Теоретический материал
3.1. Понятие научного исследования. Этапы научного исследования
Наука как система знаний создается и развивается в процессе научных исследований. Что такое научное исследование? Если кратко, это основная форма научной деятельности (наряду с обеспечивающей, внедренческой и организаторской деятельностью в науке).
Если более подробно, то научное исследование - это деятельность, направленная на изучение объекта с целью установления закономерностей его строения, возникновения и развития, а также на дальнейшее использование полученного знания в практической деятельности людей.
Научные исследования подразделяют на фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные исследования - это теоретическая и экспериментальная деятельность, направленная на получение знаний о закономерностях развития природы, общества и человека (например, к фундаментальным можно отнести исследование закономерностей поведения человека в ситуациях принятия экономических решений).
Прикладные исследования - это деятельность, направленная на получение и использование знаний для решения прикладных проблем, возникающих в сфере практической деятельности человека (например, к прикладным можно отнести работы по созданию методики налогового учета в Украине).
Кроме того, выделяют теоретические и эмпирические научные исследования. Они различаются как по характеру предмета исследования, так и по применяемым методам.
Эмпирическое исследование - это фактологическое исследование, которое направлено, преимущественно, на выявление связей в исследуемом объекте и опирается на данные наблюдений и экспериментов.
Теоретическое исследование - это исследование, направленное на объяснение сущности связей в исследуемых объектах, на вскрытие внутреннего механизма явлений. Конечной целью теоретического исследования является разработка концепций и теорий.
Научное исследование требует от ученого осуществления различных видов работ: изучения литературных источников, проведения экспериментов, опубликования результатов и т. п. Эти виды работ образуют определенную последовательность этапов, которая подчиняется правилам формирования нового научного знания (рис. 3.1 и рис. 3.2). Рассмотрим далее некоторые этапы научного исследования более подробно.
Формулировка темы научного исследования
Формулировка научной проблемы, изучение ее истории и современного состояния
Определение цели, задач, объекта,предмета научного исследования
Разработка гипотезы
Определение методики исследования
Составление рабочего плана
Создание и обработка новой информации (проведение наблюдений, экспериментов и их анализ)
Построение выводов и предложений
Литературное изложение материалов исследования
Коллективное обсуждение, консультирование и рецензирование работы
Внедрение результатов исследования
Рис. 3.1. Этапы научного исследования
3.2. Формулировка темы, проблемы и цели научного исследования
ЛЕКЦИЯ 4. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Цель данной лекции - научить студентов правилам работы с научной литературой. Знания этих правил необходимы не только для успешного осуществления учебных и профессиональных научно-исследовательских работ, но и для эффективной организации процесса самообразования любого специалиста.
В данной лекции мы дадим ответы на основные вопросы, связанные с чтением научной литературы: что, как и когда, в каком порядке следует читать.
Ключевые понятия лекции: библиография, реферативный журнал, картотека, аннотация, выписка, конспект, научный обзор, цитата, структурирование научной статьи.