Воздушный транспорт

Внутренний водный (речной) транспорт

 

Россия обладает большой и разветвленной сетью речных путей и озер. Речной транспорт России практически превращается в специфический вид технологического транспорта, т.к. > 70% перевозимых им грузов - минеральные строительные материалы.

Преобладающую часть грузовых перевозок выполняют пароходства 3-х воднотранспортных бассейнов: Волжско-Камского, Западно-Сибирского и Северо-Западного.

1) Волжско-Камский бассейн, обслуживающий экономически наиболее развитые и плотно заселенные районы европейской части России обеспечивает > 1/2 грузооборота всего речного транспорта. Подавляющая часть перевозок данного бассейна осуществляется по Волге, Каме и каналу им. Москвы. Крупные порты: 3 Московских (Южный, Северный и Западный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский.

2) Западно-Сибирский (2 место) бассейн включает Обь с притоками. Крупные порты: Новосибирск, Омск, Тюмень, Тобольск, Сургут, Лабытнанги.

3) Третьим по важности является воднотранспортный бассейн европейского Севера. Главная магистраль - Северная Двина с притоками Сухоной и Вычегдой. Ведущий порт - Архангельск.

Важное значение для снабжения Якутска и промышленных очагов Якутии играют Лена и расположенный на ее пересечении с БАМом порт Осетрово.

Стержнем воднотранспортной системы России является Единая глубоководная система европейской части России общей протяженностью 6,3 тыс. км. В нее входят глубоководные участки Волги (от Твери до Астрахани), Камы (от Соликамска до устья), Москвы - реки, Дона и межбассейновые глубоководные соединения (каналы) - Московско-Волжское, Волго-Балтийское, Беломорско-Балтийское, Волго-Донское.

Составляя лишь 6% от общей протяженности внутренних водных путей, данная система выполняет свыше 2/3 всей перевозочной работы речного транспорта страны. На водных путях Единой глубоководной системы обеспечиваются гарантированные глубины до 4-4,5 м.

Протяженность эксплуатационных внутренних водных путей в России в последние десятилетия и в настоящее время составляет 94 тыс. км. Снижается также доля речного транспорта в грузообороте, т.к. он не выдерживает конкуренции с другими видами магистрального транспорта, прежде всего ж/д, сфера применения которого в сравнении с речным транспортом практически идентична.

 

 

География воздушных перевозок пассажиров определяется: а) характером заселения и освоения отдельных частей страны; б) территориальной организацией систем городского расселения; в) размещением крупных курортных зон; г) масштабами и направлениями международных поездок. Наиболее массовые и устойчивые пассажиропотоки сконцентрированы на авиалиниях от Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному, Центрально-азиатскому и Западному. Особую роль играет воздушный транспорт для слабо освоенных районов Сибири и Дальнего Востока, где он вместе с сезонным речным транспортом часто является единственным средством сообщения.

Крупнейшим авиатранспортным узлом России и СНГ является Москва (Шереметьево 1 и 2, Домодедово, Внуково и Быково) (» 30% отправлений пассажиров воздушным транспортом России). Крупным (более 500 тыс. отправлений в год) авиатранспортными узлами являются Санкт-Петербург (Пулково), Уфа, Самара, Екатеринбург (Кольцово), Минеральные Воды, Сочи - в европейской части; Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск - Западной Сибири; Красноярск, Иркутск - Восточная Сибирь; Хабаровск, Владивосток - Дальний Восток.

Основу парка гражданской авиации страны составляют самолеты Ил-62, Ту-154, Ту-134, Як-40, которые в настоящее время устарели морально и физически (26 % воздушных судов находятся в эксплуатации от 15 до 30 лет). Поэтому остро стоит вопрос технического перевооружения воздушного транспорта и перехода на новые типы самолетов (Ил-96-300, Ту-204, Ил-114, Ан-70), имеющие лучшие летные и эксплуатационные характеристики.

Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш (за счет большой скорости самолетов и спрямления трассы полета) по сравнению с другими видами транспорта на средних и дальних расстояниях. На расстояниях свыше 1000 км в пассажирских перевозках преобладает воздушный транспорт. Велика роль данного вида транспорта в перевозках срочных грузов (среднее расстояние перевозки 1 т груза » 3278 км, 2-е место после морского транспорта (4439 км)), что выше железнодорожного в 3 раза (ж/д 1062 км). Воздушный транспорт используется также в строительстве (мостов, ЛЭП), в геологоразведках и т.д.