Понятие и сущность государственного регулирования

Тема 6.2. Государственное регулирование экономики

Являясь одним из четырех основных секторов макроэкономики, государство выполняет очень важную роль – оно является экономическим, политическим и социальным “стержнем” любой страны.

Государственное регулирование экономики (другими словами стабилизационная политика государства) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера для оказания стабилизирующего влияния на национальную экономику, нацеленную на повышение эффективности национального производства и улучшение социальных условий жизни общества.

Отличие между двумя понятиями заключается в том, что стабилизационная политика применяется в целях стабилизации экономики в периоды серьезных нарушений ее нормального функционирования (высокой инфляции, спада производства, чрезмерного роста безработицы и т. п.).

Исторический опыт показал, что сами по себе рыночные силы не в состоянии обеспечить не только полную, но и частичную стабилизацию и решение этой задачи требует государственного вмешательства. Тем более данная политика должна применяться в странах, осуществляющих постсоциалистическую трансформацию, где еще не действуют многие экономические инструменты, используемые в условиях развитой рыночной экономики.

Необходимость государственного регулирования обусловлена тем, что без участия данного сектора национальное хозяйство не смогло бы решить комплексные проблемы рыночно-хозяйственного механизма страны, выражающиеся в:

- интернационализации и интеграции производства в международном масштабе;

- развитии НТП, требующего больших инвестиционных затрат;

- неспособности частного сектора экономики решать социальные и экологические проблемы;

- неспособности рынка производить общественные товары и услуги.

Основными субъектами государственного регулирования выступают:

1. Носители экономико-хозяйственных интересов – социальные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Другими словами этими носителями выступают представители домашних хозяйств и сектора бизнеса.

2. Выразители экономико-хозяйственных интересов – объединения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации, к примеру: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, представителей торговли, студентов.

3. Исполнителиэкономико-хозяйственных интересов – исполнитель-ные органы хозяйственных интересов (руководство компании, института), организованные по подчиненности и включающие органы государственной власти и центральный банк страны.

Объектами государственного регулирования выступают различные сферы деятельности экономических агентов, а также ситуации, условия и явления социально-экономической жизни страны, где возникают проблемы, требующие разрешения со стороны государства.

Основными видами объектов государственного регулирования являются: экономический цикл, занятость, накопление капитала, цены и денежное обращение, платежный баланс страны, национальная и международная конкурентная среда, внешнеэкономические связи, экологическая обстановка и многие другие понятия, характеризующие взаимоотношения или их последствия между экономическими субъектами страны.

Все объекты государственного регулирования можно разделить на следующие уровни, представленные на рис. 6.4:

Рис. 6.4. Уровни государственного регулирования экономики