Общие сведения

Подвижным составом автомобильного транспорта называют ав­томобили, автомобильные поезда, прицепы и полуприцепы.

Подвижной состав служит для выполнения транспортных и не­транспортных работ — перевозки грузов, пассажиров и специаль­ного оборудования для производства различных операций.

Подвижной состав автомобильного транспорта очень разно­образен. Классификация подвижного состава по назначению ипроходимости представлена на рис. 1.1.

Подвижной состав общего назначения служит для выполнения различных транспортных перевозок, специализированный — толь­ко определенных транспортных перевозок, а специальный — для производства разнообразных нетранспортных работ.

Пассажирский подвижной состав(рис. 1.2) предназначен для перевозки людей. К нему относятся легковые автомобили и авто­бусы.

Легковые автомобили служат для индивидуальной перевозки пас­сажиров (от 2 до 8 чел.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              ] ,
    1  
        —1 По назначению         По проходимости
  Общего назначения   Специализированны]   Специальный   Обычной проходимости
          —т^    
  Грузовой     Пассажирский   - Прицепной   Повышенной проходимости
Автомобили   Легковые автомобили   Прицепы    
      ^   Высокой проходимости
^- Автопоезда ^ Автобусы   Полуприцепы
                         

 


© Вахламов В. К., 2004
18ВК 5-7695-1593-7 в Издательский центр «Академия», 2004


Рис. 1.1. Классификация типов подвижного состава автомобильного транспорта по назначению и проходимости



Рис. 1.2. Пассажирский подвижной состав: а — легковой автомобиль; б — автобус

Легковые автомобили общего назначения имеют закрытые и от­крытые кузова. Специализированные легковые автомобили пред­назначены для перевозки пассажиров определенных категорий. К специализированным относятся автомобили «скорой помощи», такси и др.

Специальные легковые автомобили служат для выполнения не­транспортных работ. Они выпускаются на базе шасси легковых автомобилей и оборудуются специальными устройствами, аппа­ратурой и т. п. К специальным относятся лабораторные, исследо­вательские, милицейские автомобили и др.

Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров. Автобу­сами общего назначения являются городские, пригородные и меж­дугородные автобусы. К специализированным относятся санитар­ные, туристические и школьные автобусы.

Автобусы имеют кузова вагонного и капотного типов и обычно выполняются на базе агрегатов грузовых автомобилей. Широкое распространение получили микроавтобусы, которые выпускают­ся на базе легковых автомобилей.

Специальные автобусы выполняются на базе шасси автобусов общего назначения, могут иметь специальные кузова и оборуду­ются специальными устройствами, приборами, аппаратурой и др. К этим автобусам относятся подвижные станции, кинолаборато­рии, автобусы санитарно-ветеринарной службы и др.


Грузовой подвижной составслужит для перевозки грузов раз­личных видов. К нему относятся грузовые автомобили, автомоби­ли-тягачи, автопоезда, прицепы и полуприцепы.

Грузовые автомобили (рис. 1.3) могут быть общего назначения, специализированными и специальными.

Грузовые автомобили общего назначения предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких (без тары). Они имеют грузовые кузова в виде бортовых платформ.

Специализированные грузовые автомобили служат для пере­возки грузов только определенных видов. Они имеют приспособ­ленные для таких перевозок кузова и оборудуются специальны­ми устройствами и приспособлениями для погрузки и разгрузки. К специализированным относятся автомобили-самосвалы, -цис­терны, -фургоны, -рефрижераторы, -самопогрузчики.

Специальные грузовые автомобили предназначены для выпол­нения разнообразных нетранспортных работ и операций. Они обо­рудованы специальными приспособлениями, механизмами, уст­ройствами, изготавливаются на базе шасси грузовых автомобилей имогут иметь специальные кузова. К специальным грузовым ав­томобилям относятся автомобили-мастерские, -краны, -вышки, -компрессоры, -бетономешалки, а также автомобили коммуналь­ных служб (мусороуборочные, снегоуборочные, поливочные и др.) и пожарные автомобили.

Автопоезда позволяют увеличить производительность подвиж­ного состава и снизить себестоимость перевозок. Так, в одинако­вых условиях эксплуатации себестоимость перевозок автопоездом на 25... 30 % ниже, а производительность в среднем в 1,5 раза выше, чем у одиночного автомобиля.


 




Рис. 1.4. Автомобильные поезда: а — прицепной; 6 — седельный; в — роспуск

Автопоезда состоят из автомобилей-тягачей, прицепов и полу­прицепов. Автопоезда разделяются на прицепные, седельные и

роспуски.

Прицепной автопоезд (рис. 1.4, а) состоит из грузового авто­мобиля и одного или нескольких прицепов. Седельный автопоезд (рис. 1.4, 6) состоит из седельного автомобиля-тягача и полупри­цепа, передняя часть которого закреплена на тягаче.


Автопоезда-роспуски (рис. 1.4, в) состоят из грузового автомо­биля и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для крепления длинномерных грузов (леса, труб, сор­тового металла и др.).

Прицепной подвижной состав(рис. 1.5) включает в себя прице­пы и полуприцепы, которые, как и автомобили, могут быть об­щего назначения, специализированными и специальными. Кроме того, прицепы могут быть легковыми и грузовыми.

Различие между грузовыми прицепами и полуприцепами со­стоит в том, что прицепы соединяются с автомобилем-тягачом тягово-сцепным устройством типа крюк-петля или шкворень-пет­ля, а полуприцепы — опорным седельно-сцепным устройством.

Конструкции прицепов и полуприцепов очень разнообразны. Они могут быть одноосными, двухосными и многоосными в за­висимости от того, для перевозки каких грузов предназначены. Кроме того, прицепы и полуприцепы также могут быть как с ак­тивным приводом, так и без него. При активном приводе прице­пы и полуприцепы имеют ведущие колеса, к которым подводятся мощность и момент от двигателя автомобиля-тягача, а без актив­ного привода — не имеют ведущих колес.

Проходимость подвижного состава(способность двигаться по плохим дорогам и вне дорог) различна в зависимости от его типа и назначения.


Рис. 1.5. Прицепной состав: а — грузовой прицеп; б — легковой прицеп; в — полуприцеп


В основу подразделения подвижного состава по проходимости положена колесная формула, выражающая цифровым индексом общее число колес автомобиля и число ведущих колес.


Автомобили ограниченной проходимости (рис. 1.6, а) пред­назначены для движения по дорогам с твердым покрытием и су­хим грунтовым дорогам. Эти автомобили имеют два моста, один из которых является ведущим (передний или задний). Колесная формула автомобилей ограниченной проходимости обозначается индексом 4x2, где первая цифра (4) означает общее число ко­лес, а вторая цифра (2) показывает число ведущих колес. Если ведущие колеса автомобиля двухскатные (сдвоенные), то колес­ная формула обозначается также индексом 4x2.

Автомобили повышенной проходимости (рис. 1.6, б, в) пред­назначены главным образом для сельской местности. Их можно эксплуатировать как на грунтовых дорогах, так и на дорогах с твердым покрытием. Эти автомобили способны двигаться вне до­рог и преодолевать заболоченные, глинистые и заснеженные уча­стки, а также водные преграды и крутые подъемы. Автомобили повышенной проходимости имеют несколько ведущих мостов. Их колесные формулы — 4x4, если у автомобиля два моста и оба ведущие, и 6x4, когда автомобиль имеет три моста, из которых средний и задний являются ведущими.

Автомобили высокой проходимости (рис. 1.6, г) способны пре­одолевать рвы, ямы и другие подобные препятствия. У этих авто­мобилей все мосты (три и более) — ведущие. Колесная формула автомобилей высокой проходимости — 6х6и8х8.

1.2. Маркировка и техническая характеристика

Все автомобили в зависимости от типа и назначения разделя­ются на классы, в соответствии с которыми они маркируются.

Каждая модель автомобиля имеет свое обозначение в зависи­мости от того, является она базовой или модификацией. Базовой называется основная модель автомобиля, на основе которой вы­пускаются ее модификации.

Базовой модели автомобиля присваивается четырехзначный цифровой индекс, в котором первые две цифры означают класс, а две последующие цифры — модель автомобиля. При этом перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-из­готовителя.

Модификацией называется модель автомобиля, отличающаяся от базовой некоторыми показателями (конструктивными и экс­плуатационными), удовлетворяющими определенным требованиям и условиям эксплуатации. Например, модификации могут отли­чаться от базовой модели применяемым двигателем, кузовом, отделкой салона и др.

Модификации имеют пятизначный цифровой индекс, в кото­ром пятая цифра означает номер модификации базовой модели.


Легковые автомобилиразделены на пять классов в зависимости от рабочего объема цилиндров (литража) двигателя:

Класс Литраж, л Индекс

Особо малый....................... до 1,2 11

Малый............................. свыше 1,2...1,8 21

Средний........................... свыше 1,8...3,0 31

Большой............................. свыше 3,5 41

Высший....................... не регламентируется 41

Маркировка легковых автомобилей производится следующим образом. Например, ВАЗ-2105 и ВАЗ-21053 означают: ВАЗ — Волж­ский автомобильный завод, цифры 21 — легковой автомобиль малого класса, цифры 05 — модель пятая (базовая), цифра 3 —

третья модификация.

Автобусыразделены также на пять классов в зависимости от их

длины:

Класс Длина, м Индекс

Особо малый............................... до 5,0 22

Малый......................................... 6,0...7,5 32

Средний....................................... 8,0...9,5 42

Большой..................................... 10,5...12,0 52

Особо большой (сочлененный) свыше 16,5 62

Автобусы обозначаются следующим образом. Например, ЛиАЗ-5256 означает: Ликинский автобусный завод, автобус большого класса, пятьдесят шестая базовая модель.

Грузовые автомобилиразделены на семь классов в зависимости от их полной массы: первый класс (до 1,2 т), второй (свыше 1,2 до 2 т), третий (свыше 2 до 8 т), четвертый (свыше 8 до 14 т), пятый (свыше 14 до 20 т), шестой (свыше 20 до 40 т) и седьмой

(свыше 40 т).

У грузовых автомобилей первая цифра индекса означает класс автомобиля в зависимости от полной массы, вторая цифра ин­декса показывает тип грузового автомобиля (3 — бортовой, 4 — тягач, 5 — самосвал, 6 — цистерна, 7 — фургон, 9 — специаль­ный), третья и четвертая цифры — номер модели автомобиля, а пятая цифра — номер модификации.

Например, ЗИЛ-4331 означает: Автомобильный завод им. Ли­хачева, грузовой автомобиль массой 8... 14 т, бортовой, тридцать

первая модель.

Прицепы и полуприцепымаркируются четырехзначным цифро­вым индексом, перед которым ставится буквенное обозначение завода-изготовителя. При этом для различных моделей прицепов (полуприцепов) даются следующие две первые цифры индекса из четырех: легковые — 81 (91), грузовые бортовые — 83 (93), само-


свальные — 85 (95), цистерны — 86 (96), фургоны — 87 (97) и специальные — 89 (99).

Две вторые цифры индекса из четырех для прицепов и полу­прицепов присваиваются в зависимости от их полной массы, в соответствии с которой прицепы и полуприцепы разделены на пять групп:

Группа Полная масса, т Индекс

Первая................................ до 4,0 1...24

Вторая.......................... свыше 4... 10 25...49

Третья.......................... свыше 10... 16 50...69

Четвертая..................... свыше 16...24 70...84

Пятая............................. свыше 24 85...99

Маркируют прицепы и полуприцепы следующим образом. На­пример, прицеп-тяжеловоз ЧМЗАП-8390 означает: Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов, прицеп гру­зовой, полной массой свыше 24 т.

Техническая характеристикаподвижного состава является его визитной карточкой. В ней первыми указаны параметры, описы­вающие автомобиль в целом, а затем — двигатель, трансмиссию, подвеску, тормозные механизмы, шины и кузов.

В технической характеристике указываются класс автомобиля, число мест (включая водителя), колесная формула, собственная и полная массы, габаритные размеры (длина, ширина, высота), база автомобиля, колея передних и задних колес, наименьший дорожный просвет, наименьший радиус поворота, максимальная скорость автомобиля, время разгона автомобиля с места, тормоз­ной путь, контрольный расход топлива, тип двигателя, его рабо­чий объем, максимальная (номинальная) мощность, максималь­ный крутящий момент, передаточные числа коробки передач, раз­даточной коробки и главной передачи, тип передней и задней подвесок, тип передних и задних тормозных механизмов, тип кузова.

1.3. Безопасность подвижного состава

Подвижной состав должен иметь высокую конструктивную безопасность — активную, пассивную и экологическую.

Активная безопасность— свойство автомобилей предотвращать дорожно-транспортные происшествия.

Активную безопасность автомобиля обеспечивают его высокие тягово-скоростные и тормозные свойства, хорошие устойчивость и управляемость, высокая плавность хода, хорошие обзорность и комфортабельность, резко снижающие утомляемость водителя и создающие условия длительной безаварийной работы.


Пассивная безопасность(внутренняя и наружная) — свойство автомобилей уменьшать тяжесть последствий дорожно-транспорт­ных происшествий. Пассивную безопасность автомобилей обеспе­чивают высокая прочность пассажирского салона, практически исключающая его деформации при авариях, ремни безопасно­сти, быстронадувные подушки безопасности, травмобезопасное рулевое управление, подголовники, безопасные стекла, безопас­ное внутреннее оборудование кузова, уменьшающее травмирова­ние водителя и пассажиров, безопасная внешняя форма кузова, уменьшающая травмирование пешеходов.

Экологическая безопасность— свойство автомобилей уменьшать вред, наносимый в процессе эксплуатации пассажирам, водителю

и окружающей среде.

Экологическая безопасность автомобиля обеспечивается кон­струкцией отдельных механизмов, систем и элементов, снижаю­щих создаваемый автомобилями шум и уменьшающих токсичность отработавших газов.

1.4. Общее устройство автомобиля

Автомобилем называется колесное наземное безрельсовое транс­портное средство, оборудованное двигателем, обеспечивающим

его движение.

Автомобиль представляет собой сложную машину, состоящую из деталей, узлов, механизмов, агрегатов и систем.

Деталь — изделие, изготовленное из однородного материала (по наименованию и марке) без применения сборочных опера­ций. Деталь, с которой начинается сборка узла, механизма или агрегата, называется базовой.

Узел — ряд деталей, соединенных между собой с помощью резьбовых, заклепочных, сварных и других соединений.

Механизм — подвижно связанные между собой детали или узлы, преобразующие движение и скорость.

Агрегат — несколько механизмов, соединенных в одно целое.

Система — совокупность взаимодействующих механизмов, при­боров и других устройств, выполняющих при работе определен­ные функции.

Все механизмы, агрегаты и системы образуют три основные части, из которых состоит автомобиль: двигатель, кузов и шасси

(рис. 1.7,1.8).

Двигательявляется источником механической энергии, необ­ходимой для движения автомобиля.

Кузовпредназначен для размещения водителя, пассажиров, багажа и защиты их от внешних воздействий (ветер, дождь, грязь и др.).


Рис. 1.7. Грузовой автомобиль (основные части): а — двигатель; 6 — кузов; в ~ шасси

Шассипредставляет собой совокупность механизмов, агрега­тов и систем, обеспечивающих движение и управление автомоби­лем.

В шасси входят трансмиссия, несущая система, передняя и зад­няя подвески, колеса, мосты, рулевое управление и тормозные системы.

Трансмиссия при движении автомобиля передает мощность и крутящий момент от двигателя к ведущим колесам.

У автомобиля с задними ведущими колесами трансмиссия со­стоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи, глав­ной передачи, дифференциала и полуосей. Главная передача, диф­ференциал и полуоси устанавливаются в балке ведущего моста. У автомобиля с передними ведущими колесами карданная пере-


Рис. 1.8. Легковой автомобиль: 1 — двигатель; 2 — рулевое управление; 3 — кузов; 4, 9 — задняя и передняя подвески; 5 ~ ведущий мост; 6 — карданная передача; 7 — коробка передач; 8 —

сцепление

дача в трансмиссии между коробкой передач и главной передачей отсутствует. У автомобиля со всеми ведущими колесами в транс­миссию дополнительно входят раздаточная коробка, соединен­ная карданными передачами с ведущими мостами.

Несущая система предназначена для установки и крепления всех частей, систем и механизмов автомобиля.

У грузовых автомобилей, автобусов, выполненных на базе шасси грузовых автомобилей, легковых автомобилей большого и высше­го классов, а также у ряда легковых автомобилей повышенной проходимости несущей системой является рама, и такие автомо­били называются рамными.

Легковые автомобили особо малого, малого и среднего клас­сов, а также автобусы рамы не имеют. Функции несущей системы у этих автомобилей выполняет кузов, который называется несу­щим. Сами же автомобили называются безрамными.

Подвеска обеспечивает упругую связь колес с несущей систе­мой и плавность хода автомобиля при движений, т.е. защиту во­дителя, пассажиров и грузов от воздействия неровностей дороги в виде толчков и ударов, воспринимаемых колесами.

Большинство легковых автомобилей имеют переднюю незави­симую подвеску колес и заднюю зависимую. У грузовых автомо­билей и автобусов передняя и задняя подвески колес зависимые. Колеса связывают автомобиль с дорогой, обеспечивают его дви­жение и поворот.


.Колеса называются ведущими, если к ним от двигателя подво­дятся мощность и крутящий момент. Управляемыми называются колеса, обеспечивающие поворот автомобиля. К этим колесам мощность и крутящий момент не подводятся. Колеса называются комбинированными, когда они являются ведущими и управляе­мыми одновременно. У большинства автомобилей ведущие колеса задние, а управляемые — передние.

Мосты поддерживают несущую систему автомобиля.

На автомобилях применяются ведущие, управляемые и ком­бинированные мосты, на которых установлены соответственно ведущие, управляемые и комбинированные колеса. Ведущими у автомобилей являются задние мосты, а управляемыми и комби­нированными — передние.

Рулевое управление обеспечивает изменение направления дви­жения и поворот автомобиля.

На автомобилях применяются рулевые управления без усили­телей и с усилителями: гидравлическими и, реже, пневматичес­кими. Усилители рулевого управления облегчают работу водителя и повышают безопасность движения, обеспечивая движение ав­томобиля с наименьшей вероятностью дорожно-транспортных про­исшествий и аварий.

На автомобилях рулевое управление может быть левым или пра­вым в зависимости от принятого в той или иной стране направле­ния движения транспорта. При этом расположение рулевого коле­са, установленного с левой или с правой стороны в кузове или кабине автомобиля, обеспечивает лучшую видимость при разъез­де с транспортом, движущимся навстречу, что также повышает безопасность движения.

Тормозные системы уменьшают скорость движения автомоби­ля, останавливают и удерживают его на месте, обеспечивая без­опасность при движении и на остановках.

Автомобили оборудуются несколькими тормозными система­ми, совокупность которых называется тормозным управлением автомобиля.

Рабочая тормозная система используется для служебного и экс­тренного (аварийного) торможения, действует на все колеса ав­томобиля и приводится в действие от тормозной педали ногой водителя.

Стояночная тормозная система удерживает на месте непо­движный автомобиль, действует только на задние колеса или на вал трансмиссии и приводится в действие от рычага рукой води­теля.

Запасная тормозная система (резервная) останавливает авто­мобиль при выходе из строя рабочей тормозной системы. При от­сутствии на автомобиле отдельной запасной тормозной системы ее функции может выполнять исправная часть рабочей тормозной


 




системы (первичный или вторичный контур) или стояночная тор­мозная система.

Вспомогательная тормозная система (тормоз-замедлитель) дей­ствует на вал трансмиссии и выполняется независимой от других

тормозных систем.

Рабочей, стояночной и запасной тормозными системами обо­рудуются все автомобили, а вспомогательной — только грузовые автомобили большой грузоподъемности полной массой более 12 т и автобусы полной массой более 5 т.

Прицепы, работающие в составе автопоездов, оборудуются прицепной тормозной системой, снижающей скорость движения, останавливающей и удерживающей их на месте, а также автома­тически останавливающей прицепы при их отрыве от автомоби­ля-тягача.

Контрольные вопросы

1. Каково назначение подвижного состава?

2. Что представляет собой подвижной состав общего назначения, спе­циализированный и специальный?

3. Каковы основные части автопоездов?

 

4. Перечислите типы подвижного состава по проходимости и их ха­рактеристики.

5. По каким параметрам и на какие классы подразделяются легковые,

грузовые автомобили и автобусы?

6. Какой безопасностью должен обладать подвижной состав?

7. Назовите основные части автомобиля^