Наступление весны

II. Преобразуйте данные предложения в сложные предложения другого типа. Сопоставьте их и установите, в каком содержательно-логическом соответствии находятся виды бессоюзного предложения с видами сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.

II. Расставьте знаки препинания. Распределите предложения по группам в соответствии с поставленными знаками препинания между частями сложного бессоюзного предложения.

I. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

III. Получившиеся предложения переделайте в сложноподчиненные или сложносочиненные. Подчеркните союзные средства.

В

Ленька был маленький хрупкий в лохмотьях он к_зался к_рявым сучком отломле(н,нн)ым от деда старого и(с,сс)охшего дерева пр_несе(н,нн)ого и выброше(н,нн)ого сюда на песок волнами реки.

(М.Горький)

Какие способы расстановки знаков препинания можно предложить для данного предложения?

1. Поглядел в зеркало поза действительно указывала на простоту и достоинство (Н.Тэффи)

2. Надо работать хорошо остальное наладится. (В.Конецкий)

3. Картошка жарилась на сковородке от нее шел острый вкусный запах. (К.Паустовский)

4. Он вяло протащил по палубе занемевшие ноги поднялся на мостик и прислушался глухие удары учащались. (К.Паустовский)

5. Предметы теряли свою форму все сливалось сначала в серую потом в темную массу. (И.Гончаров)

6. Хвалы приманчивы как и не пожелать! (И.Крылов)

7. На столе горела лампа окна были открыты желтый язык огня вздрагивал вытягиваясь и опускаясь. (М.Горький)

С

I. Составьте по два примера бессоюзных сложных предложений так, чтобы в них выражались значения:

– перечисления;

– распространительно-присоединительное;

– сопоставления;

– условия;

– причины и следствия;

– пояснения;

– изъяснительно-объектное.

Мы рассмотрели один из подходов к обучению учащихся на уроках русского языка в рамках технологии дифференцированного обучения, когда предлагается делить содержание обучения русскому языку по трем уровням сложности: А, В и С, где уровень А может обеспечивать обучение в общеобразовательных классах и в классах естественно-научного, математического, технического и других профилей. Уровень сложности В рекомендован учащимся, ориентированным на профильное гуманитарное образование. А уровень С рассматривается как уровень углубленного изучения материала.

Но существуют и другие подходы к реализации модели дифференцированного обучения русскому языку, когда класс предлагается делить на три группы по другим основаниям: ученики с высокими, средними, низкими учебными способностями.

Критериями деления учащихся на группы будут:

• объем имеющихся знаний;

• культура умственного труда;

• уровень познавательной активности;

• способность к абстрактному мышлению;

• умение анализировать и обобщать;

• утомляемость от интеллектуальной деятельности;

• уровень самостоятельности;

• уровень работоспособности (желание и умение учиться).

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например:

1) составление текстов диктантов;

2) составление карточек-заданий по изучаемому материалу;

3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке;

4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр);

5) работа с дополнительной литературой;

6) проверка индивидуальных заданий, выполненных учениками, которые имеют более низкий уровень подготовки;

7) выполнение обязанностей консультанта по групповой работе;

8) работа «учителем» (проведение фрагмента урока).

Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые ученики выполняют задания по карточкам.

Образец карточки-задания:

Зима к_нчает( ? )ся, начинает( ? )ся весна. День становит( ? )ся светлее, воздух теплее. Дневн_ со_н-це руш_т снежн_ крепости.

Зима (не) (з,с)дает( ? )ся без боя. Ночью моро(з,с) заковывает землю. Утром вверху бл_с-тит солнце а на бел_ земле по_вляю( ? )ся син_ тени от д_ревьев. У д_мов шумят в_робьи и под крыш_й соб_раю( ? )ся голуби.

Зв_нят в лесу синицы громко барабан_т дятлы. Зимн_ гости ул_тают на север а с юга уже л_тят грачи жаворонки.

Купаю( ? )ся воробьи отмывают зимн_ грязь. Р_стет весенний шум.

А теперь рассмотрим пример одного из уроков, построенных по системе дифференцированного обучения.