Расходы, признаваемые без учета главы 25
Порядок определения расходов
Порядок определения доходов
Для организаций ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения действует единый порядок признания доходов, согласно общему правилу доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки. Датой получения доходов признается день получения денежных средств или иного имущества, в состав доходов включается:
- доход от реализации товаров, работ, услуг, имущества и имущественных прав;
- внереализационные доходы.
Они определяются в порядке, установленном для расчета налога на прибыль (ст. 249,250 гл. 25 НК).
Необходимо учитывать, что не все поступления признаются доходами, так как доходы, учитываемые организацией, определяются в соответствии с главой 25 НК, то и перечень доходов, неучтенных при налогообложении, определен гл. 25 ст. 251:
- получение целевого финансирования;
- имущество, полученное по договору комиссии;
- имущество, полученное в форме залога или уставного капитала;
- полученные кредиты и займы.
Порядок определения расходов также одинаков для организаций и ИП. Перечень расходов, которые можно признать при упрощенной системе налогообложения является закрытым, все расходы условно можно поделить на 2 группы.
Расходы, признаваемые без учета главы 25 НК | Расходы, признаваемые с учетом главы 25 НК |
1)расходы на приобретение ОС и НМА 2)сумма НДС по приобретенным товарам, работам, услугам 3) сумма налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством 4) расходы в виде арендных или лизинговых платежей 5) расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию 6) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации | 1) материальные расходы 2) расходы на оплату труда и выплату пособий по временной нетрудоспособности 3) расходы на обязательное страховании работников и имущества 4) расходы в виде процентов по заемным средствам 5) расходы на командировки 6) расходы на бухгалтерские, аудиторские, юридические и др. услуги. |
1) Порядок признания расходов на приобретение ОС и НМА
порядок зависит от времени их приобретения до перехода на упрощенную систему налогообложения или после. Если ОС приобретены после перехода на упрощенную систему налогообложения, то расходы признаются в последний день того отчетного периода, в который эти объекты были введены в эксплуатацию при условии оплаты поставщикам ОС и НМА, расходами признаются ПС ОС и НМА. В бухгалтерском учете первоначальная стоимость – это покупная цена + НДС в налоговом учете. ПС = покупная цена без НДС; если ОС и НМА были приобретены до перехода на упрощенную систему налогообложения, порядок учета расходов зависит от срока полезного использования объектов:
- до 3-х лет включительно: на расходы списывается 100% остаточной стоимости по данным налогового учета за 1 год применения упрощенной системы налогообложения, списывается поквартально равными долями
- 3-15 лет включительно: на расходы списывается за 1 год – 50% остаточной стоимости, за 2 год – 30% остаточной стоимости, 3 год – 20 % остаточной стоимости.
Например, по данным налогового учета на период перехода организации с общего режима на упрощенную систему налогообложения первоначальная стоимость составила 70000 руб.
Сумма начисленной амортизации – 10000 руб.
За первый год: 50% * 60000 = 30000
за второй год: 30% * 60000 = 48000
за третий год: 20% * 60000 = 12000.
- свыше 15 лет расходы признаются равномерно в течении 10 лет применения упрощенной системы налогообложения
ПС = 70000 руб.
Остаточная стоимость = 60000 в течение 10 лет ежегодно по 6000 руб.
В течение года расходы признаются ежегодно поквартально в последующий день отчетного периода. В случае реализации ОС приобретенных после перехода на упрощенную систему налогообложения до истечения 3-х лет с момента их приобретения, а по ОС со срока полезного использования свыше 15 лет до истечения 10 лет с момента их приобретения налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими ОС с начала приобретения до даты реализации с учетом главы 25 НК и уплатить дополнительно сумму налога и пени.
Пример: организация, применяющая УСНО с 01.01.2007 и выбравшая в качестве объекта налогообложения «доходы-расходы» 12 января приобрела и ввела в эксплуатацию ОС со сроком 37 месяцев, при этом расход на приобретение объекта ОС составили 30000 руб. без НДС. По итогам 1 квартала доходы составили 450000 руб., расходы 350000 руб. без учета расходов на приобретение ОС. По итогам полугодия доходы составили 800000 руб. без учета доходов от реализации ОС, расходы – 600000 без учета расходов на приобретение ОС.
29 апреля организация реализовала ОС на 28000 руб. без НДС
1. Расходы на приобретение ОС 1 квартала = 30000 руб.
2. расходы всего 1 квартал = 350000+30000=380000 руб.
3. НБ 1 кв.=450000-380000=70000 руб.
4.Сумма налогов=70000 * 15% = 10500 руб.
5. 29 апреля реализация ОС – пересчет
сумма амортизации за время использования ОС (февраль-апрель)
сумма амортизации 1 квартал(февраль-март)= (30000*2)/37=1621,62 руб.
сумма амортизации 2 кв.(апрель) = (30000/37)* 1= 810,81 руб.
сумма амортизации = 1621,62 + 810,81 руб.=2432,43 руб.
6. Сумма расхода пересчитанного за 1 кв. = сумма расхода за 1 кв. – сумма расхода на приобретение + амортизация 1 кв.= 380000-30000+1621,62=351621,62 руб.
сумма расхода за 2 кв.= 600000 +2432,43= 602432,43
НБ пересчитанная за 1 кв. = 450000-351621,62=98378,38 руб.
Сумма налогов = 98378,38 * 15% =1477
сумма доплаты=1477-10500=4257(25.04)
Доплатили 2 мая 2007 года
Сумма пени= 7дней * 1/300 *10% *4254 =9,93
2 кв. НБ= 800000+28000-602432,43=225567,57 руб.
сумма налога = 22567,57 * 15% = 33835 руб.
сумма налога к уплате = 3835-14757=19078
2.Порядок признания расходов в виде арендных и лизинговых платежей. Часто арендные платежи осуществляются в форме предоплаты за один или несколько месяцев. При этом следует учитывать, что в качестве расхода могут быть учтены уплаченные организацией суммы за фактическое использование арендованного имущества.
3. Расход в виде НДС по приобретении товаров, работ, услуг.
НДС списывается на расходы только по тем товарам, работам и услугам, которые уже отнесены на расходы отчетного периода, то есть списаны.
2. Расходы, которые признаются с учетом норм 25 Главы:
1. Материальные расходы
Состав материальных расходов определен статьей 254 НК РФ (25 глава). Материальные расходы признаются при выполнении двух условий:
1) отпуск сырья и материалов в производство;
2) оплата списанных в производство ценностей.
Согласно письму Минфина РФ от 23.05.2007 № 03-11-0412\137 расходы по приобретению материалов принимаются при условии, что материалы оплачены и списаны в производство независимо от факта оплаты ГП покупателю.
Необходимо выбрать один из методов списания оценки материальных расходов ФИФО, средняя себестоимость, который закрепляется в учетной политике.
2. Расходы на оплату труда и выплату пособий по временной нетрудоспособности (определяется статьей 255)
Расходы на оплату труда включают в себя как вознаграждение за выполненную работу (оклад, премия), так и иные выплаты, в том числе стимулирующего и компенсирующего характера. Они должны быть предусмотрены трудовым договором, кроме того для учета расходов премий необходимо положение о премировании и ссылка на него в трудовом договоре.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности применяется с учетом следующих особенностей, вытекающих из ФЗ от 31.12.2002 № 190-ФЗ об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у ИП, применяемых специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан.
Согласно статье 2 Закона граждан, работающим по трудовым договорам, заключенных с организациями или предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, либо являющимися плательщиками ЕНВД или Единого сельскохозяйственного налога пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет следующих источников:
1) за счет средств работодателя за первые 2 дня больничного и в части суммы пособия, превышающего 1 МРОТ.
Сумма пособия:
- за счет средств работодателя
1. первые 2 дня больничного
2. свыше 1 МРОТ
-за счет средств ФСС
1. в пределах 1 МРОТ за полный календарный месяц.
Таким образом, в расходы можно включить только ту часть пособия, выплаченную работнику, которая оплачивается за счет средств самого работодателя.
а) Расчет больничного:
В октябре 2008 года один из сотрудников предприятия был на больничном 14 дней, из них 10 дней рабочих, средняя месячная заработная плата работника составляет тысяч рублей, определить сумму пособия и сумму, которая будет учтена в расходах предприятия.
Сумма пособия = (5000/31 день) * 14 дней = 2258,06
Первые два дня оплачиваются работодателем.
Сумма пособия за 2 дня = (2258,06/14 дней) * 2 дня = 322,58.
Сумма пособия за 1 дней = 2258,06 - 322,58 = 1935,48.
МРОТ =4330
(4330\31) * 14 = 1955,48 (максимальная сумма, которую оплачивает ФСС за 14 дней. За счет средств ФСС - 1955,48
расход предприятия – 322,58
б) Средняя месячная плата составила 10 тысяч рублей
(10000/31)/14 = 4516,13
Сумма пособия за 2 дня (4516,13/14) * 2 дня = 645,16
Сумма пособия за 12 дней = 4516,13 – 645,16 = 3870,97
За счет средств в ФСС – 1955,48
За счет работодателя 3870,97 – 1955,48 = 1915,48 руб.
В соответствии со статьей 3 ФЗ работодатели, применяющие специальный налоговый режим могут уплачивать страховые взносы на социальное страхование работнику по тарифу 3 % НБ, исчисленной в соответствии с главой 24 НК ЕСН. В этом случае выплата пособий работникам осуществляется полностью за счет средств ФСС, за исключением первых 2 дней больничного.
3) Прочие расходы, учитываются по нормам главы 25.
Не все расходы могут быть учтены в полной сумме. Некоторые из них учитываются в пределах норм, установленных главой 25 и другими нормативными документами. К числу таких расходов относятся расходы по оплате % за пользование заемными средствами, расходы на рекламу, на добровольное страхование работников и другое. По таким расходам необходимо вести дополнительные налоговые регистры.