СООТНОШЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО И ИНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь.

Декреты, указы Президента Республики Беларусь.

Кодексы (ХПК, Банковский, КоАП, Уголовный и др.) и иные законы.

Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.

На первое место в регулировании хозяйственных отношений выходит ГК. Он имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. ГК закрепляет принципы хозяйственного права, понятие предпринимательской деятельности, коммерческих организаций, организационно-правовые формы, в которых они могут создаваться, и их правовое положение, способы защиты субъектов хозяйствования и т.д.

Иные законы.

Примеры:

Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства»(направлен на определение правовых и организационных основ поддержки малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития);

Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. «О хозяйственных обществах» направлен на определение правового положения, порядка создания, деятельности, реорганизации, ликвидации хозяйственных обществ, прав и обязанностей их учредителей (участников), компетенции органов хозяйственных обществ, а также на обеспечение защиты прав и интересов учредителей (участников) хозяйственных обществ и самих хозяйственных обществ.

Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, актам Генерального прокурора Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам.

В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Примеры:

Указ През. Респ. Беларусь от 1 сент. 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Директива През. Республики Беларусь от 31 дек. 2010г. № 4
«О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности»;

Декрет През. Респ. Беларусь от 6 авг. 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь – нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

Примеры:

пост. Совета Министров Респ. Беларусь, 6 авг. 2009 г., № 1039
«О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь
«О товарных биржах»;

пост. Совета Министров Респ. Беларусь, 13 февр. 2003 г., № 173
«Об утверждении основных условий выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь».

5. Постановления республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Примеры:

пост. Министерства предпринимательства и инвестиций Респ. Беларусь, 28 апр. 2000 г. № 9 «Об утверждении Инструкции по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах»;

пост. Правл. Нац. банка Респ. Беларусь, 7 дек. 2012 г., № 640
«Об утверждении Инструкции о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности»;

6. Акты Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь) и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.

Примеры:

Постановление Пленума Высш. Хоз. Суда Респ. Беларусь от 28 окт. 2005 г. № 26 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительность сделок»;

Пост. Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь от 28 июня 2001 г.,
№ 6 «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности».

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона об НПА нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

Порядок заключения, вступления в силу, регистрации, хранения, исполнения, приостановления действия и прекращения международных договоров Республики Беларусь установлен в Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. «О международных договорах Республики Беларусь».

Примеры:

Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках Единого экономического пространства от 9 дек. 2010 г.;

Конвенция о защите прав инвестора от 28 марта 1997 г.

От гражданскогозаконодательства хозяйственное законодательство отличается тем, что гражданское законодательство регулирует гражданский оборот (совокупность сделок по удовлетворению персональных потребностей), а хозяйственное законодательство – хозяйственный оборот (совокупность всех актов деятельности в процессе производства, распределения, обмена, в которой взаимодействуют субъекты хозяйствования).

От трудового законодательства хозяйственное законодательство отличается тем, что воздействует не на отношения отдельных лиц, нанявшихся на работу и подчиняющихся в силу этого правилам внутреннего трудового распорядка, установленному режиму работы и другим отношениям найма, а на предпринимательские отношения организаций и их подразделений как хозяйственных образований.

От финансового законодательства хозяйственное законодательство отличается тем, что финансовое законодательство регулирует финансы бюджета, а хозяйственное – источники доходов субъектов хозяйствования и их использования в хозяйственном обороте.