Социальная фасилитация
Влияние группы
Групповое влияние включает в себя несколько феноменов.
Современное значение – усиление доминантных реакций в присутствии других:хорошо знакомые задания вы будете выполнять лучше, «электрезуясь» от присутствия других. А вот выполнение того, что вы считали трудным, в этих условиях может оказаться вообще невозможным. Что же именно в других людях заставляет нас возбуждаться? Сам факт присутствия? Существуют доводы в пользу трех возможных факторов.
1. Присутствующие (студенты, коллеги) заставляют нас беспокоиться, поскольку мы не знаем, как они нас оценивают. Боязнь оценки –обеспокоенность тем, как нас оценивают другие.
2. Когда человек беспокоится о том, как оценивают его другие, он отвлекается. Этот конфликт между вниманием к другим и вниманием к задаче перегружает когнитивную систему и вызывает возбуждение.
3. Присутствие других может оказаться в какой-то степени возбуждающим, даже когда нас не оценивают и наше внимание ничем не отвлекается.
Социальная фасилитация обычно проявляется в том случае, когда люди стремятся к достижению индивидуальных целей и когда их усилия могут быть оценены индивидуально.
3.2. Социальная леность
Социальная леность– тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.
В условиях групповых действий люди склонны быть «зайцами». «Зайцы»–люди, получающие какую-либо выгоду от группы, но мало дающие взамен. Групповая ситуация уменьшает боязнь оценки.
Когда люди не отвечают за конечный результат и не могут оценивать свой собственный вклад, их личная ответственность распределяется между всеми членами группы. Напротив, в экспериментах по социальной фасилитации люди в большей мере подвергаются оценке со стороны. Оказавшись в центре внимания, они добросовестно контролируют свое поведение.
Таким образом, действует один и тот же принцип: когда наблюдение увеличивает боязнь оценки, результатом будет социальная фасилитация, когда же затерянность в толпе уменьшает боязнь оценки, результатом будет социальная леность.
Социальная леность возникает и в ситуации, когда вознаграждение делится поровну, независимо от личного вклада, каждый из участников получает большее вознаграждение на единицу своих усилий, если он паразитирует. Таким образом, у людей может возникнуть мотивация бездельничать, если их вклад не оценивают и не вознаграждают в индивидуальном порядке.
Социальное паразитирование встречается тогда, когда люди работают в группе и без индивидуальной ответственности. Исключением является ситуация, когда задача вызывающе трудна и увлекательна, а члены группы дружны между собой. В случае трудной и интересной задачи, люди могут воспринимать собственный вклад как незаменимый. Когда люди считают других членов своей группы ненадежными или неспособными к продуктивной деятельности, они работают интенсивнее.
Группы намного меньше бездельничают, если их члены – друзья. Сплоченность группы усиливает старания.
3.3. Деиндивидуализация
Деиндивидуализация– утрата самоосознания и боязни оценки, возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.
В определенных групповых ситуациях люди склонны к тому, чтобы отбросить нормальные ограничения, утратить чувство индивидуальной ответственности, ощутить то, что называется«деиндивидуализацией». В каких обстоятельствах возникает это психологическое состояние?
1. Большая группа способна не только возбуждать своих членов, но и обеспечивать их анонимность. (Участники уличных беспорядков, ставшие обезличенной толпой, не стесняются грабить.).Поведение студентов на вечерах и дискотеках тоже объясняется этим феноменом.
Поскольку «так делали все», то и свое поведение каждый объясняет сложившейся ситуацией, а не собственным свободным выбором.(Обезличенность в больших городах сама по себе означает анонимность и предусматривает нормы поведения, разрешающие вандализм).
2. Физическая анонимность усиливает эффект деиндивидуализации. Анонимность пробуждает интимность и игривость (маски на карнавале, поцелуи молодежи в темном кинозале).
3. Возбуждающие и отвлекающие занятия(скандирование на дискотеке или концертах).
4. Ослабленное самоосознание.Обстоятельства, понижающие самоосознание (алкогольное опьянение), соответственно, повышают деиндивидуализацию.
Деиндивидуализация, наоборот, снижается в обстоятельствах, повышающих самоосознание: перед зеркалами и камерами, в маленьких поселках, на ярком свете, при ношении именных табличек или нестандартной одежды, при отсутствии отвлекающих внимание стимулов, в необычной обстановке.
Когда юноша идет на вечеринку, хорошее родительское напутствие могло бы звучать примерно так: «Желаю тебе приятно провести вечер, и не забывай, кто ты такой». Другими словами, наслаждайся пребыванием в группе, но не утрачивай самоосознания, не поддавайся деиндивидуализации.