Влияние организации на информационные системы

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПУХОЛЕЙ

 

Вид ткани Доброкачественная Злокачественная
Эпителиальная ткань Папиллома Рак
Железистая ткань Аденома Аденокарцинома
Волокнистая соединительная ткань Фиброма Фибросаркома
Жировая ткань Липома Липосаркома
Мышечная ткань Миома Миосаркома
Сосуды Гемангиома Ангиосаркома
Хрящевая ткань Хондрома Хондросаркома
Костная ткань Остеома Остеосаркома

 

 

ВЛИЯНИЕ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ НА ОРГАНИЗМ

 

Развиваясь, опухоль выходит из-под регулирующего влияния организма. Она разрушает стенки сосудов, сдавливает крупные сосуды и другие органы, изменяются все виды обмена, особенно белковый и углеводный, нарушается баланс витаминов и течение окислительно-восстановительных процессов. Больные худеют, развивается анемия, повышается СОЭ, развивается кахексия, появляется распад опухоли и интоксикация организма продуктами распада.

 

 

Организации создают информационные системы, чтобы стать более эффективными и сохранять деньги. Организация разрабатывает и реорганизует свои информационные системы, чтобы они постоянно соответствовали потребностям организации. Информационные системы необходимы и могут даже быть источником конкурентоспособного преимущества.

Имеется возрастающая взаимозависимость между деловой стратегией, правилами и процедурами, с одной стороны, и информационным программным обеспечением систем, оборудованием, базами данных и передачей данных - с другой. Изменение в любом из этих компонентов часто требует изменений в других компонентах. Эта связь становится критической, когда планируется управление на перспективу. То, что бизнес хотел бы делать через пять лет, часто зависит того, что будут способны делать информационные системы. Увеличение доли на рынке, движение в сторону повышения качества или удешевления производства при выпуске новых изделий и при увеличении производительности труда служащих все более зависят от видов и качества информационных систем в организации.

2. Уровни управления и информационные системы

В организации можно выделить три уровня управления (рис. 2). К стратегическому уровню организации относятся высшее руководство: директора и топменеджеры. Они планируют деятельность организации на долгосрочный период. К функциональному (тактическому) уровню относятся руководство, администрация, менеджеры среднего звена и научные работники. В основном, служащие этого уровня управляют, принимают тактические решения, составляют отчеты. На операционном (оперативном) уровне работают «исполнители». К этой группе служащих относятся секретари, бухгалтеры, менеджеры нижнего звена и пр. Они осуществляют операции продаж, платежей, оперативное управление, текущий контроль.

Организацию также можно разделить на функциональные подсистемы, такие, как маркетинг, производство, финансы, кадры и пр. Каждой из этих областей в зависимости от уровня управления может соответствовать своя информационная система. Например, на операционном уровне могут существовать информационные системы маркетинга, кадрового учета, производственные системы.


Типичная организация имеет различные информационные системы, различающиеся по уровням управления и по функциональным областям. Например, отдел маркетинга имеет систему продаж на оперативном уровне, чтобы делать записи ежедневных коммерческих данных и обрабатывать заказы. Системы тактического уровня отслеживают ежемесячные продажи всех филиалов и докладывают о тех из них, где продажи превышают ожидаемый уровень или падают. Система прогноза предсказывает коммерческие тренды в течение пятилетнего периода - обслуживает стратегический уровень.

Основные типы информационных систем предприятия и уровни управления, на которые они ориентированы, представлены на рис. 3.

Системы обработки транзакций(ТРS - Transaction Processing Systems) - основные деловые системы, которые обслуживают операционный уровень организации. TPS - компьютеризированная система, которая выполняет и рассчитывает рутинные транзакции, необходимые для проведения бизнеса. Примеры - коммерческие расчеты продаж, системы бронирования мест в гостинице, платежная ведомость, хранение отчетов служащих и отгрузка.


На операционном уровне задачи, ресурсы и цели предопределены и высокоформализованы. Например, решение о предоставлении кредита клиенту принимается управляющим низшего уровня согласно предопределенным критериям. Единственно, что должно быть определено - соответствует ли клиент критериям.

Управляющие информационные системы(МSS/MIS - Management Support/Information Systems) обслуживают функциональный уровень организации, обеспечивая менеджеров докладами, в некоторых случаях с интерактивным доступом к текущей работе организации. Эти системы выполняют стандартные бизнес-процессы, бухгалтерский учет, финансовые отчеты, выпускающие документы, размещение заказа и т.п. Обычно они ориентированы почти исключительно на внутренние, не относящиеся к окружающей среде, результаты.

MIS поддерживают структурированные и слабоструктурированные решения и имеют слабые аналитические возможности.

Системы поддержки принятия решений (DSS - Decision Support Systems). DSS были разработаны с целью помочь руководителям решать слабоструктурироваиные и неструктурированные проблемы. В 80-е годы эти системы были использованы для групп и целых организаций.

Эти системы помогают принятию решений управления, объединяя данные, сложные аналитические модели и удобное для пользователя программное обеспечение в единую мощную систему. Основная концепция DSS - дать пользователям инструментальные средства, необходимые для анализа важных блоков данных, используя легкоуправляемые сложные модели гибким способом. DSS специализированы по специфическим решениям или классам решений типа маршрутизации, формирования очередей, оценки и т д.

DSS отвечают на следующие типичные вопросы:

· анализ примеров - оценка значений выходных величин для заданного набора значений входных переменных;

· параметрический ("что, если?") анализ - оценка поведения выходных величии при изменении значений входных переменных;

· анализ чувствительности - исследование поведения результирующих переменных в зависимости от изменения значений одной или нескольких входных переменных;

· анализ риска - оценка изменения выходных переменных при случайных изменениях входных величин;

· оптимизация - поиск значений управляемых входных переменных, обеспечивающих наилучшее значение выходных переменных и т.п.

Исполнительные системы (ЕSS/EIS - Executive Support/ Information Systems) - это инструмент помощи руководителям высшего уровня, которые подготавливают стратегические исследования и длительные тренды в фирме и в деловом окружении. В организациях эти системы обычно добавляют к существующим организационным системам, где они предоставляют руководителям возможность прямого доступа ко всей финансовой и рабочей информации, а также к внешней информации такой, как рыночная информация, информация о конкурентах, о поставщиках, курсы валют и акций.

ESS фильтруют, сжимают и выявляют критические данные, сокращая время и усилия, требуемые, чтобы получить информацию, полезную для руководителей. ESS используют наиболее продвинутое графическое программное обеспечение и могут поставлять графики и данные из многих источников немедленно в офис старшего менеджера или в зал заседаний.

ESS отвечают на такие вопросы, как

· В каком бизнесе мы должны быть?

· Что делают конкуренты?

· Какие новые приобретения защитили бы нас от циклических деловых колебаний?

· Какие подразделения мы должны продать, чтобы увеличить наличность? и пр.

3. Функциональное применение информационных систем

Существует множество информационных систем, которые выделены по функциональному признаку и охватывают несколько уровней управления.

На производстве применяются такие системы, как системы автоматизированного проектирования (CAD – computer-aided design). В САD проекты продуктов (например, автомобиля) вводятся с помощью сканеров или цифровых камер. Далее они анализируются и строятся модели. В результате уменьшается количество проектировщиков и снижаются затраты на опытные образцы.

Системы автоматизированного производства (CAD – computer-aided manufacturing) используют компьютеры для управления производственными процессами с помощью роботов. Роботы осуществляют сварку, подгонку, сборку и проверку. С помощью таких систем можно быстро проверить и обнаружить ошибки, незаметные человеческому глазу.

Комплексная автоматизация производства (CID – computer-integrated manufacturing) объединяет в себе CAD и CAM нескольких производителей и поставщиков и позволяет мгновенно реагировать на спрос, избегая запасов готовых изделий (проблема JIT – “just-in-time”).

Системы, основанные на знаниях (KBS – Knowledge-Based Systems, KWS – Knowledge Work Systems)получили широкое применение в тех областях финансового и инвестиционного менеджмента, где требуется получение оценок и прогнозов, связанных с обработкой больших объемов информации.

Для систем, основанных на знаниях, характерно применение искусственного интеллекта (AI – Artificial Intelligence). К технологиям, основанным на AI, относятся нейронные сети, генетические алгоритмы, экспертные системы.

Нейронные сети используются для получения оценок и прогнозов, связанных с обработкой больших объемов информации. Генетические алгоритмы позволяют найти не точное, а приемлемое решение для сложных, в том числе и нелинейных задач большой размерности, например, при оптимизация инвестиций. Экспертные системы представляют собой сложные программные комплексы, использующие накопленные знания специалистов в конкретных областях для консультации менее квалифицированных пользователей. Более подробные характеристики систем AI приведены в Теме 11.

Системы электронного документооборота позволяют эффективно организовать обработку и пересылку электронных документов. Прежде всего, электронный документооборот помогает клеркам, секретарям, бухгалтерам или менеджерам, чья работа должна главным образом использовать или распространять информацию.

4. Технология применения электронного документооборота

Система управления электронными документами. (EDMS - Electronic Document Management Systems) - это набор устройств и программ, позволяющий эффективно организовать процедуры создания, накопления, хранения, обработки и пересылки электронных документов.

Следует различать понятия неформализованного (произвольного) и служебного (официального) электронного документа. Неформализованный электронный документ - это любое сообщение, записка, текст, записанный на машинном носителе.

Под служебным электронным документом понимается записанное на машинном носителе электронное сообщение, реквизиты которого оформлены в соответствии с нормативными требованиями.

Электронные документы (ЭД) по сравнению с бумажными обладают следующими преимуществами:

· низкая стоимость и продолжительность передачи из одного места в другое;

· низкая стоимость и время тиражирования;

· низкая стоимость архивного хранения;

· возможность контекстного поиска;

· новые возможности защиты документов;

· упрощение подготовки;

· принципиально новые возможности представления: документ может иметь динамичное содержание (например, аудио-, видеовставки).

Основными функциями системы управления электронными документами являются:

· регистрация документов;

· контроль исполнений документов;

· создание справочников и работа с ними;

· контроль движения бумажного и электронного документа;

· создание и редактирование реквизитов документов;

· формирование отчетов по документообороту предприятия;

· создание документа прямо из системы на основе шаблона (прямая интеграция);

· работа с версиями документа, сложными многокомпонентными и многоформатными документами, вложениями;

· электронное распространение документов;

· работа с документами в папках;

· получение документов посредством сканирования и распознавания.

Использование систем управления электронными документами позволяет получить ощутимый экономический эффект, который может быть связан:

· со снижением стоимости хранения документов;

· уменьшением затрат на поиск документов;

· уменьшением затрат на копирование документов;

· уменьшением затрат на доступ к информации и обработку документов.

Рассмотрим способы классификации систем управления электронными документами.

1. По масштабу различают корпоративные системы, системы для средних предприятий и системы для организации персонального документооборота. Для корпоративных характерно привлечение системных интеграторов для адаптации системы на предприятии, высокие требования к аппаратным и программным средствам, широкий диапазон выполняемых функций, реализация информационных технологий, составляющих основу системы на «промышленном» уровне, высокая цена. Поэтому приобретение корпоративной системы могут позволить себе только крупные предприятия. К корпоративным можно отнести системы Documentum, DocuLive. Для средних предприятий целесообразнее приобрести более дешевую систему. Примером такой системы является «Эффект-Офис».

Системы для организации персонального документооборота предназначены для индивидуального использования. В данных системах могут отсутствовать некоторые функции, важные с точки зрения делопроизводства.

2. По архитектуре различают системы, функционирующие на платформе специальной программы, и системы-приложения. В качестве платформы выступает программный комплекс, реализующий принципы управления электронными документами. Основным компонентом такой программы является система управления базами данных (СУБД). Также в качестве платформы может выступать система автоматизации управления предприятием (например, 1С:Предприятие).

Системы, работающие на специальной программной платформе, используют ее функционал в контексте автоматизации делопроизводства. Примерами таких систем могут быть Optima Workflow, «Босс-Референт».

Особенность систем данного класса состоит в том, что для их работы требуется установить комплекс программ, составляющих соответствующую платформу, что требует дополнительных затрат. То есть стоимость такой системы складывается из стоимости самой программы и ее платформы. В данном случае к проблеме выбора системы добавляется проблема выбора программной платформы. Преимущества и недостатки такого решения частично схожи с первым пунктом классификации - с одной стороны - мощность, с другой - возможная избыточность и высокая цена.

Системы-приложения представляют собой самостоятельный продукт, не требующий специальных программных средств. Примерами могут служить системы «Дело», «Делопроизводство 2002», «Евфрат-Документооборот», «Эффект-Офис».

3. По типам баз данных, используемых системой различают системы, использующие реляционные базы данных, и системы, использующие документальные базы данных. Под документальными базами данных понимаются преимущественно базы Lotus Domino.Doc, хотя существуют и другие.

Системы, как первого, так и второго типов могут основываться на собственной СУБД, или на промышленной. Примерами систем с собственной СУБД являются «Евфрат-Документооборот», «Эффект-Офис».

Системы, ориентированные на обработку большого количества документов, используют для хранения информации промышленные СУБД типа MS SQL Server, Огас1е или для документальных баз данных - Lotus Domino. Принимая решение о выборе такой системы, необходимо дополнительно приобрести и установить соответствующую СУБД. Общая стоимость проекта, как правило, оказывается выше, чем стоимость системы с собственной СУБД, но необходимо учитывать, что переплата связана с лучшими возможностями промышленной системы управления базами данных. Примером системы данного типа является «Дело».

4. По технологии работы с электронными документами можно выделить несколько классов систем. Хотя некоторые системы могут обладать функциями нескольких классов, большинство продуктов имеют вполне определенную ориентацию на ту или иную область. Поэтому на практике данная классификация позволяет достаточно точно охарактеризовать системы.

· Системы управления документами (EDMS - Document management Systems);

· Системы автоматизации делопроизводства (OAS – Office Automation Systems);

Разница между EDMS и OAS в том, что EDMS ориентирована на предприятие в целом, а OAS поддерживает автоматизацию только официального делопроизводства.

· Системы автоматизации деловых процессов (Workflow management Systems) позволяют: описывать движения документов, осуществлять их координацию друг с другом, моделировать деловые процессы, устанавливать права доступа пользователей, определять срок выполнения операций и др.

· Электронные архивы осуществляют ведение архива документов предприятия в иерархии папок, коллективный доступ и редактирование, хранение версий документов, выдача поручений и контроль исполнения, быстрый поиск нужной информации.

· Системы управления записями (Record management) - это системы поддержки жизненного цикла документа, автоматизации рутинных канцелярских процедур.

· Системы управления «образами» документов. Формирование архива документов предполагает их перевод из бумажной формы в электронную. При этом простого сохранения отсканированного документа недостаточно. Системы управления образами позволяют снабдить графическое изображение документа реквизитами, аннотацией, идентифицирующими документ в системе делопроизводства.

5. Интеграция систем на предприятии

Как правило, внутри организации существует несколько информационных систем, которые могут обмениваться данными друг с другом. Но сколько их должно быть, и как эти системы должны быть объединены? Это очень трудный вопрос. Лучше всего иметь некоторый уровень интеграции, чтобы информация могла легко перемещаться между различными частями организации. Но интеграция стоит денег, и объединение многих различных систем чрезвычайно трудоемко. Каждая организация должна взвесить потребности в интегрирующих системах с учетом трудностей установки крупномасштабной интегрированной системы. Не существует никакого одного правильного уровня интеграции, или централизации.

Чаще всего одна система охватывает сразу несколько уровней управления и несколько функциональных подразделений организации. Такие системы обмениваются информацией друг с другом внутри организации. В идеале в организации должна быть единая информационная система, обслуживающая все уровни управления. В настоящее время при разработке новых систем проектировщики стремятся именно к этому.

Системы планирования ресурсов предприятия (ERP – Enterprise Resources Planning) представляют собой новое поколение информационных систем, разработанных для решения текущих задач бизнеса с учетом множественных функциональных областей крупных корпоративных предприятий.

Системы ERP позволяют организациям с фрагментированными информационными системами создать общую для предприятия систему, используя типовые бизнес-решения.

. Информационные технологии в государственном управлении

1. Направления информатизации государственного управления

Национальный информационный ресурс - это ресурс, находящийся в собственности или распоряжении или владении и пользовании всех юридических и физических лиц, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.

Государственные информационные ресурсы находятся в ведении федеральных органов государственной власти, органов власти субъек­тов Российской Федерации и в их совместном ведении.

Федеральные информационные ресурсы - государственные ресурсы, находящиеся в распоряжении федерального органа власти.

Информационное обеспечение государственного управления - это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспе­чения пользователей (потребителей) информацией.

Информационные ресурсы России формируются в организациях и на предприятиях всех форм собственности. Значительная их часть создана на средства госбюджета и сосредоточена в государственном секторе. К наиболее значимым относятся:

· библиотечные ресурсы (150 тыс. библиотек, из них » 2,5 тыс. имеют АИС);

· архивный фонд (460 млн. ед. хр.);

· научно-техническая информация;

· Государственная система статистики;

· правовая информация;

· информационные ресурсы органов государственной власти и управления всех уровней.

В соответствии с общей структурой государственного управления, можно выделить следующие уровни управления государственными информационными ресурсами: федеральный, региональный, локальный.

В России обработкой документов занято около 400 тыс. госслужащих, временные затраты граждан на ходьбу по инстанциям составляют от 3 до 4 млрд. человеко-часов в год, каждый документ копируется до 20 раз. Применение информационных технологий позволит экономить до 30 млрд. руб. в год.


Направления информатизации органов государственной власти и управления приведены на рис. 4.

2. Информатизация Совета Федерации

Система состоит из таких функциональных подсистем, как парламентские слушания, планирование, законопроект, делопроизводство, контроль, выборы, пресс-центр и т.д. Основу информационного обеспечения составляют БД и справочники, образующие информационный фонд Совета Федерации. БД можно классифицировать по принадлежности (собственные и внешних организаций) и содержанию (правовые, экономико-статистические, справочно-аналитические, внутрипарламентские).

Для оперативного информирования комитетов, комиссий, руководства Совета Федерации и структурных подразделений Аппарата о событиях в стране и в мире на систематической основе осуществляется выпуск сводок.

Телекоммуникационная связь Совета Федерации с регионами обеспечивается с помощью информационной системы «Почта» Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ).

.Межпарламентский обмен с государствами Содружества осуществляется с помощью сетей:

«Почта» - Администрация Президента РФ

«Дионис» - Госдума

«Атлас» - ФАПСИ.

3. Информатизация Государственной Думы

Информационный фонд Государственной Думы представляет собой совокупность интегрированных баз данных и программно-технологического инструментария, обеспечивающего поиск и выдачу информации пользователю.

Можно выделить следующие основные компоненты: законодательный фонд, внутрипарламентский фонд сведений о деятельности Государственной Думы, статистический фонд, предметно-справочный фонд, фонд информационно-справочных и аналитических материалов, служебные файлы поддержки технологии ведения и организации доступа к информационному фонду.

Информационная система Государственной Думы состоит из следующих подсистем: компьютерная сеть, комплекс обеспечения заседаний (электронное голосование, телевизионные системы), кабельное телевидение, информационно-справочная служба, радиотрансляция и др.

4. Информационные технологии управления бюджетной системой

Информационная система управления бюджетным процессом имеет централизованную сетевую архитектуру. Центральным звеном является банк данных финансово-казначейского управления.

Ключевую роль в управлении информационными потоками финансовых, бюджетных, налоговых служб играют вычислительные центры федерального и регионального уровней. Их основу составляют корпоративные компьютерные сети. В налоговых и финансовых службах регионального уровня используются серверные сети и клиент-серверная модель обработки данных.

В бюджетной системе основным программным продуктом является комплекс «Бюджет», который обеспечивает связь с Федеральным казначейством, налоговыми органами, банками и т.д. «Бюджет» имеет единую базу данных и единый пользовательский интерфейс.

«Бюджет» охватывает следующие структурные подразделения: бухгалтерия, бюджетный отдел и отдел государственных доходов. В состав «Бюджета» входят такие модули как «исполнение бюджета», «налоговые зачеты».

В ходе проектирования федерального бюджета работники Министерства финансов используют автоматизированную информационную систему «Финансы». Она является территориально распределенной системой, а также взаимодействует со смежными информационными системами органов государственной власти и управления. В состав «Финансов» входят подсистемы: «Бюджетный процесс», «Доходная часть бюджета», «Расходная часть бюджета», «Государственное кредитование». «Финансовый контроль бюджета» и «Финансирование отраслей НХ».

Автоматизированная информационная система управления бюджетом муниципального образования (МО) может состоять из следующих подсистем:

· планирование и прогнозирование доходной части бюджета МО;

· распределение расходной части бюджета МО;

· формирование сводных документов МО по бюджету и их анализ;

· управление дефицитом, резервами и бюджетом развития МО;

· оперативное управление программами развития экономики на территории МО;

· расчет и анализ показателей социального и экономического развития МО;

· регулирование децентрализованных бюджетов поселков и сел на территории МО;

· оперативное управление в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций на территории МО.

5. Информационные технологии управления налоговой системой

Автоматизированная информационная система «Налог» состоит из следующих подсистем: подготовка типовых отчетных форм, контрольная деятельность, методическая, ревизионная и правовая деятельность, аналитическая деятельность и решение внутриведомственных задач.


На местном уровне в информационных системах налоговой службы существуют подсистемы камеральной проверки, ведения лицевых карточек предприятий, анализа состояния предприятий, документационной проверки, ведения нормативно-правовой документации, внутриведомственных задач, обработки документов физических лиц.

Подсистема «Налогообложение физических лиц» состоит из следующих компонентов: АРМ «Инспектор», АРМ «Администратор», АРМ «Реестр физических лиц», АРМ «Бухгалтер».

Пример работы автоматизированной информационной системы «Налог» с юридическим лицом представлен на рис. 5.

6. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)»

Федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия» принята к реализации Постановлением Правительства РФ № 65 от 28.01.02. Программа направлена в первую очередь на то, чтобы органы власти всех уровней стали более прозрачны, доступны для граждан, а их деятельность - более эффективна. Прозрачность достигается за счет обязательной электронной публикации и создания баз данных по всем документам, не имеющим статуса секретных; эффективность - за счет перевода документооборота в электронную форму.

Кроме того, программа предусматривает расширение доступа населения к Интернету, организацию подготовки специалистов в области информационных технологий государственных учреждений.

В результате будет стимулироваться отрасль информационных технологий, увеличится число специалистов, вырастет спрос на услуги в информационных технологиях. Будет повышаться конкурентоспособность экономики страны за счет снижения издержек и повышения качества продукции и услуг. Повысится эффективность и демократичность государственного управления. Будут созданы условия для ускорения процессов внедрения информационных технологий во все сферы общественной жизни и бизнеса. К 2010 году уровень использования информационных технологий приблизится к средним показателям Европейского союза.

ФЦП «Электронная Россия» предусматривает следующие направления информатизации:

· внедрение технологий «Электронного документооборота»;

· внедрение технологий «Электронного правительства»;

· создание единой государственной системы управления и передачи данных;

· информатизация регионов;

· разработка автоматизированной информационной системы «Государственный регистр населения»;

· внедрение электронной системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой подписи;

· создание телемедицинских сетей;

· создание информационной системы для предоставления гарантированного пакета электронных услуг деловым кругам и населению;

· реализация проекта «КиберПресса»;

· реализация проекта «КиберПочта» и др.

Реализация программы предусматривает несколько этапов:

Первый (2002 г.) - анализ состояния дел, тенденций развития информационных технологий у нас и за рубежом, разработка концептуальных материалов.

Второй (2003-2004 гг.) - развитие рынка информационных технологий, создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для взаимодействия органов государственной власти с гражданами и хозяйствующими субъектами, формирование материально-технической базы для подготовки специалистов в области информационных технологий.

Третий (2005-2010 гг.) - реализация всего комплекса мероприятий Программы, в том числе системы правового регулирования.

. Информационные технологии муниципального управления

1. Системное представление управляемой территории

Территориальная информационная система представляет собой комплексную интегрированную автоматизированную информационную систему, предназначенную для информационно-аналитической поддержки органов государственного и муниципального управления.

В зависимости от охватываемой территории выделяют следующие территориальные информационные системы:

· местные;

· региональные;

· государственные.

С точки зрения системного подхода система управления муниципальным образованием является:

· вероятностной, так как ее состояние в определенный момент времени можно предсказать лишь с определенной долей вероятности;

· динамической, так как она изменяется во времени;

· большой, так как она содержит разнородные элементы и подсистемы;

· открытой, так как реализуется возможность взаимодействия подсистем друг с другом и с внешней средой.

К элементам системы управления муниципальным образованием относятся:

· население;

· территория;

· органы местного самоуправления;

· органы территориального общественного самоуправления;

· муниципальное имущество;

· муниципальный бюджет;

· инженерная и социальная инфраструктуры.

Элементы системы взаимодействуют между собой и с макросредой посредством информационных, материальных и финансовых потоков. Информационные потоки связывают местную администрацию, отделения федерального казначейства, производственные, жилищно-коммунальные предприятия и другие организации муниципального образования.

Информационной основой для реализации системы управления муниципальным образованием является муниципальная информационная система, обеспечивающая полной, достоверной, актуальной и адекватной информацией все уровни муниципального управления.

В соответствии с уровнями управления муниципальным образованием можно выделить несколько уровней информационных систем, содержащих информацию с разной степенью обобщенности:

· отраслевые информационные системы;

· интегрированные системы, содержащие проблемно-ориентированную информацию из отраслевых подсистем;

· экспертные системы поддержки принятия решений - уровень главы администрации.

2. Понятие муниципальной информационной системы

Муниципальная информационная система представляет собой целостную технологическую, программную и информационную среду создания, хранения, анализа и распространения информации в интересах муниципальных органов власти, предприятий и граждан. Муниципальная информационная система является средством информационной поддержки муниципального управления, ее необходимо рассматривать как объединение всех принятых в организации технологий обработки информации.

Направления информатизации муниципального управления:

· информационные технологии управления ЖКХ;

· геоинформационные системы;

· информационные технологии управления муниципальной недвижимостью;

· автоматизация делопроизводства;

· информационные технологии управления городскими финансами;

· автоматизированная информационная система регистрации юридических лиц и предпринимателей;

· автоматизированная информационная система социальной защиты;

· автоматизированная информационная система статистической информации;

· автоматизированная информационная система управления энергосбережением и ресурсами;

· внутридомовые компьютерные сети;

· муниципальный Интернет-портал.

Структура муниципальной информационной системы содержит следующие компоненты:

· информационные системы центрального аппарата администрации;

· информационные системы городской Думы;

· информационные системы территориальных органов муниципального управления;

· информационные системы отраслевых органов муниципального управления;

· информационные системы функционирования органов муниципального управления;

· муниципальный Интернет-портал;

· центральная база данных.

Общие принципы создания информационных систем муниципального образования:

· соответствие структуры информационной системы структуре муниципального образования, методам и моделям принятия управленческого решения;

· распределенная обработка информации;

· соответствие организационного построения информационной системы административно-территориальной структуре региона;

· интеграция компонентов;

· оптимальное сочетание централизации и децентрализации обработки информации;

· использование унифицированных форматов обмена данными, разработанных на базе международных и российских стандартов, что обеспечивает совместимость информационных систем всех уровней управления;

· использование общей системы классификации и кодирования, соглашений и протоколов;

· информационная открытость и защита информации.

Программа «Электронная Россия» предусматривает следующие направления информатизации муниципальной информационной системы:

· электронный документооборот;

· общегородская система видеонаблюдения;

· Интернет-порталы;

· проект «социальная карта (например, москвича)»;

· создание единой информационно-расчетной системы ЖКХ;

· автоматизация бюджетного процесса.

3. Экономическая эффективность территориальных информационных систем управления

Эффективность - это свойство системы выполнять поставленную цель в заданных условиях использования и с определенным качеством. Показатели эффективности зависят от надежности, достоверности и безопасности. Показателями экономической эффективности характеризуют целесообразность произведенных на создание и функционирование системы затрат.

Расчет затрат не составляет большого труда, а вот расчет результатов остается сложной, до конца не решенной проблемой. Часто прибыль определяется путем экспертной оценки по аналогии с другими подобными системами, а социальный эффект количественно вообще не определяется.

В качестве показателей экономической эффективности обычно используются:

· годовой экономический эффект Э=П-Ен´К

· коэффициент экономической эффективности капитальных вложений Е=П/К

· срок окупаемости капитальных вложений Т=К/П

где П - прибыль за год, Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, К - единовременные (капитальные) затраты на создание информационные системы.

Коэффициент Ен характеризует средний уровень эффективности капитальных вложений (не меньше процентной ставки банковского кредита). Поскольку расчет величины годовой эффективности вызывает обычно серьезные затруднения, на практике часто используют иные экономические показатели, например приведенную величину затрат, показатель «совокупной стоимости владения».

При использовании той или иной методики расчета эффективности важно правильно определять совокупность затрат на создание информационной системы и правильно прогнозировать возможные результаты.

Проект автоматизации рассматривается как растянутый во времени дисконтированный поток платежей (доходов и расходов). В результате получается так называемая приведенная стоимость (хорошо известная как NPV), которая и является критерием сравнения.

. Информационные технологии менеджмента

1. Информационные технологии стратегического менеджмента

Реализация задач стратегического менеджмента осуществляется с использованием специализированных компьютерных систем экономического и финансового моделирования. В нашей стране применяются следующие пакеты прикладных программ:

· COMFAR (Computer model for feasibility analysis and reporting);

· PROPSPIN (Project profile screening and reappraisal information system);

· Alt-Invest (фирма Alt, Санкт-Петербург);

· Project Expert (фирма Pro-Invest Consulting, Москва) пр.

COMFAR и PROPSPIN созданы при UNIDO - Организации Объединенных Наций по промышленному развитию. ППП COMFAR существует в различных версиях и переведен на русский язык. Пакет PROPSPIN представляет собой информационную систему предварительной оценки стратегических решений. Пакет Alt-Invest реализован на базе табличных процессоров (MS Excel, Lotus 1-2-3 и др.). Пакет Project Expert является средством обработки бизнес-планов международного образца.

Существуют две версии пакета Project Expert: Business Plan Guide и Biz Planner. Первая версия обладает большими функциональными возможностями, и нашла широкое распространение в России и за рубежом. Пользователями Project Expert являются более трех тысяч организаций самого различного профиля, в том числе и предприятия Уралмаш, ГАЗ, Кодак и др.

Все указанные программы включают анализ финансового состояния предприятия и реализуют все блоки функциональных задач стратегического менеджмента. Однако, имеются и отличия: в широте охвата задач, в подходе к их решению, используемым методикам оценки эффективности стратегических решений, составу модулей построения ППП, организации защиты информации от несанкционированного доступа.

Всеми пакетами реализуются задачи инвестирования стратегических целевых установок. Отличительной чертой Alt-Invest является предоставление пользователю широкого выбора различных форм финансирования за счет кредитования, эмиссии простых и привилегированных акций, поиска надежных инвесторов и возможных операций с объектами незаконченного строительства и др. Project Expert отражает самые разнообразные источники внешнего и внутреннего финансирования стратегических решений, такие, как акционерный капитал, кредиты, размещение свободных средств на депозите, лизинг и др.

Блок стратегической товарной политики в пакете Project Expert позволяет построить индивидуальную стратегию сбыта по каждому продукту. В отличие от других программ он представлен не только объемами сбыта, запасами продукции на складе и ее ценами, но и данными о доле экспортных продаж, тенденциях изменения цены на продукцию, возможностях продажи в кредит и продажи с использованием формы авансовых платежей. В программе также учитываются затраты на продвижение продукта на рынке (комиссионное вознаграждение, доля безвозвратных потерь при сбыте и пр.).

Во всех пакетах имеется возможность прогнозирования производственной программы, потребности в ресурсах и стратегической финансовой политики.

Большие различия в ППП связаны с реализацией задач блока оценки стратегической деятельности предприятия. COMFAR и Alt-Invest осуществляют экономический анализ по системе соотношения затрат и полученной прибыли. PROPSPIN уделяет внимание расчету таких показателей, как простой нормы прибыли, периоду погашения займов и определению точки безубыточности. Наибольшие возможности по анализу и оценке предоставляет пакет Project Expert. Он позволяет проанализировать структуру затрат на производство, включая сырье, материалы и комплектующие изделия, заработную плату производственных рабочих и работников управления; соответствие запасов готовой продукции на складе колебаниям рыночного спроса, а также уровень запасов сырья, материалов и комплектующих изделий. Кроме того, анализируется влияние на величину прибыли изменения величин различных показателей: объема продажи продукции, цен продажи, прямых производственных издержек, постоянных издержек.

Структура построения ППП также различна. Пакет COMFAR реализован в виде трех основных программных модулей: ввода данных, осуществления расчетов и выдачи результатов. Alt-Invest имеет набор модулей, аналогичных пакету COMFAR, однако позволяет настраивать модуль входных данных на условия, соответствующие реальной ситуации внешней среды. PROPSPIN состоит из двух модулей: ввода данных и генератора отчетов. Первый модуль позволяет вводить начальные величины, а генератор отчетов создает выходные таблицы, содержащие основные финансовые показатели и оценку стратегической деятельности предприятия. Пакет Project Expert имеет развитый пользовательский интерфейс, включающий четыре основных модуля: описание окружения, описание предприятия, стратегические целевые установки и моделирование. Также он содержит генераторы финансовых документов, анализа и получения отчетов.

Во всех пакетах, за исключением Project Expert, отсутствуют развитые графические средства, что приводит к необходимости дополнительно использовать такие программы, как Microsoft Project, Time Line и Primavera. ППП Project Expert обеспечивает представление результатов финансового анализа в виде таблиц, диаграмм и графиков.

Пакет Alt-Invest реализует непосредственный доступ пользователя к формулам, по которым происходят расчеты, и возможность их изменения. Это требует от пользователя не только понимания смысла формул, но и умения правильно их отображать с учетом специфики конкретного табличного процессора. Однако наличие свободного доступа к формулам снижает достоверность выполненных расчетов. PROPSPIN, COMFAR и Project Expert не позволяют корректировать работу пакета, что повышает достоверность выходных данных.

Фирма Pro-Invest Consulting развивает систему Project Expert в двух направлениях: для малого и среднего бизнеса, а также для крупных предприятий в виде специальной версии. Главной задачей второго варианта системы являются моделирование и оценка действий крупного предприятия, выпускающего продукцию разнообразной номенклатуры и охватывающего несколько различных сегментов рынков сбыта.

2. Информационные технологии логистического управления

Подсистема решения задач логистики, именуемая в дальнейшем подсистемой «Логистика», обычно является составной частью общей комплексной системы автоматизации деятельности предприятия. Как правило, такие системы являются многофункциональными и охватывают все стороны деятельности предприятия, в том числе и задачи логистики. Признанными разработчиками этого направления в России являются фирмы «Галактика» и «Парус».

Современная система автоматизации должна обеспечивать следующие функции:

· управления закупками, запасами и сбытом;

· сведение встречных потоков финансовых и товарных транзакций; этот механизм позволяет оперативно контролировать состояние взаимных расчетов с поставщиками и потребителями;

· настраиваемый документооборот;

· интеграция с финансовым и производственным менеджментом;

· открытость и интегрируемость с программными продуктами других фирм;

· возможность глубокого и многостороннего анализа и др.

Задачи логистического управления, условно разбиваются на три функциональные области: управление закупками, управление запасами, управление сбытом.

В блоке Управление закупкамирешаются следующие задачи: учет заявок, формирование планов закупки, учет заказов, расчеты с поставщиками, учет накладных расходов, контроль всех операций и формирование сводных отчетов.

Блок Управление запасамивключает в себя: оформление документов, учет накладных и счетов-фактур, учет приходных ордеров, документов на перемещение товаров между складами, накладных на отпуск, учет ведомостей инвентаризации, актов списания, управление товарными запасами на основании гибко настраиваемых критериев, переоценка товаров, формирование отчетов о запасах с детализацией по товарам.

Блок Управление сбытомвключает следующие задачи: учет заказов, учет договоров, учет цен, формирование прайс-листов, оформление счетов на оплату, товарно-транспортных накладных и счетов-фактур, формирование отчетов.

3. Информационные технологии в финансовом менеджменте

Одной из важнейших проблем при разработке информационных технологий в финансовом менеджменте является выбор соответствующих программных продуктов. Многообразие задач финансового менеджмента обусловливает необходимость использования различных программных средств, существенно отличающихся по назначению, функциональным возможностям, используемой среде и т.п.

3.1. Информационные технологии финансового менеджмента как подсистемы комплексных систем управления

Примерами комплексных систем управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий являются такие известные в мире программные продукты, как БААН (BAAN, США), R3 фирмы SAP (Германия), PLATINUM (США), SCALA (Швеция), MAN/MANX (США), Champion (США) и другие, а также ряд отечественных продуктов: ОЛИМП (Росэкспертиза, Россия), БОСС (АйТи, Россия), ГАЛАКТИКА (Галактика, Белоруссия) и др.

Как правило, такие системы обладают схожими чертами и реализуют стандартные базовые функции управления хозяйственным объектом. Все они реализованы на базе архитектуры «клиент-сервер», позволяют вести обработку информации в режиме реального времени большому количеству пользователей, обладают дружественным графическим интерфейсом, обеспечивают интеграцию с другими популярными программными продуктами на уровне обмена данными и т.д.

Программное обеспечение подобных систем обязательно включает специальные модули или подсистемы, обеспечивающие поддержку управления финансами предприятий.

В разработке фирмы БААН для этих целей предусмотрена специальная подсистема «БААН - Финансы», в которой реализованы две основные функции финансового управления: анализ и планирование. Тесная интеграция с подсистемами учета, материально-технического снабжения и сбыта продукции на основе единой информационной базы обеспечивает доступ к необходимым данным и документам как на уровне отдельного подразделения, так и на уровне всего предприятия.

Модуль «Управление денежными средствами» обеспечивает автоматизацию процедур обработки текущих платежей, в том числе проведение электронных банковских операций. Наиболее важной функцией модуля с точки зрения финансового менеджмента является возможность оперативного прогнозирования движения денежных потоков по всем подразделениям предприятия.

Модуль «Финансовые планы» предназначен для разработки и сравнения различных вариантов финансовых планов. Тесная интеграция с другими подсистемами и модулями позволяет автоматически сравнивать текущие показатели с плановыми, отслеживать отклонения, использовать плановую информацию при анализе хозяйственной деятельности и финансовой отчетности предприятия.

Модуль «Финансовые отчеты» обеспечивает автоматическую генерацию различных финансовых отчетов, сводных таблиц, графиков. Специальные функции модуля обеспечивают возможность консолидации и обобщения информации на различных уровнях управления предприятием.

В базовом ядре системы «ОЛИМП» реализован специальный модуль «Финансы». Однако в отличие от системы «БААН» этот модуль предназначен только для оперативного управления финансовыми ресурсами - поступлением и расходованием денежных средств, анализа операций с дебиторами и кредиторами и т.п.

Основные же функции финансового управления реализуются с помощью интеграции специальных программных продуктов-надстроек: «Маркетинг», «Планирование», «ФинЭксперт», «СтатЭксперт», «Линейное программирование» и других, которые могут функционировать и как самостоятельные, независимые программы в среде Microsoft Office.

Функциональные возможности системы БОСС охватывают все основные бизнес-процессы как государственной бюджетной организации, так и коммерческих предприятий. Они позволяют:

· осуществлять финансовый анализ и планирование;

· вести управленческий и оперативный учет ресурсов предприятия;

· управлять движением материальных потоков и товарно-материальных запасов;

· координировать работу по выполнению договоров и ведению проектов;

· создать единую систему информационно-защищенного документооборота и делопроизводства и т.д.

С точки зрения финансового менеджера наибольший интерес в данном продукте представляет подсистема «БОСС-Аналитик».

Подсистема «БОСС-Аналитик» предназначена для руководителей всех уровней и сотрудников финансовых подразделений, которым нужно ежедневно принимать обоснованные решения на базе актуальной информации. «БОСС-Аналитик» позволяет оперативно извлекать необходимые данные из учетных приложений БОСС, представлять их в наглядном виде и с нужной степенью детализации, анализировать извлеченную информацию и осуществлять эффективное планирование на основе аналитических данных.

Подсистема «БОСС-Аналитик» интегрирована с основными приложениями, входящими в систему управления БОСС, и позволяет составлять бюджеты и прогнозы сверху вниз, снизу вверх, а также распределенным методом, как на уровне всего предприятия, так и на уровне подразделений.

В системе «ГАЛАКТИКА» реализован так называемый контур административного управления, включающий следующие модули: маркетинг, планирование финансов, управление проектами и финансовый анализ.

Модуль «Планирование финансов» обеспечивает составление планов, оценку их экономической эффективности, накопление информации о ходе выполнения планов, анализ выполнения планов и принятие решений об их корректировке или административных мерах для их выполнения, а также модификацию планов с последующим анализом влияния вносимых изменений на экономическую эффективность деятельности предприятия.

В модуле «Управление проектами» реализована технология управления инвестиционными проектами предприятия, включающая разработку их бизнес-планов, оценку экономической эффективности, накопление информации о ходе выполнения, составление аналитических отчетов, корректировку и т.п.

Модуль «Финансовый анализ» используется для формирования просмотра и печати текстовых и графических отчетов о финансовой деятельности предприятия. Можно получить две группы таких отчетов: типовые отчеты, форма которых соответствует требования ОКУД, и отчеты произвольной формы, созданные пользователем соответствии с текущими потребностями финансового анализа.

3.2. Системы искусственного интеллекта

Все большее применение в финансовом менеджменте находят системы искусственного интеллекта. Системы искусственного интеллекта ориентированы на решение неструктурируемых или слабоструктурируемых задач.

Выделяют следующие ключевые отличия интеллектуальных систем:

· возможность обучения;

· гибкая адаптация;

· возможность работы с неполной или нечеткой информацией;

· умение объяснять полученные решения;

· способность извлекать новые знания из первичных данных.

В настоящее время существуют различные технологии искусственного интеллекта. Среди них выделяют:

· нейронные сети (прогнозирование, распознавание ситуаций, извлечение знаний);

· генетические алгоритмы (оптимизация инвестиционных портфелей);

· нечеткую логику (анализ рисков);

· экспертные системы (планирование, анализ, аудит).

Нейронные сети получили широкое применение в тех областях финансового и инвестиционного менеджмента, где требуется получение оценок и прогнозов, связанных с обработкой больших объемов информации, и принятие решений в минимально короткие интервалы времени (спекулятивные операции на фондовых рынках, краткосрочное прогнозирование курсов, технический анализ и т.д.).

Нейронные сети удобно рассматривать как черный ящик с некоторым количеством входов и выходов. Значения входных переменных обрабатываются внутри сети, и результат отображается на выходах. Ключевое отличие подобной системы состоит в том, что в процессе обработки входной информации происходит изменение внутренней структуры сети, т.е. алгоритма преобразования. Этот процесс называется обучением и кардинально отличает нейронные сети от жестких программных систем. В процессе обучения сети предъявляются примеры входных данных, а полученные выходные данные сравниваются с эталонными. Если ответы не совпадают, структура сети меняется так, чтобы уменьшить ошибку. Процесс обучения заканчивается при достижении некоторого приемлемого результата (уровня ошибки). Подобный механизм получил название алгоритма обратного распространения (back-propagation algorithm).

Наиболее популярными нейросетевыми пакетами являются Brain Maker Pro (California Scientific Software, США) и семейство Al Trilogy фирмы Ward Systems (США).

Следует отметить и ряд недостатков, присущих нейронным сетям. Наиболее существенный из них - неспособность объяснять свои действия. Далеко не всегда удается правильно выбрать и архитектуру нейронных сетей, необходимую для эффективного решения поставленных задач. К проблеме реализации нейронных сетей для анализа российских рынков следует отнести отсутствие больших объемов исторических данных, необходимых для обучения и настройки. Наконец, нельзя обойти вниманием и проблему недобросовестной рекламы нейронных сетей в России, по сути представляющую данную технологию как панацею от всех бед, тогда как нейросетевая парадигма в целом является разновидностью статистических методов классификации и прогноза, ориентированных на решение строго ограниченного круга задач.

Генетические алгоритмы представляют собой сравнительно новое направление искусственного интеллекта, использующее механизм биологической эволюции для поиска оптимальных решений. В отличие от традиционных методов оптимизации, генетические алгоритмы позволяют найти не точное, а приемлемое решение для сложных, в том числе и нелинейных задач большой размерности.

В настоящее время существует несколько программных продуктов, достаточно эффективно реализующих генетические алгоритмы. Наиболее популярными из них в отношении применения в финансово-кредитной сфере являются продукты Evolver (Palisade Corp США), Omega (KiQ and CAP, США). Первые два реализованы в виде надстроек к MS Excel и написаны на языке VBA. Оба продукта в целом схожи по своим функциональным возможностям.

Одним из перспективных направлений практического применения генетических алгоритмов в финансовом менеджменте является оптимизация портфеля ценных бумаг, в особенности содержащего производные инструменты (опционы, фьючерсы и т.д.).

Однако успешность получения решений здесь сильно зависит от первоначально выбранной схемы (популяции), при этом не существует каких-либо научно обоснованных рекомендаций. Не менее актуальной является проблема выбора оптимального критерия мутаций. Использование данной технологии требует разумной осторожности и дальнейших исследований.

Нечеткая логика (Fuzzy Logic) возникла в середине 1960-х годов как средство формализации качественных знаний и понятий, выраженных на естественном языке.

Системы ИИ, базирующиеся на нечеткой логике, обладают лучшей адаптируемостью к условиям реального мира и более доступны специалистам, которые при решении задач оперируют качественными понятиями. Другое достоинство подобных систем - возможность работы с нечеткими критериями и неполными данными, часто встречающимися при решении задач в финансовой сфере. Нечеткая логика применяется при оценке рисков, прогнозировании рынков на краткосрочном интервале, в биржевых спекуляциях и т.д.

Наиболее известным программным продуктом, реализующим методы нечеткой логики в виде экспертной системы с нечеткими правилами, является пакет CubiCalc (Hyper Logic, США). Он широко применяется для ситуационного моделирования в политике, экономике и финансах. Пакет обладает развитым интерфейсом и может использоваться в составе сложных программных комплексов, обмениваясь данными.

Однако наибольшей популярностью в финансово-кредитной сфере пользуется другая разработка - продукт FuziCalc (Fuzi Ware, США). Этот пакет представляет собой табличный процессор, который позволяет производить вычисления с неточно известными числами. Среди других разработок в этой области необходимо отметить инструментальные системы для разработки продуктов на базе нечеткой логики: FuziTECH (Inform Software, США) и SieFuzzy (Siemens, Германия).

Экспертные системы представляют собой сложные программные комплексы, использующие накопленные знания специалистов в конкретных областях для консультации менее квалифицированных пользователей.

В общем случае экспертные системы включает следующие основные компоненты: базу знаний, механизм логического вывода (решатель) и пользовательский интерфейс. База знаний содержит информацию о предметной области в виде фактов, наблюдений, различных данных и набор правил, использующих эту информацию в процессе принятия решений. Наибольшее распространение получили экспертные системы, базирующиеся на моделях, реализованных в виде правил «ЕСЛИ (условие)-ТО (действие)».

Обобщенная структура экспертной системы представлена на рис. 6.

Пользователь - специалист предметной области, для которого предназначена система. Обычно его квалификация недостаточно высока, и поэтому он нуждается в помощи экспертной системы.

Интерфейс пользователя - комплекс программ, реализующих диалог пользователя с экспертной системой, как на стадии ввода информации, так и при получении результатов.

База знаний - ядро экспертной системы, совокупность знаний предметной области, реализованная на основе выбранной модели представления знаний и записанная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю.

 
 

Решатель - программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в базе знаний.

Подсистема объяснений - программа, позволяющая пользователю получить ответы на вопросы: «Как была получена та или иная рекомендация?» и «Почему система приняла такое решение?».

Инженер по знаниям - специалист в области искусственного интеллекта, выступающий в роли посредника между экспертом и базой знаний.

Интеллектуальный редактор базы знаний - программа, предоставляющая инженеру по знаниям возможность создавать базу знаний в диалоговом режиме. Включает в себя систему вложенных меню, шаблонов языка представления знаний, подсказок и других сервисных средств, облегчающих работу с базой.

В настоящее время существует несколько тысяч программных комплексов, называемых экспертными системами. Экспертные системы можно классифицировать по признакам, показанным на рис. 7.

Статические экспертные системы разрабатываются в предметных областях, в которых база знаний и интерпретируемые данные не меняются во времени. Квазидинамические экспертные системы интерпретируют ситуацию, которая меняется с некоторым фиксированным интервалом времени. Динамические экспертные системы работают в режиме реального времени, обеспечивая непрерывную интерпретацию поступающих в систему данных.


Автономные экспертные системы работают непосредственно в режиме консультаций с пользователем для специфических «экспертных» задач, решение которых не требует привлечения традиционных методов обработки данных (расчеты, моделирование и т. д.). Гибридные экспертные системы представляют программный комплекс, включающий стандартные пакеты прикладных программ и средства манипулирования знаниями.

При определении целесообразности применения экспертной системы нужно руководствоваться следующими критериями:

· данные и знания надежны и не меняются со временем;

· пространство (или область) возможных решений относительно невелико;

· в процессе решения задачи должны использоваться формальные рассуждения;

· знания и методы применения этих знаний могут быть сформулированы.

Но даже лучшие из экспертных систем имеют определенные ограничения по сравнению с человеком-экспертом, которые сводятся к следующему:

· большинство экспертных систем требуют от пользователя некоторого опыта работы с такими системами;

· существует проблема машинной реализации знаний эксперта;

· человек-эксперт часто обращается к своей интуиции, здравому смыслу и опыту;

· в тех областях, где отсутствуют эксперты, применение экспертных систем оказывается невозможным;

· экспертные системы оказываются неэффективными, когда число решений зависит от тысяч переменных, которые изменяются во времени.

Некоторые примеры экспертных систем, используемых при решении различных задач финансового менеджмента, представлены в табл. 3.

Одним из путей преодоления недостатков, присущих каждой из рассмотренных технологий, является создание гибридных систем. Разработки в этой области ведутся. Однако серьезной проблемой является отсутствие соответствующих инструментальных программных средств.

Основной тенденцией развития программных средств для поддержки финансовых решений, как в России, так и за рубежом является стремление ведущих разработчиков предоставить потребителю комплекс совместимых и взаимодействующих между собой продуктов различных классов для наиболее полного удовлетворения его запросов. Некоторые комплексы популярных продуктов ведущих отечественных разработчиков приводятся в табл. 4.

Таблица. 3. Экспертные системы финансового менеджмента