ПРИЛОЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. – СПб.: Питер, 2005. – 832 с.

2. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие. – М.: Флинта; МПСИ, 2002. – 648 с.

3. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ДеКА, 2004. – 893 с.

4. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учебное пособие. – М.: Дело, 2003. – 944 с.

5. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2003. – 560 с.

6. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 511 с.

7. Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение: Учебно-практическое пособие. Пер с англ. Т. Цеханович и др. – М.: Новое знание, 2003. – 1039 с.

8. Медведев В.П. Основы менеджмента. В 2 книгах. – М.: Дека, 2002. – 352 и 512 с.

9. Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур: Учебное пособие. – М.: Дело, 2003. – 256 с.

10. Организационное поведение: Учебник для вузов / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2004. – 432 с.

11. Организационное поведение в таблицах и схемах / Под науч. ред. Г.Р. Латфуллина и О.Н. Громовой. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 288 с.

12. Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 656 с.

13. Понуждаев Э.А. Основы гендерологии: Философия, стратегия и тактика управления персоналом. – М.: ИМЭС, 2003. – 273 с.

14. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003. –
864 с.

15. Шермерон Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. Е.Г. Молл. – СПб.: Питер, 2004. – 637 с.


 

 

1. Основные концепции и школы менеджмента

 

Концепции и школы управления Основоположники и последователи Основные идеи, используемые в кадровом менеджменте
Научное управление Фредерик Тейлор, Фрэнк Гилбрет, Лилиан Гилбрет   Изучение задачи, рационализация и стандартизация трудовых операций; максимальная эффективность использования рабочей силы; персональная оценка и оплата по результатам; менеджер – главная фигура производства и управления
Административное управление Анри Файоль, Мари Паркер Фоллет, Честер Барнард, Управление – особый вид профессиональной деятельности, включающий планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль; 14 универсальных принципов управления, ведущие к успеху; этика, взаимопомощь, лидерство; механизм принятия власти (сознательного подчинения приказам)
Бюрократическая организация Макс Вебер Функциональное разделение труда и иерархия властных отношений; детализация и письменное оформление обязанностей персонала; стратегия пожизненного найма; минимизация личностного начала и субъективизма; карьерный рост на основе квалификации и опыта; менеджер – наемный работник;
Концепция «человеческих отношений» Элтон Мэйо, Фриц Ротлисбергер Позитивное отношение руководителей к подчиненным, здоровый морально-психологический климат и удовлетворение потребностей – главные факторы повышения производительности труда
Концепция человеческих ресурсов и школа поведенческих наук Вальтер Дилл Скотт, Мари Паркет Фоллет, Абрахам Маслоу, Дуглас МакГрегор, Уильям Оучи Иерархия потребностей человека; закономерности поведения субъекта; концепции Х и У руководства; концепция Z (синтез американского и японского методов управления)
Ситуационный подход Говард Стивенсон, Фред Фидлер, Пол Херши и Кеннет Бланчард, Роберт Блейк и Джейн Моутон Способность анализировать рыночную конъюнктуру и принимать решения; SWOT-анализ; лидерство и руководство; «управленческая решетка»
Системный подход Питер Дракер, Ренсис Лайкерт, Томас Питерс, Роберт Уотерман, Игорь Ансофф Менеджмент – профессиональная деятельность, менеджер – профессионал; управление по целям (MBO)[147]; концепция «7S»[148]; «система – 4»; современное предприятие как открытая и закрытая система
Теория институтов и институциональных изменений Дуглас Норт Рынок – совокупность формальных и неформальных «правил игры», факторов (процедур) принуждения людей и организаций («игроков»), преследующих собственные цели

 

2. Основные черты российской системы управления[149]

 

  Характерные черты российского менталитета Предпосылки использования данных форм менеджмента Особенности управления в зависимости от черт менталитета
Коллективизм Регионы с менее развитой экономикой и инфраструктурой, в которых преобладают коллективные начала Управленческие решения принимаются на основе единогласия; общая ответственность; коллективный контроль; ориентация на групповые интересы; оплата труда по общему результату
Индивидуализм Регионы с более развитой рыночной экономикой Ориентация на личность; индивидуальный контроль; оплата по личному вкладу; личные способности и достижения – двигатель карьеры
Трудолюбие Наличие трудолюбивого контингента Высокая производительность труда; исключение или ограничение жестких, авторитарных воздействий на персонал
Леность Контингент людей, не желающих работать Низкая производительность труда; необходимость прессинга; стремление к минимизации затрат на производство и персонал
Авторитаризм Производственная необходимость или мания величия у руководителя Авторитарные формы и методы управления; жесткий контроль; ограничение самостоятельности и инициативы персонала
Анархизм Недоверие персонала своим руководителям Форма управления с размытыми властными полномочиями, стихийное стимулирование развития личностного фактора
Практицизм Наличие прагматиков Формирование нестандартной системы управления; рационализм; развитие неформальных отношений между администрацией и персоналом
Трансцендентность, идеализм, романтизм Коллективы ученой интеллигенции, многих государственных (бюджетных) организаций Мягкость в управлении, либерализм в отношении работников; неопределенность системы управления
Новаторство Творческие коллективы Предоставление свободы действий творческим личностям; поощрение неординарных идей и проектов
Догматизм Религиозная среда или консервативные группы Затрудненное восприятие нового, передового; отрицание достижений НТП; проблемы их внедрения
Настойчивость, целеустремленность Контингент интеллектуалов и волевых работников Поиск оптимальных путей, способов и средств решения новых проблем
Безалаберность, неорганизованность   Контингент скептиков и «расхлябанных» людей Отсутствие ясных целей, желания и воли их реализовывать
Атеизм, нигилизм Среда неверующих Полное или частичное игнорирование моральных ценностей в управленческих процедурах
Духовные ценности (например, христианские, мусульманские, буддистские) Религиозная среда Осуждение чрезмерного богатства; пуританство; учет общественного мнения, благотворительность

 


 

3. Модели финансово-трудовых отношений
в современной России

 

Наименование модели и уровни реализации Основные преимущества Основные недостатки
I. «Профессиональная» $1000 = 1000 + (0)[150]
Личностный Высокая квалификация работников предприятия, карьерный рост Высокий риск потерять работу в условиях рынка
Институциональный Конкурентоспособность предприятия, наличие сильной команды Высокие издержки на персонал и налоговые отчисления
Социальный Стабильность общества, высокий уровень жизни «Оседлость» и низкая инициативность граждан
II. «Многостаночная» $1000 = 500 + 500 + (0)
Личностный Страхование от потери работы на одном месте, финансовый результат Высокая утомляемость и «износ» работников, карьерные проблемы
Институциональный Меньшие издержки на персонал и налоговые отчисления Низкая эффективность труда и конкурентоспособность предприятия
Социальный Поддержание граждан в рыночном «тонусе» Формирование общества «непрофессионалов»
III. «Зебра» $1000 = 500+ (500)
Личностный Наличие финансового результата Правовая незащищенность работника от произвола
Институциональный Широкие права администрации и минимизация налоговых отчислений Низкая инициативность работников и конкурентоспособность предприятия
Социальный «Самодеятельная» занятость малообеспеченных Рост «теневого» рынка, криминализация общества
IV.«Теневая» («айсберг») $1000 = 0 + (1000)
Личностный Наличие финансового результата Крайний индивидуализм, асоциальность
Институциональный Уклонение от уплаты налогов Недобросовестная конкуренция, негативный пример
Социальный Обеспеченность населения относительно дешевыми товарами и услугами Резкое снижение роли государства и постепенная деградация общества
       

 


 

4. Методика оценки типа личности (по К.-Г. Юнгу)

 

По каждому вопросу анкеты выразите свое отношение и укажите один вариант ответа (а или б), даже если отдать предпочтение какому-либо из них весьма сложно.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ:

 

1. При принятии решения важнейшими соображениями являются:

а) рациональные мысли, идеи и данные;

б) человеческие чувства и ценности.

 

2. При обсуждении проблемы с коллегами мне нетрудно:

а) увидеть «большую картину»;

б) понять особенности ситуации.

 

3. Работая над каким-то заданием, я стремлюсь:

а) трудиться стабильно и непрерывно;

б) действовать в ритме взрывов энергии с перерывами между ними.

 

4. Слушая чей-то разговор на определенную тему, я стремлюсь:

а) соотнести его с моим опытом и увидеть, есть ли соответствие;

б) оценить и проанализировать полученные сведения.

 

5. На работе я предпочитаю уделять большую часть времени:

а) идеям;

б) людям.

 

6. На встречах меня раздражают люди, которые:

а) предлагают много поверхностных идей;

б) затягивают встречи множеством практических деталей.

 

7. Я предпочту работать в организации, где:

а) моя работа умно стимулируется;

б) мне поручено действовать на благо ее целей и предназначения.

 

8. Я предпочту работать на босса, который:

а) полон новых идей;

б) практичен.

9. Из пары слов выбирайте то, которое Вам ближе:

а) общественный;

б) теоретический.

 

10. Из пары слов выбирайте то, которое Вам ближе:

а) оригинальность;

б) полезность.

 

КЛЮЧ ОЦЕНКИ[151]:

 

Внесите полученные ответы в соответствующие столбцы таблиц S/I и F/T, затем подсчитайте количество ответов и определите, какие параметры являются преобладающими в Вашем типе личности.

 

Оценка для S Оценка для I
2а 3а 6а 8а 10а 2b 3b 6b 8b 10b
Итого: Итого:

 

Оценка для T Оценка для F
1а 4а 5а 7а 9а 1b 4b 5b 7b 9b
Итого: Итого:

 

Ваша итоговая оценка: S или I ___ , Т или F ___ .

 


 

5. Основные типы личности (по К.-Г, Юнгу)
и стили решения проблем[152]

 

Тип личности и стиль Тенденции действий Вероятные занятия
Ощущения – чувства (S – F) Предпочитает теоретические или технические проблемы Линейный руководитель
Прагматик, методичен, склонен к анализу, добросовестен Консультации
Фокусировка на возможностях, межличностный анализ Переговоры
Способен анализировать ряд вариантов и проблем вместе Торговля
  Интервью
Ощущения – мышление (S – T) Акцентирует факты, детали, предпочитает определенность Бухгалтерия
Решительный прикладной мыслитель Производство
Фокусировка на краткосрочных, реалистичных проектах Компьютерное программирование
Разрабатывает положения, чтобы судить о результатах Исследования рынка
  Инженерная деятельность
Интуиция – чувства (I – F) Сторонится особенностей и частностей Связи с общественностью
Обладает харизмой, ориентация на людей, полезен Реклама
Фокусировка на общих взглядах, широких темах, чувствах Кадры
Децентрализует принятие решений, разрабатывает мало правил и положений Политика
  Потребительские услуги
Интуиция – мышление (I – T) Интерес к текущим проблемам жизни и деятельности Проектирование систем
Созидательный, прогрессивный, проницательный мыслитель Анализ систем
Акцентирует детали и факты, касающиеся людей, а не задач Юриспруденция
Оптимизация структуры организации в интересах людей Средний / Высший менеджмент
  Преподавательская деятельность, экономика

 


 

6. Основные теории мотивации персонала

Название теории Основоположники и последователи Содержание теории и идеи, используемые в менеджменте
I. Содержательные теории
«Пирамида» иерархии потребностей Абрахам Маслоу Удовлетворение потребностей человека (физиологических, безопасности, принадлежности, самоуважения, самоактуализации) осуществляется последовательно – от низших к высшим
ERG[153]-теория Клейтон Альдерфер Потребности, связанные с существованием человека, его общением с другими людьми и развитием, удовлетворяются не линейно, а по принципу «фрустрация – регрессия»
Теория приобретенных потребностей Дэвид МакКлелланд Основные типы потребностей человека (достижения, присоединения, власти) формируются под влиянием различных субъектов и условий в течение всей жизни
Двухфакторная теория Фредерик Герцберг Поведение работника определяется двумя группами факторов: гигиеническими (условия труда, зарплата, политика компании, правила, межличностные отношения) и мотивирующими (достижения, признание, ответственность, возможность роста)
II. Процессуальные теории
Теория ожидания Курт Левин, Виктор Врум, Лайман Портер, Эдуард Лоулер Степень мотивации индивида определяется его способностью (готовностью) выполнить рабочее задание и уровнем притязаний (желаемого вознаграждения)
Теория постановки целей Эдвин Локе, Т. Райен, Г. Латэм, Питер Дракер Поведение субъекта (индивида, группы, организации) обусловлено целями, которые он сознательно ставит перед собой
Теория справедливости (равенства) Дж. Стейси Адамс Оценивая персональное вознаграждение за работу, сотрудники организации стремятся к социальному равенству
Теория подкрепления мотива и модификации поведения Эдуард Торндайк, Джон Бродес Уотсон, Берес Ф. Скиннер, Фрэд Лютенс Поведение субъекта можно изменять путем подкрепления желательных реакций и игнорирования нежелательных; ситуационное управление поведением

 

7. Способы мотивации деловой карьеры сотрудников МНК[154]

 

Организация работ Разнообразие навыков, требуемых для выполнения работы. Законченность выполняемых заданий. Значимость и ответственность работы. Предоставление самостоятельности работнику. Своевременная обратная связь о соответствии работы установленным требованиям
Материальное стимулирование Конкурентоспособность предлагаемой заработной платы (в результате сравнения уровней оплаты экспатриантов и местного персонала, командированных и закрепленных в штаб-квартире). Соотношение постоянной и переменной части заработной платы. Связь оплаты и результатов работы международной компании при условии реализации социальных программ. Возможность дифференцировать оплату труда
Моральное стимулирование Широкий набор нематериальных стимулов, используемый как непосредственным руководителем, коучем, так и администрацией компании в целом и филиала
Индивидуальный подход к работнику Оценка руководителем индивидуальных особенностей данного работника и выбор таких подходов, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям его личности, характера, национальности и специфике мотивационной программы
Постановка целей Постановка перед работником четких целей и задач, которые должны быть решены за определенное время. Конкретность, привлекательность и реализуемость – ключевые требования к мотивирующим целям
Информирование Своевременность и полнота удовлетворения потребностей работников в значимой для них информации, что особенно важно для командированного сотрудника
Корпоративная культура Ценности и приоритеты, реализуемые в практике взаимодействия руководства штаб-квартиры и филиала и персонала. Традиции компании и правила, определяющие рабочее поведение и взаимодействие сотрудников в многонациональном коллективе
Практика управления Качество управления, доминирующий в компании стиль управления и соответствие стиля управления сложности задач и основным характеристикам персонала (уровень квалификации, образование, опыт, уровень самостоятельности)
Меры дисциплинарного воздействия Своевременность дисциплинарного воздействия. Соразмерность наказания тяжести поступка. Разъяснение причин дисциплинарного воздействия. Неличностный характер наказаний
Обращение к наиболее значимым для работника ценностям Самоуважение. Финансовое благополучие. Ответственность перед командой (коллективом). Ответственность перед соотечественниками. Интересы компании. Карьерные перспективы. Интересы семьи
Убеждение Воздействие на мнение, оценки и взгляды работника, определяющие его отношение к работе, в ситуациях межличностного общения

 

 


[1] Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учебное пособие. – М.: Дело, 2003. С.136.

[2] Киосаки Р., Летчер Ш. Руководство Богатого Папы по инвестированию. – Львов: Свiт, 2001. С.55.

[3] Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. Е.Г. Молл. – СПб.: Питер, 2004. С.21.

[4] Киосаки Р., Летчер Ш. Руководство Богатого Папы по инвестированию. С.57, 60-61.

[5] Седьмая глава Евангелия от Матфея начинается словами: «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким и будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить». И далее стихи 3-5: «И что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».

[6] См. подробнее, например: Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т.1: Методология и история. – М.: ИНФРА-М, 2000. С.53-55.

[7] Основные положения теории Х: средний индивид обладает врожденной неприязнью к труду и по возможности избегает его; поскольку большинство людей относится к работе с антипатией, для достижения целей организации руководитель обязан принуждать подчиненных к труду, контролировать и направлять их действия, угрожать нерадивым наказанием; средний человек предпочитает, чтобы им управляли, избегает ответственности, обладает невысокими амбициями и высоко ценит безопасность.

[8] Основные положения теории Y: тезис о врожденной неприязни к труду среднего индивида ошибочен (физические и умственные усилия индивидов также естественны, как игра или отдых); человек, стремящийся к целям, которые он разделяет, демонстрирует эффективное самоуправление и самоконтроль; в определенных условиях средний индивид не только принимает на себя ответственность, но и готов исполнить дополнительные обязательства; большинство работников способны проявлять относительно высокие уровни воображения, изобретательности и мастерства; в условиях современной индустриальной жизни интеллектуальный потенциал среднего индивида используется далеко не полностью. См.: McGregor D. The Human Side of Enterprise. – N.Y.: McGraw-Hill, 1960. P. 33-48.

[9] Это обстоятельство является главным отличием организационного поведения как области научного знания и учебной дисциплины от теории групповой динамики – направления в микросоциологии и социальной психологии. Термин «групповая динамика» был введен в конце 1930-х гг. К. Левиным для обозначения области социальных наук, изучающей мышление и поведение индивидов, образующих малые группы и вступающие в их рамках в различные отношения.

[10] См.: Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение … С.148.

[11] Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение… С.72-73.

[12] Утверждение о врожденном (!) дружелюбии россиян представляется очень спорным, требующим серьезной аргументации. По-моему, столь же правомерным будет и противоположное суждение – о воинственности русского человека. На протяжении всей истории, как бы мы ни приписывали себе миролюбие и миротворчество, Россия оказывалась втянутой в различные войны и вооруженные конфликты. Нередко случалось так, что после переоценки ситуации на государственном уровне и уяснения истинных причин военного противостояния участники боевых действий (например, в Афганистане) из «героев» мгновенно превращались в обманутых и подневольных «овец», руководимых бездарными и лицемерными правителями. (Это в полной мере относится и к войне США во Вьетнаме, вооруженным конфликтам с участием американских войск в Персидском заливе, Югославии.) На очереди Ирак и, вероятно, Чечня, где активные боевые действия растянулись на годы, что явно не входило в первоначальные замыслы политиков.

[13] Хесина В., Кодзасова И. Евсеев, человек слова // Аргументы и факты. 2005. №10. С.52.

[14] Булгаков М.А. Собачье сердце. Белая гвардия. Дни Турбиных . – М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2003. С.64-65.

[15] Франклин Бенджамин (1706 – 1790), американский просветитель, государственный деятель, ученый, один из авторов Декларации независимости США (1776) и Конституции 1787 года. Родился в семье ремесленника, работал в типографии. Основал в Филадельфии первую в северо-американских колониях публичную библиотеку (1731), Пенсильванский университет (1740), Американское философское общество (1743). За полвека до А. Смита сформулировал трудовую теорию стоимости. Как естествоиспытатель известен трудами в области электричества, предложил молниеотвод. Иностранный почетный член Петербургской Академии наук (1789).

[16] Цит. по: Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. С.72-73.

[17] Вашингтон Джоржд (1732 – 1799), первый президент США (1789 – 1797), главнокомандующий армией колонистов в Войне за независимость в Северной Америке 1775 – 1783. Председатель Конвента (1787) по выработке Конституции США. Отказался в третий раз баллотироваться на президентский пост. Джефферсон Томас (1743 – 1826), третий президент США (1801–1809), государственный секретарь (1790 – 1793), вице-президент (1797 – 1801), американский просветитель, автор проекта Декларации независимости США. Грант Улисс Симпсон (1822 – 1885), восемнадцатый президент США (1869 – 1877), республиканец, генерал, главнокомандующий армией Севера в Гражданской войне в США (1861 – 1865).

[18] На улицах российских городов, столичных и провинциальных, сегодня можно наблюдать три категории мужчин. Первая группа – те, кто всегда имеет носовой платок и использует его по мере необходимости, как это принято, в цивилизованной форме. Вторая группа – «экономные» пользователи, которые сморкаются, используя большой или указательный палец, громко оповещая об этом прохожих, чтобы те не приближались, а затем достают из кармана носовой платок и вытирают им испачканную руку (чтобы затем поприветствовать ею же кого-нибудь из знакомых мужчин). Третья группа отличается от второй лишь тем, что не имеет носовых платков и после выполнения процедуры использует подручные средства (например, одежду) или втирает остатки носовой слизи в кожу, заменяя крем для рук. По моим многолетним наблюдениям представителей второй и третьей категорий граждан разных возрастов становится все больше.

[19] Организационное поведение в таблицах и схемах / Под научной редакцией Г.Р. Латфуллина и
О.Н. Громовой. – М.: Айрис-пресс, 2002. С.62.

[20] Киосаки Р., Летчер Ш. Руководство Богатого Папы по инвестированию. С.11.

[21] В статье «НеВИННЫЙ бизнес» еженедельник «Аргументы и факты» в феврале 2005 года проинформировал читателей о том, что из 11 предприятий, расположенных в Москве и Подмосковье, ни на одном для производства вина не используют «живой» виноград, а обходятся специально приготовленными концентратами. Конечно, любители такого «вина» живут, не умирают (сразу), но удовольствие-то весьма сомнительное. Впрочем, это утверждение истинно для тех, кто пробовал напитки другого класса.

[22] В состав этой «настоящей мужской водки» входят: «Спирт этиловый, сахар, углеводный модуль «Фрулакт» (?), … и натуральный ароматизатор «Водка ASM 665». По-видимому, спирт-ректификат «Люкс» уже не берет моего закаленного в водочных баталиях соотечественника, и потому водочные короли добавляют в него усилитель вкуса. Почти как в случае с шампунем и кондиционером, 2 в 1.

Из-за крайне низких доходов населения и «любви» россиян к выпивке (особенно по дешёвке) до 85% производимого в России технического (!) спирта, содержащего вредные для здоровья добавки, потребляется гражданами. Ежегодные доходы от «паленой» водки оцениваются экспертами на уровне 20 млрд. рублей. См.: Аргументы и факты. 2005. №21. С.15.

[23] Коломенский П. Вино с края земли // Под градусом. 2005. №2 (34). С.16.

[24] Тем не менее, борьба за средний класс продолжается. Получить необходимые знания и рекомендации в области гастрономии можно в целом ряде специализированных изданий. Весьма полезным для начинающих может оказаться ежемесячный журнал-гид по алкогольному рынку «Под градусом», который можно получить в винных бутиках, магазинах, супермаркетах (например, в сети «Ароматный мир»), другие издания, а также рекомендации продавцов-консультантов.

[25] Юридический адрес: Россия, 119072, Москва, Берсеневская наб., д.6, тел. (095) 230-73-07, факс (095) 230-08-66; http://www.redoct.msk.ru.

[26] Общественные классы – относительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведенческих программ. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер с англ. – М.: Ростинтэр, 1996. С.148.

[27] По некоторым оценкам, если учитывать обе группы факторов, численность такого среднего класса в России не превышает 20%, хотя субъективно относят себя к нему не менее половины граждан. То же наблюдается в Западной Европе – по материальным признакам 50%, а по самоидентификации – целых 70%. Если говорить о США, то американское общество разделилось на пять примерно равных групп. К первой относятся семьи (два взрослых и один ребенок) с ежегодным доходом до $24 000. Ко второй – с доходом от $24000 до $40000. К третьей – от $40000 до $95000, четвертой – от $95000 до $165000 и к пятой – свыше $165 000. Есть, впрочем, еще одна подкатегория – «богатейшие американцы» с доходом около $900 000, но к этой группе относится лишь один процент граждан. Отметим, что в Европе и США средний класс определяется по-разному: в Европе по уровню доходов, в США – по уровню долгов.

[28] Официальная черта бедности в США для семьи из двух супругов и двух детей младше 18 лет составляет $1567, для семьи из двух супругов с одним ребенком – $1223, а для одинокого человека – $782 в месяц. В Германии бедными считаются те, чей ежемесячный доход не превышает 60% от среднего уровня. Например, для одиноких он в 2005 году составлял 938 евро. См.: Бедность в России: шаг вперед и два назад (80% граждан причисляют себя к среднему классу, хотя большинство из них находятся за порогом нищеты) // Деловой Урал. 24 мая 2005 года (№19). С.4.

[29] Сегодня в зависимости от категории граждан (мужчины, женщины, дети) он равен в Москве 3,5 – 4 тыс. рублей (в остальной России – ниже). Легко подсчитать, что годовой доход семьи из трех человек составит не более 864000 рублей (24000 х 3 х 12), или по текущему курсу – около 31000 долларов. В любом случае этот доход не выше показателей дохода у самых бедных американцев (24000 – 40000), даже с учетом того, что подоходный налог в России ниже! К тому же, в течение ближайших 10 лет и американцы вряд ли будут «ждать», когда к ним подтянутся россияне.

[30] Источник: Котлер Ф. Основы маркетинга. С.149.

[31] Повод для размышления о социальном статусе россиян, владеющих подержанными авто.

[32] Развеять известный российский миф «Рынок – это тот же бутик, только значительно дешевле» совсем не трудно. Достаточно лишь взглянуть на реальные фирменные изделия и, конечно же, цены (См. Приложение 7), которые, как говорят, приятно удивят!

[33] См. тему 4.

[34] См., например: Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. С.102-114.

[35] Приложение 4 содержит тест для самооценки типа личности.

[36] См.: Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. С.102-103.

[37] Выделяют от 4 (создание – рост – зрелость – упадок) или 5 (этапы предпринимательства – коллективности – формализации и управления – выработки структуры – упадка) до 7-8 (нечувствительность – внедрение – рост – зрелость – насыщение – спад – крах – ликвидация) этапов жизненного цикла организации. См.: Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. С.53-54. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. С.124-125.

[38] До реорганизации они работали в пол силы, не стремясь перевыполнять норму, ибо не знали, как работают остальные, но и не могли уходить с работы раньше, выполнив дневную норму.

[39] Пирамида выбрана в качестве модели не случайно. Она не только ранжирует потребности человека по степени важности и значимости, но и указывает на тот факт, что не все люди поднимаются к ее вершине, «теряясь» по дороге наверх.

[40] Название теории является аббревиатурой: Existence – существование, Relatedness – взаимосвязь, Growth – рост. Alderfer C. Existence, Relatedness and Growth. – N.Y.: Free Press, 1972.

[41] На практике это воплотилось в процедурах ротации персонала. Если по разным причинам карьерный рост сотрудников в организации проблематичен, имеет смысл развивать их качественно – путем освоения смежных или иных функций. Но при первой же реальной возможности hi-po (high potential) сотрудников следует назначать на более высокие должности. В противном случае работодатели рискуют остаться без лучших работников. При первом удобном случае они сменят одну организацию на другую, более привлекательную и перспективную для них. (Это со всей очевидностью ежегодно демонстрируют спортсмены-профессионалы – футболисты, баскетболисты, хоккеисты).

[42] McClelland D. Human Motivation. – Glenview (Ill.): Scott, Foresman, 1985.

[43] Herzberg F. One More Time: How Do You Motivate Employers // Harvard Business Review. January – February, 1968. P.53-62.

[44] См.: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. С.157.

[45] Я неоднократно слышал восторженные голоса студентов: «N удачно женился (вышла замуж). Ее (его) родители полностью обеспечивают. Это круто». Убедить молодежь в том, что на всех принцев или принцесс не хватит, сегодня довольно трудно. Правда, когда напоминаешь студенткам, что их кумиров уводят из-под носа, а потом во всю «используют» женщины бальзаковского возраста (как, например, Алла Пугачева, Надежда Бабкина, Алена Свиридова, Лариса Долина, Лайма Вайкуле и многие другие шоу-дивы, обзаводящиеся мужьями и бой-френдами, годящимися по возрасту в сыновья), девушки многозначительно задумываются. И подумать есть о чем.

[46] См.: Дафт Р. Менеджмент. –СПб.: Питер, 2002. С.511.

[47] Вспоминаю случай, произошедший в одном из вузов, где я прежде работал. Сотрудник, занимавший в течение нескольких лет должность заведующего кафедрой, не получив от руководителя желаемой прибавки к зарплате, написал заявление об увольнении, рассчитывая таким образом повлиять на исход борьбы в свою пользу. Когда же заявление было подписано, профессор, не ожидая такого развития ситуации, испытал шок, но было поздно. Не знаю, каким образом сложилась его дальнейшая судьба. Возможно, все устроилось вполне удовлетворительно, и он не жалеет об уходе, но в тот момент этот немолодой и, казалось бы, мудрый человек испытал чувство горечи и досады потому, что, позабыл простую истину. Подавляющее большинство людей в мире – это всего лишь наемные работники (Employee), или «рабочие пчелы», если угодно. Не стоит переоценивать себя, как, впрочем, и недооценивать.

[48] См. подробнее: Занковский А.Н. Организационная психология. С.362-366.

[49] Предполагая, что официальные данные о количестве голосов, набранных победителями, соответствуют действительности или, по крайней мере, близки к этому.

[50] Если бы люди в большинстве своем были подлинно верующими (скажем, христианами), они могли бы, аргументируя свой выбор, сослаться на стихи Нового завета, предписывающие «повиноваться и покоряться начальству и властям» (Новый Завет. Послание к Титу. 3:1). «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению». (Послание к римлянам. 13:1-2).

[51] «Пятёрка» методов обучения приведена в таблице по классификации И.Я. Лернера.
Информационно-рецептивный метод обучения – это простое «перекачивание» информации от «донора» (преподавателя, менеджера) к «реципиенту» (обучающемуся, подчиненному). Репродуктивный метод предполагает «копирование» информации с наименьшими потерями, в результате чего появляется «копия», почти не отличающаяся от оригинала. Метод проблемного изложения заключается в анализе противоречий, тенденций и перспектив развития объекта, социального процесса или явления. Исследовательский метод основан на комплексном (междисциплинарном) анализе сложных объектов, социальных процессов и явлений. Эвристический метод нацелен на поиск и открытие новых методов и методик решения социальных, институциональных, внутрифирменных и персональных задач. См. подробнее: Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981.

*) Подробное изложение некоторых социально-психологических методов дано в следующей теме.

[52] Киосаки Р., Летчер Ш. Руководство Богатого Папы по инвестированию. С.49-50.

[53] Steiner I.D. Group process and productivity. – N.Y.: Academic Press, 1972.

[54] Тейлор Ф. Научная организация труда. – М., 1924. С.60.

[55] Там же. С.209.

[56] Причины столь низкой организации труда в современной России различны. Главная из них – отсутствие должного примера со стороны руководителей. Я глубоко убежден в этом, и потому ставлю личный пример на первое место среди методов воспитания (см. рис. 19).

Вспоминаю, как однажды я предложил студентке, опоздавшей на занятие минут на 40, подождать в коридоре до окончания пары. Каково же было мое удивление, когда в перерыве декан факультета «Менеджмент организации», узнавший от нее об инциденте, в категоричной форме указал мне на необходимость допускать к занятиям своих студентов, когда бы они ни явились. Вторую пару того легендарного занятия, а это была лекция по культурологии для потока, мне пришлось начать с публичного извинения (!), которое я принес этой студентке. И добавил, что ее коллегам-менеджерам я позволяю опаздывать на занятия, на сколько им заблагорассудится, а всех остальных (будущих социологов, лингвистов, юристов и экономистов) убедительно прошу не брать в пример образцы дурного воспитания и менеджмента по-русски, стремиться к пунктуальности и дисциплине. Это повысит их уровень общей и профессиональной культуры, а также принесет свои плоды в организациях иного, «нероссийского» типа. К слову сказать, после того случая я не встречался с этой студенткой. От методистов узнал, что она была отчислена из-за неуспеваемости, имея задолженности по 5 или 6 дисциплинам. Значит, подумал я, не все так плохо в России.

[57] Главными профессиональными качествами грузчика, по Тейлору, являются уникальная физическая сила и «такая тупость и флегматичность, которая делала бы его по характеру похожим скорее всего на вола». См. там же. С.36-37.

[58] Durkheim E. The rules of sociological method. – N.Y.:Free Press, 1898. P.104.

[59] См.: Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Флинта; МПСИ, 2002. С.449-450.

[60] Занковский А.Н. Организационная психология. С.455.

[61] См. подробнее: Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. С.501-530.

[62] Быстрое и качественное обучение студентов данной методике возможно при использовании активной формы проведения занятия. Обычно я предлагаю группе составить набор из 20-25 качеств, необходимых менеджеру (с учетом или без учета специфики деятельности). Затем каждому необходимо выбрать по 5 приоритетных качеств и определить наиболее и наименее рейтинговые из них. Опыт показывает, что стандартные показатели Цое в вузовских группах 3-5 курсов находятся в пределах 25-45%, а иногда и выше.

[63] См.: Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы /Пер. с англ.; Общ. ред. М.С. Мацковского. – М.: Лист-Нью, Центр общечеловеческих ценностей, 1997.

[64] См.: Дафт Р.Л. Менеджмент. С.18.

[65] Согласно одному из альтернативных подходов, роль менеджмента состоит в том, чтобы обеспечивать стабильность и устойчивость функционирования организации, тогда как лидерство должно обеспечивать адаптивные или полезные изменения. См.: Kotter J.P. A Force for Change: How Leadership Differs from Management. – N.Y.: Free Press, 1990.

[66] Мюллер В.К. Новый англо-русский словарь: Около 170 000 слов и сочетаний. – М.: Русский язык – Медиа, 2003. С.447.

[67] Музыкальный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. С.230.

[68] Исключительно актуальным и поучительным для руководителя представляется следующий тезис Никколо Макиавелли (1469 – 1527): «Вдумавшись, мы найдем немало такого, что на первый взгляд кажется добродетелью, а в действительности пагубно для государя, и наоборот: выглядит как порок, а на деле доставляет … благополучие и безопасность». См.: Макиавелли Н. Государь. – М.: Планета, 1990. С.46.

[69] Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. С.289.

[70] Аргументы и факты. 2005. №17. С.4 (по данным журнала «Форбс»).

[71] См.: Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 кн. Книга 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение; Владос, 1994. С.463.

[72] Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // В кн.: Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т.2. – М.: Мысль, 1991. С.132.

[73] См.: Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. С.353-354.

[74] Обычно выделяют пять стилейречи: разговорный, научный, официально-деловой, художественный и публицистический. См., например: Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Т.М. Воителева, К.А. Войлова, Н.А. Герасименко и др. – М.: Дрофа, 1999. С.838-840.

[75] По мнению большинства специалистов к концу XX столетия насчитывалось более 10 видов речи (политическая, дипломатическая, военная, деловая, академическая, педагогическая, судебная, врачебная, богословская, бытовая, внутренняя и др.) См. например: Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2002. С.43-45.

Заметим, что понятие «деловая речь», ставшее органичной частью современной жизни, в научной литературе истолковывают двояко: как стиль и вид речи. В строго научном плане это логическая ошибка. Более точным представляется отнесение деловой речи не к видам, а к стилям языка, причем с обособлением от официального и приданием ему самостоятельного статуса. Этот стиль фактически объединяет пять стилей: научный, художественный, публицистический, официальный и разговорный, или бытовой. Что касается видов языка, их следует трактовать как направления (профессиональные области) деловой речи.

Если мысленно представить цветок яблони или вишни, то пять лепестков – это символы основных стилей речи, «сердцевина» (пестик) – деловой стиль, а тычинки – разновидности деловой речи (политическая, педагогическая, военная, судебная, врачебная, богословская и др.).

[76] Великие ораторы Греции и Рима (Сократ, Демосфен, Аристотель, Марк Туллий Цицерон, Юлий Цезарь, Марк Фабий Квинтилиан) знали и использовали не менее 200 тропов, в числе которых есть как известные всем со школьной скамьи, так и ведомые по большей части лишь «посвященным»: эпитет и гипербола, аллегория и метафора, синекдоха и метонимия, аллюзия и перифраз, алогизм, персонификация, литота, а также близкие к тропам фразеологизмы, крылатые слова, поговорки.

[77] Среди них: риторические обращения, вопросы и восклицания, повтор (в форме рефрена, полисиндетона, анафоры или эпифоры), оксюморон, антитеза, антифразис, инверсия, эллипсис, градация, хиазм.

[78] Владимир Путин дал на грудь // Коммерсантъ. 2005. 6 мая. С.2.

[79] Паралингвистика (от греч. pará – около и лингвистика) – 1) раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, включенные в речевое сообщение и передающие, вместе (параллельно)
с вербальными средствами, смысловую информацию; 2) совокупность невербальных средств, участвующих в речевой коммуникации. См. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. С.367.

[80] Бориско Н.Ф. Deutsch ohne Probleme! Самоучитель немецкого языка (в двух томах). Т. 2 – Киев: Логос, 2001. С. 68.

[81] Сообщавшая через телеэкран некоему Толику о своей беременности российская гражданка была явно не дружна как с орфографией, так и с физиологией.

[82] Войнович В. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина. – М.: Эксмо, 2003. С.260.

[83] См подробнее: Организационное поведение в таблицах и схемах. С.198-199.

[84] Если учредитель один.

[85] См.: Право и экономика. 2003. №6 (июнь). Добавлю, что отдельная строка расходов «Предвиденные (подарки) и непредвиденные расходы», оцененная тогда в 2000 рублей, или 1/10 от общей суммы расходов, сегодня (на фоне незначительно выросших расходов по другим статьям) представляется наиболее спорной. Сколько денег должен «отстегнуть» очередной российский предприниматель на всех этапах этой, прямо скажем, непростой (весьма сжатой по времени и предусматривающей ощутимые штрафные санкции) процедуры государственной регистрации, остается загадкой. Чтобы дать ответ, нужно спросить тех, кто принял боевое крещение и стал бизнесменом (предпринимателем). Напомню, что в одном из выступлений президент РФ Владимир Путин сказал, что большинство предпринимателей в России можно награждать орденом «За личное мужество», на что журналисты еженедельника «Аргументы и факты» откликнулись остроумным продолжением: «А чиновников – медалью «За взятие наличными».

[86] Здесь уместна аналогия с семейно-брачными отношениями. На каждые 100 браков в России приходится не менее 60 разводов.

[87] В июне 2005 года в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129 – ФЗ были внесены очередные изменения. Был установлен упрощенный порядок ликвидации недействующих юридических лиц – с соблюдением административной процедуры. Зачем это потребовалось? Как сообщалось в официальных источниках, на 20 февраля 2003 года численность ранее зарегистрированных ЮЛ, но не представивших в регистрирующий орган сведения, предусмотренные законом о государственной регистрации, составляла 1,6 миллиона! Если бы их предстояло ликвидировать в прежнем, судебном, порядке потребовалось бы 15 лет (!) и отвлечение значительных бюджетных средств.

[88] Библия. Книга Притчей Соломоновых, 1:8, 3:12-15, 4:6, 10-12, 24-27, 6:4,6-11.

[89] Там же. 5:15-20, 6:25,26. В качестве дополнения приведу высказывание нашего современника, настоятеля храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице Москвы: «Когда люди венчаются, а потом разводятся, это очень большой грех. Дело в том, что церковь смотрит на брак не как на союз психологически совместимых людей, а как на подвиг, на школу любви. И если ты решился соединиться с человеком, то должен пройти эту школу до конца. Просто так на брак церковь не благословляет. Когда юноша и девушка из нашего прихода хотят повенчаться, мы год испытываем их, и они обязательно должны вести целомудренный образ жизни до брака. Если же ты получил благословения на брак, нужно терпеть до конца, не изменять. На самом деле в поисках нового мужа или жены нет никакого смысла. Люди мало отличаются друг от друга. Мужчины, которые постоянно ищут – живут с одной женой, потом с другой, с третьей. В итоге просто понимают, что жена – она и есть жена. Если в конце концов такой человек останавливает свой выбор на ком-то, это происходит не потому, что он нашел ту, что искал, а потому, что смирился». См.: Аптекарева Д. Православие: мода или необходимость? // Аргументы и факты. 2005. №24. С.43.

[90] См.: Французско-русский словарь активного типа / В.Г. Гак, Ж. Триомф, Г.Г. Соколова и др.; Под ред. В.Г. Гака и Ж. Триомфа. – 5-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 2003. С.855, 856, 863.

[91] Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2000. С.1117, 1118.

[92] Цит. по: Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. С.194-195.

[93] См.: Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. С.271.

[94] Из единственного сочинения Гераклита «О Вселенной, о государстве, о богословии», написанной метафорическим языком, с намеренной многозначностью, притчами, аллегориями и загадками, сохранилось более 100 фрагментов-цитат.

[95] Поскольку выражение «все течет» не фигурирует ни в одном из дошедших до нас фрагментов Гераклита, сошлемся на авторитетные свидетельства великих мыслителей, подтверждающие его авторство в своих трудах: «В ту же самую реку дважды входим и не входим» (Сенека), «Нельзя дважды вступить в ту же самую реку» (Плутарх), «Все вещи возникают и текут, застывшего нет ничего» (Аристотель). См.: Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1 / Отв. ред. И.Д. Рожанский. – М.: Наука, 1989. С.21, 209.

[96] См.: Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. С.422.

[97] См.: Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. 3-е изд. / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2002. С.174,175.

[98] Составлено на основе: Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. С.428.

[99] Теория когнитивного диссонанса была сформулирована в 1957 году американским психологом
Л. Фестингером. Он определил диссонанс как негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» (мнениями, понятиями) об одном объекте.

[100] См.: Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. С.431.

[101] Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник и др. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. С.12.

[102] С.Д. Резник и Бондаренко В.В., Удалов Ф.Е., Соколов С.Н.– межрегиональный коллектив, члены которого представляют, соответственно, Пензенскую государственную архитектурно-строительную академию, Нижегородский государственный университет, Волгоградскую академию государственной службы.

[103] Содержание этих направлений формирования и развития личности менеджера подробно изложено в таблице 11. Она с некоторой корректировкой приведена по изданию: Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник и др. С.26,27, 605-607.

[104] Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. – М.: ИНФРА-М; Премьер, 1995. – 204 с. Автор книги – гражданин Великобритании, который один из первых стал разрабатывать проблемы самосовершенствования руководителей не только у себя на родине, но и в развивающихся странах. Книга подготовлена в рамках международного проекта «Сотрудничество центров повышения квалификации руководящего персонала» под эгидой МОТ и при поддержке Программы развития ООН. Ключевая задача проекта – обобщить информацию о наличии и применении новаторских подходов к подготовке менеджеров и сделать их доступными сотрудникам этих учебных центров.

[105] Рыночная конъюнктура – это совокупность признаков, характеризующих состояние товарного хозяйства (объемы выпуска продукции, движение цен, курсы ценных бумаг и т.п.).

[106] Набор методов и приемов коррекции мышления и поведения человека чрезвычайно разнообразен. Вспоминаю одну историю, участницей которой была моя жена. Когда в юности она обучалась в городской музыкальной школе по классу фортепьяно, то всегда основательно готовилась к ответственным мероприятиям (экзаменам, отчетным и праздничным концертам). На этапе подготовки, как правило, блестяще исполняла все произведения, однако в день выступления у нее появлялось чувство неуверенности, переходившее в скованность и даже в оцепенение. Тогда опытный педагог Тамара Амвросиевна Проценко решила «вылечить» свою ученицу весьма простым способом. Она поручила юной пианистке роль ведущей в двух-трех аналогичных концертах, и болезнь робости очень быстро исчезла.

[107] Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. С.78.

[108] Чейз Дж. Все дело в деньгах: Романы / Пер. с англ. – М.: Центрполиграф, 2003. С.54-55.

[109] См.: Eysenk H.J. Check your own I.Q. – Harmondsworth: Penquin books, 1970. Через два года эта книга была опубликована в нашей стране: Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. Пер. с англ. А.Н. Лука и И.С. Хорола. – М.: Мир, 1972. См. также новое издание: Айзенк Г.Ю. Супертесты IQ. – М.: Эксмо, 2003.

[110] См., например: Гарибян С.А. Школа памяти (Суперактивизация памяти через возрождение эмоций). – М.: Цицеро, 1992. – 64 с. Новые научные разработки С. Гарибяна сегодня можно приобрести в любом крупном книжном магазине или через Интернет.

[111] Писарев Д.И. Наша университетская наука // Полн. собр. сочинений в 6-ти томах. Т.3. СПб.: Издание Ф. Павленкова; Типография П.П. Сойкина , 1897. С.40. 44.

[112] Сводя на нет саму идею самостоятельной работы студента и превращая образовательный процесс в фикцию. Уверен, что незначительное количество специалистов, завершивших обучение в России по программам специальности 061100 «Менеджмент», отвечают одному из главных требований Государственного образовательного стандарта: «Менеджер … способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде». Пусть даже и с поправкой (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет).

[113] Новый Завет. От Луки святое благовествование, 6:38, 39.

[114] Во многих отечественных вузах занятия по физкультуре не проводятся, студенты получают зачеты по этой дисциплине «автоматически».

[115] См., например: Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учебное пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 496 с.

[116] Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. С.121-122.

[117] Ветхий Завет. Книга Притчей Соломоновых, 21:31.

[118] Новый Завет. От Матфея святое благовествование, 7: 7.

[119] Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. С.62.

[120] Это целиком относится к современным российским (и не только!) организациям с высокой и очень высокой текучестью кадров. Они являются своеобразным «лохотроном», использующим доверчивых или неквалифицированных работников в своих целях, а через 2-3 месяца увольняют их и набирают новых.

[121] Drucker P.F. Management: Tasks, responsibilities, practices. – L.: Heinemann, 1974. P.63.

[122] См.: Котлер Ф. Основы маркетинга. С.21.

[123] Там же. С.28.

[124] Намекая на то, что выращиваемая в мире соя, как правило, является модифицированной (измененной генным путем), и, следовательно, не вполне натуральной. А эмульгатор – это вещество, способствующее смешиванию разнородных компонентов (например, воды и жиров, масел) и образованию эмульсий.

[125] Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. С.142.

[126] Группа специалистов Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ (под руководством А.И. Кочетковой) осуществила комплексное исследование и описание современных моделей ОП. См. подробнее: Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. С.175-224.

[127] Там же. С.177.

[128] См.: Ньюстром Дж. В., Дейвис К. Организационное поведение. – СПб.: Питер, 2000; Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. С.185-192.

[129] Английский глагол to funk означает «бояться», «уклоняться».

[130] От англ. fraction – «частица», «крупица», «доля; «обломок», «осколок».

[131] Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2005. С.11.

[132] Цит. по: Кулаченко С.И., Козеко Т.В., Леднева Г.П. Тысяча и одно правило хорошего тона, или Деловой тон для человека делового, и не только … – Минск: Полымя, 1995. С.45.

[133] Доктор социологических наук, профессор, ректор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

[134] Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур: Учебное пособие. – М.: Дело, 2003. С.15-17.

[135] Hofstede G. Culture’s Consequences: International Differences in Work-Related Values. – Beverly Hills (CA): Sage Publications, 1980.

[136] См.: Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2002. С.129. Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур. 141-142.

[137] Trompenaars F. Riding the Waves of Culture: Understanding Cultural Diversity in Business. – London: Nicholas Brealey Publishing, 1993.

[138] См. подробнее: Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур. С.145-165; Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. С.76-78.

[139] Там же. С.78.

[140] Чаадаев П.Я. Статьи и письма. – 2-е изд., доп. – М.: Современник, 1989. С.44,46.

[141] См. матрицу А.И. Кочетковой (рис. 50).

[142] Для обозначения неместных граждан (PCN и TCN) часто используют обобщающий термин «экспатрианты» (от лат. ex – из + patria – родина).

[143] Тоника (от франц. note tonique, букв. тоническая нота, главный звук лада) – основной тон и основной аккорд тональности, по которому она получает название (например, до мажор и до минор и т.д.). Начинающим менеджерам следует знать, а более опытным – не забывать о том, что в музыкальном фольклоре различных народов мира с древнейших времен известна звуковая система, содержащая не 7 «привычных», а лишь 5 звуков (ступеней) в пределах октавы. Пентатоника (от греч. πευτε – пять и τουος – напряжение, тон) свойственна музыке азиатских стран (китайской, японской, вьетнамской), а в России – татарской, башкирской, марийской.

[144] Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. C.516.

[145] Там же. С.523.

[146] Чаадаев П.Я. Статьи и письма. С.44.

[147] Концепция «management by objectives» предусматривает определение целей функционирования каждого структурного элемента организации (администрации, подразделений и работников) и реализуемых проектов для последующего наблюдения и контроля результатов совместной деятельности.

[148] Модель «7S», разработанная американской консультативной фирмой «МакКинси» получила своё название от семи важнейших проблем организации и управления: strategy (стратегия) – skill (навыки, мастерство) – shared values (общепризнанные ценности) – structure (структура) – systems (система и процессы принятия решений) – staff (персонал, кадры) – style (стиль).

[149] Источник: Картавый М.А. Немахин А.Н. Методологические принципы формирования российского менталитета // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. №3.

[150] В скобках указана часть зарплаты (сумма), получаемая работником нелегально, т.е. с нарушением действующего законодательства.

[151] Источник: Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2002. С.754-755.

[152] Источник: Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2002. С.756.

[153] ERG (existence – существование, relatedness – взаимосвязь, growth – рост).

[154] Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. С.520.