания угол закручи­вания торсионов необходимо соответственно уменьшить или уве­личить, что обеспечивается шлицевым соединением рычагов и торсионов механизма уравновешивания кабины. При перестанов­ке рычага торсиона на один шлиц угол закручивания торсиона изменяется на 7°30'. Для изменения угла закручивания на мень­шую величину регулировка осуществляется путем перестановки оси опоры 6 (см. рис. 8.13) рычага торсиона, которая имеет два отверстия. При перестановке оси из одного отверстия в другое угол закручивания торсиона изменяется на 3°45'.

Кабина автомобиля КамАЗ — трехместная. Она оборудована сиде­ньем водителя и двумя одноместными сиденьями для пассажиров. Сиденье водителя (рис. 8.15) имеет механизм подрессоривания, который уменьшает утомляемость водителя и повышает удобство работы. Механизм торсионного типа с газонаполненным аморти­затором. Подрессоривание сиденья осуществлено пластинчатым торсионом, размещенным в трубе 6. Один конец торсиона закреп­лен неподвижно, а второй соединен с рычагом 2 механизма регу­лирования жесткости подвески сиденья. Газонаполненный амор­тизатор 5 предназначен для гашения колебаний сиденья при дви­жении по неровностям дороги. Он установлен за спинкой сиденья. Нижний конец амортизатора закреплен на основании 11 сиде­нья, а верхний — в поперечине остова 7 сиденья. Для крепления

концов амортизатора использу­ются резиновые втулки. Сиденье водителя выполнено регулируе­мым в продольном направлении и по наклону спинки. Продоль­ное перемещение сиденья осуществляется перемещением

Рис. 8.15. Сиденье водителя грузо­вых автомобилей КамАЗ:

/ — полушка; 2, 4, 10 — рычаги; 3 —

спинка; 5— амортизатор; 6— труба; 7—

остов; 8— направляющая; 9~ стопор;

// — основание


его вдоль неподвижных направляющих 8, прикрепленных к полу кабины. Стопор °, управляемый рычагом 10, обеспечивает фикса­цию сиденья в одном из десяти положений. Наклон спинки сиде­нья регулируется рычагом 4. Подушка / и спинка 3 сиденья сдела­ны из губчатой резины и обиты искусственной кожей.

Регулировка жесткости подвески сиденья водителя произво­дится в зависимости от его массы (50... 130 кг) и осуществляется путем закручивания торсиона при помощи рычага 2 механизма регулирования жесткости.

Среднее пассажирское сиденье выполняется аналогично сиде­нью водителя. Однако оно не имеет механизма подрессоривания и не регулируется. Боковое пассажирское сиденье кресельного типа, имеет механический пружинный каркас. Оно регулируется в про­дольном направлении и по наклону спинки. Сиденье имеет два откидных подлокотника и подголовник.

Оперение кузовагрузового автомобиля (см. рис. 8.12, б) вклю­чает капот 6 двигателя, крылья 7, подножки 8 и облицовку 9 радиатора. У грузовых автомобилей, которые имеют кабину, рас­положенную над двигателем, капот отсутствует.

Грузовой кузовслужит для размещения перевозимых грузов. На грузовых автомобилях применяются различные типы грузовых кузовов. Тип грузового кузова автомобиля определяется назначе­нием и конструктивным выполнением.

• По назначению грузовые кузова делятся на кузова общего на­значения и специализированные (рис. 8.16).

Грузовой кузов общего назначения служит для перевозки разно­образных грузов, кроме жидких без тары. Обычно такой кузов выполняется в виде бортовой платформы, которая может иметь деревометаллическую или металлическую (стальную, алюминиевую) конструкцию.

На рис. 8.12, в показана бортовая платформа грузовых автомо­билей ГАЗ. Она состоит из основания, пола и бортов. Основание включает в себя продольные 11 и поперечные 13 брусья, к кото-

 

 

    Грузовые кузова      
       
           
Общего назначения   Специализированные
Самосвальные
Цистерны

Фургоны

Бортовые платформы

Рис. 8.16. Типы грузовых кузовов


рым прикреплены пол 14, неподвижный передний борт 16, а также откидные боковые 15 и задний 12 борта. Для пола и бортов используются деревянные доски. Доски бортов скреплены между собой металлическими планками 19. Откидные борта соединены с основанием платформы с помощью петель 20, а передний не­подвижный борт — специальными стойками. В поднятом поло­жении откидные борта удерживаются специальными запорами 17, расположенными в углах соединения бортов. Бортовая платформа в сборе прикреплена к раме автомобиля стремянками 10 с гайка­ми 18.

Бортовые платформы выполняются обычно открытыми. Часто они оборудуются дополнительными устройствами, которые обес­печивают возможность наращивания высоты бортов и установки тента.

Грузовой кузов автомобилей «Урал» представлен на рис. 8.17. Кузов предназначен для перевозки пассажиров и грузов, выпол­нен в виде бортовой платформы с надставными решетчатыми бор­тами и со съемным тентом. Платформа 9 цельнометаллическая, имеет надколесные ниши, крепится к раме автомобиля при по­мощи стремянок 6 и кронштейнов 4. Между лонжеронами рамы автомобиля и продольными балками основания платформы уста­новлены деревянные прокладки 5. Задний борт у платформы от­кидывающийся, а остальные борта неподвижные. На переднем и боковых бортах платформы имеются надставные решетки 12. В над-

Рис. 8.17. Грузовой кузов автомобилей «Урал»:

/ — тент; 2 — окно; 3, 10 — брызговики; 4 — кронштейн; 5 — прокладка; 6 — стремянка; 7 — дуга; 8— распорка; 9 — платформа; 11 — ящик; 12— решетка;

13 — гнездо


ставные решетки боковых бортов устанавливаются дуги 7 тента, которые в рабочем положении скрепляются распорками 8. В нера­бочем положении дуги устанавливаются в специальные гнезда 13 передней части платформы и крепятся ремнями. На боковых бор­тах платформы находятся ящики // для хранения инструмента. Съемный тент 1 в передней части имеет окно и два клапана для вентиляции, а в задней части — только окно 2 При необходимо­сти тент снимается и укладывается в специальный чехол.

Платформа оборудована тремя продольными рядами сидений для перевозимых пассажиров. Боковые ряды сидений выполнены откидными, а средний ряд сидений — съемный. Средний ряд си­дений состоит из двух частей, которые в снятом положении за­крепляются ремнями в кронштейнах на переднем борту платфор­мы. Для безопасности пассажиров параллельно заднему борту при­стегивается предохранительный ремень, проходящий через скобу спинки среднего ряда сидений. В передней и задней частях основа­ния платформы установлены брызговики 3 и 10.

Специализированные кузова предназначены для перевозки гру­зов только определенного вида. По сравнению с грузовыми кузо­вами общего назначения специализированные кузова обеспечи­вают лучшую сохранность грузов при перевозке и возможность перевозки различных видов специфических грузов, повышают безопасность и улучшают санитарно-гигиенические условия пе­ревозки некоторых видов грузов, снижают затраты на тару и упа­ковку, обеспечивают более высокую механизацию погрузочно-разгрузочных работ. Однако специализированные грузовые кузова имеют большую первоначальную (при изготовлении) стоимость, их использование связано с повышенной трудоемкостью обслу­живания и необходимостью более высокой квалификации води­телей.

Самосвальные кузова предназначены для перевозки сыпучих (навалочных), полужидких и скальных грузов, а также грузов, не требующих осторожности при разгрузке. Эти кузова обычно изго­тавливаются цельнометаллическими — сварными из листовой стали с усиливающими стойками. Иногда их выполняют из алюминиевых сплавов или армированных пластмасс, что позволяет уменьшить массу автомобиля-самосвала, повысить коррозионную стойкость ку­зова, снизить уровень шума при погрузке и улучшить очищае-мость при разгрузке, а также повысить топливную экономичность самосвала. Для исключения примерзания влажных грунтов и раст­воров самосвальные кузова часто делаются обогреваемыми. Для этого их основания и борта имеют специальные каналы, через которые проходят отработавшие газы.

Грузовые кузова-цистерны предназначены для перевозки и вре­менного хранения жидких, газообразных и сыпучих грузов. Цис­терны оснащаются специальным оборудованием (компрессорами,


насосами, кранами, клапанами и др.), предназначенным для вы­полнения соответствующих работ. Цистерны исключают расходы на тару, обеспечивают лучшую сохранность грузов при погрузке, транспортировке, разгрузке и уменьшают расходы на погрузоч-но-разгрузочные работы (сокращение времени, исключение руч­ного труда). Однако себестоимость перевозок грузов в цистернах в среднем на 25 % выше по сравнению с грузовыми кузовами обще­го назначения. Цистерны обычно выполняют сварными из листо­вой стали. Их также изготавливают из алюминиевых сплавов и пластмасс.

Грузовые кузова-фургоны предназначены для транспортирова­ния грузов, требующих защиты от внешних воздействий. Это ку­зова закрытого типа, что обеспечивает лучшую сохранность гру­зов при перевозке и меньшие затраты на тару. Кроме того, фурго­ны повышают использование грузоподъемности автомобилей при транспортировании легковесных грузов. Фургоны выполняются ва­гонными, многодверными и с дверями, расположенными на зад­нем, правом или одновременно заднем и правом бортах. Иногда они оборудуются грузоподъемными бортами. Крыша у фургонов бывает глухой, раздвижной, шарнирно-подьемной. Применение большого числа дверей, их различное расположение, а также подъемная и раздвижная крыша обеспечивают удобство подъезда автомобилей к местам загрузки и выгрузки и выполнение погру-зочно-разгрузочных работ. Фургоны имеют деревянный или ме­таллический каркас с фанерной, стальной, алюминиевой или пласт­массовой облицовкой.

8.5. Вентиляция и отопление кузова

Система вентиляции и отопления кузова предназначена для регулирования воздухообмена и температуры воздуха в салоне ав­томобиля. Она также предохраняет ветровое, заднее и боковые стекла от запотевания и обмерзания. Система вентиляции и отоп­ления включает в себя отопитель жидкостного типа с дополни­тельными устройствами, который размещен в передней части са­лона кузова автомобиля под панелью приборов.

Отопитель легковых автомобилей ВАЗ (рис. 8.18) состоит из радиатора 9, к которому подводится охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя. Воздух к радиатору поступает через пластмассовую коробку <?воздухопритока, в которую попадает сна­ружи через продольные отверстия воздухозаборной решетки, на­ходящейся в задней части капота двигателя. В коробке 8 имеется отражатель дождевой воды, который попавшую с воздухом воду направляет по дну коробки к резиновому клапану. Через клапан вода сливается в отделение двигателя. Крышка 7 воздухопритока,