Теоретический материал

ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ НАУКИ

Цель данной лекции - раскрыть сущность науки как системы зна­ний; объяснить значение и показать взаимосвязи таких категорий науки, как факт, теория и гипотеза, закон, закономерность и принцип, ме­тодология, метод и методика.

В данной лекции мы ответим на следующие вопросы: Какие элементы образуют науку как систему знаний? Какова роль в этой системе фактов, гипотез и теорий? В чем состоит различие между теорией и концепцией? Чем закономерности отличаются от законов, а законы - от принципов? Что представляют собой методологические основы науки? Ключевые понятия лекции: факт, гипотеза, теория, концепция, за­кон, закономерность, принцип, методология, метод, методика.

 

2.1. Наука как система знаний. Факт, гипотеза, теория, концепция

В структуре каждой науки можно выделить элементы, совокуп­ность которых составляет науку как систему знаний. К этим элемен­там относятся факты, теории, гипотезы, проблемы, методы, законы, принципы и т. п. Для того чтобы правильно использовать научные знания, нужно знать функции каждого из названных элементов, пони­мать различия между фактами и теорией, теорией и концепцией, концепцией и гипотезой, закономерностью и законом, законом и принци­пом, методологией и методикой и т. д.

Элементы науки как системы знаний состоят в различных отно­шениях друг с другом.

Например, факты - это основа для формиро­вания научной гипотезы, гипотеза - это основа для формирования теории. Теория дает целостное представление о законах и за­кономерностях предметной области. Для выявления законов и зако­номерностей используются научные методы. Принципы построения и использования методов образуют методологию. И так далее...

Начнем рассматривать набор этих взаимосвязанных категорий науки с понятия «факты».

 

Факты - это эмпирические (то есть опытные) данные. Факт - это «фрагмент реальности».

Факты представляют собой фундамент науки. Можно сказать, что развитие науки - это совершенствование и замена существующих тео­рий вследствие появления новых фактов, которые в рамках старых тео­рий не могли быть предсказаны и объяснены.

Важно понимать, что для науки важны не любые эмпирические данные: интерес представляют лишь научные факты.

Для перехода от результатов наблюдений и экспериментов к научным фактам необходимы два условия:

1) повторение наблюдений и экспериментов;

2) проведение теоретического анализа, в результате которого после систематизации, классификации и обобщения эмпирические данные становятся научными фактами.

Научные факты - это факты, получившие описание и объяснение на основе обобщения класса явлений и отражающие законы и закономерности предметной области.

Для того чтобы сделать хотя бы шаг в безбрежном море эмпирического материала (фактов), нужна гипотеза, то есть предварительное теоретическое предположение о возможных законах и закономерностях предметной области. Это предположение может, в конце концов, подтвердиться или не подтвердиться.

 

Гипотеза - это научное предположение о закономерной связи явлений, содержащее элементы новизны и оригинальности.

Доказанные гипотезы образуют основу для формирования научных теорий.

Теория - это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

Теорию как систему знаний образуют следующие составляющие:

- систематизированные научные факты,

- понятийный аппарат,

- выдвигаемые гипотезы,

- концепции,

- элементы научно-методического аппарата,

- выводы,

- рекомендации и т. п.

 

В процессе развития наука превращается в систему теорий.

С понятием теории тесно связано понятие концепции. Если теория дает целостное представление об определенной области действительности, то концепция может касаться лишь некоторых объектов предметной области. В общем случае концепция лишена той целостности, детальности и широты, которые свойственны теории.

Концепция - определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета (явления), основная точка зрения на предмет.


ЛЕКЦИЯ 3. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Цель данной лекции - ввести студентов в ту сферу, где наука непосредственно создается, где собранные факты порождают идеи, а смутные догадки превращаются в открытия. Это сфера научных исследований. Мы покажем, как правильно организовать научное исследование, какие этапы должен пройти исследователь в ходе выполнения научной работы, каким требованиям должен соответствовать научный результат.

В этой лекции мы ответим на следующие вопросы: Что такое науч­ное исследование? Какие существуют виды научных исследований? Где заканчивается ненаучная и начинается научная работа? Как правильно организовать исследовательскую деятельность? Как сформулировать тему и цель исследования? Как структурировать предметную область исследования? Как составить рабочий план исследования? Что такое научный результат и как его получить?

Ключевые понятия: научное исследование, фундаментальное иссследование, прикладное исследование, эмпирическое исследование, теоретическое исследование, этапы научного исследования, тема исследования, прикладная проблема, научная проблема, объект и предмет исследования, цель исследования, структурная модель предметной области, рабочий план, научный результат, новизна, достоверность и полезность научного результата.