Важнейшие функции публичного администрирования в сфере экономики

Anthropological materialism

Ludwig Andreas von Feuerbach

Georg Wilhelm Friedrich Hegel

Friedrich Wilhelm Joseph von Schelling

Johann Gottlieb Fichte

(1762-1814)

Self-awareness is the awareness (осознание) that one exists as an individual being.

Subject (I) is the only one who is real and absolute. All other world including the nature world, is a product of activity of “Me

Me = Me

Me = not Me

Me = synthesis of Me and not Me (self-identity)

Fichte stands on the position of subjective idealism. Fichte rejects “thing in itself”, replacing it with “not-Me” (nature) that exists within “I”. Nature is a sensuous nature of man.

(1775-1854)

We can distinguish four periods of his philosophy:

1. natural-philosophical,

2. transcendental idealism (Nature is derived from the subjective-idealistic beginning),

3. philosophy of identity of nature and spirit

4. philosophy of revelation (откровение).

Everything that exists, according to Schelling is an absolute.

In the fourth period, Schelling moves to the position of Theosophy, combining philosophy, mythology and religion.

 

(1770-1831)

Hegel has compiled (обобщил) many rational ideas of classical German philosophy in the field of dialectics

Hegel criticized the subjective idealism of Fichte and Kant’s agnosticism, saying that the world is knowable and there is no knowable “things in itself”.

Hegel takes Absolute idea as a beginning, which goes through three stages:

• Logical idea (before the creation of nature);

• Nature;

• Spirit.

Idea also passes through three stages:

1. subjective spirit (individual consciousness);

2. objective spirit (right, moral, morality) and

3. absolute spirit (art, religion, philosophy).

Thesis – antithesis – synthesis

(1804-1872)

He is the only representative of materialism in German classical philosophy.

Feuerbach criticized idealism or religion, has developed a materialistic doctrine of the nature of knowledge and man.

Idealism is a rationalized religion. Philosophy should be transformed into doctrine of man, anthropology. Feuerbach regarded human as natural, physiological being, who is located out of history.

Thinking can not create matter, otherwise, matter itself generates consciousness.

God is the alienated (отчужденный) essence of man.

But Feuerbach wanted to create a religion of love. Feuerbach called his philosophy as philosophy of future.

 

1. Публичное администрирование и экономика

2. Государство как гарант обеспечения условий для предпринимательской деятельности

3. Корпоративная власть и публичное администрирование в добровольных объединениях

4. Ответственность в публичном администрировании

Литература

 

Державне управління . – А.Мельник

Чиркин В.Е. Публичное управление

Шамхалов Фелкс . Государство иэкономика

 

 

1. Трансформация социально-экономической системы в сторону социализации и гуманизации обусловливает изменение представлений о параметрах эффективности развития. Ориентация на экономическую эффективность дополняется необходимостью согласования с целями социальной справедливости и устойчивости. Данные трансформации находят свое отражение в изменении принципов и механизмов управления. Автоматическое (недискреционное) управление расширяется за счет внедрения новых и расширения масштабов действующих механизмов встроенной стабильности: систем социальных трансфертов, стабилизационных фондов. Данное обстоятельство изменяет требования к организации публичного управления, которое переориентируется на долгосрочный анализ эффективности реализуемых социальных программ и на учет в управлении «интересов» гражданского общества. Оценки эффективности управления становятся комплексными и многоаспектными, усиливается их социальная составляющая.

Одной из главных задач управдения является выявление взаимосвязи между этапами трансформации социально-экономической системы, механизмами, принципами публичного управления и интегральными показателями социально-экономического развития, направленными на обеспечение возможности адекватной оценки эффективности управления. Трансформация представлений о социально-экономическом развитии общества. За последние 200 лет социально-экономическая система ведущих стран мира претерпела существенные изменения. Параллельно изменялись концептуальные подходы и к механизмам управления, и к оценкам эффективности развития данной системы

Трансформацию системы, а также ключевых показателей оценки ее развития и форм

управления можно представить следующим образом:

1. Рыночная экономика свободной конкуренции (индустриальная эпоха), XIX – первая

треть XX вв. Начало эпохи связано с переходом от натурального хозяйства к формированию урбанизированного образа жизни. Данный этап характеризуется преобладанием частного интереса над общественным (реализация общественного интереса через «невидимую руку рынка»); господством микроэкономического анализа в экономической науке; отношением к человеку не как к цели, а как к средству общественного развития; доминированием индивидуалистической концепции общественного благосостояния с ориентацией на достижение экономической эффективности. Происходит постепенное распространение систем государственного социального страхования в странах Европы: Германии, Италии, Великобритании, Швеции. Категория «экономических стабилизаторов» в экономической науке еще не сформировалась, но данные механизмы отдельными странами частично использовались (система прогрессивного налогообложения, система страхования по безработице.)

 

Развитие науки управления происходило за счет усиления практико-ориентированного подхода. В работе Вудро Вильсона «Изучение администрирования» в 1887 году вводится понятие «публичная администрация» (public administration).

 

2. Социально-ориентированная рыночная экономика (государство всеобщего благоденст-

вия), 30-70-е гг. XX века. «Кейнсианская революция» ознаменовалась утверждением макроэкономического подхода в экономической науке. Центральное место в политике общественных расходов стали занимать вопросы социальной политики, обеспечения социальной стабильности, выравнивания доходов, недопущения резкой имущественной поляризации общества. Развитие получил программно-ориентированный метод финансирования целевых программ – государственных программ развития социально-культурных отраслей, пенсионного обеспечения и жилищного строительства. Посткейнсианская идея экономических «встроенных» стабилизаторов (управляющих параметров, призванных автоматически сглаживать амплитуду циклических колебаний) была дополнена ортолиберальной идеей социальных стабилизаторов, обеспечивающих управление дифференциацией населения по доходам. Образование в области публичного управления было переориентировано на выработку компетенций, связанных с администрированием общественных работ. Появились подходы в области публичного управления, основанные на анализе альтернативности структурных реформ и смещении акцентов на «человеческие» аспекты управления»

Социально-ориентированная экономика устойчивого развития, формирующаяся с 80-х

гг. XX века. Международная комиссия по окружающей среде и развитию, учрежденная Генеральной Ассамблеей ООН в 1983 г., обозначила необходимость в новом типе развития, обеспечивающем экономическое благосостояние нынешнего и будущих поколений, наряду с охраной ресурсов окружающей среды, от которых полностью зависит развитие. В докладе Комиссии Генеральной Ассамблее ООН 1987 года выдвинута новая концепция устойчивого развития как альтернатива развитию, основанному на неограниченном экономическом росте. В экономической науке распространение получил институциональный подход, уделяющий внимание теоретико-игровому анализу «корпоративности» экономической и политической власти. Институциализация граждан-

ского общества и экономики, развитие добровольно-общественных, некоммерческих институтов усиливает социальную ответственность как частных (рыночных), так и государственно-бюрократических структур. Стабилизационные экономические и социальные механизмы преобразовываются за счет внедрения различных долгосрочных резервных финансовых и экологических фондов. Оценка эффективности государственных программ становится неотъемлемым элементом их реализации. В США появляется новое поколение теоретиков публичного управления, исследующих взаимосвязь системы государственных услуг с полномочиями граждан и организаций гражданского общества, акцентирующих внимание на результативности управления, на партнерстве и кооперации государства и бизнеса [6, с.73]. Теория публичного управления на современом этапе рассматривает людей как активных участников (собственников) управления.

2. Предпринимательство — неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого — свободная конкуренция.
Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника своего процветания.


Государство осуществляет поддержку предпринимательства следующим образом:

-путем создания субъектам предпринимательства условий для эффективной внешнеэкономической деятельности;

- информационным обеспечением субъектов бизнеса;

- путем оказания помощи в материальном обеспечении и сбыте продукции предпринимателей;

- путем подготовки кадров для сферы предпринимательства и др.

Предпринимательство выполняет важную общественную функцию и государство должно содействовать его развитию. Государство не вмешивается в предпринимательскую деятельность за исключением установления налогов, процентов по государственным кредитам, правил ценообразования, валютных курсов, экономических санкций. Если государственный или иной орган издает акт, нарушающий права предпринимателей и противоречащий законодательству, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе обратиться в суд с иском о признании такого акта недействительным.

Переход к рыночным отношениям требует новой правовой основы хозяйственной деятельности. В ряде законов, регулирующих рыночные отношения, появились такие термины как «предпринимательство», «предпринимательская деятельность». Конституция Украины впервые закрепила за каждым право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом (ст.42 Конституции). Однако деятельность по изготовлению и реализации наркотических средств, оружия и взрывчатых веществ, а также по изготовлению ценных бумаг и денежных знаков осуществляется только государственными предприятиями (ст.4 Закона «О предпринимательстве»). Для осуществления некоторых других видов деятельности требуется специальное разрешение (лицензия), которое выдается Кабинетом Министров Украины или иным уполномоченным органом. Закон Украины «О предпринимательстве» определяет также правовые, экономические и социальные основы предпринимательской деятельности. Некоторым лицам занятие предпринимательской деятельностью прямо запрещено законом (ст.2 Закона «О предпринимательстве»). К таким лицам относятся: военнослужащие, должностные лица прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, органов государственной власти и управления, осуществляющих контроль за деятельностью предприятий. Лица, которым по решению суда запрещено заниматься какой-либо деятельностью, могут быть зарегистрированы в качестве предпринимателей по истечении срока запрета, определенного судом.

 

 

3.