Этапы функции контроля

Виды контроля

Контроль можно классифицировать по следующим признакам.

· по стадии производственного процесса различают: входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, транспортирования и хранения;

· в зависимости от субъекта контроля выделяют самоконтроль; контроль, выполняемый менеджером, контрольным мастером, отделом технического контроля (ОТК); инспекционный контроль; государственный; международный контроль;

· по степени охвата объекта контролем: сплошной и выборочный контроль;

· по режиму контроля: усиленный контроль и нормальный контроль;

· по степени механизации: ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический контроль;

· по способу получения и обработки информации: регистрационный, статистический, расчетно-аналитический;

· по периодичности выполнения контрольных операций: непрерывный и периодический;

· по времени контроля: предварительный, текущий, заключительный контроль.

В процедуре контроля выделяют следующие этапы: выработка стандартов; сопоставление с ними реальных результатов; принятие необходимых корректирующих действий.

Первый этап.Стандарты – это конкретные цели, степень достижения которых поддается измерению. Стандарты должны иметь временные рамки, в которых должна быть выполнена работа, и конкретный критерий, по которому оценивается работа. Например, в качестве стандарта можно использовать цель: получить прибыль 1 млн руб. за 2006 г. В данном случае временной период составляет 1 год, а критерием является 1 млн руб. Установление стандартов позволяет сопоставить реально сделанную работу с запланированной.

Второй этаппроцесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе необходимо предпринять следующие действия:

· определить масштаб допустимых отклонений;

· измерить результаты;

· оценить полученную информацию о достигнутых результатах;

· сравнить результаты работы с установленными стандартами.

На третьемэтапе менеджер определяет, какие действия следует предпринимать; такими действиями могут быть:

· невмешательство в работу;

· устранение отклонений;

· изменение стандартов.

Невмешательство в работу.Если фактические результаты совпадают с установленными стандартами или имеющиеся отклонения невелики (не превышают масштаб допустимых отклонений), то лучше ничего не предпринимать.

Устранение отклонений. Вслучае обнаружения значительных отклонений от стандартов (превышающих масштаб допустимых отклонений) следует установить причины отклонений и добиться возвращения к правильным действиям. Это происходит через изменение некоторых внутренних переменных. Например, причиной низкой производительности труда может быть отсутствие заинтересованности работников в конечных результатах, в этом случае необходимо изменить систему оплаты труда и другие переменные, оказывающие влияние на мотивацию.

Изменение стандартов.Стандарты могут оказаться нереальными. Бывает так, что в процессе реализации плана становится ясно, что планы составлены слишком оптимистично, и требования стандартов выполнить практически невозможно. Это сводит на нет мотивацию. В таких случаях стандарты пересматриваются в сторону понижения.

Бывают ситуации, когда в процессе контроля выявляется необходимость пересмотра стандартов в сторону повышения. Это нередко случается в успешно работающих организациях.