Теоретический материал

3.1. Понятие научного исследования. Этапы научного исследования

Наука как система знаний создается и развивается в процессе на­учных исследований. Что такое научное исследование? Если кратко, это основная форма научной деятельности (наряду с обеспечивающей, внедренческой и организаторской деятельностью в науке).

Если более подробно, то научное исследование - это деятельность, направленная на изучение объекта с целью установления закономерностей его строения, возникновения и развития, а также на дальнейшее использование полученного знания в практической деятельности людей.

Научные исследования подразделяют на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные исследования - это теоретическая и экспериментальная деятельность, направленная на получе­ние знаний о закономерностях развития природы, общества и человека (например, к фундаментальным можно отнести исследование закономерностей поведения человека в ситуа­циях принятия экономических решений).

Прикладные исследования - это деятельность, направленная на получение и использование знаний для решения прикладных проблем, возникающих в сфере практической деятельности человека (например, к прикладным можно отнести работы по созданию методики налогового учета в Украине).

Кроме того, выделяют теоретические и эмпирические научные ис­следования. Они различаются как по характеру предмета исследова­ния, так и по применяемым методам.

Эмпирическое исследование - это фактологическое иссле­дование, которое направлено, преимущественно, на выявле­ние связей в исследуемом объекте и опирается на данные на­блюдений и экспериментов.

Теоретическое исследование - это исследование, направ­ленное на объяснение сущности связей в исследуемых объек­тах, на вскрытие внутреннего механизма явлений. Конечной целью теоретического исследования является разработка концепций и теорий.

Научное исследование требует от ученого осуществления различ­ных видов работ: изучения литературных источников, проведения экспе­риментов, опубликования результатов и т. п. Эти виды работ образуют определенную последовательность этапов, которая подчиняется прави­лам формирования нового научного знания (рис. 3.1 и рис. 3.2). Рассмот­рим далее некоторые этапы научного исследования более подробно.

 

 

Формулировка темы научного исследования

 

Формулировка научной проблемы, изуче­ние ее истории и современного состояния

 
 


Определение цели, задач, объекта,предмета научного исследования

 
 


Разработка гипотезы

 
 


Определение методики исследования

 
 


Составление рабочего плана

 

Создание и обработка новой информации (проведение наблюдений, экспериментов и их анализ)

 
 


Построение выводов и предложений

 

Литературное изложение материалов исследования

 

Коллективное обсуждение, консультиро­вание и рецензирование работы


Внедрение результатов исследования

Рис. 3.1. Этапы научного исследования

 

3.2. Формулировка темы, проблемы и цели научного исследования

 


ЛЕКЦИЯ 4. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Цель данной лекции - научить студентов правилам работы с научной литературой. Знания этих правил необходимы не только для успешного осуществления учебных и профессиональных научно-исследовательских работ, но и для эффективной организации процесса самообразования любого специалиста.

В данной лекции мы дадим ответы на основные вопросы, связанные с чтением научной литературы: что, как и когда, в каком порядке следует читать.

Ключевые понятия лекции: библиография, реферативный журнал, картотека, аннотация, выписка, конспект, научный обзор, цитата, структурирование научной статьи.