Анализ объема производства, ассортимента и структуры выпуска продукции

 

Объем производства и реализации продукции выражается в:

· натуральных показателях – используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции;

· условно-натуральных показателях – применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, тысяча условных банок, количество условных ремонтов, условные пары обуви, и т.д.;

· стоимостных показателях.

Нормативные трудозатраты – для обобщенной оценки объемов выпуска продукции – в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.

Объем реализации продукции определяется либо по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах.

Этапы анализа:

1. Изучение динамики выпуска и реализации продукции, расчет базисных и цепных темпов роста и прироста по формулам (2.1) и (2.2):

а) базисный

(2.1)

б) цепной

, (2.2)

– уровень сравниваемого периода; - уровень базисного периода; – уровень непосредственно предшествующего периода.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по формуле среднегеометрической (2.3):

 

(2.3)

 

2. Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год).

 

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

· определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

· оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

· изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

· оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом (2.4):

 

В расчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового (планового, прошлого периода).

Для характеристики интенсивности структурных преобразований на предприятии можно использовать коэффициент структурной активности,который рассчитывается по формуле (2.5):

где – изменение удельного веса i-ro вида (номенклатурной группы) продукции в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период; n – число номенклатурных групп (видов) продукции.

Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции (2.6):

где ВП – стоимость валового выпуска продукции; VВПобщ – общий объем выпуска продукции в натуральном или условно-натуральном выражении; – удельный вес i-ro вида продукции в общем объеме производства; – цена i-ro вида продукции.

 

Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.