Основные цели и методы государственного регулирования

Главной целью регулирования экономики со стороны государства является экономическая и социальная стабильность в стране.

Для достижения главной цели государственные органы власти ставят перед собой стратегические (на длительный срок более чем 5 лет), тактические (сроком до 5 лет) и оперативные (сроком до 1 года или возникающие в данный момент времени и требующие незамедлительного достижения) цели.

Среди основных целей, направленных на достижение социально-экономической стабильности, можно выделить следующие:

- стимулирование экономического роста;

- достижение соответствующего уровня занятости;

- стабильность цен;

- справедливое распределение доходов;

- оптимизация отраслевой и региональной структур.

Данные цели реализуются в проведении эффективной налогово-бюджетной (фискальной) и денежно-кредитной политики государства.

В инструментарии государства находится достаточно большое количество методов регулирования социально-экономической жизни общества (см. рис. 6.5).

Рис. 6.5. Основные методы государственного регулирования экономики

В соответствии с приведенной классификацией прямыми методами регулирования являются целевое финансирование, государственные закупки и механизм функционирования государственного сектора экономики.

К целевому финансированию со стороны государства относятся различные дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических проектов, финансирование социальной сферы.

Государственные закупки осуществляются по всем основным статьям расходов, утвержденных в федеральном бюджете страны, а именно: расходы на содержание территориальных органов управления; на правоохранительную деятельность; на жилищно-коммунальное хозяйство; на обслуживание и погашение долга и долговых обязательств территориальных органов власти. Увеличивая или уменьшая величину денежных средств, перечисляемых для покупки товаров, необходимых государственному сектору в той или иной сфере, государство может влиять на уровень и степень развития экономики.

Функционирование государственного сектора экономики предусматривает координацию и контроль работы государственных органов власти для достижения адаптивности рыночного механизма.

Косвенные методы выступают в виде денежно-кредитных, бюджетно-налоговых и внешнеэкономических методов.

Основными инструментами денежно-кредитных методов являются:

· эмиссия денег Центральным банком;

· регулирование учетной ставки и нормы обязательных резервов;

· операции на рынке с ценными бумагами.

К бюджетно-налоговым методам относят:

· прямое и косвенное налогообложение (регулирование системы налогообложения, изменение налоговых ставок, установление налоговых скидок и предоставление налоговых льгот);

· управление бюджетным дефицитом;

· управление бюджетными расходами.

Под внешнеэкономическими понимаются следующие методы:

· стимулирование и кредитование экспорта;

· ограничение импортных поставок;

· регулирование иностранного капитала;

· совершенствование системы обменного курса (валютный коридор или фиксированный курс, установление конкретного курса обменной валюты).

Эти инструменты тесно взаимосвязаны, а во многих случаях действуют в противоположных направлениях. Например, сокращение денежной массы приводит к снижению инфляции, но одновременно в краткосрочной перспективе - к свертыванию экономической активности и повышению уровня безработицы. Ограничение правительственных расходов для сокращения бюджетного дефицита снизит темп роста цен, но тем самым сократит занятость в бюджетной сфере. Низкая экономическая активность или, к примеру, слишком высокие процентные ставки могут отрицательно сказаться на перспективах увеличения частных инвестиций и экономического роста в целом.

Также можно выделить административные и экономические методы, которыми оперирует государство при вмешательстве в экономику.

Экономическим соответствуют все вышеперечисленные методы, т.к. они характеризуются рыночным способом достижения целей.

Административные методы включают меры запрета, разрешения и принуждения. К примеру, к принудительным мерам можно отнести то, что государственные органы некоторых стран обязывают крупные предприятия организовывать производственное обучение молодежи, устанавливать очистные сооружения на производстве.