Виды внимания.
1.В зависимостиот активности личности выделяют: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное (послепроизвольное) внимание.
Непроизвольное (непреднамеренное) внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли. Непроизвольное внимание вызывается внешними причинами - теми или другими особенностями действующих на человека в данный момент объектов.
Особенности, благодаря которым внешние предметы могут привлекать наше внимание, следующие.
Интенсивность раздражителя. Более сильный, чем другой, одновременно с ним действующий на организм, объект (более сильный звук, более яркий свет, более резкий запах и т. д.) скорее привлечет к себе внимание.
Новизна, необычность объектов. Иногда даже и не выделяющиеся своей интенсивностью объекты привлекают к себе внимание, если только они для нас новы; например, некоторые изменения в привычной обстановке, появление нового лица в аудитории или компании и т. д.
Резкая смена, а также динамичность объектов, часто наблюдающиеся при сложных и длящихся долгое время действиях, например при наблюдении за спортивным состязанием, восприятии кинокартины и т. д.
Непреднамеренное внимание характеризуется следующими основными особенностями:
• При непреднамеренном внимании человек предварительно не готовится к данному восприятию или действию.
• Непреднамеренное внимание наступает внезапно, немедленно вслед за воздействием раздражения и в своей интенсивности обусловливается особенностями вызвавших его раздражении.
• Непреднамеренное внимание скоропреходяще: оно длится, пока действуют соответствующие раздражители, и, если не принять необходимых мер к его закреплению в форме преднамеренного,— прекращается.
Произвольное (преднамеренное) внимание активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями. Раздражителем в этой ситуации является мысль или приказ, произносимый про себя и вызывающий соответствующее возбуждение в коре головного мозга. Произвольное внимание зависит от состояния нервной системы (снижается при расстроенном, чрезмерно возбужденном состоянии) и определяется мотивационными факторами: силой потребности, отношением к объекту познания и установкой (неосознаваемой готовностью воспринимать предметы и явления действительности определенным образом). Этот вид внимания необходим для усвоения навыков, от него зависит работоспособность.
Исходя из этого произвольное внимание отличают следующие характеристики:
• Целенаправленность. Произвольное внимание определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности. При преднамеренном внимании не всякие объекты привлекают внимание, а только те, которые стоят в связи с задачей, выполняемой человеком в данный момент; из многих объектов он выбирает те, которые нужны в данном виде деятельности.
• Организованность. При произвольном внимании человек заранее готовится быть внимательным к какому-либо предмету, сознательно направляет свое внимание на этот предмет, проявляет умение организовать необходимые для данной деятельности психические процессы.
• Повышенная устойчивость. Преднамеренное внимание позволяет организовать работу на более или менее долгое время, оно связано с планированием этой работы.
Эти особенности произвольного внимания делают его важным фактором успешности той или иной деятельности.
Итак, произвольное внимание требует значительных энергозатрат, а поэтому при узкой направленности на один, особенно малосодержательный, объект быстрее утомляет человека, чем внимание непроизвольное. Без произвольного внимания человек не может действовать планомерно и достигать целей, которые он намечает. Без него не обходится даже хобби, потому что и в последнем можно также найти неинтересные моменты.
Характеристикапостпроизвольного внимания содержится уже в самом его названии: оно наступает после произвольного, но качественно от него отличается. Когда при решении задачи появляются первые позитивные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности. Ее выполнение уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется. Этот вид внимания имеет большое значение в учебной и трудовой деятельности.
Послепроизвольное внимание носит целенаправленный характер, но не требует специальных волевых усилий. Оно обладает устойчивостью произвольного и энергетической экономностью непроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание - это то непроизвольное внимание, которое «рождается» из ранее организованного произвольного внимания. Так, иногда бывает трудно сосредоточить внимание при чтении книги, статьи, но вот ее содержание захватило, увлекло читателя, и он не заметил, как произвольное внимание перешло в Послепроизвольное. Это самый продуктивный вид внимания, с которым связывается и наиболее эффективная интеллектуальная и физическая деятельность. Если у человека возникло Послепроизвольное внимание, ему трудно переключиться на другой объект.
2. По характеру направленности выделяют внешненаправленное и внутреннее внимание.
Внешненаправленное (перцептивное) внимание направлено на окружающие объекты и явления, авнутреннее - на собственные мысли и переживания.
3. По происхождению выделяют природное и социально обусловленное внимание.
Природное внимание - это врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни субъекта (прижизненно) в результате обучения и воспитания. Оно связано с избирательным и сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения.
4. По механизму регуляции выделяют непосредственное и опосредованное внимание.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов.
5. По своей направленности на объект различают следующие формы внимания:
• сенсорное (направлено на восприятие);
• интеллектуальное (направлено на мышление, работу памяти);
• моторное (направлено на движение).
6. По динамике интенсивности различают статическое и динамическое внимание.
Статическим называется такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протяжении всего времени ее выполнения. Такое внимание не требует особого «разгона», постепенного накапливания; оно с самого начала работы отличается максимальной степенью интенсивности. Отличающийся статическим вниманием ученик, как только начался урок, сразу включается в учебную работу и сохраняет более или менее на одном уровне эту интенсивность внимания на все время работы.
Динамическое внимание отличается противоположными качествами; в начале работы оно неинтенсивно; человеку требуется известное усилие для того, чтобы заставить себя быть внимательным к данному виду действий; он медленно втягивается в работу; первые минуты проходят у него в постоянных отвлечениях, и лишь постепенно и с трудом он сосредоточивается на работе.
Для динамического внимания характерно также затрудненное переключение с одного вида работы на другой.
Динамическое внимание обычно связано с неумением планировать работу и правильно распределять свои силы: человек не видит отдаленных перспектив своей работы, не представляет себе достаточно ясно тех операций, их объема и последовательности, которые он должен совершить, не умеет правильно распределять свои усилия.
Как уже отмечалось, причины снижения различных показателей внимания могут быть следующие:
• слабый тип нервной системы и связанная с ним повышенная утомляемость (присущи людям с меланхолическим темпераментом);
• истощение в результате систематических физических и интеллектуальных перегрузок или систематического недосыпания;
• различные заболевания;
• астенические состояния;
• конфликтные ситуации;
• неупорядоченный режим дня;
• отвлекающие (шумовые) раздражители при выполнении работы;
• отсутствие доброжелательного отношения членов семьи друг к другу;
• пристрастие к алкогольным напиткам и др. Нарушение внимания наблюдается также при органических поражениях головного мозга, прежде всего его лобных долей.