Системы питания двигателей 22 страница
Рис. 8.7. Сиденья переднее (а) и заднее (б) легкового автомобиля ВАЗ:
/ — основание; 2, 21 — подушки; 3, 16 — спинки; 4— подголовник; 5, 7 — каркасы; 6, 8, 10. 14 — рукоятки; 9 — салазки; //—стойка; /2—кронштейн; 13— торсион; 15 — замок; 17—обивка; 18, 22— петли; 19 — набивка; 20 — привод
через кронштейны 12 и имеет два торсиона 13, облегчающих перемещение сиденья вперед. Салазки обеспечивают перемещение сиденья в требуемое положение при повороте рукоятки 10 механизма передвижения. Сиденье имеет отштампованное из листовой стали основание 1, подушки и пружинный металлический каркас 7 спинки. Основание и каркас шарнирно соединены между собой, что обеспечивает изменение наклона спинки сиденья путем вращения рукоятки 8 механизма регулирования наклона. Рукоятка б служит для управления механизмом опрокидывания спинки сиденья. Подушка 2 и спинка 3 сиденья имеют пенополиуретановую набивку и декоративную обивку. Они устанавливаются соответственно на основание 1 и каркас 7.
Заднее сиденье трехместное, нерегулируемое (рис 8.7, б). Оно состоит из подушки 21, спинки 16 и их оснований, которые выполнены из листовой стали. Подушка и спинка сиденья изготовлены из пенополиуретановой набивки 19, обтянутой декоративной обивкой 17. Они имеют петли 18 и 22 для крепления к полу кузова, обеспечивающие складывание сиденья. При складывании сиденья подушка откидывается к спинкам передних сидений, а спинка укладывается на место подушкм. Спинка сиденья в нормальном положении удерживается двумя замками 15, управляемыми рукояткой 14, а подушка сиденья фиксируется замком с приводом 20.
Ремни безопасности применяются на легковых автомобилях для предохранения водителя и пассажиров от тяжелых травм и гибели при наездах автомобиля на неподвижные препятствия и при столкновении с другими автомобилями и транспортными средствами.
Рис. 8.8. Ремни безопасности (о) и их крепление (б) в кузове: /, 8 ~ регуляторы; 2, 7' — лямки; 3, 5 — языки; 4, 6 — замки
Ремни безопасности крепятся внутри салона кузова, ими оборудуются передние и заднее сиденья (рис 8.8). Ремни передних сидений состоят из лямок 2, регулятора / длины ремня (втягивающего устройства) и языка 3, который вставляется в замок 4 переднего сиденья. Ремни регулируются по длине в зависимости от комплекции пассажиров и водителя. Ремни заднего сиденья имеют такое же устройство, как и ремни передних сидений. Они включают в себя лямки 7, регулятор 8 длины ремня, язык 5, вставляемый в замок 6 заднего сиденья. Задние ремни регулируются в зависимости от комплекции пассажиров.
8.3. Кузова автобусов
Кузов автобуса предназначен для размещения пассажиров при их массовой перевозке.
Кузов автобуса представляет собой сложную конструкцию, которая состоит примерно из трех тысяч деталей. Масса и стоимость такого кузова составляют более половины массы и стоимости самого автобуса.
Тип кузова автобуса определяется его назначением, компоновкой и конструктивным выполнением. На автобусах применяются различные типы кузовов (рис. 8.9).
Кузова городских автобусов подразделяются на кузова внутригородских и пригородных автобусов. Кузова внутригородских автобусов имеют два ряда сидений, центральный проход значительной ширины и накопительные площадки для пассажиров у дверей. Для
Кузова автобусов
По назначению |
По компоновке
Городские |
Капотные
Междугородние |
Вагонные
Туристические
Специальные
Рис. 8.9. Типы кузовов автобусов, классифицированных по различным
признакам
них характерно малое количество мест для сидения, низкий уровень пола, широкие проходы и двери. Все это обеспечивает удобство, быстроту и безопасность входа, прохода и выхода пассажиров. Низкий уровень пола также позволяет увеличить высоту в проходе и объем пассажирского салона, что повышает комфортабельность кузова. Кузова пригородных автобусов в отличие от внутригородских имеют большее количество мест для сидения, меньшие число и размеры дверей и небольшую накопительную площадку для пассажиров.
Кузова междугородних автобусов предназначены для круглогодичных пассажирских перевозок на дальние расстояния. Для увеличения комфортабельности и удобства пассажиров эти кузова имеют регулируемые сиденья, улучшенные вентиляцию и отопление, радиофицированный пассажирский салон и багажное помещение. Некоторые кузова междугородних автобусов могут иметь отдельные бытовые помещения (гардероб, буфет, туалет и др.). Для кузовов междугородних автобусов характерен высокий уровень пола, четырехрядное расположение сидений и наличие спереди одной двери. Высокий уровень пола позволяет размешать под полом вместительные багажники, допускает любое расположение двигателя и трансмиссии, улучшает комфортабельность за счет лучшей обзорности и изоляции пассажирского салона от шума, газов, пыли и т.п.
Кузова туристических автобусов подразделяются на кузова нормальной, повышенной и высокой комфортабельности. Кузова нормальной комфортабельности рассчитаны на экскурсионные поездки людей на близкие расстояния. Поэтому они имеют такую же конструкцию, как и кузова пригородных автобусов. Однако они оборудуются дополнительным местом для руководителя туристской группы, имеют громкоговорящую установку и другое дополнительное оборудование. Кузова повышенной и высокой комфортабельности рассчитаны на круглогодичные экскурсионные поездки людей на дальние расстояния. В связи с этим они имеют такую же
конструкцию, как и кузова междугородних автобусов, но отличаются от них наличием дополнительного места для руководителя туристской группы, громкоговорящей радиоустановки и другого дополнительного оборудования.
Кузова специальных автобусов рассчитаны на размещение и перевозку различного оборудования (медицинского, лабораторного и др.), а также оборудования для определенных целей (библиотека, магазин и т.п.). Специальные автобусные кузова выполняют на базе обычных автобусных кузовов с необходимой переделкой и оснащением оборудованием в соответствии с назначением.
Капотный автобусный кузов рассчитан на установку на стандартном шасси грузового автомобиля. В этом кузове имеется отделение двигателя, которое размещено вне пассажирского салона и образует отдельный элемент формы кузова. В этом случае кузов автобуса является двухобъемным.
Автобусный кузов вагонного типа — однообъемный. В нем отделение двигателя объединено с пассажирским салоном и может находиться спереди или сзади. Кузов вагонного типа имеет габаритные размеры, совпадающие с габаритными размерами автобуса, он обеспечивает наилучшее использование площади автобуса и пассажирского салона. Наибольшее применение на современных автобусах получил несущий кузов вагонного типа. Кузов имеет жесткую конструкцию и обычно состоит из каркаса, наружной облицовки, внутренней облицовки, пола, окон, дверей и др. Внут-
ри кузова размещаются сиденья для пассажиров и водителя. Каркас (рис. 8.10) является основной частью кузова автобуса. Он состоит из основания 1, боковин 2, крыши 4, передней 5 и задней 3 частей. Каркас часто делают сварным из стальных труб прямоугольного сечения.
Двери автобуса обычно выполняются раздельными для пассажиров и водителя. Двери для пассажиров обычно делают двухстворчатыми, а для водителя — одностворчатыми. Двери для пассажиров открываются и закрываются с помощью пневматических механизмов, управляемых водителем.
Окна автобуса (ветровое, боковое, заднее) выполняют разными по форме и конструкции. Боковые окна часто делают прямоугольными с раздвижными или откидными форточками. Ветровое и заднее окна — глухие, имеют гнутые стекла.
Сиденья в автобусах для пассажиров и водителей имеют различную конструкцию. Сиденья пассажиров могут быть как регулируемыми, так и нерегулируемыми. Нерегулируемые сиденья применяют в городских, а регулируемые — в междугородних автобусах. Последние выполняют в виде полуспальных кресел с изменением угла наклона спинки, с подушками и спинками повышенной мягкости. Сиденье водителя обычно регулируемое в продольном направлении, по высоте и по углу наклона спинки. Часто сиденье бывает оборудовано гидравлическим амортизатором, который гасит колебания сиденья, возникающие при движении по неровным дорогам.
8.4. Кузова грузовых автомобилей
Кузов грузового автомобиля состоит из кабины и грузового кузова. Кабина служит для размещения водителя и пассажиров, сопровождающих перевозимые грузы, а грузовой кузов — для размещения различных грузов.
На грузовых автомобилях применяются различные типы кабин (рис. 8.11).
Кабины грузовых автомобилей
I— По числу мест |
V |
По компоновке —|
Одноместные |
Капотные
Двухместные |
Трехместные |
Бескапотные
Рис. 8.10. Каркас кузова автобуса:
/ — основание; 2 — боковина; 3, 5 — части каркаса; 4 — крыша 356
Рис. 8.11. Типы кабин грузовых автомобилей, классифицированных
по различным признакам
Наибольшее распространение на грузовых автомобилях получили двухместные и трехместные кабины. Одноместные кабины обычно применяются на карьерных самосвалах и автокранах.
Капотная кабина состоит из двух объемов. Она имеет отделение двигателя, которое размещено вне помещения водителя и образует отдельный элемент формы кабины.
Бескапотная кабина является однообъемной. В ней отделение двигателя объединено с помещением водителя и находится под кабиной. Бескапотная кабина по сравнению с капотной позволяет рациональнее использовать габаритную длину автомобиля (увеличить размеры грузового кузова), улучшить обзорность дороги для водителя и доступ водителя к двигателю, так как бескапотная кабина откидывается вперед по ходу автомобиля.
Кабина(рис. 8.12, а) грузовых автомобилей ГАЗ представляет собой жесткую, сварную, цельнометаллическую конструкцию, состоящую из каркаса 4, крыши 2, верхней /, задней 3 и боковых 5 панелей.
в Рис. 8.12. Кузов грузового автомобиля ГАЗ:
а — кабина; б — оперение; в — бортовая платформа; /, 3, 5 — панели; 2 —
крыша; 4— каркас; 6— капот; 7— крыло; 8~ подножка; 9— облицовка; 10 —
стремянка; 11, 13 — брусья; /2, 15, 16 — борта; 14 — пол; 17 —- запор; 18 —
гайка; 19— планка; 20— петля
Двери кабины имеют опускающиеся стекла и поворотные форточки. Подъем и опускание стекол, а также фиксация их в любом необходимом положении осуществляются при помощи стеклоподъемников, расположенных внутри дверей. В закрытом положении двери удерживаются посредством специальных замков. Ветровое окно кабины выполнено не открывающимся и имеет гнутое стекло панорамного типа.
Сиденье в кабине двухместное. Оно выполнено общим для водителя и пассажира.
Кабина установлена на раме на резиновых подушках.
Кабина грузовых автомобилей КамАЗ также цельнометаллическая и расположена над двигателем. Наклон кабины вперед при ее опрокидывании составляет 42°, а максимальный угол наклона кабины, необходимый для снятия двигателя с автомобиля, равен 60°. Конструктивной особенностью кабины является наличие открывающейся передней облицовочной панели. При ее подъеме обеспечивается свободный доступ к отопителю кабины, приборам электрооборудования, устройствам омывания и очистки ветрового стекла и передним опорам кабины. В поднятом положении облицовочная панель фиксируется двумя телескопическими упорами, а в опущенном положении — двумя замками, крепление кабины к раме осуществляется в четырех точках — двух спереди и двух сзади. Передние точки крепления кабины представляют собой шарнирные опоры, а задние — четвертные листовые рессоры с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Передние и задние опоры обеспечивают мягкую подвеску кабины. Кабина оборудована уравновешивающим механизмом, облегчающим ее опрокидывание, ограничителем подъема и запорным устройством.
Опрокидывание кабины вперед обеспечивают передние шарнирные опоры (рис. 8.13). Нижние кронштейны 1 передних опор прикреплены к поперечине 5"рамы, а верхние кронштейны 3 — к балке 4 пола. Верхние кронштейны входят в проушины нижних кронштейнов, и соединение их осуществляется при помощи пальцев 2 Резиновые кольца, установленные в отверстиях верхних кронштейнов, уплотняют шарниры и предотвращают попадание в них грязи и влаги. В корпусах верхних кронштейнов установлены резиновые подушки, которые смягчают колебания, передаваемые кабине от рамы через передние опоры. Нижние кронштейны передних опор соединены с механизмом уравновешивания кабины.
Механизм уравновешивания кабины, облегчая ее опрокидывание вперед, обеспечивает почти полное уравновешивание массы кабины в любом ее положении. Механизм уравновешивания — торсионного типа. Он состоит из двух взаимозаменяемых сплошных торсионов 9 круглого сечения с рычагами 5. Один конец торсиона сделан квадратным, а другой конец имеет шлицы. Квадратный конец торсиона запрессован в нижний кронштейн / передней
Рис. 8.13. Передние опоры (а) и механизм уравновешивания (б) кабины грузовых автомобилей КамАЗ:
1,3 — кронштейны; 2 — палец; 4, 7 — балки; 5 — рычаг; 6 — опора; 8 — поперечина; 9 — торсион; 10 — втулка
шарнирной опоры кабины, а шлицевый конец торсиона свободно установлен в резиновой втулке 10, находящейся во втором нижнем кронштейне передней опоры. Рычаг 5 нижним концом установлен на шлицах торсиона и жестко закреплен стяжным болтом. Верхним концом рычаг 5шарнирно соединен с опорой 6торсиона, прикрепленной к поперечной балке 7 пола кабины.
Задние опоры кабины (рис. 8.14) выполнены в виде листовых рессор, работающих совместно с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Передний конец рессоры 1 стремян-
Рис. 8.14. Задняя опора (а) и запорное устройство (б) кабины грузовых
автомобилей КамАЗ:
/ — рессора; 2 — болт; 3 — стремянка; 4, 10, И — кронштейны; 5 — подушка;
6— скоба; 7— обойма; 5— буфер; 9 — амортизатор; 12— корпус; 13— пружина;
14, 16 — крюки; 15 — рукоятка
кой 3 и болтом 2 прикреплен к кронштейну //, установленному на раме автомобиля, задний конец рессоры, имеющий ушко, при помощи резинометаллического шарнира установлен в обойме 7 рессоры. В обойме также закреплен на резиновых подушках верхний конец амортизатора 9. Нижний конец амортизатора через резин о металлический шарнир соединен с нижним кронштейном 10, связанным с кронштейном //. Перемещение рессоры ограничивается резиновым буфером 8, упирающимся в раму автомобиля при определенном ее ходе. Буфер установлен на обойме рессоры.
Кабина автомобиля фиксируется в рабочем положении на задних опорах при помощи запорного устройства, включающего в себя два отдельных запора. Каждый запор состоит из корпуса 12, закрепленного на продольной балке кабины, запорного крюка 16 и рукоятки 15. Кроме того, один из запоров имеет предохранительный крюк 14 с пружиной 13. Запорная скоба 6 приварена к верхнему кронштейну 4, который прикреплен к обойме 7 рессоры задней опоры кабины. На кронштейне 4 закреплена резиновая подушка 5, предназначенная для опоры корпуса 12 запора при транспортном положении кабины.
При фиксации кабины на задних опорах скобы 6 входят в пазы корпусов 12 запоров и зацепляются с крюками 16 запоров. Рукоятки 15 запорных крюков устанавливаются в крайнее верхнее положение, корпуса 12 запоров прижимаются к резиновым подушкам 5, и предохранительный крюк 14 автоматически защел-
кивается. При опрокидывании кабины рукоятки запорных крюков устанавливаются в крайнее нижнее положение, а предохранительный крюк выводится из зацепления с запорной скобой.
Для кабины предусмотрена регулировка усилия ее опрокидывания, которая осуществляется изменением угла закручивания торсионов. Для изменения усилия опрокидывания угол закручивания торсионов необходимо соответственно уменьшить или увеличить, что обеспечивается шлицевым соединением рычагов и торсионов механизма уравновешивания кабины. При перестановке рычага торсиона на один шлиц угол закручивания торсиона изменяется на 7°30'. Для изменения угла закручивания на меньшую величину регулировка осуществляется путем перестановки оси опоры 6 (см. рис. 8.13) рычага торсиона, которая имеет два отверстия. При перестановке оси из одного отверстия в другое угол закручивания торсиона изменяется на 3°45'.
Кабина автомобиля КамАЗ — трехместная. Она оборудована сиденьем водителя и двумя одноместными сиденьями для пассажиров. Сиденье водителя (рис. 8.15) имеет механизм подрессоривания, который уменьшает утомляемость водителя и повышает удобство работы. Механизм торсионного типа с газонаполненным амортизатором. Подрессоривание сиденья осуществлено пластинчатым торсионом, размещенным в трубе 6. Один конец торсиона закреплен неподвижно, а второй соединен с рычагом 2 механизма регулирования жесткости подвески сиденья. Газонаполненный амортизатор 5 предназначен для гашения колебаний сиденья при движении по неровностям дороги. Он установлен за спинкой сиденья. Нижний конец амортизатора закреплен на основании 11 сиденья, а верхний — в поперечине остова 7 сиденья. Для крепления
концов амортизатора используются резиновые втулки. Сиденье водителя выполнено регулируемым в продольном направлении и по наклону спинки. Продольное перемещение сиденья осуществляется перемещением
Рис. 8.15. Сиденье водителя грузовых автомобилей КамАЗ:
/ — полушка; 2, 4, 10 — рычаги; 3 —
спинка; 5— амортизатор; 6— труба; 7—
остов; 8— направляющая; 9~ стопор;
// — основание
его вдоль неподвижных направляющих 8, прикрепленных к полу кабины. Стопор °, управляемый рычагом 10, обеспечивает фиксацию сиденья в одном из десяти положений. Наклон спинки сиденья регулируется рычагом 4. Подушка / и спинка 3 сиденья сделаны из губчатой резины и обиты искусственной кожей.
Регулировка жесткости подвески сиденья водителя производится в зависимости от его массы (50... 130 кг) и осуществляется путем закручивания торсиона при помощи рычага 2 механизма регулирования жесткости.
Среднее пассажирское сиденье выполняется аналогично сиденью водителя. Однако оно не имеет механизма подрессоривания и не регулируется. Боковое пассажирское сиденье кресельного типа, имеет механический пружинный каркас. Оно регулируется в продольном направлении и по наклону спинки. Сиденье имеет два откидных подлокотника и подголовник.
Оперение кузовагрузового автомобиля (см. рис. 8.12, б) включает капот 6 двигателя, крылья 7, подножки 8 и облицовку 9 радиатора. У грузовых автомобилей, которые имеют кабину, расположенную над двигателем, капот отсутствует.
Грузовой кузовслужит для размещения перевозимых грузов. На грузовых автомобилях применяются различные типы грузовых кузовов. Тип грузового кузова автомобиля определяется назначением и конструктивным выполнением.
• По назначению грузовые кузова делятся на кузова общего назначения и специализированные (рис. 8.16).
Грузовой кузов общего назначения служит для перевозки разнообразных грузов, кроме жидких без тары. Обычно такой кузов выполняется в виде бортовой платформы, которая может иметь деревометаллическую или металлическую (стальную, алюминиевую) конструкцию.
На рис. 8.12, в показана бортовая платформа грузовых автомобилей ГАЗ. Она состоит из основания, пола и бортов. Основание включает в себя продольные 11 и поперечные 13 брусья, к кото-
Грузовые кузова | |||||
Общего назначения | Специализированные |
Самосвальные |
Цистерны |
Фургоны |
Бортовые платформы
Рис. 8.16. Типы грузовых кузовов
рым прикреплены пол 14, неподвижный передний борт 16, а также откидные боковые 15 и задний 12 борта. Для пола и бортов используются деревянные доски. Доски бортов скреплены между собой металлическими планками 19. Откидные борта соединены с основанием платформы с помощью петель 20, а передний неподвижный борт — специальными стойками. В поднятом положении откидные борта удерживаются специальными запорами 17, расположенными в углах соединения бортов. Бортовая платформа в сборе прикреплена к раме автомобиля стремянками 10 с гайками 18.
Бортовые платформы выполняются обычно открытыми. Часто они оборудуются дополнительными устройствами, которые обеспечивают возможность наращивания высоты бортов и установки тента.
Грузовой кузов автомобилей «Урал» представлен на рис. 8.17. Кузов предназначен для перевозки пассажиров и грузов, выполнен в виде бортовой платформы с надставными решетчатыми бортами и со съемным тентом. Платформа 9 цельнометаллическая, имеет надколесные ниши, крепится к раме автомобиля при помощи стремянок 6 и кронштейнов 4. Между лонжеронами рамы автомобиля и продольными балками основания платформы установлены деревянные прокладки 5. Задний борт у платформы откидывающийся, а остальные борта неподвижные. На переднем и боковых бортах платформы имеются надставные решетки 12. В над-
Рис. 8.17. Грузовой кузов автомобилей «Урал»:
/ — тент; 2 — окно; 3, 10 — брызговики; 4 — кронштейн; 5 — прокладка; 6 — стремянка; 7 — дуга; 8— распорка; 9 — платформа; 11 — ящик; 12— решетка;
13 — гнездо
ставные решетки боковых бортов устанавливаются дуги 7 тента, которые в рабочем положении скрепляются распорками 8. В нерабочем положении дуги устанавливаются в специальные гнезда 13 передней части платформы и крепятся ремнями. На боковых бортах платформы находятся ящики // для хранения инструмента. Съемный тент 1 в передней части имеет окно и два клапана для вентиляции, а в задней части — только окно 2 При необходимости тент снимается и укладывается в специальный чехол.
Платформа оборудована тремя продольными рядами сидений для перевозимых пассажиров. Боковые ряды сидений выполнены откидными, а средний ряд сидений — съемный. Средний ряд сидений состоит из двух частей, которые в снятом положении закрепляются ремнями в кронштейнах на переднем борту платформы. Для безопасности пассажиров параллельно заднему борту пристегивается предохранительный ремень, проходящий через скобу спинки среднего ряда сидений. В передней и задней частях основания платформы установлены брызговики 3 и 10.
Специализированные кузова предназначены для перевозки грузов только определенного вида. По сравнению с грузовыми кузовами общего назначения специализированные кузова обеспечивают лучшую сохранность грузов при перевозке и возможность перевозки различных видов специфических грузов, повышают безопасность и улучшают санитарно-гигиенические условия перевозки некоторых видов грузов, снижают затраты на тару и упаковку, обеспечивают более высокую механизацию погрузочно-разгрузочных работ. Однако специализированные грузовые кузова имеют большую первоначальную (при изготовлении) стоимость, их использование связано с повышенной трудоемкостью обслуживания и необходимостью более высокой квалификации водителей.
Самосвальные кузова предназначены для перевозки сыпучих (навалочных), полужидких и скальных грузов, а также грузов, не требующих осторожности при разгрузке. Эти кузова обычно изготавливаются цельнометаллическими — сварными из листовой стали с усиливающими стойками. Иногда их выполняют из алюминиевых сплавов или армированных пластмасс, что позволяет уменьшить массу автомобиля-самосвала, повысить коррозионную стойкость кузова, снизить уровень шума при погрузке и улучшить очищае-мость при разгрузке, а также повысить топливную экономичность самосвала. Для исключения примерзания влажных грунтов и растворов самосвальные кузова часто делаются обогреваемыми. Для этого их основания и борта имеют специальные каналы, через которые проходят отработавшие газы.
Грузовые кузова-цистерны предназначены для перевозки и временного хранения жидких, газообразных и сыпучих грузов. Цистерны оснащаются специальным оборудованием (компрессорами,
насосами, кранами, клапанами и др.), предназначенным для выполнения соответствующих работ. Цистерны исключают расходы на тару, обеспечивают лучшую сохранность грузов при погрузке, транспортировке, разгрузке и уменьшают расходы на погрузоч-но-разгрузочные работы (сокращение времени, исключение ручного труда). Однако себестоимость перевозок грузов в цистернах в среднем на 25 % выше по сравнению с грузовыми кузовами общего назначения. Цистерны обычно выполняют сварными из листовой стали. Их также изготавливают из алюминиевых сплавов и пластмасс.
Грузовые кузова-фургоны предназначены для транспортирования грузов, требующих защиты от внешних воздействий. Это кузова закрытого типа, что обеспечивает лучшую сохранность грузов при перевозке и меньшие затраты на тару. Кроме того, фургоны повышают использование грузоподъемности автомобилей при транспортировании легковесных грузов. Фургоны выполняются вагонными, многодверными и с дверями, расположенными на заднем, правом или одновременно заднем и правом бортах. Иногда они оборудуются грузоподъемными бортами. Крыша у фургонов бывает глухой, раздвижной, шарнирно-подьемной. Применение большого числа дверей, их различное расположение, а также подъемная и раздвижная крыша обеспечивают удобство подъезда автомобилей к местам загрузки и выгрузки и выполнение погру-зочно-разгрузочных работ. Фургоны имеют деревянный или металлический каркас с фанерной, стальной, алюминиевой или пластмассовой облицовкой.
8.5. Вентиляция и отопление кузова
Система вентиляции и отопления кузова предназначена для регулирования воздухообмена и температуры воздуха в салоне автомобиля. Она также предохраняет ветровое, заднее и боковые стекла от запотевания и обмерзания. Система вентиляции и отопления включает в себя отопитель жидкостного типа с дополнительными устройствами, который размещен в передней части салона кузова автомобиля под панелью приборов.
Отопитель легковых автомобилей ВАЗ (рис. 8.18) состоит из радиатора 9, к которому подводится охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя. Воздух к радиатору поступает через пластмассовую коробку <?воздухопритока, в которую попадает снаружи через продольные отверстия воздухозаборной решетки, находящейся в задней части капота двигателя. В коробке 8 имеется отражатель дождевой воды, который попавшую с воздухом воду направляет по дну коробки к резиновому клапану. Через клапан вода сливается в отделение двигателя. Крышка 7 воздухопритока,