Основные цели и методы государственного регулирования
Главной целью регулирования экономики со стороны государства является экономическая и социальная стабильность в стране.
Для достижения главной цели государственные органы власти ставят перед собой стратегические (на длительный срок более чем 5 лет), тактические (сроком до 5 лет) и оперативные (сроком до 1 года или возникающие в данный момент времени и требующие незамедлительного достижения) цели.
Среди основных целей, направленных на достижение социально-экономической стабильности, можно выделить следующие:
- стимулирование экономического роста;
- достижение соответствующего уровня занятости;
- стабильность цен;
- справедливое распределение доходов;
- оптимизация отраслевой и региональной структур.
Данные цели реализуются в проведении эффективной налогово-бюджетной (фискальной) и денежно-кредитной политики государства.
В инструментарии государства находится достаточно большое количество методов регулирования социально-экономической жизни общества (см. рис. 6.5).
Рис. 6.5. Основные методы государственного регулирования экономики
В соответствии с приведенной классификацией прямыми методами регулирования являются целевое финансирование, государственные закупки и механизм функционирования государственного сектора экономики.
К целевому финансированию со стороны государства относятся различные дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических проектов, финансирование социальной сферы.
Государственные закупки осуществляются по всем основным статьям расходов, утвержденных в федеральном бюджете страны, а именно: расходы на содержание территориальных органов управления; на правоохранительную деятельность; на жилищно-коммунальное хозяйство; на обслуживание и погашение долга и долговых обязательств территориальных органов власти. Увеличивая или уменьшая величину денежных средств, перечисляемых для покупки товаров, необходимых государственному сектору в той или иной сфере, государство может влиять на уровень и степень развития экономики.
Функционирование государственного сектора экономики предусматривает координацию и контроль работы государственных органов власти для достижения адаптивности рыночного механизма.
Косвенные методы выступают в виде денежно-кредитных, бюджетно-налоговых и внешнеэкономических методов.
Основными инструментами денежно-кредитных методов являются:
· эмиссия денег Центральным банком;
· регулирование учетной ставки и нормы обязательных резервов;
· операции на рынке с ценными бумагами.
К бюджетно-налоговым методам относят:
· прямое и косвенное налогообложение (регулирование системы налогообложения, изменение налоговых ставок, установление налоговых скидок и предоставление налоговых льгот);
· управление бюджетным дефицитом;
· управление бюджетными расходами.
Под внешнеэкономическими понимаются следующие методы:
· стимулирование и кредитование экспорта;
· ограничение импортных поставок;
· регулирование иностранного капитала;
· совершенствование системы обменного курса (валютный коридор или фиксированный курс, установление конкретного курса обменной валюты).
Эти инструменты тесно взаимосвязаны, а во многих случаях действуют в противоположных направлениях. Например, сокращение денежной массы приводит к снижению инфляции, но одновременно в краткосрочной перспективе - к свертыванию экономической активности и повышению уровня безработицы. Ограничение правительственных расходов для сокращения бюджетного дефицита снизит темп роста цен, но тем самым сократит занятость в бюджетной сфере. Низкая экономическая активность или, к примеру, слишком высокие процентные ставки могут отрицательно сказаться на перспективах увеличения частных инвестиций и экономического роста в целом.
Также можно выделить административные и экономические методы, которыми оперирует государство при вмешательстве в экономику.
Экономическим соответствуют все вышеперечисленные методы, т.к. они характеризуются рыночным способом достижения целей.
Административные методы включают меры запрета, разрешения и принуждения. К примеру, к принудительным мерам можно отнести то, что государственные органы некоторых стран обязывают крупные предприятия организовывать производственное обучение молодежи, устанавливать очистные сооружения на производстве.