Социальная фасилитация

Влияние группы

Групповое влияние включает в себя несколько феноменов.

 

Современное значение – усиление доминантных реакций в присутствии других:хорошо знакомые задания вы будете выполнять лучше, «электрезу­ясь» от присутствия других. А вот выполнение того, что вы считали труд­ным, в этих условиях может оказаться вообще невозможным. Что же именно в других людях заставляет нас возбуждаться? Сам факт присутствия? Су­ществуют доводы в пользу трех возможных факторов.

1. Присутствующие (студенты, коллеги) заставляют нас беспокоить­ся, поскольку мы не знаем, как они нас оценивают. Боязнь оценкиобеспокоенность тем, как нас оценивают другие.

2. Когда человек беспокоится о том, как оценивают его другие, он отвлекается. Этот конфликт между вниманием к другим и вниманием к за­даче перегружает когнитивную систему и вызывает возбуждение.

3. Присутствие других может оказаться в какой-то степени возбуж­дающим, даже когда нас не оценивают и наше внимание ничем не отвлека­ется.

Социальная фасилитация обычно проявляется в том случае, когда лю­ди стремятся к достижению индивидуальных целей и когда их усилия могут быть оценены индивидуально.

 

3.2. Социальная леность

Социальная леность– тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.

В условиях групповых действий люди склонны быть «зайцами». «Зайцы»люди, получающие какую-либо выгоду от группы, но мало дающие взамен. Групповая ситуация уменьшает боязнь оценки.

Когда люди не отвечают за конечный результат и не могут оценивать свой собственный вклад, их личная ответственность распределяется между всеми членами группы. Напротив, в экспериментах по социальной фасили­тации люди в большей мере подвергаются оценке со стороны. Оказавшись в центре внимания, они добросовестно контролируют свое поведение.

Таким образом, действует один и тот же принцип: когда наблюдение увеличивает боязнь оценки, результатом будет социальная фасилитация, когда же за­терянность в толпе уменьшает боязнь оценки, результатом будет социальная леность.

Социальная леность возникает и в ситуации, когда вознаграждение делится поровну, независимо от личного вклада, каждый из участников получает большее вознаграждение на единицу своих усилий, если он пара­зитирует. Таким образом, у людей может возникнуть мотивация бездельни­чать, если их вклад не оценивают и не вознаграждают в индивидуальном порядке.

Социальное паразитирование встречается тогда, когда люди работают в группе и без индивидуальной ответственности. Исключением является ситуация, когда задача вызывающе трудна и увлекательна, а члены группы дружны между собой. В случае трудной и интересной задачи, люди могут воспринимать собственный вклад как незаменимый. Когда люди считают других членов своей группы ненадежными или неспособными к продуктивной деятельности, они работают интенсивнее.

Группы намного меньше бездельничают, если их члены – друзья. Сплоченность группы усиливает старания.

3.3. Деиндивидуализация

Деиндивидуализация утрата самоосознания и боязни оценки, возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.

В определенных групповых ситуациях люди склонны к тому, чтобы отбросить нормальные ограничения, утратить чувство индивидуальной от­ветственности, ощутить то, что называется«деиндивидуализацией». В ка­ких обстоятельствах возникает это психологическое состояние?

1. Большая группа способна не только возбуждать своих членов, но и обеспечивать их анонимность. (Участники уличных беспорядков, ставшие обезличенной толпой, не стесняются грабить.).Поведение студентов на вечерах и дискотеках тоже объясняется этим феноменом.

Поскольку «так делали все», то и свое поведение каждый объясняет сложившейся ситуацией, а не собственным свободным выбором.(Обезличен­ность в больших городах сама по себе означает анонимность и предусмат­ривает нормы поведения, разрешающие вандализм).

2. Физическая анонимность усиливает эффект деиндивидуализации. Анонимность пробуждает интимность и игривость (маски на карнавале, по­целуи молодежи в темном кинозале).

3. Возбуждающие и отвлекающие занятия(скандирование на дискотеке или концертах).

4. Ослабленное самоосознание.Обстоятельства, понижающие самоосознание (алкогольное опьянение), соответственно, повышают де­индивидуализацию.

Деиндивидуализация, наоборот, снижается в обстоятельствах, повышающих самоосознание: перед зеркалами и камерами, в маленьких поселках, на ярком свете, при ношении именных табличек или нестандартной одежды, при отсутствии отвлекающих внимание стимулов, в необычной обстановке.

Когда юноша идет на вечеринку, хорошее родительское напутствие могло бы звучать примерно так: «Желаю тебе приятно провести вечер, и не забывай, кто ты такой». Другими словами, наслаждайся пребыванием в группе, но не утрачивай самоосознания, не поддавайся деиндивидуализа­ции.