ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.
Хозяйственное право как наука представляет собой деятельность, направленную на выработку системы обобщенных научно-обоснованных знаний об истории становления и развития, закономерностях, тенденциях правового регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь и за рубежом, и рекомендаций по его совершенствованию, а также по совершенствованию правоприменительной практики.
Система хозяйственного права как науки обусловлена системой складывающихся общественных отношений в сфере экономики и максимально к ним приближена.
Наука хозяйственного права состоит из общей и особенной части. В общей рассматриваются вопросы, имеющие основополагающее значение для хозяйственного права в целом (понятие хозяйственного права, предпринимательской деятельности, вопросы ее правового регулирования, субъекты предпринимательской деятельности (общие положения) и др.). В особенной части рассматриваются правовое положение отдельных субъектов предпринимательской деятельности (банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, бирж), отдельные виды хозяйственной деятельности (банковская, инвестиционная, внешнеэкономическая и др.) и др.
Хозяйственное право как учебная дисциплина — это система знаний о хозяйственном праве как науке, хозяйственном законодательстве и практике его применения.
Система данной учебной дисциплины носит во многом субъективный характер.
Под предметом правового регулированияпонимается совокупность общественных отношений, регулируемых группой правовых норм.
Под методом правового регулированияпонимается набор способов, средств и приемов регулирования правовыми нормами общественных отношений.
Рассмотрим предмет и метод хозяйственно-правового регулирования с точки зрения приверженцев монистическойконцепции хозяйственного права.
Так, например, авторы учеб. пособия «Хозяйственное право» под ред. Т.А.Синигаевой в предмет хозяйственно-правового регулирования включают 4 группы отношений:
1. Организационно-управленческие отношения, к которым относятся отношения, связанные с:
созданием и государственной регистрацией субъектов хозяйствования;
финансированием хоз. деятельности (открытие банковских счетов, получение кредитов и т.д.);
созданием нормативной основы деятельности субъектов хозяйствования (разработка и утверждение штатного расписания, должностных инструкций и т.д.);
технической подготовкой рабочих мест (подбор офис. помещения, закупка канцелярских принадлежностей и т.д.);
управлением субъектом хозяйствования;
управлением собственностью (создание дочерних предприятий, структурных подразделений и т.д.);
амортизацией и обновлением производства (проведение инвентаризаций, ревизий и т.д.).
2. Хозяйственно-производственные отношения, связанные с:
приобретением, монтажом, пуском и техническим обслуживанием оборудования;
обеспечением качества производства (сертификация, стандартизация и т.д.);
снабжением производства (сертификация, стандартизация и т.д.);
сбытом готовой продукции (реклама, поставка и т.д.).
3. Хозяйственные отношения, связанные с образовательным, социальным, медицинским и другим обеспечением субъектов хозяйствования, в том числе с
сопровождением подготовки, переподготовки и аттестации кадров;
созданием дошкольных детских учреждений, лагерей детского отдыха;
обеспечением культурных, идеологических, воспитательных потребностей трудового коллектива;
оформлением медицинского обеспечения персонала.
4. Отношения государственного управления экономикой, состоящие в воздействии на субъекты хозяйствования, регулировании хозяйственной деятельности, ее контроле, реализации публичных интересов в сфере экономики.
Однако предпочтительнее делить эти отношения на три группы (были озвучены выше), не выделяя отдельно хозяйственные отношения, связанные с образовательным, социальным, медицинским и другим обеспечением субъектов хозяйствования.
Для метода хозяйственно-правового регулированиясвойственна сложность его состава (сочетание двух составляющих – набор способов и приемов гражданско-правового и административно-правового методов регулирования отношений между субъектами).
В хозяйственном праве применяются следующие методы:
метод автономных решений (метод согласования);
метод обязательных предписаний;
метод рекомендаций.
При использованииметода обязательных предписаний один из субъектов дает обязательные указания другому субъекту. Так, в случае выявления в ходе проверки в рамках контрольной (надзорной) деятельности контрольные (надзорные) органы могут предъявить требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки, которые должны исполняться субъектами хозяйствования.
При использованииметода автономных решений хозяйствующий субъект по своей воле принимает решение о совершении какого-либо хозяйственного действия, например, решение о налаживании производства по выпуску мебели. Однако для этого ему нужно приобрести сырье посредством заключения договора с продавцом (метод согласования).
Метод рекомендаций заключается в даче одним субъектом другому рекомендаций, которые, хотя и не являются обязательными, но побуждают его к определенным действиям. Например, в феврале 2013 г. в сообщении управления информации и общественных связей Нацбанка
белорусским банкам было рекомендовано кредиты юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для выплаты заработной платы
"предоставлять на срок не более одного месяца" (http://news.tut.by/economics/333656.html).
В разных (вертикальных, горизонтальных, внутрихозяйственных) отношениях преобладают разные методы. Например, в вертикальных – метод обязательных предписаний.
Принципы хозяйственно-правового регулирования– это основополагающие начала, которые распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности. Выявление данных принципов осуществляется учеными, поэтому принципы, как правило, не совпадают.
Например, в учебнике «Предпринимательское (хозяйственное) право под ред. проф. С.А.Зинченко выделены следующие принципы:
1) собственность как основа предпринимательства при равенстве всех ее форм;
2) единство профессионального хозяйствования и регулирования этого хозяйствования в интересах предпринимателей и общества в целом;
3) координация деятельности субъектов хозяйствования (согласование, предписание, рекомендация);
4) безубыточное хозяйствование и ответственность за его результаты;
5) хозяйствование в рамках закона (цивилизованное предпринимательство).
По нашему мнению, принципы хозяйственного права можно разделить на 2 группы.
Первая группа – общеправовые принципы и принципы регулирования гражданских и хозяйственных отношений (ст. 13 и 44 Конституции и ст. 2 ГК):
1. Принцип верховенства права (абз. 2 ч. 2 ст. 2 ГК: все участники гражданских отношений, в том числе государство, его органы и должностные лица, действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства;
2. Принцип социальной направленности регулирования экономической деятельности (абз 3 ч. 2 ст. 2 ГК: направление и координация государственной и частной экономической деятельности обеспечиваются государством в социальных целях);
3. Принцип приоритета общественных интересов (абз 4 ч.2 ст. 2 ГК: осуществление гражданских прав не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц);
4. Принцип неприкосновенности собственности (абз. 6 ч. 2 ст. 2 ГК: право собственности, приобретенной законным способом, охраняется законом и защищается государством, ее неприкосновенность гарантируется, а принудительное отчуждение допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества либо согласно постановлению суда).
5. Принцип свободы договора (абз. 7 ч. 2 ст. 2 ГК: граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством).
Вторая группа– принципы регулирования хозяйственных правоотношений:
1. Принцип свободы предпринимательской деятельности (ч. 4 ст. 13 Конст.: государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности);
2. Принцип равенства прав для осуществления хозяйственной деятельности (ч. 2 ст. 13 Конст.: государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом);
3. Принцип недопущения монополизации хозяйственной деятельности и поощрения развития добросовестной конкуренции (Ч. 2 п. 1 ст. 9 ГК: не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление своим доминирующим положением на рынке.).