Право хозяйственного ведения и право оперативного управленияявляются ограниченными вещными правами и могут принадлежать только юр. лицам.

Правом хоз. ведения на имущество обладают: унитарные предприятия, государственные объединения, иные юридические лица (в случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь).

Данные юрлица не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом они распоряжаются самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством и собственником имущества.

Правом опер. управления на имущество обладают казенное предприятие, учреждение или государственное объединение, а также организационные структуры в виде юридического лица республиканского государственно-общественного объединения (имущество, закрепленное за ними РГО), если иное не предусмотрено уставом РГО.

Пределы прав казенного предприятия и учреждения в отношении имущества, принадлежащего им на праве опер. управления, различны.

Так, казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. В отношении учреждения данное правило распространяется также на имущество, приобретенное за счет выделенных ему средств, если иное не установлено ГК или иными законодательными актами.

Казенное предприятие и учреждение вправе передавать в залог имущество, находящееся в государственной собственности, в порядке, установленном законодательными актами о распоряжении государственным имуществом, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь.

Казенное предприятие самостоятельно реализует товары (работы, услуги), если иное не установлено законодательством. Порядок распределения его доходов определяется собственником его имущества. Учреждения, имеющие в соответствии с учредительными документами право осуществлять приносящую доходы деятельность, самостоятельно распоряжаются полученными от такой деятельности доходами и приобретенным за счет их имуществом.

Собственник имущества, принадлежащего юрлицу на праве опер. управления, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

3. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.

взносы (вклады) (в денежной и неденежной форме) учредителей (участников);

поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), если иное не предусмотрено законодательством или договором об использовании этого имущества;

доходы, полученные от реализации товаров, работ, услуг и иных видов предпринимательской деятельности;

займы (кредиты),

субсидии;

иные источники, не запрещенные законодательством.

4. УСТАВНЫЙ ФОНД КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ИНЫЕ ФОНДЫ И РЕЗЕРВЫ.

Уставный фонд коммерческой организации – определенная сумма вкладов учредителей (участников), необходимая для создания и деятельности данного юридического лица.

Уставный фонд выполняет следующие функции:

начального капитала – суммы, без которой коммерческая деятельность компании невозможна;

позиционирования – по объемам уставного фонда зачастую оценивается успешность компании;

гарантии для кредиторов – гарантирует выполнение требований кредиторов.

Вкладом в уставный фонд коммерческой организации могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие оценку их стоимости (п. 2 ст. 471 ГК).

В уставный фонд коммерческой организации не может быть внесено имущество, если право на отчуждение этого имущества ограничено собственником, законодательством или договором.

Оценка компонентов уставного фонда, как правило, не является обязательной, за исключением оценки неденежного вклада. Но юрлица могутпо своему желанию оценку провести.

Оценка осуществляется в соответствии с Положением об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615 (далее – Положение об оценке).

Оценка может быть внутренней – проводится самостоятельно юридическими лицами на основании собственного решения, и независимой – проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оценочную деятельность, на основании договоров либо постановлений (определений), вынесенных судом, органом уголовного преследования или органом, ведущим административный процесс, с соблюдением требований, определенных Положением об оценке.

Юридическим лицом, осуществляющим оценочную деятельность, признается организация, в штате которой состоит не менее двух оценщиков, для которых данная организация является основным местом работы. Оценщик – аттестованное в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, физическое лицо, проводящее независимую оценку лично как индивидуальный предприниматель либо в качестве работника юридического лица или индивидуального предпринимателя – исполнителя оценки.

Внутренняя оценка объекта оценки проводится на основании данных бухгалтерского учета, информации о стоимости приобретения, строительства объекта оценки или стоимости аналогичных объектов согласно методам оценки, указанным в пункте 3 Положения об оценке. По результатам проведения внутренней оценки составляется акт о внутренней оценке.

По результатам проведения независимой оценки исполнителем оценки составляются заключение и отчет об оценке, которые выдаются заказчику оценки одновременно. Заключение и отчет об оценке составляются в двух экземплярах, один из которых выдается заказчику оценки, второй – хранится у исполнителя оценки. Результат независимой оценки может быть признан недостоверным только судом по иску заказчика оценки, иного заинтересованного в оценке лица либо контролирующих (надзорных) органов по отношению к исполнителю оценки.

Учредители могут по своей инициативе подвергнуть результаты внутренней или независимой оценки экспертизе достоверности. В случае внесения неденежного вклада в уставный фонд юридического лица она является обязательной, за исключением случая проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд коммерческой организации.

Экспертизу достоверности проводит юридическое лицо, имеющее в соответствии с законодательством право на осуществление оценочной деятельности, в штате которого состоит не менее пяти оценщиков, для которых данная организация является основным местом работы, и одобренное решением Экспертно-консультативного совета по оценочной деятельности при Государственном комитете по имуществу, а также Государственный комитет по имуществу, областные и Минский городской территориальные фонды государственного имущества, соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы, государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности»;

По результатам экспертизы составляется заключение.

Размеруставного фонда определяется коммерческой организацией самостоятельно, за исключением ЗАО и ОАО.

Объявленный в уставе (учредительном договоре) уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован:

для коммерческих организаций с иностранными инвестициями в форме ОАО – в полном объеме до государственной регистрации такой организации;

для иных КОИИ – не менее чем на 50 процентов в течение первого года с даты государственной регистрации этой организации за счет внесения в него каждым из учредителей (участников) не менее 50 процентов своей доли и в полном объеме – до истечения двух лет с даты государственной регистрации. Данный срок может быть продлен регистрирующим органом до 6 мес. Порядок формирования уставного фонда КОИИ регулируется статьями 87 – 88 ИК.

для иных ком. организаций – в течение двенадцати месяцев с даты государственной регистрации этой организации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом (учредительным договором).

Коммерческие организации, сформировавшие в течение указанного срока уставный фонд в меньшем размере, чем это предусмотрено в их уставах (учредительных договорах), обязаны уменьшить первоначально объявленный размер уставного фонда до его фактически сформированного размера (для ЗАО и ОАО фактически сформированный размер уставного фонда не может быть ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда).

В случае представления коммерческими организациями в регистрирующий орган документов для осуществления государственной регистрации изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), связанных с увеличением размера уставных фондов коммерческих организаций, уставный фонд указанных организаций должен быть сформирован в размерах, предусмотренных этими изменениями и (или) дополнениями, если иное не установлено законодательными актами.

В случае уменьшения стоимости чистых активов организаций, для которых законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению хозяйственного суда.

Согласно подп. 1.1 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2008 г. № 950 «О некоторых вопросах определения стоимости чистых активов» стоимость чистых активов – разница между стоимостью активов и обязательств.

Активы – имущество, в том числе имущественные права, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, учитываемые организацией в результате хозяйственных операций; обязательства – задолженность организации, которая возникает в результате хозяйственных операций, совершенных до отчетной даты, и погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению капитала (абз. 2, 10 ст. 2 Закона от 18 октября 1994 г. «О бухгалтерском учете и отчетности».

Инструкция о порядке расчета стоимости чистых активов утверждена постановлением Минфина от 11.06.2012 г. № 35.

Помимо уставного фонда, организации могут либо должны формировать иные фонды, резервы, например:

Резервный фонд заработной платы – для обеспечения выплат причитающейся работникам заработной платы, а также предусмотренных законодательством, коллективным и трудовым договорами гарантийных и компенсационных выплат в случае экономической несостоятельности (банкротства) нанимателя, ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального

предпринимателя и в других предусмотренных законодательством случаях (п. 1 Положения о резервном фонде заработной платы, утвержденного постановлением Совмина от 28.04.2000 № 605).

Резерв по сомнительным долгам. Сомнительный долг – это дебиторская задолженность, возникшая в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, которая не погашена в срок, установленный договором или законодательством (если срок не установлен – в течение 12 месяцев с даты возникновения дебиторской задолженности), и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 42 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина от 30.09.2011 г. № 102).