Стадии морального развития по Л. Колбергу

Стадии когнитивного развития по Ж.Пиаже

Стадия Возраст Характерное поведение
Сенсомоторная От рождения до 1,5-2 лет Младенцы познают мир только посредством различных действий: рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.
Дооперациональная От 2 до 7 лет Маленькие дети формируют понятия и пользуются такими символами, как язык для сообщения их окружающим. Эти понятия ограничены их личным (эгоцентрическим), непосредственным опытом. На дооперациональной стадии дети имеют очень ограниченные, иногда «магические» представления о причинах и следствиях и испытывают существенные трудности при классифицировании объектов или событий
Конкретных операций От 7 до 11-12 лет Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам и оперировать математическими понятиями (при условии применения этих операций к конкретным объектам или событиям). На стадии конкретных операций дети достигают понимания сохранения
Формальных операций С 12 лет и позже Подростки способны провести анализ решения логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания: они могут систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, а также рассуждать по аналогии и метафорически

 

Основной единицей исследования для Ж. Пиаже является схема, то есть, гибкая структура, которая в процессе роста ребенка может изменяться как количественно, так и качественно. Первоначально схемы имеют сенсомоторный характер, но позднее становятся когнитивными.

Ж. Пиаже считал, что интеллект является конкретным примером биологической адаптации. Он постулировал, что все люди обладают двумя функциональными инвариантами - организацией и адаптацией. Адаптация заключает в себе два взаимно дополняющих друг друга процесса: ассимиляцию, посредством которой индивид включает информацию в уже существующие структуры, и аккомодацию, посредством которой существующие структуры изменяются, чтобы отвечать требованиям изменяющейся внешней среды. Когнитивное развитие - это последовательное продвижение через четыре качественно различные стадии: сенсомоторную, дооперациональную, конкретных операции и формальных операций.

В качестве критерия деления развития на этапыЛ. Колберг берет три вида ориентации, образующих иерархию (табл. 28):

ориентация на авторитеты,

• ориентация на обычаи,

• ориентация на принципы.

Таблица 28

1 уровень Доморальный (доконвенциальный) 1 стадия Гетерономная мораль
2 стадия Индивидуализм и инструментальный обмен
2 уровень Конформная конвенцчальная мораль (конвенциальный) 3 стадия Конформность в межличностных отношениях
4 стадия Сознание и социальная система
3 уровень Автономных моральных принципов (постконвенциальный) 5 стадия Социальный договор и индивидуальные права
6 стадия Универсальные этические принципы

 

Последовательный переход от стадии к стадии базируется на двух процессах: нарушении когнитивного равновесия и принятии роли. Развитие моральных суждений является результатом конфронтации каждого уровня с более высоким, что ведет к конфликтам, нарушению равновесия и напряжению, заставляющим человека выйти из противоречивой ситуации и перейти на более высокую ступень в установлении равновесия. Второй процесс состоит в способности встать на позицию другого человека, что особенно важно при переходе со второй на третью стадию.

Дoкoнвeнциальный уровень (4-10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей в расчет не принимается. На первой стадии суждение выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок. На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь.

Конвенциальный уровень (10-13 лет). Человек, находящийся на этом уровне нравственного развития, придерживается условной роли, ориентируясь при этом на принципы других. На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет. На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами.

Постконвенциональный уровень (с 13 лет). Истинная нравственность, по Л. Колбергу, достигается только на этом уровне развития. Именно на этом уровне человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности. На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека. На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью - независимо от его законности или мнения других людей.

2.Феноменологическая теория личности К. Р. Роджерса (1902-1987)

Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что:

• поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности.

• люди способны определять свою судьбу, они ответственны за то, что они собой представляют.

• люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. Люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости.

Основные теоретические посылки теории К. Р. Роджерса:

Самоактуализация. Идея о том, что человек обладает собственной, идущей изнутри активностью, стремлением к росту, прогрессу - краеугольный камень концепции К. Р. Роджерса.

«Я-концепция» - определяет в подходе К. Р. Роджерса представление человека о самом себе.

•Неконгруэнтность (неаутентичность). Актуальный жизненный опыт человека может противоречить сложившейся Я-концепции и тогда возникает, по К. Р. Роджерсу, неконгруэнтность (неаутентичность) - несоответствие, противоречие - между представлением о себе и актуальной ситуацией.

Принятие. К. Р. Роджерс убежден, что тенденция к личностному росту, здоровью и самоактуализации усиливается благодаря принятию самого себя «таким, каков ты есть».

Базовые тенденции личности:

• индивид обладает врожденной тенденцией к актуализации (основное стремление живого организма - сохранить и усилить себя);

• в соответствии со стремлением к актуализации поведение индивида представляет собой целенаправленную попытку удовлетворить потребность в актуализации в рамках той реальности, которую он переживает;

• индивид участвует в процессе оценивания своего опыта или поведения в соответствии с тенденцией к актуализации («А каков Я?»);

• опыт, способствующий усложнению и сохранению организма, субъективно оценивается положительно, а воспринимаемый как препятствие такому сохранению - оценивается как отрицательный;

• поведение индивида характеризуется приближением к положительно оцениваемым опытным данным и избеганием данных, получивших отрицательную оценку.

Опытные данные оцениваются не только через непосредственную самооценку, но и через оценку других людей и часто бывают искаженными, что может приводить к развитию невротической личности.

Основные принципы гуманистической феноменологической психологии:

1. Человек всегда обладает свободой и необходимой независимостью.

2. Важным источником информации является субъективный психический опыт человека, доступный ему через осознание «здесь и теперь».

3. Человеческая природа никогда не может быть определена полностью. Она всегда стремится к беспрерывному развитию, к реализации возможностей человека.

4. Человек един и целостен.

5. Сознание человека не может быть сведено к его основным потребностям или защитам. Этические принципы:

в жизни человек несет ответственность за свои поступки;

• идеальные отношения между людьми основаны на взаимном признании, что каждый человек творец своей жизни. Каждый признает и ценит внутренний мир другого и себя;

• каждый человек живет в настоящем моменте «здесь и теперь» и именно он существенен для бытия.

Исходя из своей концепции, автор выявил критерии полноценно (полностью) функционирующих людей (у которых функционирует механизм самоактулизационной функции). «Хорошая жизнь» (хороший Я-опыт) - это нефиксированное состояние бытия, «это не добродетель, не счастье, не удовлетворение и не состояние, в котором человек чувствует себя адаптированным, совершенным и актуализированным, это не уменьшение напряжения илитомеостаз. Это не конечный пункт, это направление, в котором человек движется, следуя своей инстинктивной природе» (К. Р. Роджерс, 1997).

Характеристики полноценно функционирующих люден:

1) Открытость к переживанию - способность слушать себя, воспринимать свои висцеральные, сенсорные, эмоциональные, когнитивные, ментальные переживания в себе, при этом не испытывая угрозы и не стараясь подавить их. Это способность действовать или не действовать в соответствии с ними. Причем все переживания точно символизируются в сознании без искажений и отрицания.

2) Экзистенциальный образ жизни это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент своего существования, когда каждое переживание переживается как свежее и уникальное. То, как ведет себя человек, проистекает из данного момента независимо от прежних переживаний. «Я» человека проистекает из переживания его актуального опыта, а не переживаний, преобразовывающихся, чтобы соответствовать какой-либо заранее заданной жесткой Я-структуре. Это непосредственное, спонтанное поведение.

3) Организмическое доверие. В поведении человек доверяет себе, т. е. его поведение основано на принципе: «Я поступаю правильно», он опирается на свои ощущения, а не на социальные нормы, заложенные какой-то группой, или институтом, или суждениями других людей.

4) Эмпирическая, свобода. Человек может жить свободно, так, как хочет. Это чувство личной власти, способность сделать выбор, руководить собой, жить без запретов и ограничений.

5) Креативность - это творческий образ жизни. Человек способен творчески гибко приспосабливаться к жизни, обществу и культуре и в то же время удовлетворять свои самые глубокие потребности. Это не конформизм. Человек является членом общества и его продуктом, но не его пленником.