ТЕМА 8. УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ
8.1. Особенности управления организацией
на основных этапах жизненного цикла
Как было установлено, жизненный цикл любой организации – это последовательная смена определенных этапов (фаз) развития. Важнейшими из них выступают: создание, рост, зрелость и упадок.
Фаза созданияорганизации может быть уподоблена процессу постройки нового корабля, которая завершается спуском его на воду к назначенному сроку. Она связана с подготовкой и проведением комплекса мероприятий, инициаторами и ответственными за исполнение которых выступают сами руководители новой организации. Они должны:
· изучить текущую ситуацию в отрасли, регионе;
· определить миссию, цели и задачи;
· привлечь необходимые ресурсы (финансовые, материальные, информационно-технологические, людские);
· приступить к формированию производственной и управленческой структур;
· подготовить пакет документов и зарегистрировать предприятие.
Заострим внимание на юридической стороне дела, поскольку регистрация должна проходить в строгом соответствии с положениями действующего законодательства (Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с изменениями от 23 июня, 8,23 августа 2003 г., 2 ноября 2004 г. и др.). Наиболее типичными организационно-правовыми формами создаваемых в России предприятий являются общество с ограниченной ответственностью и закрытое акционерное общество.
Процедура регистрации новой коммерческой организации (на примере ООО) является многоступенчатой. Для ее успешного прохождения нужно выполнить ряд последовательных действий, в числе которых:
· подготовка пакета учредительных документов (заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ; устав общества; нотариально заверенный учредительный договор или нотариально заверенное решение[84] о создании общества; протокол собрания учредителей (участников) общества; документ, подтверждающий право учредителей на адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общества);
· получение свидетельства о регистрации;
· заказ и изготовление печати (для утверждения эскиза печати в уполномоченный орган представляются следующие документы: заявление; ксерокопии паспортов руководителя и главного бухгалтера; приказ (решение) руководителя на бланке организации об изготовлении печати (штампа) с указанием организации, ответственной за утверждение эскиза; документ о назначении (избрании) руководителя; свидетельство о государственной регистрации; нотариально заверенная копия устава организации; документ (квитанция), подтверждающий факт оплаты стоимости утверждения эскиза печати и внесения оттиска печати в городской Реестр печатей; нотариально заверенная копия свидетельства Роспатента о регистрации товарного знака – при наличии в эскизе печати (штампа) средств визуальной индивидуализации (графического изображения) или оригинал свидетельства вместе с ксерокопией);
· открытие накопительного счета (размещение не менее половины минимального размера уставного капитала);
· получение кодов статистики (в соответствующий центр Государственного комитета РФ по статистике необходимо представить: копии устава, учредительного договора, свидетельства о регистрации и свидетельства о присвоении ИНН учредителям как физическим лицам);
· оформление документов на адрес (нотариально заверенные договор аренды помещения, свидетельство о собственности, гарантийное письмо);
· постановка на налоговый учет (копия устава, копия учредительного договора, свидетельство о регистрации – все нотариально заверенные; коды статистики; документы на адрес; приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера; копии паспортов руководителя, бухгалтера, учредителей, доверенного лица; копии свидетельств о присвоении ИНН руководителя, главного бухгалтера, учредителей; заявление с тремя приложениями);
· регистрация в Фонде социального страхования (свидетельство о постановке на налоговый учет, коды статистики, печать);
· регистрация в Пенсионном фонде (требования идентичны требованиям Фонда социального страхования);
· открытие расчетного счета (заявление на открытие счета; договор на расчетно-кассовое обслуживание; нотариально заверенные копия свидетельства о регистрации и копия учредительного договора; карточка с образцами подписей, оттиска печати, заверенная нотариально; протокол (приказ) о назначении руководителя, приказы о назначении на должность лиц, имеющих право первой и второй подписи в карточке с образцами подписей; нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции; анкеты всех лиц, имеющих право подписи в карточке (с предоставлением паспорта); справку из органов статистики о присвоении кодов ОКПО; справка из регионального отделения Фонда социального страхования, подтверждающая регистрацию организации);
· покупка и регистрация контрольно-кассовых машин (для организаций, специализирующихся на розничной торговле);
· оформление договора аренды торговой площади (для организаций, специализирующихся на розничной торговле и оказании разнообразных услуг);
· подсчет произведенных расходов (по состоянию на 2003 год только официальные расходы двух учредителей ООО оценивались суммой, превышающей 20000 рублей; при этом, как отметила адвокат Л.Ю. Грудцына, «в расчет не принимались транспортные издержки, расходы на услуги юриста (например, по составлению пакета учредительных документов), а также потраченное время, которое, как известно, стоит дорого»[85]).
Фаза роста является, пожалуй, самой ответственной, ибо организация должна закрепиться на рынке, наладить контакты с поставщиками и клиентами, устоять в конкурентной борьбе. Как показывает практика, история вновь регистрируемых предприятий оказывается недолгой[86]. Большинство из них сворачивают деятельность в течение первых лет существования[87]. Одни организации оказываются не в силах противостоять крупным и известным фирмам (например, в сфере торговли – супермаркетам и специализированным магазинам, туризма и отдыха – лучшим туристическим агентствам и отелям, транспорта – компаниям национального масштаба). Другие же, переоценив собственные возможности, не могут рассчитаться по кредитам или иным обязательствам, а третьи вдобавок к своим маркетинговым просчетам, будучи не в ладах с законом, подвергаются санкциям со стороны многочисленных органов, контролирующих деятельность коммерческих организаций.
В условиях рыночных отношений выживают сильные организации и сильные люди. Но что такое сила? Это и деньги, и разум, и воля. Бесспорно, современная Россия – страна не для «мямлей», как сказала одна моя знакомая. И отправляющимся в самостоятельное плавание молодым организациям, и молодым гражданам моей страны я не хочу желать удачи, ибо это лишь модные и ничего не значащие слова. Но есть слова другие, многозначительные, по истине назидательные…
Чтоб лучше понять российскую жизнь, обратимся к современной поэзии. Одну из своих песен Александр Яковлевич Розенбаум назвал «Что-то здесь не так». Она (по понятным причинам) не звучит в повседневном эфире. По крайней мере, я впервые услышал ее на диске «Философия морали», вошедшем в специальное 12-томное издание произведений композитора и певца. Познакомимся с текстом песни, открывающей альбом, хотя при удобном случае лучше послушать ее в исполнении «живого» классика:
Доктор, подымим вместе перед сном,
Сон хороший у больных.
Говорят, что здесь сумасшедший дом,
Но ты-то знаешь, кто здесь псих.
Доктор, отчего так сложилась жизнь
В гребаной моей стране:
Что Генштаб, что МУР по уши во лжи,
И главный врач не верит мне.
Что-то здесь не так, бинты кровят по ночам,
Санитары в морду норовят дать врачам.
Из домов своих бежит народ, кто куда:
Русские к жидам, к речке Иордан.
Старшая сестра морфин толкнула в Казань,
Футболистом стал певец хороший Лоза,
И у пищеблока кошки съели собак,
Что-то здесь не так, что-то здесь не так,
Что-то здесь не так, не так.
Доктор, проходи, что в дверях стоишь?
Не боись, не укушу!
Если хочешь, покури моих,
Я забил в них анашу.
Доктор, затянись, станет хорошо –
В голове затихнет шум.
Отмените мне электрошок,
Христом Богом вас прошу.
Что-то здесь не так, оплавились провода,
Двести двадцать вольт пустяк для космоса, ерунда,
А Байконур казахам нужен, как мне
Утром по весне прошлогодний снег.
Повариха, не дожарив рагу,
Отвалила проституткой в Стамбул,
А здесь открыла нам валютный бардак,
Что-то здесь не так, что-то здесь не так,
Что-то здесь не так, не так.
Доктор, расскажи, для чего тебе
Нужен этот маскарад?
На спине от пота задубел
Накрахмаленный халат.
А под ним татуированный,
В зоне колотый орел,
Да глядит двуглавый вороном
И не каркает, орет.
Чую, чую головного мозга корой
Что-то здесь не так:
Члены Политбюро крестятся в церквах
И ездят в Мекку на хадж,
Бога не смутил их партийный стаж.
Говорят, где-то раскопали кости царя,
Да от стыда у умных психов щеки горят.
И мне на ЭКГ сказал последний дурак:
«Что-то здесь не так, что-то здесь не так,
Что-то здесь не так, не так».
Доктор, подымим вместе перед сном,
Сон короткий у больных.
Говорят, что здесь сумасшедший дом,
Но ты-то знаешь, кто здесь псих,
Ты-то знаешь, кто здесь псих.
Фаза зрелости наступает тогда, когда организация наладит устойчивые и эффективные коммуникации с клиентами и партнерами, стабилизирует производство товаров или услуг, а трудовой коллектив станет командой единомышленников. На этой стадии руководители должны найти золотую середину: управлять организацией, не впадая в эйфорию, не расслабляясь, контролируя ситуацию, но и не загоняя лошадей, позволяя переключить штурвал на автоматический режим.
Фаза упадка неотвратима, и чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно посмотреть на любой сегмент рынка. Ежегодно мы становимся свидетелями слияний крупнейших фирм (например, автомобильных Daimler и Chrysler, авиационных Air France и KLM, парфюмерии и бытовой химии Schwarzkopf и Henkel), обусловленных ужесточением конкуренции на мировых и национальных рынках. Компании-гиганты наглядно демонстрируют то, каким образом можно продлить свой век, не уйти в небытие. Но многие уходят навсегда или после банкротства восстают в ином обличье.
Непрерывное содержание корабля в исправном состоянии и готовность команды к действиям в аварийных ситуациях, – таковы главные слагаемые успеха. Именно к этому призывают притчи Соломоновы:
«Слушай, сын мой, наставление отца твоего, и не отвергай завета матери твоей. Наказания Господня … не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему».
«Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие».
«Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней. Приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, чем от золота. Она дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя».
«Слушай, сын мой, и прими слова мои, – и умножатся тебе лета жизни. Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым. Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла».
«Не давай сна глазам твоим и дремания веждам (векам) твоим. Пойди к муравью, … посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь ото сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник»[88].
Сегодняшним студентам и студенткам, которые завтра пополнят ряды дипломированной интеллигенции, я бы хотел, несмотря на крайнюю легкость и необязательность межличностных отношений, процитировать еще один фрагмент Библии:
«Пей воду твою из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен: и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною; любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу»[89].
8.2. Репутация организации: сущность, содержание,
механизм формирования
Что такое деловая репутация? Ответить на этот вопрос, как и на многие другие управленческие вопросы, одновременно просто и сложно.
Открыв современные толковые словари, мы прочитаем в них, что reputation – французское слово, обозначающее имя, репутацию. Его синоним – «реноме» (renom, renommee – известность, слава, репутация, популярность)[90]. Репутация, реноме – это «приобретаемая общественная оценка; создавшееся (установившееся) общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-либо или чего-либо»[91].
Понять, что такое репутация можно в течение 10-15 минут. Разобраться в содержании данного термина с помощью учебников можно, потратив несколько часов или дней. Но создать (!) доброе имя, позитивное мнение о себе и своей фирме, получить (завоевать) известность в обществе – дело не одного года, а десятилетий или всей жизни.
В рамках данного курса мы попытаемся решить первую («понятийную») и вторую («содержательную») задачи и наметить подходы к решению третьей («практической»).
Итак, репутация – это устойчивое мнение об организации, формируемое, поддерживаемое и защищаемое в обществе благодаря умелому использованию коммуникативных каналов внутренней и внешней среды.
Первоосновой хорошей деловой репутации фирмы и первым шагом на пути ее формирования является организационная культура (ОК). Она способствует решению проблем внутренней интеграции (персонала) и внешней адаптации (самой организации) к условиям микро- и макросреды.
Понятие «организационная (корпоративная) культура» трактуется неоднозначно. Обобщив различные дефиниции, А. Фенхам и Б. Гюнтер (A. Furnham, B. Gunter) выявили аспекты, по которым нет особых разногласий:
· организационную культуру трудно определить (это часто бессмысленное занятие);
· она многомерна, с многочисленными составляющими на различных уровнях;
· она не особенно динамична и может не подвергаться изменениям (оставаться относительно стабильной в течение коротких промежутков времени);
· для создания и, следовательно, изменения корпоративной культуры требуется время[92].
Структура (состав) и содержание ОК являются наиболее спорными моментами. Обычно указывают от 3 до 7-8 элементов. В их числе: истории (мифы, саги), герои, ценности, церемонии, ритуалы, символы, артефакты, нормы (правила поведения) и роли, стиль управления и культурная сеть.
Умышленно отходя от научных прений, обозначим 5-элементный «звездный» состав организационной культуры (см. рисунок 40).
Истории – информация о реальных или вымышленных событиях, отражающих процесс становления и развития фирмы.
Герои – лучшие сотрудники организации – бывшие и нынешние, которые служили и служат примером для остальных ее членов.
Ценности – основные идеи, принятые большинством сотрудников организации, направляющие их деятельность и обеспечивающие успех.
Нормы – основные правила поведения, соблюдение которых поощряется, а нарушение – осуждается и наказывается.
Культурная сеть организации – скрытая система властных отношений; неформальная структура организации, состоящая из ключевых ролей, исполняемых сотрудниками.
Рис. 40. Основные элементы организационной культуры
Вторым шагом в создании позитивной деловой репутации является синтез авторитета первого лица (лиц) и применяемого им (ими) стиля управления организацией. Оба этих фактора находят отражение в философии организации. Она объединяет ключевые вопросы, относящиеся к достижению целей организации и сотрудничеству персонала. Так, например, С. Бостром – специалист по принятию решений в области электронного бизнеса, выделила три философских принципа, связывающих рыночную стратегию и организационную культуру компании Cisco System:
· предоставление рабочим полномочий быстро генерировать идеи и внедрять их в жизнь;
· прием на работу самых лучших работников, поскольку именно их идеи и интеллектуальные достоинства способствуют успеху;
· сбор и распространение информации, которая может привести к рождению новых идей[93].
Третий (заключительный) шаг призван связать организацию с внешней средой. Здесь, как и на предыдущем этапе, необходимо отметить существенную роль двух факторов: имиджа и известности организации на рынке и в обществе в целом.
Имидж организации – это образ, формирующийся в сознании клиентов, поставщиков, посредников, конкурентов, а также на государственном и международном уровнях. Создать позитивный имидж весьма не просто. В такой работе все должно быть продумано, а многое и просчитано: от оформления офисных помещений, соблюдения рабочего графика, респектабельности и коммуникабельности персонала до создания торговых марок, проведения специальных PR-акций и активного участия в общественной жизни.
Известностьорганизации – ее заметность среди других участников рынка, определяемая длительностью пребывания в бизнесе, масштабами деятельности, успешностью на внутренних и внешних рынках и др.
Таким образом, позитивная или негативная деловая репутация складывается как результат взаимодействия пяти основных составляющих, показанных в виде концентрических кругов на рисунке 41:
Рис. 41. Механизм формирования деловой репутации фирмы
Создание позитивной деловой репутации – дело трудное, но и благодатное. Победителей славят, любят, с ними считаются. Им многое прощают, если они ошибаются. Главное, чтобы ошибки и просчеты не становились обычным явлением. Иначе деловая репутация может пошатнуться и вскоре сменить знак «+» на «–». Поддержание (текущее сопровождение) репутации, а в необходимых случаях и ее защита (например, в суде), – таков круг повседневных проблем современной организации наряду с ее основной (профильной) деятельностью.
Подробнее см.: 3, 4, 7, 10, 15.