Притча о цветке
Пример 7
Еще один вариант использования компьютерных технологий – это работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ.
Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед жизненной силой тех, кто породил ее».
Но никто не услышал этого, а по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку.
За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы. (О.М. Безымянская, С.А Лукьянов.)
Вопросы к тексту (в виде компьютерного теста):
1. Какова основная мысль текста?
А) Человек должен уметь восхищаться необыкновенной красотой окружающего мира;
Б) Люди невнимательны и не замечают вокруг себя красоты;
В) Нужно уметь замечать того, кто сделал добро другому;
Г) Человек должен быть благодарным за доставленное счастье.
2. Каковы тип и стиль речи текста?
А) Художественный, описание;
Б) Публицистический, рассуждение;
В) Публицистический, повествование с элементами рассуждения;
Г) Художественный, повествование.
3. Что собой представляет последнее предложение текста?
А) Тезис;
Б) Вывод;
В) Мораль.
4. В каком предложении заключена основная мысль текста?
А) Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного;
Б) Преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее;
В) За именем великим нужно уметь разглядеть тех, без которых не было бы ни имени, ни славы.
5. Какие средства выразительности использованы в тексте?
А) Эпитеты и гиперболы;
Б) Метафоры и эпитеты;
В) Эпитеты, олицетворение, перифраза;
Г) Инверсия, эпитеты.
Мы рассмотрели несколько вариантов применения компьютерного обучения на уроке русского языка. Конечно, диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае мы можем сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какая из самых существенных черт любой технологии является признаком компьютерных технологий?
2. На какие три большие группы делятся компьютерные программы, применяемые в современном обучении?
3. На каком этапе урока русского языка можно использовать компьютерные программы?
4. Приведите примеры известных вам компьютерных обучающих программ.
5. На каком этапе урока с компьютерной поддержкой возможна такая работа:
1) Самостоятельно изучите первую часть опорного конспекта;
2) Нажмите на клавишу «пробел» и прочтите задание:
Пользуясь опорным конспектом, укажи в данных предложениях причастия и те слова, которые к ним относятся. |
3) Опять нажмите на клавишу «пробел» [Слева на экране появляется первая часть опорного конспекта без примеров, а справа предложения].
а) Он видит между деревьями большую площадку, среди которой устроены качели и гимнастика и где возвышается высокий, выкрашенный зеленой краской столб для гигантских шагов. (Н.Г. Гарин-Михайловский)
б) Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, пересеченная цепью холмов. (А.П. Чехов)
в) Ударил мороз в 30, 35 и 40 градусов. Потом на одной из станций мы уже видели замерзшую в термометре ртуть. (В.Г. Короленко)
г) Хорошо было видно, как затуманилось оставшееся позади родное село… (В.А. Солоухин)
д) Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем величии. (Б.Н. Полевой)
е) Решительно ничего не осталось в моей памяти от выписанного отцом детского журнала «Малютка», наполненного слащавыми картинками и стишками, рассчитанными на городских маменькиных сынков… (И.С. Соколов-Микитов)
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вопросы истории, теории и практики образовательного процесса: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 2. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004. 178 с.
2. Инновационные процессы в образовании: Сборник научных статей. М.: Высшая школа, 2001. 282 с.
3. Ларина И.Б. Опорный конспект в компьютерных программах по теме «Наречие как часть речи».//Русский язык в школе, 2001, № 5. С. 17–21.
4. Пазина Е.А. Изучение темы «Союз» в 7-м классе с компьютерной поддержкой.//Русский язык в школе, 2003, № 4. С. 24–32.
5. Ширинкина М.А. Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении русскому языку: метод. Пособие. Пермь: Пермский государственный университет, 2007. 116 с.