НАЛИЧИЕ СМЕЖНЫХ И ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ОТРАСЛЕЙ
УСЛОВИЯ ВНУТРЕННЕГО СПРОСА
Итак, среди условий внутреннего спроса наибольшее значение имеют:
• структура спроса (сегментация рынка и природа покупательских потребностей, объем рынка, наличие платежеспособного спроса, информация о потребностях, уровень образованности потребителей, концентрация населения, государственные закупки, национальные стандарты качества);
• объем и характер роста внутреннего спроса;
• механизмы, с помощью которых предпочтения на внутреннем рынке передаются на рынки зарубежных стран.
Объем и качество спроса на внутреннем рынке.Национальный рынок может быть относительно большим, а спрос на нем – огромным благодаря высокому уровню доходов населения, умело проведенной рекламной политике и т. п. Напротив, возможен такой вариант, что при узости национального спроса существует огромный рынок для производимой продукции как внутри страны, так и за рубежом.
Требовательность и информированность потребителей внутреннего рынка.Требовательные и хорошо информированные потребители заставляют отечественных производителей постоянно совершенствоваться, вводить новые технологии, изобретать качественно новые продукты.
Искушенные и квалифицированные потребители, таким образом, способствуют появлению высококлассных национальных компаний, которые «усилиями» своих потребителей выводятся в число мировых лидеров. Первенство японских производителей аудио- и видеотехники на мировом рынке как раз и объясняется требовательностью японских покупателей к качеству и внешнему виду продукции.
При этом важно, чтобы внутренний спрос соответствовал тенденциям на мировом рынке. В таком случае, если товар неплохо продается внутри страны, его можно предлагать повсюду, и наоборот: товар, никому не нужный внутри страны, невозможно вывести на мировой рынок.
Здесь принимается во внимание конкурентоспособность родственных и поддерживающих отраслей, поскольку развитие одной отдельно взятой отрасли фактически способствует процветанию смежных отраслей.
Взаимное сотрудничество компаний-смежников позволяет:
§ реализовывать совместные проекты развития;
§ способствует возникновению альянсов;
§ внедряются новые методы производства и управления;
§ снижаются транзакционные издержки;
§ усиливается обмен информацией между специалистами различных отраслей.
Согласно Портеру, конкурентоспособными становятся не только отдельные отрасли, но и целые «пучки» отраслей, кластеры, в которых компании интегрированы по вертикали либо горизонтали.
Большое значение в развитии кластеров отводится средствам массовой информации, коммерческой рекламе. Это способствует повышению узнаваемости производителей и их продукции в потребительской среде, налаживанию производственных связей между представителями смежных сфер деятельности, конкурентоспособности товаров и услуг.