Менеджеры и их роли

По мнению Генри Минцберга руководители играют определенные роли, являющиеся набором определенных правил, соответствующих конкретной должности или организации. Личность может влиять на характер исполнения роли, но не на содержание. 3 категории ролей (взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом):

 

 

Роли, выполняемые менеджером:

Название Содержание (функции) Примеры
Межличностные роли:
1. Главный руководитель. Выполняет обычные обязанности правового или социального характера. Церемонии, собрания и т.п. Символ, лицо организации.
2. Лидер. Отвечает за мотивацию и активацию подчинённых на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор и подготовку работников. Все управленческие действия с участием подчинённых. Фактическая работа по управлению с подчиненными;
3. Связующее звено. Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации. Переписка, участие в семинарах и собраниях, т.е. все элементы общения. Работа с внешними организациями и лицами
Информационные роли:
1. Получатель информации. Собирает текущую информацию специализированного характера о внешней и внутренней среде организации. Обработка почты, работа с контрактами и т.п.
2. Распространитель информации. Передаёт информацию подчинённым фактически или интерпретирует (изменяет), разъясняя политику и основные цели организации. Обработка почты, беседы, обзоры.
3. Источник информации. Передаёт информацию для внешних контактов с целью организации планов политики действий.   Участие в заседаниях, выступлениях, общение через почту.
Роли, связанные с принятием решений:
1. Предприниматель. Определяет направление роста организации (внутри и вне организации); разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию организации; контролирует разработку проектов. Участие в заседаниях по разработке перспективных планов, стратегии.
2. Устраняющие нарушения. Обеспечивают корректировочные действия, когда организация оказывается перед неожиданными нарушениями. Участие в совещаниях по обсуждению стратегических вопросов.
3. Распределитель ресурсов. Отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации. Составление графиков, запросов, программирование работы подчинённых.

Требования к менеджеру:

Специфика профессионализма – это умственный труд аналитического характера, это создание материальных благ через других работников.

Предмет труда – информация;

Средство труда – оргтехника и вычислительная техника;

Результат труда – управляемое решение.

  1. Специальные знания и способности (умение обосновывать и принимать решения в любых ситуациях, включая ситуации неопределённости и критичности).
  2. Информированность (по вопросам развития отросли, предприятия, техники, технологии, конкуренции, спроса и т.п.).
  3. Опыт работы (знакомство с опытом).
  4. Способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия; владение способами “эффективности”.
  5. Умение использовать информацию в современных информационных технологиях (знание ПК).
  6. Способность работать с людьми и управлять ими и самим собой.
  7. Чувство долга и преданность делу; честность и доверие к партнёрам.
  8. Умение чётко выражать свои мысли и убеждать.
  9. Уважительное отношение к людям вне зависимости от их полномочий.
  10. Способность быстро восстанавливать физические и душевные силы и критически оценивать свою деятельность.