Метод агрегирования (обобщения)
Макроэкономика, стремясь охватить экономику в целом, изучает агрегированное (т.е. совокупное, обобщенное) экономическое поведение.
Благодаря агрегированию в макроэкономике:
1. Рассматривается относительное небольшое количество показателей: совокупный доход, уровень цен, уровень инфляции, уровень %-ной ставки, норма и т.д. Основным показателем макроэкономики является показатель совокупного дохода.
2. Изучается поведение не отдельных экономических субъектов, а целых секторов: сектора домашнего хозяйства, сектора бизнеса, государства и заграницы.
Сектор домашние хозяйства – объединяет всех хоз. агентов, чья деятельность направлена на удовлетворение личных потребностей. В собственности этого сектора находятся ресурсы производства, за счет продажи которых или сдачи в аренду они получают доход.
Доход распределяется между текущим потреблением и сбережением.
Сектор выполняет функции:
- предложение ресурсов:
- предложение материальных благ;
- организация сбережений.
Сектор бизнес (фирмы)– включает в себя все фирмы, которые функционируют на территории страны. Чтобы существовать, сектор бизнеса должен приобрести ресурсы, создать и продать товары, часть вырученных средств израсходовать на поддержание производства.
Функции:
- предъявление или организация спроса на ресурсы;
- предложение материальных благ;
- организация инвестирования.
Сектор государство представляет собой совокупность государственных институтов власти, направленных на поддержание, нормально функционирование и дальнейшие развитие всех секторов экономки страны.
Функции:
- производство общественных благ;
- закупка материальных благ у частного бизнеса;
- сбор налогов;
- предложение денег.
Сектор заграницаобъединяет всех экономических субъектов, имеющих постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные государственные институты.
Взаимосвязь заграницы с национальной экономии осуществляется через:
- международную торговлю (экспорт, импорт);
- международную миграцию капитала (движение);
- валютно-финансовые отношения.
3. Национальная экономика выступает в виде системы взаимосвязанных между собой четырех видов рынка: рынка товаров и услуг, денег, труда, ценных бумаг.
Рынок товаров и услуг (рынок благ, товарный) – рынок, на котором объектом купли-продажи выступают товары или услуги.
На рынке труда осуществляется купля-продажа услуг труда, лишенного каких-либо индивидуальных профессиональных отличий.
Рынок денег и ценных бумаг (финансовый – объединяет два вида рынков) – рынок, где финансовые институты обеспечивают взаимодействие спроса и предложения денег; при этом на рынке ценных бумаг продается только один вид ценных бумаг – ГКО (государственная краткосрочная облигация). В РФ она представляет собой именную ценную бумагу, периодически эмитируемую Министерством финансов РФ с гарантией погашения в срок Центральным банком.
Погашение ГКО производится перечислением номинальной стоимости ГКО на расчетный счет владельца, а доход образуется как разница между ценой погашения (номиналом) и ценой покупки.