Взаимодействие анализаторов на примере опыта Аристотеля

ТЕМА 4: Анализаторы. Восприятие

Теоретический минимум

Познавательный процесс начинается с таких психических явлений как ощущение и восприятие, которые невозможны без работы анализаторов. Ощущение – психический процесс, отражающий отдельные свойства предмета или явления. Восприятие – это отражение предмета в целом.

К особенностям восприятия человека относится (иллюстрации смотри в приложении):

а) апперцепция – зависимость от прошлого опыта, запаса знаний, профессионального опыта и общей направленности личности;

б) избирательность - зависимость от направленности или опыта личности, эмоционального состояния, доминирующей мотивации.

в) константность – относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия;

г) предметность, осмысленность и целостность. Это значит, что восприятие не сводится только к чувственной основе (ощущениям). Человек воспринимает предметы, которые имеют определенное значение. Рассматривая отдельные элементы (обрезки прямых линий, точки, определенные совокупности штрихов), мы склонны видеть какую-то фигуру: квадрат, треугольник, силуэт и т.д.

Анализаторы, в общем, правильно отражают окружающий мир, но они, как и другие органы, лишь относительно приспособлены к выполнению своих функций, и в некоторых случаях работают с изъяном. Поэтому наше восприятие бывает точным и иллюзорным (ошибочным). Иллюзия восприятия – это искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.

Однако иллюзии являются исключением, а не правилом. Если бы органы чувств давали неверное представление о действительности, живые организмы были бы уничтожены естественным отбором. Отличать кажущееся восприятие от действительного нам помогает практический опыт, в основе которого лежит согласованная деятельность разных анализаторных систем, т.е. анализаторы проверяют друг друга на практике.

Высший анализ информации в коре больших полушарий происходит с использованием сенсорных притоков от разных рецепторных систем (взаимодействие анализаторов) и выходит за рамки чисто сенсорных процессов. В идентификации предметов и явлений участвуют не только сенсорные, но и ассоциативные зоны коры.

Лабораторная работа №7

Взаимодействие анализаторов на примере опыта Аристотеля

Цель: убедиться в том, что восприятие осуществляется с помощью комплекса анализаторов.

Оборудование: горошина или бусинка (кончик носа).

Ход работы:

1. Проведите опыт Аристотеля, который состоит в следующем. Если зажать горошину между указательным и средним пальцами, то сознанием воспринимается только один предмет, если же перекрестить пальцы так, чтобы шарик очутился между медиальной (внутренней) поверхностью указательного и латеральной (обращенной к безымянному пальцу) поверхностью среднего пальца, то появится ощущение двух предметов. Это явление связано с тем, что обращенные друг к другу поверхности пальцев могут обычно раздражаться только одним предметом, что и привело к образованию соответствующей временной условнорефлекторной связи. При раздражении же одним предметом двух поверхностей пальцев, обычно не обращенных друг другу, проявляется безусловный рефлекс с каждой поверхности и возникает ощущение двух предметов. Опыт легче получается с закрытыми глазами.

2. Какие физиологические объяснения опыта Аристотеля могли бы предложить Вы? Запишите их.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему опыт легче получается с закрытыми глазами?_________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________