Функции исторического познания

История – это наука, изучающая прошлое человеческого общества в его значимых конкретных проявлениях и с его закономерностями.

Предмет исторической науки и её место в системе гуманитарного знания

Введение в дисциплину

Изучение социально-гуманитарных дисциплин важно для общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история.

Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических источниках.

История – наука комплексная и складывается из ряда самостоятельных отраслей исторического знания: истории политической, экономической, социальной, военной, религии и пр. К специальным историческим наукам относятся также этнография и археология. Существуют и вспомогательные исторические дисциплины, например, хронология, изучающая системы отсчёта времени, палеография, изучающая рукописные памятники и старинное письмо, дипломатика – исторические акты, нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, геральдика – гербы, стран городов, отдельных семей, сфрагистика – печати, топонимика – происхождение географических названий, краеведение – историю местности, региона, края и т.д. К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относят источниковедение, исследующее исторические источники, и историографию, задача которой – описание и анализ взглядов, идей, концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

История не только одна из двух тысяч существующих современных наук, но и одна из древнейших. История тесно связана с другими науками, в частности, с социологией, психологией, лингвистикой, юридическими науками, экономикой, математикой, математической статистикой и др.

 

История выполняет несколько социально значимых функций. Первая – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в изучении исторического пути стран и народов, в отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Вторая функция – практически-политическая. История как наука помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать ошибочных решений.

Одна из главных функций – функциясоциальной памяти. История есть память человечества, без знания прошлого оно не способно к самопознанию и нормальной деятельности.

История обладает огромной воспитательной силой. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует важные гражданские качества – патриотизм и интернационализм. История показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества, позволяет оценить моральные и нравственные качества человечества в развитии, понять такие категории, как честь, долг, любовь, видеть пороки общества и отдельных людей, их влияние на человеческие судьбы.