Научное мышление и его истоки

Теоретический материал

ЛЕКЦИЯ 1. НАУКА И НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ОПОРТНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основы научных исследований

для студентовдневной (заочной) формы обучения

специальности 6.030601 “Менеджмент”

  Составитель: к.э.н., доцент Вершицкий А.В.
  Рассмотрены и рекомендованы на заседании кафедры государственного и регионального управления от «12» октября 2010 г. (протокол №2 )

Симферополь, 2010


Цель данной лекции- дать общее представление о науке и науч­ном мышлении, пробудить у студентов интерес к этим явлениям челове­ческой жизни, показать, что научное мышление вовсе не оторвано от мышления обыденного и некоторые его элементы знакомы всем нам с детства, а кое-что пригодится в профессиональной деятельности. Мы также покажем, что общественные науки обладают интересной специ­фикой и что любая научная дисциплина - это весьма динамичное явле­ние, проходящее свои этапы развития, переживающее кризисы и даже революции. Таким образом, в данной лекции мы не будем погружаться в детали организации научных исследований, а затронем общие вопросы философии и истории науки.

В наши задачи входит ответить на следующие вопросы: Что такое научное мышление, и каковы его истоки? Что такое наука? Какие функ­ции наука выполняет? Каким образом специалисты классифицируют науки, и для чего это делается? В чем состоит специфика общественных наук и экономических наук, в частности? Как наука развивается?

Ключевые понятия лекции: научное мышление, абстрактное мыш­ление, наука, общественные науки, нормативная экономика, позитивная экономика, развитие науки, парадигма, «нормальная» наука.

Ключом к пониманию сущности науки и важнейшим атрибутом на­учной деятельности является научное мышление. Поэтому начнем раз­говор о науке с рассмотрения специфических свойств научного мыш­ления в его сравнении с мышлением обыденным.

В течение всей своей жизни человек познает окружающий мир. Цвета, звуки, запахи - они становятся доступны нам благодаря пяти ор­ганам чувств. Такой уровень познания называют чувственным. Однако не все знания о мире могут быть получены на чувственной ступени по­знания. Нет такого специализированного органа чувств, который улав­ливал бы закономерности так же, как, например, аромат шашлыка. Нет такого органа чувств, который позволял бы «нащупать» причины и след­ствия событий. Чувственный способ познания не позволяет проник­нуть в суть вещей. Законы, закономерности, причинно-следственные связи не могут отразиться в нашем сознании непосредственно, как вкус или цвет. Человек отображает существенные связи между явлениями опосредствованно - путем сопоставления различных фактов. Именно таким образом осуществляется процесс мышления.

Мышление - это один из познавательных процессов личности (наряду с ощущением, восприятием, памятью и воображе­нием), представляющий собой отражение в сознании человека сущности предметов и процессов объективного мира, их существенных свойств и отношений между ними.

Мышление позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях, которые не могут быть непосредственно вос­приняты на чувственной ступени познания.

Мышление классифицируют на обыденное (повседневное) и научное.

Обыденное мышление - это мышление, основанное на здра­вом смысле, на так называемом житейском опыте, обоб­щенном при помощи примитивного логического анализа.

Научное мышление - это мышление, направленное на позна­ние глубинной сущности реального мира и соответствующее критериям доказательности, объективности, системности.

Основные свойства научного мышления:

- направленность на познание глубинной СУЩНОСТИ мира;

- строгая ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ;

- ОБЪЕКТИВНОСТЬ (исключение всего субъективного, связанного с личностью ученого);

- СИСТЕМНОСТЬ знаний;

- широкое использование метода АБСТРАГИРОВАНИЯ;

- минимальное использование НОРМАТИВНОГО мышления.

Исследователи процессов мышления постепенно стали склонять­ся к выводу, что обыденное мышление не так уж «ненаучно», а науч­ное мышление не так уж оторвано от повседневности.

В основе обоих видов мышления лежат одни и те же механизмы познания. Обоим ви­дам мышления свойственны одни и те же ошибки (например, ошибка «после этого - значит вследствие этого»). Оба вида мышления широко используют прием абстрагирования.

Абстрагирование - это отвлечение от ряда конкрет­ных свойств объекта с целью выделения его существенных свойств.

Использование абстрагирования в обыденном мышлении позволя­ет человеку проводить простейший анализ жизненных ситуаций - срав­нивать, обобщать, классифицировать. Любой взрослый человек занима­ется тем, что сопоставляет объекты и явления, сортирует их. Для чего он это делает? Для того чтобы знать, как вести себя с этими объектами и явлениями. Ведь мы ведем себя по-разному с начальниками и подчи­ненными, мужчинами и женщинами, старыми и молодыми. Поэтому каждое наше действие основано на сознательном или бессознательном построении классификационных границ. Мы разделяем пищу на вкус­ную и невкусную, и от невкусной отказываемся. Мы разделяем людей на симпатичных нам и несимпатичных, и дружим с первыми. Описан­ный уровень абстрагирования — это простейший уровень, свойственный повседневному мышлению.

§ Для развитого научного мышления харак­терны более высокие уровни абстракции. Вообще говоря, весь процесс становления науки можно представить как процесс развития абстрактного мышления.