Функция потребления
Тема 3.2. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия
Кейнсианская модель равновесия на товарном рынке носит название модели «доходы-расходы» или кейнсианского креста. Данная модель используется для анализа влияния конъюнктуры рынка на потоки доходов и расходов, протекающих в государстве. В частности она показывает, какое влияние на совокупный доход может оказывать изменение каждой из составляющих совокупных расходов (C, I , G или Xn).
Как уже отмечалось ранее, для того, чтобы модель работала, необходимо вводить в нее некоторые допущения – те или иные условия, при которых начинают проявляться функциональные зависимости. Основными допущениями данной модели являются:
- совокупный спрос определяет совокупное предложение;
- производственные мощности являются заданной величиной;
- производство является эластичным, т.е. фирмы при данном уровне цен всегда готовы предложить столько благ, сколько их запрашивает общество;
- уровень цен в стране неизменен;
- доход общества равен располагаемому доходу.
Основными проблемами, на решение которых направлена данная модель, являются определение равновесного уровня дохода и оценка влияния государства на равновесный уровень дохода.
3.2.1. Анализ функций потребления, сбережений, инвестиций и государственных расходов как составных частей совокупного спроса
Прежде чем рассматривать достижение равновесного состояния в модели, рассмотрим подробно основные функции, используемые для кейнсианского анализа, а именно:
ü функцию потребления;
ü функцию сбережений;
ü функцию инвестиций;
ü функцию государственных расходов.
Функция потребления имеет вид:
С = С0 + С(Y),
где С – текущее потребление;
С0 (Са) – автономное потребление – это потребление, которое не зависит от роста дохода. Оно существует даже тогда, когда Y = 0. К примеру, под автономным потреблением понимается прожиточный минимум, необходимый человеку для удовлетворения первичных потребностей в еде и пище;
C(Y) – это та часть потребления, которая, по мнению Кейнса, зависит от текущего дохода.
Таким образом, функция потребления является функцией дохода:
С=f(Y)
Именно с частью функции потребления C(Y) связан психологический закон Кейнса, в соответствии с которым люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход.
Величиной, связывающей текущее потребление и доход, выступает предельная склонность к потреблениюМРС (marginal propensity to consume), которая показывает отношение изменения текущего потребления к изменению дохода. Другими словами данный показатель характеризует реакцию потребителя на изменение дохода.
В литературе МРС часто обозначают как Cy.
Предельная склонность к потреблению Cy показывает, на сколько единиц изменится объем текущего потребления при изменении дохода на единицу.
Отметим, что Cy изменяется в диапазоне: 0 < Cy < 1.
В соответствии с вышесказанным можно записать уточненную формулу функции потребления:
С анализом функции потребления связано еще одно понятие, введенное Кейнсом:
Средняя склонность к потреблениюАРС (average propensity to consume) с ростом дохода уменьшается. Причиной этого является тот факт, что по мере увеличения дохода все меньший его прирост будет расходоваться на потребление.
Средняя склонность к потреблению рассчитывается по формуле: