IX. Механические передачи вращательного движения.
Рис. VIII. 4
При расчетах концентраторы оцениваются с помощью эффективного коэффициента концентратора напряжений kσ, определяемым пределом выносливости σ-1 образца детали без концентраторов напряжения и пределом выносливости σ΄-1 образца с концентраторами напряжений:
.
2. Частота обработки поверхности – сочетание выступов и впадин на поверхности детали, которое представляет собой изначальные трещины, которые при циклическом нагружении развиваются, что приводит к более раннему износу детали. Поэтому в реальном проектировании наиболее ответственные места шлифуются. В практике проектирования фактор шероховатости оценивается экспериментально:
,
где εσ – коэффициент влияния шероховатости;
σ΄-1 – предел выносливости реальной шероховатой детали;
σ-1 – предел выносливости полированного образца.
3. Габаритность детали.
Практика показывает, что в при больших габаритах детали большая вероятность появления и развития внутренних дефектов. Так, большие заготовки для валов гидротурбин изготавливаются тщательнее, вследствие того, что чаще всего в них встречаются дефекты.
Для оценки габаритности детали вводят коэффициент габаритности βσ:
,
где σ΄-1 – предел выносливости реального габарита детали;
σ-1 – предел выносливости образца.
При расчете детали машины на усталостную прочность учитываются все эти коэффициенты, при этом вводится общий коэффициент запаса прочности n, определяемый пределом выносливости σ-1 материала данной детали и эквивалентным напряжением σэкв:
.
Среднее значение коэффициента запаса прочности n определяется коэффициентами запаса прочности при изгибе nσ и nτ – при кручении:
Эквивалентное напряжение σэкв, в свою очередь, учитывает параметры циклических нагружений – амплитуду нагружения σа и среднее напряжение σm детали:
,
где ψ – коэффициент, учитывающий влияние цикла на структуру материала детали.
Усталость – опасное явление, поэтому все машины рассчитываются на выносливость. При этом расчет ведется в два этапа: оценивается статическая прочность проектируемой детали (на основании чего определяются геометрические характеристики детали), после чего проводится расчет на усталостную прочность уже для готовой конструкции.
В биомеханике вращательное движение практически не встречается, в основном преобладают возвратно-поступательные механизмы с шарнирными сочленениями. В технике вращательное движение используется весьма широко, а именно – при передачи механической энергии (движения) от двигателя к исполнительному органу машины или прибора, а так же для преобразования видов движения, моментов и усилий в передаточных механизмах (устройствах). Примером передаточного механизма может послужить привод механического перемешивающего устройства (Рис. IX. 1), состоящий из двигателя 1, передаточного устройства 3 и исполнительного механизма 4 со своим рабочим органом, соединенных с помощью муфт 2.
Рис. IX. 1
Приводом оборудования называется сочетание двигателя и передаточного устройства. Назначение двигателя сводится к превращению одного вида энергии в другой. Так, двигатель внутреннего сгорания превращает потенциальную энергию топлива в механическую энергию выходного вала, электродвигатель преобразует электрическую энергию – в механическую.
Любое передаточное устройство характеризуется мощностью двигателя Nдв:
,
где Мк – передаваемый крутящий момент;
ω – угловая скорость двигателя, рассчитываемая по формуле:
,
а так же эффективностью передачи энергии, оцениваемой коэффициентом полезного действия (КПД) η:
.
Следует иметь в виду, что при наличии в схеме устройства муфт, опор или редукторов КПД рассчитывается с учетом коэффициентов полезного действия в этих устройствах:
,
где η1 – КПД муфты;
η2 – КПД опоры;
k – число опор;
η3 – КПД редуктора;
l – число ступеней редуктора.
Основным кинематическим параметром передаточного механизма является передаточное отношение и – отношение угловых скоростей вала ω1 и редуктора ω2:
.
Редуктор – закрытая зубчатая передача, служащая для уменьшения числа оборотов вала. Очень часто в механике используются закрытые зубчатые передачи, служащие для увеличения числа оборотов – мультипликаторы.
В зависимости от типа звена, передающего вращающий момент, механические передачи подразделяются на несколько видов, основными и наиболее употребляемыми из которых являются:
- фрикционные передачи;
- передачи с гибким тяговым органом;
- зубчатые передачи.