Хозяйственное законодательство состоит из следующих нормативных правовых актов.

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.

В соответствии с абз. 5 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее – Закон об НПА) законодательство – система нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения.

Согласно абз. 13 ст. 1 Закона об НПА нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Таким образом, хозяйственное законодательство – система нормативных правовых актов, регулирующих хозяйственные отношения.

Виды нормативных правовых актов определены ст. 2 Закона о НПА:

1. Конституция Республики Беларусь;

2. Решение референдума;

3. Программный закон;

4. Кодекс Республики Беларусь;

5. Закон Республики Беларусь;

6. Декрет Президента Республики Беларусь;

7. Указ Президента Республики Беларусь;

8. Директива Президента Республики Беларусь;

9. Постановления палат Парламента;

10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь;

11. Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь;

12. Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь);

13. Регламент;

14. Инструкция;

15. Правила;

16. Устав (положение);

17. Приказ республиканского органа государственного управления;

18. Решения органов местного управления и самоуправления.

Распоряжения Президента Республики Беларусь не являются НПА, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь.

Правовые акты, перечисленные в п. 2, 7 – 12, 17 и 18 могут иметь ненормативный характер.

1. Конституция– Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета, указа или иного нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция Республики Беларусь. Основополагающей для регулирования хозяйственных отношений является статья 13Конституции,устанавливающая, в частности, чтогосударство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.