Структура сознания по В. П. Зинченко

Структура сознания по А. Н. Леонтьеву

Структура сознания по Л. С. Выготскому

1 слой - сознание для бытия 2 слой - сознание для сознания
Бытийный Рефлексивный

 

А. И. Леонтьев, продолжая линию исследования сознания, намеченную Л. С. Выготским, поставил вопрос о том, из чего образуется сознание, как оно возникает, каковы его источники. Он выделял в сознании три образующих: чувственную ткань образа, значение и личностный смысл (табл. 8).

Таблица 8

Чувственная ткань образа
Значение
Личностный смысл

Предложенная структура сознания была дополнена и развита В. П. Зинченко. В сознании, помимо чувственной ткани, значения и смысла, автором выделялась биодинамическая ткань движения и действия. В новой схеме значение и смысл образуют рефлексивный или рефлексивно-созерцательный слой сознания. Бытийный или бытийно-деятельностный слой сознания составляет чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и действия. В итоге получается двухуровневая структура сознания и четыре единицы его анализа (т.9.)

 

Таблица 9

Бытийно-деятельностный слой Рефлексивно-созерцательный слой
Биодинамическая ткань действия Чувственная ткань образа Значение Смысл
       

 

В. П. Зинченко (1991) указывает, что следует воздержаться от характеристики бытийного и рефлексивного уровней сознания в терминах «высший - низший», «главный - подчиненный». Каждый из уровней выполняет свои функции и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой. Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи. В рефлексивном слое, в значениях и смыслах присутствуют элементы бытийного слоя. Смысл - это всегда смысл чего-то: образа, действия, жизни. Из них он извлекается или в них вкладывается. Выраженное словом значение содержит в себе как образ, так и действие. В свою очередь, бытийный слой сознания несет на себе следи развитой рефлексии, содержит ее истоки и начала.

Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств. Л. С. Выготский много внимания уделял анализу отношения человека с самим собой Обычно самосознанием он называл определенный этап в развитии сознания человека, отделяя при этом самосознание как сторону. аспект сознания. Оно понималось им как более высокий психический синтез, проявляющийся в образовании новых связей между различными функциями - третичных высших функций. Новизна их обусловлена тем, что в основе лежит рефлексия, отражение собственных процессов в сознании (В. В. Столин, 1983)

Специальное внимание в психологии уделялось исследователями структуре самосознания. Анализ современных взглядов исследователей не позволяет определить единую точку зрения на структуру самосознания. Одни исследователи в качестве структурных компонентов рассматривают три составляющие: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения (И. И. Чеснокова, 1974, 1977), другие - четыре сознание своей тождественности, сознание собственного «Я», осознание своих психологических свойств и определение системы социально-нравственных самооценок (В.С.Мерлин, 1970), а третьи - шесть: самочувствие. самопознание, самооценка, самокритичность, самоконтроль и саморегуляция (И. С. Кон, 1978, 1986). Обычно же выделяют два основных компонента самосознания: знание себя и отношение к себе в их единстве.

Самосознание характеризуется продуктом - представлением о себе. Близко, по смысловому значению понятия самосознания, стоит понятие Я-концепции.

Я-концепция - динамическая система представлений человека о самом себе, включающая:

а) осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств;

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Соотношение Я-концепции и самосознания точно не определено. Существует тенденция рассмотрения Я-концепции как результата, итогового продукта самосознания.

Я-концепция - совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на себя и свои возможности в будущем.

 

Современные исследования Я-концепции

 

Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда выделяют в ней три структурных элемента:

• когнитивный - «образ Я»;

• эмоционально-ценностный, аффективный;

• поведенческий.

Понятие Я-концепции родилось в 1950-е годы в русле гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К.Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого «Я» и его личностного самоопределения в микросоциуме. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и понимание идентичности (Э. Эриксон). Однако первые разработки в области Я-концепции принадлежат У. Джемсу (1991), разделившему глобальное личностное «Я» (Self) на взаимодействующее Я-сознающее (I) и Я-как объект (Me).

Я-концепция - целостное образование, имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты, отличается сложным уровневым строением, по-разному понимаемое различными авторами (табл. 10).

В современной психологии личности можно выделить четыре основных подхода к теоретическим моделям Я-концепций:

номотетический (A. Ross; M. Parker; L. M. Scares & A. J. Soares) - Я-концепция рассматривается как одномерный конструкт, описательные характеристики которого в различных сочетаниях используются для объяснения поведения;

иерархический (Р. Берне; А. В. Захарова; И. И. Чеснокова; R. J. Shavelson: R. Bolus) - различные грани Я-концепции выстраиваются следующим образом: в основании находятся частные Я-концепции, вершиной является общая Я-концепция. Общая Я-концепция наиболее стабильна;

таксономический (В. A. Bracken; К. К. Howell) - Я-концепция выстроена как серия нескольких высокоспецифических факторов, причем грани Я-концепции относительно независимы друг от друга, хотя существует и некий основной фактор;

компенсирующий или уравнивающий (L. M. Soares & A. J. Soares) - поддерживается предположение о существовании общего фактора Я-концепции. Более низкий статус одной грани может быть компенсирован более высоким статусом другой (например, отсутствие восприятия успеха в одной области связано с восприятием успеха в другой).

Отечественные и зарубежные авторы едины во мнении, что развитие Я-концепции характеризуется двумя чертами:

• возрастающей концентрацией на внутреннем мире, отражающей растущую способность и интерес к рефлексии личных чувств и мыслей,

• дифференциацией граней я-концепции в процессе развития. Таким образом, развитие я-концепции идет в направлении от физического и конкретного к психологическому и абстрактному, от ситуационных объяснений поведения к стабильным личностным диспозициям.

• Я-концепты, т.е. представление человека о собственных физических, социальных и психологических характеристиках (У. Джеймс относит эти представления к «Me»);

• персональную идентичность, т. е. представления о личностных изменениях, отличиях от других людей, о тех характеристиках, которые позволяют личности действовать независимо. В основе развития персональной идентичности лежит развитие ясных, реалистичных и интегративных представлений о себе, которые должны сложится к концу подросткового возраста.

В подростковом возрасте формируется Я-концепция - система внутренне согласованных представлении о себе, образов «Я», включающая три составляющие:

• когнитивную - образ «Я», или знания о себе;

• аффективную, связанную с отношением к себе и отдельным своим качествам ~ самооценку (совокупность частных самооценок определяется как принятие себя);

• поведенческие реакции, вызванные образом «Я» и самоотношением. С. Хартер (S. Harter, 1990) описала следующие изменения в когнитивном компоненте Я-концепции, происходящие в конце подросткового возраста:

Состоявшаяся личность:

• несет в себе постоянство установок на ценностные ориентации, органически сочетающие не только «независимость», но и понимание необходимости зависимости;

• является носителем идеологии, долга, самостоятельности, свободы и социальной активности.

Психоаналитические концепции личности

Классический психоанализ 3. Фрейда (1856-1939)

Согласно модели личностной организации в психической жизни можно выделить три уровня: сознание; предсознательное; бессознательное. 3. Фрейд рассматривал их в единстве. Он уподобил психику айсбергу, где малая часть, выступающая над поверхностью воды, представляет область сознательного, в то время как гораздо большая масса под водной поверхностью представляет область бессознательного. В этом обширном пространстве бессознательного можно обнаружить влечения, страсти, подавленные мысли и чувства - гигантскую преисподнюю незримых жизненных сил, осуществляющих императивный контроль над сознательными мыслями и поступками индивида.

В начале 20-х годов 3. Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: Ид, Эго, Супер-эго. Данное трехчастное деление личности известно как «структурная модель психической жизни».

Ид есть изначальная система личности: это матрица, в которой впоследствии дифференцируются Эго и Супер-зго. Ид включает все психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Ид - резервуар психической энергии и обеспечивает энергию для двух других систем. Ид тесно связано с телесными процессами, откуда черпает свою энергию. 3. Фрейд назвал Ид «истинной психической реальностью», поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности.

Когда энергия нарастает, Ид не может этого выдерживать, что переживается как дискомфортное состояние напряжения. Следовательно, когда уровень напряжения организма повышается, Ид действует в соответствии с принципом редукции напряжения, названным принципом удовольствия.

Для того чтобы выполнить свою задачу - избежать боли, получить удовольствие, - Ид располагает двумя процессами. Это рефлекторное действие (врожденные автоматические реакции типа чихания и мигания, снимающие относительно простые формы возбуждения) и первичный процесс(высвобождение энергии через создание образа объекта, выполняющего роль галюцинаторного переживания, в котором желаемый объект представлен как образ памяти, называемый исполнением желания).

Поскольку сам по себе первичный процесс не способен снять напряжение (голодный не может съесть образ еды), развивается новый, вторичный психический процесс, и с его появлением начинает оформляться вторая система личности - Эго. Вторичный процесс - это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса Эго формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке, чтобы выяснить, срабатывает ли он. Это называется проверка реальностью. Эго называют исполнительным органом личности, т. к. оно открывает двери действию, отбирает из среды то, чему действие должно соответствовать, и решает, какие инстинкты и каким образом должны быть удовлетворены.

Однако следует иметь в виду, что Эго - это организованная часть Ид -появляется для того, чтобы следовать целям Ид и не фрустрировать их, и вся его сила черпается из Ид. Эго не обладает существованием, отдельным от Ид, и в абсолютном смысле всегда зависимо от него. Его главная роль - быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды; его высшая цель - поддерживать жизнь организма и увидеть, что вид воспроизводится.

Супер-эго - есть внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Супер-эго - это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия. Его основная задача - оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом. Супер-эго включает две подсистемы: совесть и Эго-идеал. Механизм обоих процессов называется интроекция. Ребенок принимает, или интроецирует, моральные нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, Эго-идеал награждает его, наполняя гордостью. С формированием Супер-эго на место родительского контроля встает самоконтроль.

Супер-эго находится в оппозиции к Ид и к Эго и пытается строить мир по своему образу. Однако Супер-эго подобно Ид в своей иррациональности и подобно Эго в стремлении контролировать инстинкты. В отличие от Эго, Супер-эго не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей: оно их полностью блокирует.

Важно внести ясность относительно сочетания системы структурной модели Ид, Эго, Супер-эго с системой бессознательного (бс), сознательного (с) и предсознательного (пс). Как известно, 3. Фрейд вначале считал, что бессознательным (бс) следует считать только составляющие Ид, то есть, хаотические инстинкты. К бессознательным (бс) относятся заштрихованные в таблице (табл. 11) составляющие всех трех инстанций. Таким образом, и часть Эго, и в еще большей степени часть Супер-эго (иногда полностью) остаются бессознательными.

В этом отношении Эго играет тройственную роль' защищается от инстинктивных притязаний со стороны Ид, противостоит завышенным требованиям со стороны Супер-эго и регулирует отношения с внешним миром

Ид («Оно») полностью неосознаваемое. Эго («Я») и Суперэго («Сверх-Я») действуют на трех уровнях

Инстинкты - конечная причина активности. Следовательно, причина мотивации также лежит в инстинктах.

3. Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти (Эрос и Танатос). Наиболее существенными для развития личности 3 Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо Вторая группа инстинкты смерти (мортидо) - лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках: генетической и психосексуальной. Развитие личности рассматривается 3. Фрейдом через прохождение индивидом психосексуальных стадии