Теоретический материал
ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ НАУКИ
Цель данной лекции - раскрыть сущность науки как системы знаний; объяснить значение и показать взаимосвязи таких категорий науки, как факт, теория и гипотеза, закон, закономерность и принцип, методология, метод и методика.
В данной лекции мы ответим на следующие вопросы: Какие элементы образуют науку как систему знаний? Какова роль в этой системе фактов, гипотез и теорий? В чем состоит различие между теорией и концепцией? Чем закономерности отличаются от законов, а законы - от принципов? Что представляют собой методологические основы науки? Ключевые понятия лекции: факт, гипотеза, теория, концепция, закон, закономерность, принцип, методология, метод, методика.
2.1. Наука как система знаний. Факт, гипотеза, теория, концепция
В структуре каждой науки можно выделить элементы, совокупность которых составляет науку как систему знаний. К этим элементам относятся факты, теории, гипотезы, проблемы, методы, законы, принципы и т. п. Для того чтобы правильно использовать научные знания, нужно знать функции каждого из названных элементов, понимать различия между фактами и теорией, теорией и концепцией, концепцией и гипотезой, закономерностью и законом, законом и принципом, методологией и методикой и т. д.
Элементы науки как системы знаний состоят в различных отношениях друг с другом.
Например, факты - это основа для формирования научной гипотезы, гипотеза - это основа для формирования теории. Теория дает целостное представление о законах и закономерностях предметной области. Для выявления законов и закономерностей используются научные методы. Принципы построения и использования методов образуют методологию. И так далее...
Начнем рассматривать набор этих взаимосвязанных категорий науки с понятия «факты».
Факты - это эмпирические (то есть опытные) данные. Факт - это «фрагмент реальности».
Факты представляют собой фундамент науки. Можно сказать, что развитие науки - это совершенствование и замена существующих теорий вследствие появления новых фактов, которые в рамках старых теорий не могли быть предсказаны и объяснены.
Важно понимать, что для науки важны не любые эмпирические данные: интерес представляют лишь научные факты.
Для перехода от результатов наблюдений и экспериментов к научным фактам необходимы два условия:
1) повторение наблюдений и экспериментов;
2) проведение теоретического анализа, в результате которого после систематизации, классификации и обобщения эмпирические данные становятся научными фактами.
Научные факты - это факты, получившие описание и объяснение на основе обобщения класса явлений и отражающие законы и закономерности предметной области.
Для того чтобы сделать хотя бы шаг в безбрежном море эмпирического материала (фактов), нужна гипотеза, то есть предварительное теоретическое предположение о возможных законах и закономерностях предметной области. Это предположение может, в конце концов, подтвердиться или не подтвердиться.
Гипотеза - это научное предположение о закономерной связи явлений, содержащее элементы новизны и оригинальности.
Доказанные гипотезы образуют основу для формирования научных теорий.
Теория - это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.
Теорию как систему знаний образуют следующие составляющие:
- систематизированные научные факты,
- понятийный аппарат,
- выдвигаемые гипотезы,
- концепции,
- элементы научно-методического аппарата,
- выводы,
- рекомендации и т. п.
В процессе развития наука превращается в систему теорий.
С понятием теории тесно связано понятие концепции. Если теория дает целостное представление об определенной области действительности, то концепция может касаться лишь некоторых объектов предметной области. В общем случае концепция лишена той целостности, детальности и широты, которые свойственны теории.
Концепция - определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета (явления), основная точка зрения на предмет.
ЛЕКЦИЯ 3. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Цель данной лекции - ввести студентов в ту сферу, где наука непосредственно создается, где собранные факты порождают идеи, а смутные догадки превращаются в открытия. Это сфера научных исследований. Мы покажем, как правильно организовать научное исследование, какие этапы должен пройти исследователь в ходе выполнения научной работы, каким требованиям должен соответствовать научный результат.
В этой лекции мы ответим на следующие вопросы: Что такое научное исследование? Какие существуют виды научных исследований? Где заканчивается ненаучная и начинается научная работа? Как правильно организовать исследовательскую деятельность? Как сформулировать тему и цель исследования? Как структурировать предметную область исследования? Как составить рабочий план исследования? Что такое научный результат и как его получить?
Ключевые понятия: научное исследование, фундаментальное иссследование, прикладное исследование, эмпирическое исследование, теоретическое исследование, этапы научного исследования, тема исследования, прикладная проблема, научная проблема, объект и предмет исследования, цель исследования, структурная модель предметной области, рабочий план, научный результат, новизна, достоверность и полезность научного результата.