ТЕМА 10. ПЕРСОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
10.1. Сущность и содержание персонального менеджмента
Персональный менеджмент – это словосочетание стремительно превратилось в отдельное направление управленческой науки. В последние годы в нашей стране появились одноименные учебники и учебные пособия, авторы которых определяют персональный менеджмент в узком смысле как систему «целенаправленного и последовательного использования практических методов менеджмента в повседневной деятельности для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время», как организационную науку управления самим собой»[101]. Синонимом такого истолкования термина является слово «самоменеджмент».
Общую модель личности современного менеджера обычно изображают трех- или четырехуровневой (рисунок 45).
Рис. 45. Модель личности современного менеджера:
I – общие (общекультурные и организационно-управленческие) качества;
II – специальные (производственные и социально-психологические) качества;
III – персональные (индивидуальные) качества.
Качества, сведенные в третью группу, выступают стержневыми для всей модели. В отличие от общих качеств, формируемых под влиянием общественной системы (история, экономика, политика, мораль, религия), и специальных, обусловленных принадлежностью к социальному классу и профессиональной группе, семейным положением, типом личности, персональные качества менеджера – это умение управлять самим собой.
Для удобства многочисленные и разнородные персональные качества менеджераследует упорядочить и объединить в группы. По мнению авторов одного из первых отечественных учебников по персональному менеджменту[102], таких групп (направлений самосовершенствования) должно быть семь:
· формулирование жизненных целей;
· личная организованность;
· самодисциплина;
· техника личной работы;
· поддержание здоровья;
· эмоционально-волевой потенциал;
· самоконтроль жизнедеятельности[103].
Таблица 11
Основные направления формирования и развития
персональной культуры менеджера
№ пп | Направление деятельности | Целевая установка | Первичные качества (знания, умения, навыки) |
I | Формулирование жизненно важных целей | Мобилизация ресурсов и выбор приоритетов | Способность к самопознанию |
Умение формулировать цели | |||
Умение принимать решение | |||
Умение планировать карьеру | |||
II | Личная организованность | Умение (привычка) жить по системе | Приверженность системному подходу |
Эффективное использование времени | |||
Способность концентрации на главном | |||
Упорядоченность действий | |||
Умение видеть и использовать мелочи | |||
Анализ и оценка временных затрат | |||
III | Самодисциплина | Научиться управлять собой, держать себя в руках | Обязательность, верность слову |
Пунктуальность, точность исполнения | |||
Собранность, аккуратность | |||
Наличие чувства ответственности | |||
Способность к самоограничению | |||
IV | Техника личной работы | Знание правил и приемов организации личной и групповой работы | Организация рабочего места |
Умение планировать работу | |||
Умение пользоваться оргтехникой | |||
Умение работать с информацией | |||
Умение составлять документы | |||
Умение общаться по телефону | |||
Умение слушать | |||
Умение менять занятия | |||
Знание технологии коммуникаций | |||
Умение найти и получить работу | |||
Способность к адаптации в коллективе | |||
Умение работать с секретарем | |||
Умение делегировать полномочия | |||
V | Поддержание здоровья | Хорошее самочувствие, высокая работоспособность | Режимы труда и отдыха |
Умеренные физические нагрузки | |||
Рациональное питание | |||
Здоровый сон | |||
Водные процедуры и закаливание | |||
Укрепление нервной системы | |||
Отказ от вредных привычек | |||
VI | Эмоционально-волевой потенциал | Воспитание оптимизма и стойкости | Целеустремленность, решительность |
Жизнерадостность | |||
Увлеченность работой | |||
Психологическая устойчивость | |||
Уверенность в собственных силах | |||
Преданность коллективу (фирме) | |||
Семейное благополучие | |||
VII | Самоконтроль (личной жизни) | Объективная оценка процесса жизнедеятельности | Знание функций контроля |
Контроль собственного имиджа | |||
Контроль рабочих процессов | |||
Контроль внерабочих процессов | |||
Оценка достигнутых результатов |
Добавим, что понятие «персональный менеджмент» может быть истолковано и в широком смысле. Такая (расширительная) трактовка предполагает выделение трех аспектов: субъектного, объектного и предметного. В субъектном (узком) плане менеджер – это личность, персона, обладающая необходимыми качествами и склонная к непрерывному самосовершенствованию, что обеспечивает руководителю авторитет в организации и за ее пределами. В объектном плане персональный менеджмент – это управленческая система, создающая благоприятные условия для прогрессивного развития других личностей (например, сотрудников организации, клиентов, партнеров). В предметном плане персональный менеджмент – это искусство поиска, выбора и принятия оптимальных управленческих решений, опосредующих взаимоотношения субъекта и объекта в различных сферах жизнедеятельности. Эффективное управление человеческими ресурсами сегодня возможно лишь с применением комплексного – индивидуально-ситуативного – подхода.
10.2. Методы персонального и профессионального
саморазвития менеджера
В бескрайнем море учебных пособий, наставлений и рекомендаций по саморазвитию в качестве надежного ориентира можно остановить свой выбор на книге Тома Бойделла (Tom Boydell) «Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя»[104]. Оригинальное издание было выпущено Международной организацией труда (International Labour Organization) под названием «Management self-development. A guide for managers, organizations and institutions» в 1985 году. Однако, как это случается с произведениями искусства, прошедшие десятилетия не «состарили» данный труд, а, напротив, сделали его в некотором роде классическим.
Чем интересна и полезна для менеджера XXI века книга Т. Бойделла, написанная в XX веке? Во-первых, четким обоснованием целесообразности (развитие личности) и специфики процесса самосовершенствования («С. – это тяжелая работа, где получение положительных результатов зависит только от Вас». «Результаты С. прямо пропорциональны затраченным Вами усилиям»). Во-вторых, раскрытием сложной диалектики персонального и профессионального роста (рисунок 46).
Рис. 46. Ступени самосовершенствования руководителя
В-третьих, выраженной прикладной направленностью (она способствует приобретению новых знаний, умений и навыков, оптимальному развитию индивидуальных способностей, росту самоуважения личности).
В-четвертых, и это особенно важно, простотой и логичностью изложения материала, а также строго научным подходом автора к проблеме «несовместимости» теории и практики. Вот как он предлагает ее решать:
Рис. 47. Особенности практической реализации
идей и методов самосовершенствования
В рассматриваемом пособии обстоятельно проанализированы 27 методов самосовершенствования руководителя, которые сведены в пять групп:
1) общие методы (ведение личного журнала, ретроспективный обзор событий, размышление о происходящих событиях, умение прислушиваться к внутреннему «Я», смелость в использовании новых идей, экспериментирование с новым типом поведения, укрепление силы воли, поддержание способности к восприятию нового, работа над высшим и низшим «Я»);
2) методы совершенствования логического мышления, памяти, развития творческого подхода (чтение, конспектирование, составление плана, приемы запоминания материала, «логическое дерево»);
3) специальные методы (обучение на курсах, пакеты обучающих программ, выполнение специальных проектов, участие в ассоциациях и профессиональных объединениях, подготовка выступлений и публикаций для журналов, обучение других);
4) методы улучшения физического здоровья, темперамента и стиля управления (спортивные занятия, релаксация и медитация, правильное восприятие своей внешности, выработка компромиссных отношений с окружающими, усовершенствование темперамента, выработка индивидуального стиля управления);
5) методы взаимопомощи и поддержки (развитие способности общения с собеседниками различных типов, групповое обучение).
Охарактеризуем эти методы подробнее, корректируя названия некоторых из них для придания большей стройности методологической системе.
Ведение личного журнала (1).Это метод фиксации важных событий в жизни человека с использованием записных книжек (обычных и электронных), ежедневников, расписаний, отдельных листов бумаги и т.п. Он позволяет быстро и качественно планировать мероприятия, лучше организовывать рабочий день, вносить необходимые уточнения, не забывать о датах, людях, организациях.
Ретроспективный обзор событий (2).Ретроспекция (ретроспектива) – взгляд в прошлое, обозрение того, что произошло. Анализируя исторические события, собственный и чужой опыт прежних лет, месяцев или дней, мы учимся на победах и поражениях, значительно повышаем шансы на благоприятный исход собственных начинаний.
Анализ текущих событий (3).Конъюнктура – сложившаяся в данный момент ситуация в какой-либо области общественной жизни[105]. Повседневно наблюдая за работой подчиненных, беседуя с ними, отдавая распоряжения и получая отчеты о состоянии дел в организации, руководитель подтверждает свою компетентность и завоевывает (упрочивает) авторитет среди персонала.
Умение прислушиваться к внутреннему «Я» и развитие интуиции (4). Интуиция (от лат. intueri – пристально смотреть) – это чутьё, озарение, или неосознанное чувство, подсказывающее верное понимание и решение какой-либо проблемы. В философии понятие «интуитивный» означает способность постигать истину непосредственным путем, не прибегая к обоснованию чего-либо с помощью доказательств. Природа интуиции сложна и загадочна. Одни утверждают, что эта способность является врожденной и даже Божественной, и потому интуиция есть у одних людей и отсутствует у других. Их противники возражают: «Интуиция в той или иной мере присуща всем, но ее нужно развивать». Кто прав? Вероятно, обе стороны по-своему.
Согласимся, что немногие из нас осознанно и систематически прислушиваются к своему внутреннему голосу, умело воспринимают информацию, содержащуюся в нашем подсознании. В числе основных приемов, помогающих выявить и активизировать наши скрытые резервы, специалисты упоминают следующие: временное забвение проблемы, анализ мотивов своих поступков, разговор с собой, чтение (произнесение) молитв, использование пауз и тишины.
Смелость в использовании новых идей (5). Это и близкие к нему качества менеджера (решительность, напористость, целеустремленность) формируются в ходе непосредственного и длительного общения с людьми. Врожденную робость некоторых индивидов приходится лечить, чтобы она не становилась хронической болезнью. Для излечения одним работникам нужны лишь простые терапевтические процедуры, а кому-то может потребоваться и хирургическое вмешательство руководителя[106].
Экспериментирование с новыми типами (стилями) поведения (6). Время от времени каждый человек или группа людей должны вносить более или менее радикальные изменения в свою жизнь. Их спектр очень широк: от собственной внешности и стиля одежды, меню, рабочего маршрута и вида транспорта до стиля управления организацией, места работы и жительства, семейного положения, а иногда и гражданства.
«Под лежачий камень вода не течет», – это мудрое изречение особенно актуально в современной России. Посмотрим, чем завершится нынешний российский мега-проект с условным названием «Стань москвичом». Похоже, техногенные аварии и катастрофы еще только-только начинаются, но это не смущает новых москвичей и жителей Подмосковья. А вот иностранцы нас не понимают: как можно иметь в государстве столько земли и не построить для большинства (!) граждан и семей 1-2-этажных домов? Разве жизнь человека не стоит того, чтобы жить достойно, т.е. персонально, а не в многоэтажных «муравейниках»? Неужели великое переселение в Москву – это очередной эксперимент, в котором участвует весь народ или его значительная часть?
Укрепление силы воли (7). Это особый метод, являющийся одновременно условием и результатом самосовершенствования. Для упрочения и развития волевых качеств необязательно прибегать к сложнейшим психологическим тренингам. Простые упражнения могут оказаться вполне приемлемыми и результативными:
· сдерживайте себя, не высказывая того, что хочется сказать;
· желая выполнить какое-то действие немедленно, отложите его на неопределенное время и наоборот;
· сохраняйте молчание в течение 5-10 минут (возможно, прислушиваясь к собственному «Я» – метод 4);
· совершите действие, требующее преодоление страха, нерешительности (метод 5);
· внесите новшество в тип своего поведения или управленческий стиль (метод 6).
Развитие способности к восприятию инноваций (8). Профессионально важным качеством менеджера является умение объективно (без предубеждений и предвзятости) анализировать любые ситуации. Необходимо избегать как чрезмерной открытости (когда участники общения вызывают симпатию и уважение, солидарны с вашей точкой зрения, предлагают ясные, ожидаемые, и простые решения), так и излишней подозрительности, скрытости (когда участники общения оспаривают вашу точку зрения, предлагают альтернативные варианты решения проблемы, настаивают на признании ошибочности и пересмотре прежних договоренностей). Исключительно важным приемом самосовершенствования является двойная аргументация, т.е. умение воспринимать и отстаивать любое мнение с разных позиций, а затем принимать окончательное решение. Менеджер должен уметь перевоплощаться, поочередно исполняя три роли, – прокурора, адвоката и судьи.
Работа на «низшим» и «высшим» Я (9). Для реализации данного метода необходимо составить перечень основных достоинств и недостатков, положительных (высших) и отрицательных (низших) качеств или привычек. Следует помнить, что каждый пункт нашего низшего «Я» имеет не только негативные, но и позитивные (!) аспекты. Главная рекомендация по применению данного метода такова: не искоренять, не уничтожать определенные качества, а фиксировать их в своем сознании, не позволяя им овладевать личностью. «Не сражайтесь с вашим низшим «Я», а осознайте его, а затем преобразуйте, используя его хорошие свойства и находя им достойное применение»[107].
Чтение (10). Умение читать – это словосочетание может кому-то показаться странным. Ведь каждый из нас может сказать, что он умеет читать. Не будем, однако, торопиться и прислушаемся к рекомендациям специалистов:
· определите цель чтения (далее будет показано, что любая отрасль литературы – не только учебная или научная, но и художественная – выполняет просветительскую и развивающую функции);
· составьте и выполните план чтения (например, прочитать столько-то страниц за день или за час);
· прочитав определенную часть книги или журнала, оторвитесь от текста и задайте себе несколько вопросов («Все ли понятно?», «Что можно предпринять для полного уяснения текста?», «С чем я не могу согласиться?»);
· не ограничивайтесь чтением лишь специальной литературы, не забывайте о беллетристике.
В качестве доказательства важности и полезности чтения художественной литературы для современного менеджера воспроизведем фрагмент романа «Положите ее среди лилий» короля детектива Джеймса Хедли Чейза:
«Были времена, когда я с гордостью думал о своей роскошно обставленной конторе. Мы с Паолой потратили на обстановку немало денег. Но потом эйфория прошла, да к тому же я мог сравнить ее с конторами других фирм и понемногу перестал гордиться. А сейчас, когда я вошел в кабинет Манфреда Уиллета, президента фирмы «Гленн и Копли», я понял, что мой кабинет – всего лишь лачуга …
Высокий потолок, стены обиты дубовыми панелями, в дальнем конце – большой стол, за ним три огромных окна. Несколько кожаных кресел полукругом стоят у камина. Толстый ковер покрывает пол. Каминная решетка блестит медью и нефритом. Бесшумный кондиционер поддерживает приятную прохладу …
Манфред Уиллет сидел в кресле за столом и курил сигару. Он был высок и крепок, лет сорока. Чисто выбритое лицо, черные с проседью волосы. Тщательно одет …
Это был довольно длинный монолог, но Манфред Уиллет не перебивал меня. Лицо его оставалось непроницаемым»[108].
Конспектирование (11). Краткие записи во время чтения книги, слушания лекции или просмотра телепрограмм помогают лучше запомнить информацию. Неумение конспектировать – болезнь многих российских студентов. Обычно аудитория делится на две части: одни стремятся законспектировать как можно больше учебного материала (в результате лекция сразу же превращается в диктант), другие обременяют себя лишь слушанием, не делая почти никаких пометок (чаще по причине нежелания или неумения, а иногда из-за отсутствия необходимых принадлежностей). Между тем, хороший конспект, изобилующий рисунками, аббревиатурами, кодовыми обозначениями и понятный только его автору, окажется незаменимым во многих ответственных ситуациях – будь-то экзамены и зачеты, личные встречи с клиентами, начальниками и подчиненными, выступления перед различными аудиториями и групповые дискуссии.
Составление плана, или «инвентарная сетка» (12). Смысл данного метода заключается в составлении таблицы, в которую заносятся фамилии сотрудников, с которыми у менеджера сложились конструктивные и деструктивные отношения. В центральном столбце таблицы фиксируются характеристики, на основании которых в дальнейшем проводится анализ причин, вызывающих проблемы во взаимоотношениях с отдельными сотрудниками, и определяются пути и средства их преодоления (см. таблицу 12).
Таблица 12
«Инвентарная сетка»
Конструктивные отношения | Основные характеристики | Деструктивные отношения | ||||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | |
м | м | м | м | ж | Пол (мужчина / женщина) | м | м | м | ж | ж |
м | с | с | с | с | Возраст (молодой / средний /пожилой) | м | с | м | м | п |
с | ч | с | ч | с | Национальность («свой» / «чужой») | ч | ч | с | с | с |
н | н | п | н | п | Должность (начальник / подчиненный) | п | п | п | п | н |
с | в | в | в | в | Образование (высшее / среднее) | с | с | с | с | в |
н | с | с | с | с | Стаж работы (ветеран / середняк / новичок) | н | н | н | н | в |
– | – | ж | ж | – | Семейное положение (женат, замужем / нет) | ж | – | ж | з | – |
л | л | л | л | в | Тип личности (лидер / ведомый) | в | в | л | в | л |
Анализируя данные таблицы, становится понятно, что благоприятные и конструктивные взаимоотношения сотрудника Х с сотрудниками Б и Г обусловлены, главным образом, их должностным положением и значительным стажем работы в организации (при имеющихся национальных отличиях). Что касается А, В и Д, они «свои» по национальному признаку, наличию высшего образования, а также по типу личности (кроме Д). (Предположим, что Д симпатична Х, как мужчине, она единственная женщина в левой части таблицы, к тому же незамужняя и «ведомая».)
Неблагоприятные и деструктивные взаимоотношения сотрудника Х с сотрудницей К, должно быть, обусловлены ее жизненным опытом, пожилым возрастом, безбрачием, сосредоточенностью на работе в ущерб досугу. Остальные сотрудники, напротив, относительно молоды и являются новичками в организации. При этом все (за исключением Ж) состоят в браке. Образовавшиеся между работой и семьей «ножницы», вероятно, и есть корень зла, основная помеха качественному выполнению функциональных обязанностей и причина плохих отношений Х с подчиненными.
Способы запоминания материала (13). В связи с огромным количеством методик, позволяющих существенно расширить объем воспринимаемой информации, остановимся лишь на некоторых из них. Так, например, известный специалист в области делового общения Дейл Карнеги предложил использовать так называемые законы памяти.
Первый закон (впечатления) определяет яркое и сильное впечатление как условие запоминания. Предельная концентрация внимания и включение различных органов чувств («Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать») позволяют эффективно воспринимать, запоминать и при необходимости без потерь воспроизводить необходимую информацию.
Второй закон (повторения) постулирует, что процесс запоминания должен осуществляться с некоторыми интервалами, когда мозг получает возможность «отдохнуть» и переключиться на другой объект.
Третий закон (ассоциации) указывает на целесообразность запоминания фактов не изолированно, а во взаимосвязи с другими фактами, предметами, процессами общественной жизни. Построение системы ассоциаций, в которую должны войти несколько разрозненных явлений, может быть осуществлено посредством вопросов типа: «Каковы причины данного явления?», «Где еще так бывает?», «Кто сказал, что это так?»
Всемирно известным ученым-психологом является и Ганс Юрген Айзенк, разработавший четыре десятилетия тому назад первые тесты по измерению коэффициента интеллекта (IQ – Intellectual Quotient)[109]. Графические, буквенные и цифровые способы кодировки информации стали огромным стимулом для самосовершенствования нескольких поколений менеджеров.
Среди отечественных специалистов в данной области нужно выделить Самвела Гарибяна, автора оригинальной методики активизации памяти. Будучи 21-летним студентом, он овладел искусством мнемотехники и в 1983 году воспроизвел в заданном порядке 1700 из 2000 слов, не связанных между собой и продиктованных со средним интервалом в 3 секунды[110].
Совершенствование логического мышления (14). Этот метод предполагает использование возможностей формальной логики для овладения искусством научного управления. Логика – наука, изучающая формы мысли (понятия, суждения, умозаключения, доказательства), принципы и законы мышления (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания).
Одним из наиболее популярных и действенных приемов самосовершенствования менеджера является «логическое дерево», или блок-схема. На рисунке 48 показаны этапы 1-3, отражающие процесс детализации и возможной корректировки управленческого решения, связанного с подготовкой собрания трудового коллектива.
Рис. 48. «Логическое дерево», или блок-схема
Обучение на курсах, в научных и образовательных учреждениях (15). Различные формы образования – очная, очно-заочная (вечерняя) и заочная (дистанционная) – дают возможность современному менеджеру повысить свою квалификацию. Следует помнить, что плохих образовательных форм не бывает. Чаще всего обучающихся не устраивают педагоги, содержание учебных курсов, время проведения занятий, качество блюд в университетской столовой, тесные кабинеты и грязные туалеты. Не защищая своих коллег-преподавателей, повторю общеизвестную истину. Даже наилучший наставник (воспитатель детсада, школьный учитель, профессор вуза, спортивный или бизнес-тренер и, наконец, родитель) могут дать своим питомцам, максимум, 20-25% их жизненного багажа. Оставшиеся 70-75% знаний, умений и навыков мы приобретаем благодаря собственному труду, в том числе и посредством несогласия, отвержения «чужих» истин.
Чтобы не прослыть ментором, сошлюсь на воспоминания блестящего литературного критика Дмитрия Ивановича Писарева (1848 – 1868), который в работе «Наша университетская наука» писал: «Начинался третий год моего студенчества, целая половина курса лежала уже позади – и помянуть ее было нечем. Я увидел, что проводники ведут меня в трущобу, и ушел от этих проводников».
И далее – весьма ценные мысли о состоянии образовательной системы в России. Кажется, что они написаны сегодня, сейчас и отражают патологическое стремление молодых и немолодых россиян иметь высшее (и, похоже, не одно!) образование: «Наше общество ежедневно жертвует судьбою тысяч своих молодых членов, которые могли бы быть хорошими и зажиточными, образованными и деятельными ремесленниками, и которые, несмотря на то, делаются бедными и бесполезными чиновниками, жалкими литераторами и смешными учеными»[111].
Я приветствую желание человека любого возраста учиться. Но, право, поступать в вузы целыми классами, оканчивая среднюю школу и спасаясь от призыва в армию, или же для «знакомства и серьезных отношений с молодыми людьми», «косящими» от этой самой армии, – такие мотивы поведения кажутся экзотикой в XXI веке. Мы – россияне в очередной раз удивляем мир. Возможно, в наших генах укоренился завет вождя мирового пролетариата В.И. Ленина: «Учиться, учиться и учиться». Если это действительно так, имеет смысл воспроизвести и по достоинству оценить занятную открытку-предостережение, а также от всей души заочно поблагодарить ее создателей:
Самостоятельное обучение, включая подбор обучающих программ (16). Данный метод тесно связан с предыдущим и является его логическим продолжением. Мы живем в трудное, но благодатное и благословенное время. Сегодня молодежь имеет возможность много знать и уметь. Компьютерные программы, игры, Интернет способствуют развитию личности, хотя подлинные Личности встречается реже и реже. Разумеется, не все обладают талантом Д.И. Писарева, чтобы набело (без черновика!) написать и блестяще защитить кандидатскую диссертацию или иную квалификационную работу. Но то, что рефераты, курсовые и дипломные работы беспардонно копируются подавляющим большинством студентов[112], свидетельствует об иллюзорности высшего образования и резком падении качество подготовки специалистов. Пока у нас хорошо получается только «вал»: по числу лиц с высшим образованием Россия опережает США, население которых вдвое (!) больше. Весьма интересно, не правда ли?
Выполнение специальных заданий и разработка собственных проектов (17). Постараюсь быть объективным и не ругать огульно все и всех. По моим многолетним наблюдениям, «умных» студентов, которые не ждут дня выпуска и получения диплома, а в процессе обучения активно занимаются научными исследованиями и прикладными разработками, участвуют в общественной жизни вуза немало, но и немного (около 40-50%). Остальных следовало бы вместо института направить в ремесленники. Проблема в том, что они ХОТЯТ ИМЕТЬ ДИПЛОМ и ИМЕЮТ ДЕНЬГИ. Ну а если кто-то, имеющий деньги, проголодался, но не хочет или не может приготовить себе обед, его обязательно накормят. В каком заведении? Какими блюдами? По какой цене? Не ленитесь разрабатывать собственные проекты и периодически работать над своими ошибками. В этом залог успеха!
Участие в профессиональных объединениях (18). Пока это больной вопрос для многих российских организаций, хотя в Трудовом кодексе РФ обстоятельно изложены права и обязанности главных субъектов правоотношений – работодателей, работников и представителей профсоюзов. В отличие от России, для высокоразвитых держав и стран с развивающейся рыночной экономикой участие работников в профессиональных объединениях не является символическим. Не удивлюсь, если вскоре классическими примерами в учебниках по менеджменту станут трехсторонние конфликты, регулярно будоражащие США и Западную Европу. Один только локаут, парализовавший Североамериканскую хоккейную лигу (NHL) в сезоне 2004/2005, чего стоит! Серьезные проблемы, связанные с трудовыми отношениями, имеются и в Национальной баскетбольной ассоциации (NBA), а также в ряде известных фирм по всему миру.
Подготовка выступлений, публикаций и материалов для СМИ (19). Первые самостоятельные выступления на семинарах и конференциях, а также публикации в сборниках научных статей, специализированных изданиях (например, в журналах «Управление персоналом», «Менеджмент в России и за рубежом», «Маркетинг»), участие в телевизионных программах являются мощным средством развития и самоуважения личности. Эта задача актуальна как для начинающих, так и для опытных менеджеров.
Обучение других (20). Обучаясь и воспитываясь, мы накапливаем знания и опыт. Но не следует замыкаться в себе и жадничать. Это не самые хорошие качества человека, и потому опыт нужно передавать другим людям: родственникам и близким, подчиненным и начальникам, «своим» и «чужим». Не забывайте прекрасные строки евангелиста Луки: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Сказал (Христос) также им притчу: может ли слепой водить слепого, не оба ли упадут в яму?»[113]Учимся, затем учим других (часто вкрадчиво, тонко, деликатно), а от этой учебы вновь научаем себя, – такова диалектика жизни.
Совершенствование физического здоровья (21). Все люди не могут быть спортсменами, и даже просто «дружить» с физкультурой. Однако ликвидация (полная или частичная) таких занятий и попрание былых традиций[114] вкупе со стратегической концепцией «подсаживания молодежи на пиво (алкоголь) и сигареты» принесли худые плоды. Россияне стремительно превращаются в одну из самых хилых наций в мире.
Между тем, часть наших соотечественников не сдается. И это радует. Прогулки, бег, езда на велосипеде, плавание, поднятие тяжестей, командные игры (футбол, волейбол, баскетбол), различные виды борьбы и единоборств, многие другие занятия и физические упражнения привлекают молодежь и людей в возрасте. Каждый из нас может подобрать несложные, но продуктивные методики релаксации, включающие физические и дыхательные упражнения. Снятию напряжения способствуют и любимые занятия (хобби): конструирование и моделирование, игра на музыкальных инструментах и пение, живопись и графика, фотография и иные виды творчества.
Самоанализ, восприятие себя со стороны (22). Желание увидеть себя со стороны (глазами начальников и подчиненных, родителей и детей, клиентов и конкурентов) наряду с умением получать такую информацию являются частью программы самосовершенствования менеджера. Дабы не быть голословным, поделюсь собственным опытом. В конце 90-х годов мною была разработана и опробована специальная анкета для студентов старших курсов. Завершая преподавание своих дисциплин, я прошу без пяти минут менеджеров ответить на ряд вопросов, которые затем тщательно анализирую и определяю формы и методы самосовершенствования. После неоднократных апробаций эта анкета приобрела следующий вид: