Модели рынков совершенной (чистой) и несовершенной конкуренции
Тема 8. Конкуренция и монополия.
1 вопрос. Конкуренция: сущность, виды и формы конкурентной борьбы
2 вопрос. Классификация моделей рыночных структур. Совершенная (чистая) и несовершенная конкуренция, характерные признаки
3 вопрос. Механизм максимизации прибыли или минимизации убытков фирмы: два метода анализа
4 вопрос. Особенности поведения конкурентной фирмы. Равновесное положение чистоконкурентной фирмы в краткосрочном периоде и долговременном периоде
5 вопрос. Модель рынка чистой монополии и ее характерные признаки. Экономические последствия монополии. Антимонопольное регулирование
6 вопрос. Модель рынка монополистической конкуренции и ее характерные признаки
7 вопрос. Модель рынка олигополии и ее характерные признаки. Принцип всеобщей зависимости. Четыре модели поведения олигополии
1 вопрос. Конкуренция: сущность, виды и формы конкурентной борьбы. Конкуренция (от лат. concurrere – бежать вместе, соперничать) является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества.
Конкуренция – общественная форма столкновения интересов участников рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных целей.
Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее функций. В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции: 1) регулирующую; 2) аллокационную; 3) инновационную; 4) адаптационную; 5) распределительную; 6) контролирующую.
Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению).
Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией размещения, выражается в эффективном размещении самих факторов производства в местах (организациях, регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.
Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных проявлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.
Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление фирм к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.
Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей.
Контролирующая функция конкуренции призвана не допустить монополистического диктата одних агентов рынка над другими.
Вся совокупность функций, взятая в их органическом единстве, обеспечивает результативность функционирования рыночной экономики, механизм ее саморазвития и саморегулирования.
Важнейшим является вопрос о видах конкурентной борьбы. Существуют два основных критерия, по которым устанавливаются виды конкуренции: сфера и характер конкурентной борьбы.
С точки зрения сферы конкурентной борьбы различают конкуренцию внутриотраслевую и межотраслевую. Внутриотраслевая конкуренция формирует единую по отрасли рыночную цену. Тем самым при различных индивидуальных издержках и соответственно индивидуальной цене этот вид конкуренции обеспечивает различия в прибылях, а в конечном счете заставляет повышать эффективность производства. Межотраслевая конкуренция формирует единую равновесную цену производства на макроэкономическом уровне и тем самым выполняет регулирующую функцию, обеспечивая равную прибыль на равный капитал и макроэкономическое рыночное равновесие.
Признаки | Вид конкуренции | |
Внутриотраслевая | Межотраслевая | |
Субъекты | Предприятия одной отрасли | Предприятия разных отраслей |
Объекты | Условия производства (источники сырья) и сбыта продукции | Сферы наиболее прибыльного вложения капитала |
Предпосылки | Различие индивидуальной стоимости однородных товаров | Различие нормы прибыли в отраслях с различным строением и скоростью оборота капитала |
Результат | Рыночная цена на однородные товары | Средняя норма прибыли и цена производства |
Ценовая конкуренция – это борьба между предпринимателями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и соответственно снижение цен на продукцию без изменения ассортимента и качества.
Неценовая конкуренция – это борьба между предпринимателями за получение дополнительной прибыли посредством использования организационных, научно-технических и инфраструктурных факторов, направленных на изменение качества и ассортимента товара, а также продление его жизненного цикла.
Дифференциация продукта как основа неценовой конкуренции существует в тех отраслях, где продукция каждого производителя обладает характеристиками, отличающими ее от продукции конкурентов. В этой ситуации покупатели рассматривают идентичную продукцию конкурирующих производителей как схожую, но все же полностью взаимозаменяемую.
2 вопрос. Классификация моделей рыночных структур. Совершенная (чистая) и несовершенная конкуренция, характерные признаки. Условия, в которых осуществляется рыночная конкуренция, называют структурой рынка. Категория «структура рынка» охватывает такие условия, как число и размеры фирм, характер продукции, контроль над ценой, условия вступления в отрасль и выхода и нее и др.
С точки зрения характера конкурентной борьбы, различают рыночные структуры совершенной и несовершенной конкуренции. Совершенная (чистая) конкуренция – это такое состояние рыночной системы, при котором выполняются следующие условия:
1) на рынке действуют независимо очень большое количество продавцов (мелких фирм), каждый из которых производит малую часть общего объема продукции;
2) фирмы-продавцы предлагают однородную продукцию;
3) ни одна фирма не осуществляет контроля над ценой, цена выступает как заданная рынком величина;
4) фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в нее;
5) покупатели и продавцы хорошо информированы о ценах.
Несовершенная конкуренция – это такое состояние рыночной системы хозяйствования, при которой нарушается хотя бы один из вышеуказанных признаков совершенной конкуренции:
1) количество фирм на рынке может сокращаться вплоть до одной, и сами фирмы представляют уже не мелкие, а крупные предприятия;
2) характер товарной продукции может быть разнородным или даже уникальным;
3) предприятия уже не имеют равного доступа к информации;
4) при входе на рынок и выходе из него фирмам приходится преодолевать препятствия (барьеры);
5) на рынке имеет место ограниченный доступ к информации.
К несовершенной конкуренции относятся следующие модели рынков: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия (таблица).
Основные характеристики конкурентных ситуаций
Признаки | Конкурентная структура рынка | |||
Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | |||
Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | ||
Характер продукта | Однородный (стандартизированный, недифференцированный) продукт | Разнородный (дифференцированный) продукт | Стандартизированный или дифференцированный продукт | Уникальный (не имеющий близких заменителей) продукт |
Количество и размеры фирм | Очень большое число мелких фирм | Много мелких фирм | Число фирм невелико, есть крупные фирмы | Одна крупная фирма |
Контроль над ценами | Отсутствует (цена воспринимается как заданная) | Незначительный (в узких рамках) | Значительный (при сговоре), ограниченный (при взаимной зависимости) | Значительный (вплоть до полного) |
Условия вступления в отрасль | Свободное (барьеры отсутствуют) | Сравнительно легкое | Наличие существенных препятствий | Блокировано (практически непреодолимые барьеры) |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Значительный упор на рекламу, торговые марки | Очень типична, особенно при дифференциации продукта | Главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями |
Доступность информации | Равный доступ ко всем видам информации | Незначительные ограничения | Существенные ограничения | От некоторых ограничений до информационной блокады |
Примеры | Рынок сельхозпродукции, бензина, валюты, ценных бумаг | Рынок одежды, обуви, зубной пасты, безалкогольных газированных напитков | Рынок стали, спирта (недифференцированная олигополия), автомобилей, бытовой техники (дифференцированная олигополия) | Местные предприятия коммунального хозяйства |
Классификация рыночных структур
Признаки | Конкурентная структура рынка | |||||
Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | |||||
Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | ||||
Число фирм | большое множество | одна | ||||
Размеры фирмы | мелкие | крупные | ||||
Степень концентрации производства и капитала | низкая | высокая |
Кроме основных типов рыночных структур, существует еще множество других. Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, складывается двусторонняя монополия. Если в отрасли функционируют лишь две фирмы, то этот частный случай олигополии называется дуополией.
Если перейти к изучению различных вариантов сочетаний форм рыночного предложения и спроса, то количество возможных рыночных структур сильно возрастет (см. табл.). При анализе, однако, обычно исходят из предположения, что спрос является конкурентным, ограничиваясь изучением различных форм предложения.
Классификация форм рынка
Формы спроса | Формы предложения | ||
Конкуренция (полиполия) | Олигополия | Монополия | |
Конкуренция (полипсония) | Совершенная конкуренция | Олигополия | Монополия |
Олигопсония | Олигопсония | Олигополия, ограниченная олигопсонией | Монополия, ограниченная олигопсонией |
Монопсония | Монопсония | Монопсония, ограниченная олигополией | Двусторонняя монополия |
Эффективная конкуренция и эффективная монополия. Чистоконкурентная экономика ведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества, т.е. экономика конкурентных цен стремиться распределить ограниченные количества ресурсов, имеющиеся в распоряжении общества, таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. Эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий:
1) для достижения эффективности ресурсы должны быть распределены между фирмами так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимый обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества.
2) производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот оптимальный состав продукции, производился наименее дорогостоящим способом.
В конкурентной рыночной системе действует «невидимая рука». Предприятия используют ресурсы до тех пор, пока дополнительные, или предельные, издержки производства не оказываются равными цене продукта. Это не только максимизирует прибыли отдельных производителей, но и одновременно создает структуру распределения ресурсов, которая максимизирует удовлетворение потребителей. Конкурентная система цен организует частные интересы продавцов по направлениям, которые полностью соответствуют интересам общества в целом.
Чистоконкурентная экономика не способствует быстрому темпу технического прогресса:
1) стимул к техническому прогрессу может быть слабым, потому что прибыль, выпадающая на долю осуществляющей нововведения фирмы как результат сокращающего затраты технического усовершенствования, будет быстро ликвидирована в ходе соревнования с конкурирующими фирмами, которые с готовностью перенимают новую технику;
2) небольшой размер конкурентной фирмы не позволяет финансировать значительные программы научных исследований.
Чистая конкуренция приводит к стандартизации продуктов, тогда как другие рыночные структуры, порождают широкий диапазон типов, стилей и оттенков качества товаров. Такая дифференциация продукции расширяет диапазон свободного выбора потребителей и одновременно позволяет наиболее полно удовлетворять предпочтения покупателя.
Конкуренция склонна лишать фирмы экономической прибыли, основного стимула и источника, чтобы разрабатывать новую, улучшенную производственную технику или новую продукцию. Прибыли от НТП недолговечны и нивелируются конкурентами. Благодаря барьерам для вступления в отрасль монополист может постоянно получать значительные экономические прибыли. Следовательно, чистый монополист имеет больше финансовых ресурсов для НТП, чем конкурентные фирмы.
3 вопрос. Механизм максимизации прибыли или минимизации убытков фирмы: два метода анализа.
Максимизация прибыли и минимизация убытков в краткосрочном периоде. В краткосрочном периоде фирма располагает неизменным оборудованием, поэтому она пытается максимизировать прибыль или минимизировать убытки путем изменения объема выпуска продукции за счет изменения величины переменных ресурсов.
Существуют два подхода к определению уровня производства, при котором фирма будет получать максимальные прибыли или несет минимальные убытки. Первый предполагает сравнение валового дохода и общих издержек (подход «валовой доход – валовые издержки»), второй – сравнение предельных издержек и предельного дохода (подход «предельный доход»).
Максимизация прибыли подходом «валовой доход – валовые издержки» (рис.). Прибыль будет получена фирмой тогда, когда валовой доход (TR) превысит общие издержки (TC) - отрезок АВ. Точки А и В - точки критических объемов производства, когда валовой доход равен общим издержкам. До точки А и после точки В совокупные издержки превышают совокупный доход (TC > TR), такое производство экономически убыточно. В интервале производства от QA до QB фирма получает прибыль, максимальная величина которой будет достигнута при выпуске, равном Q (TR – TC → max).
Максимизация прибыли «предельным доходом» заключается в поиске такого оптимального выпуска, когда предельный доход равен предельным издержкам (рис.).
При объемах выпуска продукции меньше объема Q прирост выпуска принесет дополнительный доход, поскольку при объеме выпуска от 0 до Q (левее точки F) MR > MC, а при выпусках продукции больше Q (правее точки F) только сокращение выпуска будет обеспечивать получение дополнительного дохода, так как MR < MC.
Следовательно, оптимальным выпуском для фирмы, приносящим ей максимальную прибыль, будет выпуск, при котором соблюдается правило равенства предельного дохода и предельных издержек:
MR = MC.
Данное правило является общим для всех рыночных структур: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.
4 вопрос. Особенности поведения конкурентной фирмы. Равновесное положение чистоконкурентной фирмы в краткосрочном периоде и долговременном периоде.
Равновесное положение чистоконкурентной фирмы в краткосрочном периоде. В условиях совершенной конкуренции предельный доход фирмы (MR) и цена (Р) равны.
В условиях совершенной конкуренции приращение дохода образуется при постоянной цене. Предельный доход равен среднему доходу и равен цене, по которой продается каждая единица продукции
MR = AR = P.
Соблюдение правила MR = MC служит необходимым условием получения максимальной прибыли. Однако необходимо учитывать величину издержек. Если цена единицы продукции превышает средние общие издержки (ATC), то фирма всегда получает прибыль. Следовательно, для максимизации прибыли необходимо следующее условие:
MR = MC, а P > ATC
Минимизация убытков. В краткосрочном периоде у фирмы бывают ситуации, когда при существующей рыночной цене валовой доход (TR) не покрывает общие издержки (TC). В этом случае перед фирмой стоит задача минимизировать убытки.
На рис. (а) представлен подход «валовой доход – валовые издержки». Ввиду того, что общие издержки больше валового дохода (кривая TC проходит выше TR), фирма совсем не получает прибыли. Расстояние между кривыми TC и TR (отрезок CR) минимально при выпуске Q, который будет оптимальным.
Минимизация убытков методом предельного дохода приведена на рис. (б). Продукция продается по цене Р, которая ниже величины средних общих издержек. В этом случае фирма сравнивает цену с величиной средних переменных издержек при оптимальном выпуске, где MR = MC.
Если цена превышает или равна средним переменным издержкам, то фирма может производить этот оптимальный выпуск, рассчитывая в скором времени улучшить свое положение, так как получаемые убытки будут меньше, чем они могли бы быть, если бы фирма совсем приостановила работу.
Таким образом, минимизация убытков осуществляется если:
MR = MC или Р = MC, а Р ≥ AVC.
Величина убытков на каждой единице выпуска равна отрезку FK, а весь убыток равен произведению FK на весь объем выпускаемой продукции Q. Эта величина убытка измеряется площадью прямоугольника.
Закрытие фирмы. Если цена окажется ниже минимальных средних переменных издержек (Р < AVC), то фирма будет минимизировать свои убытки путем закрытия (приостановки) производства. Не существует объема производства, при котором фирма может производить и получать убыток меньший, чем ее постоянные издержки.
Если фирма закрывается (рис.), то ее потери будут равны только величине постоянных издержек (ATC – AVC) × Q – площадь прямоугольника (ATC)CF(AVC). В то же время, если бы она работала, то потери были бы больше на величину переменных издержек, равных площади прямоугольника P(AVC)FK.
Условие закрытия фирмы можно сформулировать правилом:
MR = MC или P = MC, а P < AVC.
Таким образом, если цена ниже минимальных средних переменных издержек, то фирма будет минимизировать свои убытки в краткосрочном периоде путем закрытия (приостановки) производства.
Краткосрочная кривая предложения в условиях совершенной конкуренции показывает объем выпуска продукции при различных возможных рыночных ценах. Это будет отрезок кривой предельных издержек, который лежит выше кривой ее средних переменных издержек AVC (рис.).
При цене Р1 = AVC фирма производит Q1 единиц продукции (точка А) и несет убыток, равный ее постоянным издержкам. При Р2 = AТC фирма производит безубыточный выпуск продукции Q2 (точка В). Точки C и D показывают максимизирующие прибыль выпуски, соответственно Q3 и Q4. Если P < AVC, то фирма не будет производить продукцию. Таким образом, предложение, когда фирма будет минимизировать убытки, представляет кривая МС от точки А до точки В, а максимизация экономической прибыли осуществляется при предложении от точки В и выше.
Равновесие чистоконкурентной фирмы в долговременном периоде: равенство равновесной цены минимальным средним общим издержкам.
В условиях совершенной конкуренции отрасль, где функционирует фирма, открыта для входа и выхода любых предприятий. При этом, если каждая фирма «Х» отрасли «N» получает экономическую прибыль, т.е. цена ее товара превышает средние издержки, то это привлекает в отрасль новые предприятия, а если фирмы получают убыток, то они покидают отрасль.
На рис. (а) цена, равная Р0, стимулирует фирму увеличивать производство, т.к. она получает прибыль. Данное обстоятельство привлекает новые фирмы, что будет увеличивать предложение в отрасли N (сдвиг кривой S0 в положение S1) с величины QS0 до QS1, заставляя цену снижаться с Р0 до Р1. Если фирмы несут убытки, то это вынуждает их покидать отрасль (рис. б), при этом будет уменьшаться величина предложения с QS0 до QS1, а рыночная цена вырастет с Р0 до Р1. Фирмы будут покидать отрасль до тех пор, пока на рынке не установится равновесная цена, равная минимуму долгосрочных средних издержек LAC для фирм отрасли N, т.е. до тех пор, пока экономическая прибыль не станет равной нулю.
Из этого вытекают условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде:
1) предельные издержки равны рыночной цене товара (предельному доходу) – универсальное правило;
2) фирма должна получать нулевую экономическую прибыль.
Существует третье условие: фирма должна быть удовлетворена размерами своего предприятия. Это означает, что она полностью использует положительный эффект масштаба производства, т.е. и в краткосрочном и в долгосрочном периодах фирма выбирает самую нижнюю кривую средних общих издержек (LAC = ATC).
Т.о. долгосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции будет тогда, когда
Р (MR) = MC = ATC = LAC
Предельный доход, а в условиях совершенной конкуренции – цена, равны предельным издержкам, краткосрочным средним общим и долгосрочным средним издержкам.
5 вопрос. Модель рынка чистой монополии и ее характерные признаки. Экономические последствия монополии. Антимонопольное регулирование.
Сущность и формы монополии. Крайним случаем несовершенной конкуренции является чистая монополия (от греч. "моно" - один, "полно" - продаю). В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия "фирма" и "отрасль" совпадают. Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален.
Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании - в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения - закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).
Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Согласно патентному праву, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением. Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий.
Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, компания "Де Бирс", которая монополизировала крупнейшие алмазные рудники и контролирует мировой рынок алмазов).
По степени ограниченности доступа на рынок принято классифицировать монополии как закрытые, естественные и открытые.
Закрытая монополия характеризуется тем, что монополист обладает контролем над источником сырья или контролем в области специальных технических знаний, новшеств, защищенных авторскими правами.
Естественная монополия возникает в отраслях, где издержки минимизируются тогда, когда весь выпуск продукции, услуги осуществляются только одной фирмой. Увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Поэтому в городе, как правило, одна телефонная сеть, одно метро, один аэропорт. В России сложились группы естественных монополий в энергетике, в нефтегазовой отрасли, в жилищно-коммунальной сфере.
Открытая монополия характеризуется тем, что фирма выходит на рынок с новой продукцией, не позаботившись о специальных мерах защиты от конкуренции. На больших исторических этапах все монополии принято считать открытыми.
Для рынка чистой монополии характерные признаки.
- Наличие единственного продавца конкретного товара (услуги) на рынке.
- Производимый товар в некоторой степени уникален, т.е. не имеет близких заменителей (субститутов).
- Фирма-монополист, являясь единственным продавцом своего товара, осуществляет на рынке значительный контроль над ценами.
- Барьеры (экономические, технические, правовые и др.) для вступления в отрасль труднопреодолимы.
Для монополиста увеличение объема выпуска на одну единицу означает необходимость снижения цены, если он хочет, чтобы потребители были готовы купить всю произведенную продукцию.
Поскольку цена понижается не только на дополнительную единицу продукта, но и на каждую единицу выпуска, общая выручка от продажи (TR = Р × Q) будет прирастать во все убывающей пропорции. Предельный доход монополиста в отличие от конкурентной фирмы не равен цене продукта и не постоянен по величине. Для всех объемов выпуска, кроме первой единицы продукта, предельный доход монополиста убывает по мере роста объемов производства. Кривая предельного дохода (MR) представляет собой нисходящую линию с отрицательным уклоном, расположенную ниже кривой спроса (D) (рис.). Следовательно, для монополиста или любого несовершенного конкурента предельный доход меньше цены MR < P.
Для принятия решения о цене монополист должен определить как характеристики спроса на продукцию, так и свои издержки. Он определяет цену исходя из кривой рыночного спроса. Предельный доход непосредственно зависит от эластичности спроса. Когда спрос эластичен, увеличение выпуска повышает совокупную выручку и предельный доход положителен. При неэластичном спросе увеличение объема выпуска сокращает совокупную выручку, и предельный доход отрицательный. Если спрос имеет единичную эластичность по цене, увеличение величины спроса полностью компенсируется снижением цены. Совокупная выручка при этом не меняет своей величины, а предельный доход равен нулю. Данная зависимость продемонстрирована на рис. Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса. Это означает, что кривая предельного дохода будет расположена ниже кривой спроса, и при увеличении выпуска продукции монополист будет получать от каждой дополнительной единицы все меньшую величину предельного дохода — сначала положительную, а затем отрицательную. На рис. приведена кривая спроса, валового и предельного доходов фирмы-монополиста. Кривая предельного дохода MR пересекает горизонтальную ось в точке К, относительно которой валовой доход TR достигает своего максимума (точка F). Когда MR > О, валовой доход TR увеличивается с ростом выпуска продукции (эластичный участок спроса). В случаях, когда MR < О (неэластичный участок спроса), увеличение выпуска приведет к уменьшению валового дохода. Максимальное значение TR будет достигнуто при эластичности, равной единице: Еd =1, где MR = 0.
Фирма-монополист является «ценоискателем», который контролирует выпуск своей продукции и одновременно ищет свою цену. Поиск возможностей получения максимального валового дохода для монополиста будет на эластичном участке спроса, где MR > 0.
Максимизация прибыли. Для фирмы-монополиста правило максимизации прибыли аналогично условиям совершенно конкурентной фирмы: MR = MC. Однако монополист, определяя объем производства, будет назначать цену с расчетом, чтобы максимальная прибыль соответствовала эластичному участку спроса. При этом для монополиста цена выше предельного дохода (Р > MR), но начало кривой предельного дохода и кривой спроса будет общим, исходящим из одной точки, поскольку MR от первой единицы продукции всегда равняется цене этой единицы. Максимальной прибыль окажется при таком выпуске, когда предельный доход равен предельным издержкам монополиста (MR = MС), точке F, при этом выпуск продукции, максимизирующий прибыль, будет равен Q, а цену монополист установит равную Р. Вместе с тем при монополии цена выше предельного дохода, поэтому при максимизации прибыли монополиста MR = МС < Р. Монополист устанавливает цену, превышающую предельные затраты.
Прибыль монополиста определяется площадью прямоугольника РВК(АТС). Максимизация прибыли методом «валовой доход - общие издержки» приведена на рис. Значение величины валового дохода превышает величину издержек на максимальную величину (отрезок NM) при выпуске, равном Q. Прибыль π при таком выпуске максимальна и равна отрезку QU. Значение прибыли вначале (при очень малом выпуске) может быть и отрицательным, поскольку фирма может нести убыток, равный своим постоянным издержкам. Прибыль растет одновременно с объемом производства и достигает максимального значения в точке U.
Несмотря на некоторую власть над ценой, на рынке может сложиться ситуация, когда фирма-монополист будет производить продукцию в краткосрочном периоде с убытками. Как правило, такое положение возможно, если у предприятия одновременно с повысившимися средними издержками произойдет ослабление спроса на выпускаемую продукцию. Однако в подобной ситуации монополист оказывается крайне редко и может находиться в ней не долго. Для увеличения спроса монополист вынужден будет снизить цену и принять меры для снижения своих издержек.
В долгосрочном периоде поведение монополиста определяется степенью его монопольной власти и защищенностью от конкуренции. Так, при отсутствии угрозы появления конкурентов монополист максимизирует прибыль одинаковыми способами как в долгосрочном, так и в краткосрочном периодах.
Фирма-монополист является единственным производителем, поэтому она может повышать цену, не беспокоясь о конкурентах. Однако это не означает, что такая цена может быть сколь угодно высокой, поскольку в конечном счете большинство покупателей могут отказаться от продукции монополиста и прибыль его может резко снизиться. Обычно считают, что монопольные цены — самые высокие. Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы.
Другим стереотипом выступает мнение, будто монополист всегда стремится ограничивать выпуск продукции, что также не совсем верно. По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как правило, изменяются. На издержки действуют два прямо противоположных фактора - понижающий и повышающий. Понижающий, так как в результате создания монополии можно полнее использовать положительный эффект от роста масштаба производства (экономия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта, экономия на маркетинговых операциях и т. д.). С другой стороны, действует и тенденция к их повышению, связанная с увеличением и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще. Эту тенденцию Х. Лейбенстайн обозначил как Х-неэффективность.
Х-неэффективность (Х-эффективность) – это ситуация, при которой отсутствует минимизация полных издержек фирмы, поскольку фактический объем производства при заданных ресурсах ниже максимально возможного уровня. Положение, при котором имеет место такой объем производства, называется ситуацией «технической неээфективности». Х-неэффективность возникает вследствие монопольной или рыночной власти, которая ослабляет конкурентное давление.
Равновесие фирмы-монополиста в краткосрочном периоде. Как и любая другая фирма, монополист будет производить, пока предельный доход не станет меньше предельных издержек. Точка пересечения кривых MR и МС есть точка равновесия фирмы (рис.). Положительная разница между этими показателями составляет ее предельную прибыль. Совокупная прибыль будет увеличиваться, пока MR больше МС. Когда МС превысит MR, совокупная прибыль начнет сокращаться. Следовательно, условие максимизации прибыли MR = МС.
Поскольку для монополиста предельный доход меньше цены, то в точке равновесия предельные издержки меньше цены: МС < Р. Таким образом, при монополии не выполняется условие аллокативной эффективности, т.е. ресурсы не распределены в обществе наиболее рациональным и оптимальным способом.
Точка равновесия фирмы определяет равновесный объем производства и равновесную цену. На рис. равновесный, т.е. максимизирующий прибыль, объем выпуска обозначен QЕ. Что же касается равновесной цены, то она будет установлена фирмой, исходя из возможностей спроса. Кривая спроса показывает, какую цену потребители готовы заплатить за данное количество продукта, предложенное на рынке. Фирме нет смысла назначать цену ниже РЕ, поскольку потребители готовы заплатить больше. Фирма не может назначить цену выше РЕ, так как рынок не примет столько товаров по более высокой цене. Следовательно, цена РЕ будет равновесной ценой, максимизирующей прибыль монополиста.
Прибыль и потери фирмы-монополиста. Если при равновесном объеме производства цена монополии оказывается выше средних издержек, то положительная разница между ними составит среднюю прибыль фирмы. Умножив эту прибыль на количество выпущенной продукции, получим общий объем монопольной прибыли.
На рис. средняя прибыль монополии представлена вертикальным отрезком KL, а общая прибыль — площадью прямоугольника KLMPE.
Монопольное положение на рынке не означает, что фирма обязательно и в любом случае получает прибыль. Монополия, как и конкурентная фирма, может нести экономические убытки.
Так, если при равновесном объеме производства равновесная цена ниже средних издержек, но при этом превышает средние переменные издержки, фирма может минимизировать свои убытки. Это может произойти, если кривая АТС проходит выше кривой спроса, а кривая AVC - частично ниже кривой спроса (рис.).
Вертикальный отрезок MN иллюстрирует операционную прибыль (покрывающую средние переменные издержки), а прямоугольник PEMNS — общую прибыль от производства. Верхний прямоугольник KLMPЕ соответствует величине экономических убытков и равен части постоянных издержек, которые не могут быть компенсированы столь низкой ценой.
Если кривая спроса на продукцию монополии лежит ниже не только кривой АТС, но и кривой средних переменных издержек AVC, равновесная цена монополии никогда не сможет побудить фирму к производству (рис.). Производство будет прекращено, а фирма-монополист понесет убытки в размере издержек на рисунке площадь прямоугольника KLNPE.
Прибыль и объем производства монополии в долгосрочном периоде. Отличие между краткосрочным и долгосрочным периодом не столь важно для монополии. Если в краткосрочном периоде монополия получает экономическую прибыль, это не приведет к увеличению числа фирм в отрасли, поскольку существуют жесткие барьеры на пути новых капиталов. Сама же монополия не увеличит и не снизит объема производства, так как иначе ее прибыль снизится. Поэтому в долгосрочном периоде фирма будет получать экономическую прибыль, а равновесная цена ее продукта не опустится до минимальной точки долгосрочных средних издержек (при монополии Р = LACmin).
Ценовая дискриминация. Фирма-монополист в процессе своей производственной деятельности может устанавливать для разных покупателей на одни и те же товары различные цены. Подобные действия фирмы отражают не различия в издержках выпуска товаров, а особые подходы к конкретным группам покупателей. Такая политика носит название ценовой дискриминации и проводится с учетом с учетом разницы в эластичности спроса покупателей.
Осуществляя ценовую дискриминацию, фирма-монополист увеличивает свою общую экономическую прибыль за счет дифференцированного подхода к покупателям. При этом доля предполагаемой прибыли перераспределяется от части покупателей с неэластичным спросом в пользу части покупателей с эластичным спросом, для которой устанавливается более низкая цена.
Политику ценовой дискриминации проводят не только фирма-монополист, но и другие рыночные структуры с изменяющейся величиной спроса.
В ряде случаев фирма-продавец может классифицировать потребителей по доходам, возрасту, характеру работы, устанавливает скидки на крупные покупки и т.д.
Для проведения ценовой дискриминации необходимо, чтобы продавец имел возможность сегментировать рынок (разбить покупателей на группы по степени ценовой эластичности их спроса), при этом потребитель, приобретая товар, не должен иметь возможности продать его дороже.
Измерение степени монопольной власти. Важным критерием несовершенной конкуренции является доля несовершенства – признак, характеризующий силу монопольной власти. Обычно считается, что монопольные цены – самые высокие. В действительности они, как правило, выше конкурентных. Но монополист стремиться к максимизации прибыли не на единицу продукции, а всей массы прибыли. Рост же цен не беспределен, он ограничен ценовой эластичностью спроса на продукцию фирмы. Отсюда монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы ().
Для измерения силы монопольной власти используется индекс Абби П. Лернера:
где IL – индекс монопольной власти;
Рm – монопольная цена;
МС – предельные издержки.
Смысл индекса в следующем: чем больше разрыв между монопольной ценой и предельными издержками, тем больше сила монопольной власти. В условиях совершенной конкуренции цены (Р) равны предельным издержкам (МС). Следовательно, в условиях совершенной конкуренции сила монопольной власти равна нулю, поскольку Р – МС = 0. В условиях несовершенной конкуренции монопольная цена (Рm) выше предельных издержек (МС). Следовательно, интервал между 0 и 1 как раз и характеризует силу монопольной власти. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть фирмы.
На практике предельные издержки (МС) иногда трудно рассчитать (а в России они вообще не учитываются), и поэтому их можно заменить средними валовыми издержками (АТС). В этом случае формула индекса А.П. Лернера может записана:
Если умножить числитель и знаменатель на Q, то получится в числителе прибыль, а в знаменателе - совокупный (валовой) доход:
Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии. Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибылью, т. е. если не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска.
Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфиндаля - Хиршмана (IНН). При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:
,
где IНН — индекс Херфиндаля—Хиршмана;
S1 — удельный вес самой крупной фирмы;
S2 -— удельный вес следующей по величине фирмы;
Sn — удельный вес наименьшей фирмы.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т.е. пример чистой монополии), то S1 = 100%, а IНН = 10000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Si = 1%, a IHH = Si2 × 100 = 100. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике, однако необходимо учитывать, что и он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.
Естественные монополии. В отдельных случаях государство разрешает фирме сохранять положение монополиста, однако ставит ее деятельность под строгий контроль и регулирование. Чаще всего это относится к так называемым естественным монополиям.
При некоторых условиях существование только одной, а не нескольких фирм в отрасли более отвечает общественным интересам. Чаще всего это бывает обусловлено такими особенностями технологии, при которых только крупномасштабное производство является рентабельным. В этих отраслях положительный эффект масштаба можно реализовать в полной мере, лишь приблизив размеры предприятия к уровню рыночного спроса на продукцию отрасли. Как показано на рис., общественный спрос могут удовлетворить как несколько малых фирм, так и одна крупная фирма. Однако долгосрочные средние издержки производства будут наименьшими при оперировании в отрасли одной фирмы-монополиста. Таким образом, фирма, реализующая значительный положительный эффект масштаба, может быть названа естественной монополией. Ее значение для общества состоит в минимизации издержек производства.
Для естественной монополии характерны также высокие первоначальные капитальные вложения, высокие фиксированные издержки. Далеко не каждый предприниматель в состоянии осуществить такие инвестиции и подобные фиксированные платежи. Одновременно следует отметить, что у естественной монополии крайне низкие предельные издержки. Осуществив первоначальные вложения капитала, фирма может далее наращивать производство услуг при незначительных дополнительных затратах. Средние издержки фирмы будут неуклонно понижаться, что отличает их от динамики средних издержек обычной конкурентной фирмы.
Необходимо определить на каком же уровне следует устанавливать цены естественной монополии. Первый вариант состоит в установлении цен на уровне предельных издержек производства. Такие цены будут низкими в силу особенностей предельных издержек естественной монополии, отмеченных выше. Низкие цены будут стимулировать производителей, потребляющих электроэнергию, газ, связь, воду и пр. Будет одновременно расти и благосостояние индивидуальных потребителей этой продукции. Более того, цены на уровне предельных издержек означают аллокативную эффективность, что способствует нормальному функционированию экономики в целом и наилучшим образом отвечает потребностям общества.
Однако государство не может установить цены на таком уровне, поскольку фирма просто закроет производство. Если Р = МС ни при каком уровне производства фирма не получит дохода, достаточного для покрытия совокупных издержек. Отсутствие прибыли и появление экономических убытков приведет к закрытию производства.
Равновесная цена фирмы не приемлема для общества, оптимальная цена общества не реальна для фирмы. Одним из способов решения противоречия является нахождения компромисса: установление цены на уровне предельных издержек и введение субсидий и компенсаций для фирмы-производителя. Естественная монополия поддерживается тем самым на плаву и не уходит из отрасли, но общество все равно несет бремя потерь, поскольку субсидии выплачиваются из бюджетных средств, т.е. в конечном счете оплачиваются налогоплательщиками.
Другой вариант компромисса состоит в установлении потолка цен на уровне средних издержек фирмы-монополиста. Общество выигрывает, поскольку эта цена ниже нерегулируемой цены монополии. Фирма получает доход, равный издержкам, что позволяет ей получать нормальную, или справедливую, прибыль и продолжать производство.
Большинству чисто монополизированных отраслей в российской экономике присущи черты естественной монополии. Государство осуществляет прямое или косвенное регулирование их деятельности. На рис. приведен порядок государственного регулирования естественной монополии. При отсутствии регулирования фирма-монополист выберет объем производства Qm и цену, равную Рm, получая при этом прибыль с каждой единицы продукции, равную превышению цены над средними издержками (отрезок АВ).
Для общества в целях эффективного использования ресурсов и увеличения выпуска продукции выгодным было бы установить цену на монопольный товар как в условиях конкуренции, где РС = МС при выпуске, равном QC. Однако в этом случае установление такой цены приведет к тому, что предприятие-монополист будет терпеть убытки, поскольку РC < АТС. В подобных условиях государство устанавливает более «справедливую» цену на уровне средних общих издержек - цену РG при выпуске продукции QG. В целом государственное регулирование монополий идет по трем различным, не всегда совпадающим с точки зрения рынка, направлениям, представляющим собой регулирование цены, регулирование прибыли и регулирование производства.
Антимонопольное регулирование. В последние годы активизировалась дискуссия относительно того, какую фирму можно считать естественной монополией. Противники сохранения естественных монополий справедливо указывают на изменения в технике и технологии, которые устраняют один из важнейших критериев естественной монополии — большие капиталовложения и фиксированные издержки. В современных условиях произошло существенное их понижение, что приближает все кривые издержек фирмы к типичным их формам. В результате господство на местном или даже национальном уровне лишь одной телефонной компании или одной электрокомпании не может быть более оправданным на основе положительного эффекта масштаба.
Признавая справедливость этого замечания, противники разукрупнения и децентрализации естественных монополий приводят следующие аргументы. Во-первых, сохранение естественных монополий отвечает стратегическим интересам государства и позволяет держать под контролем жизненно важные и оборонозначимые отрасли, в первую очередь энергетику, связь, коммуникации, транспорт. Во-вторых, наличие естественной монополии позволяет унифицировать и стандартизировать, например, железнодорожную колею, вагоны, напряжение в сети электропередач и т.д., что также имеет немаловажное народнохозяйственное значение. В-третьих, в качестве, быть может, главного аргумента выдвигается принцип равного доступа граждан к основополагающим товарам и услугам. Считается, что в современном обществе все сограждане должны иметь право и возможность пользоваться в равной степени достаточно дешевыми и доступными каждому электроэнергией, водой, связью, транспортными средствами.
Таким образом, существуют доводы «за» и «против» такой предпринимательской монополии, поэтому и государственная политика не является однозначной. Хотя основной упор в ней делается на поддержку конкуренции, предпринимаются и определенные акты, способствующие ослаблению конкуренции. Это относится к сельскому хозяйству, рынку труда, выдаче лицензий на занятие профессиональной деятельностью, патентов, установлению внешнеторговых барьеров.
Антимонопольная политика - политика, направленная против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. Она ведется по четырем направлениям: ограничение монополизации рынка; запрещение слияния конкурирующих компаний; запрещение на установление монопольных цен; сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.
Современное антимонопольное регулирование включает три группы мер:
- Административно-правовое воздействие в виде:
- запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;
- роспуска существующих монополистических объединений;
- расчленение монополий на ряд самостоятельных производств.
- Административно-экономическое воздействие направленное на:
- преследование государством продавцов, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);
- преследование продавцов, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования рекламы;
- запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.
- Экономическое воздействие, проводимое государством:
- использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;
- поощрение выпуска товаров-субститутов, т.е. товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производственного назначения снижает спрос на товары монопольного производства;
- расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличен импорта: распространение научных технологий и знаний.
6 вопрос. Модель рынка монополистической конкуренции и ее характерные признаки. Монополистическая конкуренция сочетает черты конкуренции и монополии. Монополистическая конкуренция — это структура с малой монопольной властью, но очень большой степенью конкуренции. Ей присущи следующие черты:
- Действуют много фирм, производящих дифференцированные товары, и большое количество покупателей.
- Фирмы - монополистические конкуренты могут свободно входить в отрасль и выходить из нее.
- Монополистический конкурент обладает некоторым контролем над ценой.
- В отрасли действует значительная неценовая конкуренция.
Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свои ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.
Как и при совершенной конкуренции, отдельная фирма поставляет на рынок объем продукции, столь незначительный по сравнению с общим отраслевым предложением, что фирма не может влиять на рыночную цену при помощи этого фактора.
Принципиально отличается от ситуации совершенной конкуренции природа продукта. Для продукта фирмы существует много близких заменителей, однако данный продукт дифференцирован и чем-то отличен от аналогичной продукции отрасли.Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта,где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях производящих предметы потребления (легкая и пищевая промышленность, сфера услуг). Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены.
В условиях дифференциации экономических благ трудно найти две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт (услугу). Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так как наблюдается нечто вроде континуума продуктов и услуг.
Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы:реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.
В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик. Легкое вступление в отрасльне означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.
В силу названных выше особенностей кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы менее эластична, чем кривая совершенно конкурентной фирмы, но более эластична, чем кривая спроса монополии (кривая спроса отрасли в целом).
В краткосрочном периоде поведение монополистически конкурентной фирмы во многом аналогично поведению монополии. Предельный доход фирмы не равен цене, поскольку фирма осуществляет некоторый контроль над ценой. Фирма может повысить цену на продукт, не потеряв при этом спрос на него. Чтобы продать больше своего продукта, фирма должна понизить на него цену, поэтому кривая ее предельного дохода лежит ниже кривой спроса. В условиях монополистической конкуренции фирма выбирает комбинацию объема производства и цены, которая максимизирует ее прибыль. Точка равновесия фирмы определяется пересечением кривых МС и MR, т.е. МС = MR есть условие максимизации прибыли. Такое состояние фирмы в краткосрочном периодеприведено (рис.).
Так как цена РА превышает средние общие издержки АТС, то фирма получает экономическую прибыль, обозначенную заштрихованным прямоугольником. В силу того, что серьезные барьеры для вступления в отрасль отсутствуют, прибыль будет привлекать в отрасль новых монополистических конкурентов. В результате общий спрос рынка распределится на все большее количество фирм, поэтому кривая спроса для отдельной фирмы может переместиться влево, занимая положение D1. При этом, если величина средних общих издержек превышает цену, то фирма понесет убыток и покинет отрасль. Таким образом, в краткосрочном периоде поведение фирм в условиях монополистической конкуренции зависит от наличия прибыли. Получение прибыли привлекает в отрасль новые фирмы с конкурирующими товарами, убыток побуждает их уходить из отрасли.
В долгосрочном периоде складывается иная ситуация. В условиях монополистической конкуренции равновесие отдельной фирмы отрасли наступает тогда, когда цена продаваемого товара (т.е. величина среднего дохода) сравняется с величиной средних общих издержек, что обеспечит безубыточность фирмы, получение ею нормальной прибыли. Равновесие достигается в точке, где MR = МС, при этом величина средних общих издержек равняется цене (величине среднего дохода). Такое состояние равновесия фирмы может быть достигнуто не только потерей (увеличением) своей доли реализации за счет вступления (оттока) фирм, т.е. сдвигом кривой общего спроса, но и изменением в долгосрочном периоде средних и предельных издержек. Несмотря на то, что в долгосрочном периоде основное количество фирм будет иметь нормальную прибыль, отдельные из них могут получать и небольшую экономическую прибыль в силу того, что несут меньшие издержки при высокой дифференциации и разнообразии своей продукции.
7 вопрос. Модель рынка олигополии и ее характерные признаки. Принцип всеобщей зависимости. Четыре модели поведения олигополии. Олигополия представляет рыночную структуру, где функционируют несколько (до десяти и более) фирм, часть из которых являются крупными. Наряду с классической «жесткой» олигополией, где главную роль играют три - пять фирм, существует и «мягкая» олигополия, когда основную часть продукции выпускают 10 и более фирм. Различают чистую и дифференцированную олигополию. Предприятия - чистые олигополисты производят однородный стандартизованный продукт (металлы, цемент, бензин, продукция химической промышленности и др.). Дифференцированные олигополисты производят продукцию многообразного ассортимента, в первую очередь это товары потребительского назначения - автомобили, холодильники, электробытовая техника, ковры, хрусталь, а также строительные материалы и др.
Для олигополии характерны следующие черты:
1. Немногочисленность фирм в отрасли, когда несколько фирм могут контролировать основную часть рынка, производя как однородную, так и дифференцированную продукцию.
2. Высокие барьеры для входа в отрасль.
3. Большая взаимозависимость фирм - олигополистов друг с другом как по цене, так и по выпуску продукции.
4. Контроль над ценой или ограниченный, или значительный при сговоре конкурирующих фирм.
Олигополия — преобладающая рыночная структура современной экономики, поскольку на ее долю приходится большая часть производимой продукции.
В краткосрочном периодефирма- олигополист способна удерживать цену на свою продукцию. Это объясняется предварительной готовностью фирмы к возможному падению или увеличению спроса. Известно, что, согласно закону убывающей отдачи, по мере ввода в производство дополнительных единиц переменного фактора средние переменные издержки AVC сначала падают, достигая своей минимальной величины, а затем увеличиваются. Это верно, если считать постоянный фактор (капитал) неделимым. Однако фирма-олигополист готова (и имеет возможность) изменять (законсервировать или ввести) в соответствии с изменившимся спросом некоторое количество отдельных фиксированных ресурсов - станков, машин, оборудования, запасов и др. Одновременно она может изменить и количество переменного фактора (труда), оставляя при этом величину, его изменения на единицу продукции постоянной. Поэтому фирма-олигополист обычно имеет L -образную кривую AVC, совпадающую с кривой МС (рис.).
Можно сказать, что в краткосрочном периоде наблюдается постоянная отдача от масштаба производства при изменении выпуска продукции с величины отрезка от А до В. В этом периоде олигополист на основе изучения рынка определяет свою нормальную кривую спроса, с учетом которой уточняет, какой объем товара можно реализовать по соответствующей цене.
Зная потенциальный спрос, фирма готовит факторы производства с учетом возможных изменений спроса. «Нормальная» кривая спроса для определения первоначальной «нормальной» цены товара PN (рис. а), которая в случае изменения спроса D1 или D2 (рис. б) не меняется, а изменяется только объем продукции.
Олигополист, как и другие фирмы несовершенной конкуренции, максимизирует свою прибыль, когда соблюдается равенство MR=MC, при этом кривые AVC и МС совпадают. Значения цены PN и объема выпуска QA находятся по точке А, на пересечении MR и МС (AVC).
Олигополия в долгосрочном периоде. В долгосрочном периоде действия фирмы-олигополиста определяются реакцией и ответным действием конкурирующих фирм. Зависимость поведения каждой фирмы-олигополиста от реакции конкурентов называют олигополистической взаимосвязью.Характерной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
Всеобщая взаимозависимость проявляется и в условиях обострения конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается договоренность с другими олигополистами и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную.
Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война. Ценовая война — это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен имеет, однако, свои пределы.
Ввиду малочисленности фирм, поведение одной из них может вызвать самую различную реакцию (в том числе и непредсказуемую) у фирм-конкурентов. Более того, такая реакция самым непосредственным образом скажется на рыночной позиции данной фирмы. Поэтому олигополист должен строить свое поведение на рынке, опираясь не только на собственные цели, на данные рыночной конъюнктуры, но и на результаты прогноза ответного поведения конкурентов.
Олигополистические фирмы должны одновременно принимать целый ряд решений, в частности: сколько продукта производить, какую установить цену, в каких масштабах осуществлять рекламу, вводить ли и когда именно новый продукт на рынок и т.д. Все это делает процесс принятия решений очень трудным. В этой связи теоретический анализ поведения фирмы в условиях олигополии представлен оценкой нескольких типичных ситуаций. В экономической теории на сегодняшний день существует достаточно большое количество моделей, объясняющих олигополию.
Модель сговора.Множество фирм в условиях совершенной или монополистической конкуренции не могут прийти к соглашению и ведут между собой острую борьбу преимущественно в области цен. В отличие от них 2 - 4 фирмы-олигополиста могут напрямую договориться о совместной стратегии и тактике, установить выгодные каждому партнеру цены и поделить рынок между собой, определив оптимальный размер отраслевого предложения и долю каждого участника в отраслевом производстве. В этом случае рынок превращается в подобие чисто монополистического, при котором общий объем отраслевой прибыли увеличивается