Понятие межкультурной организационной коммуникации

Термином "межкультурная коммуникация" описывается адекватное взаимопо­нимание участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным националь­ным культурам. В рамках данного курса интерес представляет межкультурная организационная коммуникация – обмен сообщениями для достижения понимания внутри организации, между организациями, а также между организацией и окружающим миром.

Организационная коммуникация проявляется на индивидуальном уровне (начальник - подчиненный или от­дельные сотрудники), групповом (совещание отдела или ра­бочей группы), публичном (речи руководителей высшего звена), массовом (пресс-релизы компании, представление новой продукции на конференциях, по телевидению и т. д.).

Организационная коммуникация, охватывая отправлен­ные и полученные сообщения внутри формальных и нефор­мальных групп в организации, усложняется по мере разви­тия и усложнения структуры организации, включая в себя такие разнообразные виды деятельности, как отдача при­казов и директив, консультации рабочих, собеседование с новыми сотрудниками, оценка работы персонала, повыше­ние мотивации сотрудников, анализ проблем, разрешение конфликтов, создание рабочих групп и руководство ими. Одним словом, организационная коммуникация распро­страняется на все сферы деятельности компании.

Организационная коммуникация оказывает серьезное влияние на выполнение задач, стоящих перед организаци­ей, и мотивацию ее служащих. Исследование, проведенное немецким ученым И. Ханна (1998 г.)), выявило 11 наиболее уязвимых эле­ментов общения, на которые следует обращать особое вни­мание:

• слушание;

• побуждение служащих к труду, развитие мотивации;

• отдача приказов и распоряжений;

• делегирование ответственности;

• групповое решение проблем;

• разрешение межличностных конфликтов, обид и не­довольства;

• личные беседы;

• использование неформальной коммуникации;

• офицальные презентации;

• ведение заседаний;

• переговоры и договоренности об условиях.

В целом необходимость изучения основ межкультурной коммуникации заключается в:

1. значительном способствовании успешного ведения бизнеса в организациях, осуществляющих свою деятельность в странах с различными культурами.

2. актуализации этих проблем для пред­приятий, деятельность которых не выходит за пределы страны базирования. Так, пер­сонал в американских компаниях (причем не только относящихся к международным) все больше состоит из людей, различающихся по расам, культуре, религии. Рабочая сила в США частично формируется за счет иммигрантов (из Европы, Канады, Латин­ской Америки и Азии) и представителей различных этнических групп (афро-американцы, испаноязычные американцы, американцы азиатского происхождения). Все они, так сказать, приносят на рабочие места свои языки и культуру. К 2010 году национальные меньшинства будут составлять примерно 50% населения США, а из числа иммигрантов будет формироваться треть вновь привлекаемых работников.

Сравнительный анализ влияния культурных различий в коммуникационном процессе на примере Франции, Швеции, а также Англии представлен в таблице 8.1.

Таблица 8.1.