Аналитическая психология

Исходные посылки, хотя они и содержат психоаналитические идеи 3. Фрейда, оказались способными отразить более широкий спектр психической жизни человека. Это выразилось в гипотезах о том, что:

- глубинные причины внутренних конфликтов личности заключены не только в сексуальной сфере (по 3. Фрейду), а в любой другой, где возникают столь сильные потребности, что их реализация оказывается затрудненной в силу ограничений самого различного плана;

- структурная организация психики, ее содержание и динамика гораздо сложнее, чем фрейдовское представление о ней.

Автор подхода К. Юнг имел оригинальные взгляды на:

A) структуру и содержание психики личности;

Б) роль структурных составляющих психики человека;

B) творческое начало в человеке;

Г) содержание и технологию психотерапевтических процедур.

Эти взгляды оказались настолько взаимосвязаны, что позволили говорить о новом подходе в психологии. В этой связи целесообразно рассмотреть их подробнее.

А) Структура и содержание психики личности.

По мнению К. Юнга, психика личности содержит две составляющие (рис. 5.4): сознание и бессознательное. Однако, придавая, как и 3. Фрейд, решающее значение в регуляции поведения бессознательному, К. Юнг выделил в нем наряду с личной формой («ОНО») еще и коллективную («Архетипы»).

 
 

Более глубокие отличия заключены в ролях и взаимодействии составляющих психики.

Б) Роль структурных составляющих психики человека.

Областьсознания в психике человека представлена процессами восприятия, мышления, эмоций, интуиции, волн, влечений и сновидений. Восприятие позволяет человеку лишь почувствовать сам факт наличия мира без его детальной расшифровки. Мышление обеспечивает осознание того, «что есть что» в мире. Эмоция формирует отношение человека к воспринятому и осмысленному миру в терминах (приятно - неприятно, хорошо - плохо, нравится - не нравится п др.). Интуиция дает возможность человеку предчувствовать, предвосхищать события. Воля направляет действия человека, сформированные под воздействием мышления и принятых решений. Влечение представляет собой оппозицию воле, провоцирует неподчинение ранее принятым решениям. Сновидение иллюстрирует сложное взаимодействие сознания и бессознательного. Оно возникает как следствие «не санкционированного» человеком вторжения бессознательных процессов в его сознание. Сон ограничивает сознание, но не вытесняет его полностью. И наоборот, в состоянии сознания (полного бодрствования) бессознательные процессы не прекращаются (об этом свидетельствуют оговорки, ошибочные действия, забывание чего-то и др.). Эта связь сознания с бессознательным проявляется в фактах поиска интеллектуальных решений во время сна, в способности обучения во время сна.

Бессознательное не просто часть общей психики, спрятавшаяся в ее отдаленных, глубинных, недосягаемых уголках и воздействующая на поведение личности по принципу «партизанской» войны. Это ее ведущая (доминирующая) часть по отношению к важнейшим психическим процессам, обусловливающим активность человека. Содержательная емкость бессознательного намного превышает емкость сознания. Дело в том, что сигналы внешнего мира, недоступные сознанию из-за их слабой интенсивности (или по другим причинам), воспринимаются бессознательным. (Есть сведения, что внешний мир «бомбардирует» психику миллиардом бит информации в секунду, но только 16 бит информации в секунду оказываются доступны сознанию.)

В области бессознательного К. Юнг ввел важнейшую характеристику человеческой индивидуальности - комплекс. Комплекс — это неосознаваемое психическое образование, обладающее следующими свойствами:

•неконтролируемость со стороны сознания;

• непредсказуемость появления и исчезновения;

• способность противодействия сознанию.

Комплексы могут проявляться в виде каких-то поведенческих странностей, ощущения болезней психосоматического типа, устойчивой приверженности каким-то идеям и убеждениям и др. Таковы, например, комплекс неполноценности и величия или комплекс угрожаемого авторитета. Зачастую причинами появления комплексов служат продолжительные переживания событий, потрясения, дискомфортные повторяющиеся ситуации. Подобные факторы формируют совокупность мыслей, опасений, чувств, которые «без разрешения сознания» направляют его деятельность.

Бессознательное представлено в психике человека двумя компонентами: личным и коллективным.

Личное (индивидуальное) бессознательное представлено в психике тем, что личность приобретает в ходе индивидуального жизненного опыта. Это - часть его собственной жизни. Здесь «дожидаются своего выхода» в сознание все то, что:

• сформировалось в комплексы (переживания, мысли и др.);

• появилось биологически (врожденные инстинкты);

• забыто из-за редкого употребления;

• не достигло сознания из-за нехватки энергии (слабые сигналы).

Коллективное бессознательное отражает тот опыт человечества, который передается человеку по наследству. Это -«общая» душа всего человечества, сформированная предшествующими поколениями. Содержание коллективного бессознательного составляют формы, выражающие «дух времени», такие, как:

- религиозные учения;

- сказки и сказания;

- мифы;

- суеверия;

- коллективные идеи;

- моральные представления и др.

Структурным элементом коллективного бессознательного являются архетипы. Архетипы - это:

• духовное наследие, передающееся от поколения к поколению точно так же, как наследуются характеристики тела;

• «щупальца» человека, опущенные в психическую жизнь всего мира и нащупывающие там общие житейские закономерности;

• своеобразные поводыри индивидуального сознания, действующие на основе инстинктивных предубеждений («потому, что так должно быть!»);

• своеобразная «скорая помощь» в деле инстинктивной адаптации индивидов к условиям текущейжизни.

Архетипы часто обнаруживают себя в сновидениях (сновидения - «окно в коллективное бессознательное»), психических расстройствах, процессах творчества, в полете фантазии. В коллективном бессознательном имеется множество архетипов. Вот психологическое содержание некоторых из них.

Архетипы «Персона» («маска»), «Тень», «Анима», «Анимус», «Самость». Коль скоро архетипы усваиваются человеком как наследие поколений и ключевые моменты текущей жизни, то они существуют и внутри личности, и вне ее.

Та часть архетипа, которая направлена вовне, образует архетип «Персона» («маска»). Часть архетипа, ориентированная внутрь личности, образует архетип «Тень».

Архетип «Персона» («маска») обеспечивает повседневную совместимость людей. Это как бы имидж (маска) человека, но не сам человек, лицо, которое он показывает окружающим, чтобы произвести впечатление. Этот архетип требует от человека «казаться, но не быть».

Архетип «Тень» отвечает своему названию. Он представляет истинную сторону человека, ту, которая обычно скрывается под маской. «Тень» проявляется в комплексах и различного рода поведенческих странностях.

Архетип женщины «Анима» проявляется у мужчины как образ той женщины, которая представляет его идеал. Архетип мужчины «Анимус» проявляется у женщины как образ мужчины, составляющий ее идеал.

Архетип «Самость» возглавляет иерархию всей совокупности архетипов. Он призван устанавливать гармонию между архетипами, мирить самых непримиримых из них. И в этом смысле совершенство (самореализация) личности достигается при достижении высокого уровня «самости». Этот процесс движения личности к совершенству осуществляется через уравновешивание противодействующих внутриличностных сил и носит название индивидуации.

В) Творческое начало в человеке.

Творческая сущность человека обусловлена составляющими его психики: сознанием и бессознательным. Творческое начало человека заключено в его бессознательном. Действительно, творчество зависит от характера восприятия мира сознанием. В сознании же человека может оказаться ведущей (доминирующей) любая из составляющих. Это, во-первых, определяет характер приема и переработки информации человеком и, во-вторых, служит критерием классификации типов людей. В частности, можно выделить такие типы (по К. Юнгу):

• ощущающий (образы формируются прежде всего на основе текущего восприятия);

• мыслительный (в формировании образов превалируют умственные аналитические процессы;

• эмоциональный (наибольший вклад в формирование образов вносят чувства, эмоции);

• волевой (при формировании образов произвольные процессы преобладают над непроизвольными);

• интуитивный (характерна опора на предчувствия, интуицию).

Творческий процесс просыпается в человеке вместе с активизацией («оживлением») архетипов. Архетипы могут быть столь значимыми и влиятельными в этом процессе, что фактически становятся «авторами» творческого произведения. Отсюда возникают два типа личности: экстравертированный и интровертированный.

Интровертированная личность всегда остается «хозяином» положения, подчиняющим творческий процесс своим намерениям. Экстравертированная личность оказывается «подмятой» объектом своего творческого труда, идет у него на поводу, причем не осознавая этого. Складывается ситуация:

не человек создает идею, а идея его.

Г) Содержание и технология психотерапевтических процедур.

Между коллективным и индивидуальным (личным) бессознательным имеется тесная связь. Коллективное бессознательное - это предпосылка индивидуальной психики. Архетипы, сгруппировавшись в коллективном бессознательном, предопределяют предрасположенность индивида к поведению определенного типа, направляя его сознание в ту или иную сторону.

Корректировать поведение человека можно лишь через изучение и коррекцию его архетипов (особенно архетипов «Персона» и «Тень»), а также «комплексов» личности. Технологическая схема коррекции такова:

• из бессознательного в процессе беседы с пациентом извлекаются его «комплексы» и характеристики архетипов;

• пациенту помогают переосознать и изменить эмоциональный знак комплексов на противоположный;

• изменяется направленность не симптома, а самого аффекта, лежащего в основе корректируемого комплекса.

«Конечная остановка» процедур - в обретении пациентом «самости».

В рамках психокоррекционных процедур должны учитываться:

• закон единства бытия в общей бессознательности;

• каузальный связующий принцип синхронности.

Закон единства бытия в общей бессознательности утверждает, что между людьми возникает взаимное притяжение или отталкивание, когда у них одновременно появляются одни и те же «комплексы». Таково бессознательное единство родителей и детей: архетип «Забота» заставляет родителей с величайшей наивностью вынуждать сына выбирать не столько жену для себя, сколько невестку для родителей.

Каузальный связующий принцип синхронности придает характер осмысленности двум или более как бы случайно совпавшим событиям, но разделенным друг от друга в пространстве и потому явно не воспринимаемым органами чувств. Примеры: ситуация типа «легок на помине», свершившееся предчувствие несчастного случая.

Закон единства и принцип синхронности увязаны К. Юнгом с существованием коллективного бессознательного, с общим космическим информационным полем человечества. В этом он выступал как один из авторов трансперсональной психологии, идеи которой будут рассмотрены далее.