ТЕМА 11. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ
АНКЕТА
1.В какой мере Вы удовлетворены состоянием образовательного процесса в Международном институте экономики и права (МИЭП)? | 1, 2, 3, 4, 5 |
2.Что Вам нравится в МИЭП? | |
3.Что Вам не нравится в МИЭП? | |
4.Назовите преподавателей и других сотрудников МИЭП, которые произвели на Вас впечатление в процессе обучения? | 1) 2) 3) 4) |
5.Какие качества этих людей Вам импонируют? | |
6.Какие науки и учебные дисциплины помогают Вам в повседневной жизни? | 1) 2) 3) 4) |
7. Ваши замечания и пожелания ведущему преподавателю (дисциплины «Управление персоналом», «Деловое общение», «Организационное поведение») | |
8.Ваши замечания и пожелания преподавательскому составу МИЭП | |
9.Ваши замечания и пожелания администрации МИЭП | |
10.Фамилия, имя и отчество / подпись (заполняется по желанию студента) |
Поддержание компромиссных отношений с окружающими (23). Успешная реализация данного метода является следствием научного анализа различных социальных групп и индивидов. Он развивает метод инвентарной сетки (12) в направлении гуманизации межличностных отношений.
Классификация сотрудников организации по различным признакам даст возможность установить глубинные причины девиантного (отклоняющегося) поведения. Создание благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе и совершенствование организационной культуры фирмы предполагает наличие специальных знаний. Неоценимую помощь и поддержку менеджеру окажут такие области науки, как возрастная, этническая, гендерная социология и психология, а также социология и психология труда, семьи и быта, досуга[115].
Работа над темпераментом и характером (24). Реакции на окружающих нас людей и происходящие события психологи традиционно подразделяют на четыре типа. Следует помнить, что каждый из них существует не в чистом виде, а доминирует у конкретной личности (см. таблицу 13).
Таблица 13
Основные типы темперамента[116]
Наименование типа | Характерный признак | Отрицательные черты | Положительные черты (потенциальные) |
Меланхолический | Глубокие внутренние переживания | Уныние, депрессия, пессимизм, недовольство | Понимание других людей, сочувствие, сопереживание |
Флегматический | Спокойная реакция на происходящее | Лень, замкнутость, фатализм, отсутствие творческих проявлений и инертность | Спокойствие, тщательность, доверчивость, усердие, постоянство привычек, способности организатора |
Сангвинический | Сильные, быстрые внешние реакции | Покровительственная манера общения, завышенная самооценка, вспыльчивость, нетерпимость | Источник силы и вдохновения группы, лидерские способности |
Холерический | Разбросанность, занятие несколькими проблемами одновременно | Поверхностное отношение к делу, нестабильность | Генерация идей, творчество, обаяние, юмор |
Споры о необходимости и возможности коррекции темперамента и характера человека не являются прерогативой ученых. Они стары, как мир, и здесь многие считают себя знатоками. Одни люди объясняют свою успешность или безуспешность в жизни хорошей или плохой наследственностью, предопределенностью, судьбой. Другие, напротив, склонны полагать, что для человека нет преград, ему все подвластно. Вспомним ныне подзабытую, а некогда очень популярную строчку из «Интернационала»: «Кто был никем, тот станет всем!» Третьи повторяют тысячелетнюю мудрость: «Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа»[117].
Где истина? У всех? У многих? У немногих? Все индивидуально. Кстати, именно о человеческой индивидуальности напоминает следующий метод.
Выработка индивидуального стиля управления (25). В жизни мы часто желаем обновлений, и для этого меняем одежду, обувь, аксессуары, жилье, работу, окружающих. Но нередко индивидуальность других людей начинает нас «напрягать». Это происходит из-за боязни конкуренции, чувства стадности и завистливости людей. Что делать? Как разрешить внутренний конфликт? Многие считают, что зависть бывает черной и белой (странно, что не черно-белой). Зависть – есть зависть, а вот избавиться от нее, как ни странно, очень легко. Нужно лишь разобраться в себе и понять, что можешь делать лучше или не хуже других, а затем составить индивидуальный жизненный план и начать его методично реализовывать. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам»[118].
Развитие коммуникативных навыков (26). Деловые встречи с разными людьми – это повседневная работа менеджера любой фирмы. Чтобы общение с собеседником было не в тягость, а в радость, необходимо научиться правильно (адекватно) реагировать на получаемую информацию. Перечислим семь «лоцманских» приемов удержания беседы в конструктивном русле: 1) внимание и поддержка (демонстрация интереса); 2) несогласие (критика), но не конфронтация; 3) определение смысла (интерпретация информации); 4) использование примеров (ретроспектива и анализ текущей ситуации); 5) размышления о будущем (планирование); 6) ссылка на авторитетные мнения; 7) подведение промежуточных или окончательных итогов.
Развитие групповых форм обучения (27). В сравнении с индивидуальными занятиями групповое обучение имеет существенные отличия. Во-первых, оно более экономично. Во-вторых, предполагает взаимопомощь и поддержку индивидов. В-третьих, развивает коммуникативные способности менеджера, закаляет будущих менеджеров в словесных и эмоционально-волевых баталиях. Главным недостатком совместной деятельности является неравномерность индивидуального вклада членов группы в общее дело, возможность экономии сил и сложность объективной оценки индивидов. Эти проблемы должны быть в центре внимания менеджеров, организующих групповое обучение персонала современной организации.
Подробнее см.: 1, 4, 13-16.
11.1. Сущность поведенческого маркетинга
Термин «маркетинг» – один из тех, которые не только касаются любого человека, но и не вызывают особой сложности в объяснении. Многие россияне средних лет (не говоря о молодежи) наверняка объяснят его быстро и адекватно, хотя еще 15 лет тому назад это слово было незнакомо большинству из них. Но если усложнить задачу и попросить рядового гражданина определить термин «маркетинг менеджмент» (англ. marketing management, буквально: «маркетинговый менеджмент»), то эта задача окажется сложной и вряд ли покорится неспециалистам: молодым и пожилым. Постараемся разобраться в этом вопросе.
В широком (маркетинговом) смысле маркетинг менеджмент – это «деятельность по выявлению целевых рынков, изучению потребностей образующих их потребителей, разработке товаров, установлению цены на них, выбору способов продвижения и распределения с целью осуществления обмена, удовлетворяющего потребности заинтересованных групп»[119].
Подчеркивая роль и значение маркетинга, его принципиальные отличия от примитивного и агрессивного сбыта, который на время «одурачивает» потребителей[120], но не в силах сформировать основу для долгосрочного сотрудничества фирмы и клиентов, всемирно известный ученый Питер Друкер писал: «Ориентация на продажи и маркетинг отнюдь не синонимы, а антонимы. Правомерно предположить, что необходимость в сбыте является вечной. Но задача маркетинга в том и состоит, чтобы минимизировать ее. Цель маркетинга – достижение таких уровней знания и понимания нужд и потребностей покупателей, чтобы ваши продукты и услуги были жизненно необходимы им и товар продавал себя сам»[121].
Рассуждая по аналогии и фокусируя взгляд на закономерностях успешного функционирования современной организации (вне зависимости от ее возраста, размеров, сферы деятельности и иных особенностей), можно констатировать, что понятие маркетинг менеджмент целесообразно употреблять и в узком (внутрифирменном) смысле, как поведенческий маркетинг. Это управление, базирующееся на выработке, внедрении и поддержании поведенческих стандартов, способствующих всемерному развитию организации и персонала.
Таким образом, поведенческий маркетингориентирован на«клиентов», в роли которых выступают сотрудники организации.
11.2. Модель покупательского поведения
и типы клиентурных отношений
Руководитель нового типа, не только знающий о поведенческом маркетинге и частных интересах работников, но и действительно ориентированный на персонал, ожидает получения весомых дивидендов от создания команды единомышленников. Добиться этого отнюдь непросто. Ведь люди это «вещи в себе». Вспоминаю любимое выражение моего первого начальника: «Куда работника не целуй, у него везде ж…» Я слышал эту фразу неоднократно из разных уст. Не сомневаюсь, что и сегодня часть руководителей проголосовала бы скорее за нее, чем за точку зрения Питера Друкера, датированную серединой 1970-х годов. И все-таки, организации бывают разные, даже в России. А, если это так, то необходимо вспомнить этапы эволюции маркетинга.
По версии Филипа Котлера, автора одного из первых учебников-бестселлеров по маркетингу, изданных в новейшей отечественной истории, существуют пять основных концепций, определяющих маркетинговую деятельность коммерческих организаций и олицетворяющих собой различные периоды в истории экономики:
· совершенствование производства;
· совершенствование товара;
· интенсификация сбыта;
· маркетинг (как система);
· социально-этичный маркетинг[122].
Именно социально-этичный маркетинг, выдвигающий в качестве главной задачи удовлетворение потребностей наиболее эффективными и продуктивными способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом[123], обусловил развитие поведенческого маркетинга.
Внимательно изучив развернутую модель покупательского поведения, представленную на рисунке 49, мы обнаружим, что она вполне применима и к уровню внутрифирменного управления. В самом деле, в процессе трудоустройства потенциальный работник (потребитель) выступает как «товар», за который стремится (готов) получить определенную цену. Как правило, здесь уместна реклама (продвижение) со стороны работодателя и соискателя, а также торг, касающийся различных аспектов профессиональной деятельности работника. Приказ о зачислении работника в организацию не снимает проблем, а только начинает их обнажать. Как долго новый сотрудник будет оставаться «черным ящиком» для администрации? Каковы его подлинные цели? Оправдаются ли ожидания руководителей и работника?
Рис. 49. Общая модель покупательского (клиентского) поведения
На эти и другие вопросы со временем будут даны конкретные ответы. А пока новый работник, еще не ставший в полной мере частью организации, может избирать различные типы поведения с клиентами.
Притягательное клиентурное поведение направлено на интенсивное привлечение потребителей. Сотрудники организации используют разнообразные средства для установления и поддержания доверительных отношений с клиентами, мотивируя их к дальнейшим контактам с организацией.
Избирательное клиентурное поведение отличается узкой направленностью и средней результативностью профессиональной деятельности. Определяющим фактором является внутренняя политика фирмы (руководителей) или субъективные установки работника.
Антиклиентурное поведение является губительным для организации. Общаясь с клиентами, сотрудники создают неблагоприятную атмосферу и фактически отталкивают их от себя и организации.
Псевдоклиентурное поведение характеризуется назойливым или поверхностным отношением к клиенту. Это часто встречается в России с ее вопиющей безграмотностью, компенсируемой напором и категоричностью. Вспоминаю, как однажды в супермаркете «Рамстор» ко мне обратилась девушка-консультант, представлявшая подмосковную фирму «Конфаэль». Она посоветовала купить коробку «наших» шоколадных конфет вместо аналогичного набора «Ferrero Roche» (Италия). И добавила: «Возьмите российские конфеты. Они из натуральных ингредиентов». В ответ я перевернул коробку и попросил ее объяснить, что такое «эмульгатор – соевый лецитин Е-322»[124] и «ароматизатор ванилин, идентичный натуральному». Не трудно догадаться, что было дальше …
Или еще один типичный случай. Как-то в винном отделе супермаркета «Крестовский», что вблизи станции метро «Рижская», я увидел ценник на белое вино «Goya» (производство ЮАР), однако соответствующего товара на полке не обнаружил. Приблизившийся консультант поинтересовался: «Могу ли я чем-либо помочь?» Я спросил: «Имеется ли в продаже это вино? Я прежде покупал его у вас». В ответ услышал следующее: «Не знаю, но могу порекомендовать испанское вино урожая 1990 года. И всего 650 рублей. Гойя – это такой известный художник». Мне ничего не оставалось, как поблагодарить «специалиста» за консультацию в области живописи и сказать, что на сегодня я ограничусь бутылкой Robert’s Rock (Chenin Blanc / Chardonnay 2003) от фирмы «KWV International» за 240 рублей. (На 20-долларовое вино я пока не зарабатываю.)
11.3. Основные модели и механизм формирования
организационного поведения
Поведенческие модели – это различные формы взаимоотношений персонала организации. Они складываются под влиянием многих факторов и при непосредственном участии администрации. «Кадры – персонал – человеческие ресурсы – человеческий капитал», – такова общая логика и ступени эволюции взаимоотношений работодателей и наемных работников, руководителей и подчиненных в терминах современной управленческой науки (см. рис. 50).
Добровольность желания изменяться (нравственный потенциал) | Готовность к изменениям (профессиональный и психологический потенциал) | |
Есть | Нет | |
Есть | ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ (IV) | ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (III) |
Нет | ПЕРСОНАЛ (II) | КАДРЫ (I) |
Рис. 50. Матрица уровней зрелости коллектива
(«Желание изменяться / Готовность к изменениям»)[125]
По мнению авторитетных российских и зарубежных ученых, в современном бизнесе сосуществуют не менее шести моделей ОП: авторитарная, опекающая, поддерживающая, коллегиальная, развивающая и гармонизирующая[126]. Первые четыре модели (см. таблицу 14) образуют «эволюционный ряд практических методов управления людьми за прошедшие 100 лет»[127].
Таблица 14
Основные модели организационного поведения[128]
Показатель | Наименование моделей | |||
Авторитарная | Опекающая | Поддерживающая | Коллегиальная | |
Базис модели | Власть | Экономические ресурсы | Руководство | Партнерство |
Ориентация руководства | Полномочия | Деньги | Поддержка | Работа в команде |
Ориентация работников | Подчинение | Безопасность | Выполнение рабочих заданий | Ответственное поведение |
Психологический результат для работника | Зависимость от начальника | Зависимость от организации | Участие в управлении | Самодисциплина |
Удовлетворение потребностей работника | Физиологических и безопасности | Безопасности | Статуса и признания | Самореализации |
Участие работников в трудовом процессе | Минимальное | Пассивное сотрудничество | Пробужденные стимулы | Умеренный энтузиазм |
Тип занятых (согласно матрице) | Кадры, человеческие ресурсы | Кадры | Человеческие ресурсы, персонал | Человеческие ресурсы |
Развивающая и гармонизирующая модели (западные специалисты именуют их фанк-системами[129] и фракталами[130]) являются новыми. Их формирование стало закономерным ответом современных организаций на усложнение и возросший динамизм процессов в сфере бизнеса.
Развивающая модель (партнерство) основана на индивидуальном подходе к каждому сотруднику организации. Целенаправленное самоуправляемое развитие личности, когда каждый сотрудник сохраняет «Я» и одновременно тонко подстраивается под коллектив, рассматривается здесь как важнейшая предпосылка развития всей организации и бизнеса в целом.
Эта модель имеет принципиальное отличие от четырех «старых» моделей. В такой организации люди реализуют все разновидности потенциала (нравственный, профессиональный и психологический), постепенно трансформируясь в человеческий капитал (см. рисунок 50).
Гармонизирующая (фрактальная) модель пока еще недостаточно изучена, однако является весьма интересной и перспективной. В такой организации каждый человек – это микрокосм (от греч. micros – малый и kosmos – мир, Вселенная). Выступая «самодостаточной» частицей целого, такой работник способен организовать новую автономную систему, аналогичную имеющейся, и успешно развивать ее.
Нетрудно заметить, что описанные поведенческие модели развиваются в направлении совершенствования личности, организации и общества. Вместе с тем, появление новейших моделей не упраздняет предыдущих. Здесь уместна аналогия с миром искусства. Любое общество периодически оглядывается назад, и это хорошо. Мы вспоминаем о прошлом, и во вновь и вновь создаваемых произведениях искусства, интерьерах, силуэтах, концептах ощущается дыхание прошлых лет, десятилетий, а то и веков.
Рис. 51. Механизм формирования организационного поведения
Комплексное использование различных поведенческих моделей – залог успешного управления современной организацией. Но для того, чтобы корабль плыл строго по курсу и в назначенное время прибыл в порт с названием «Человеческий капитал», недостаточно иметь хорошие знания. Важно «запустить» механизм формирования поведения команды судна (см. рис. 51), повседневно контролировать рабочие параметры его элементов и поддерживать в исправности все (!) системы жизнеобеспечения.
Подробнее см.: 7, 9, 12, 15.