Понятие группы
Феноменология психологии групп
ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП
Педагогическое общение реализуется через общение с учебной группой, которая является неотъемлемой частью любого образовательного учреждения. В этой группе складываются сложные подчас противоречивые отношения, которые влияют и на успешность обучения, и на взаимоотношения преподавателя со студентами (В.П. Дуброва).
Чтобы понять, как может воздействовать коллектив, т.е. определенная социальная группа, на индивидуальность, надо проникнуть вглубь сложной социально-психологической структуры студенческой группы. Тогда мы поймем, как формируется общественное мнение группы, которое опирается на сложившиеся групповые ценности, а они бывают очень разными, но именно через формирование групповых ценностей можно прийти к лучшим результатам в педагогическом воздействии и выдвижении лидеров на роль старосты, а также организации самоуправления студенческой группы. Сначала попробуем определить, что же такое социальная группа.
Группа – звено системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу») межличностных контактов, развитие которых ведет далее к обретению группой разнообразных социально-психологических характеристик (Р.Л. Кричевский, Е. М. Дубовская, 1991).
Признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений описываются через ее структурные, динамические и феноменологические характеристики.
Эта общность обладает рядом существенных признаков:
1) внутренней организацией, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций;
2) групповыми ценностями, на основе которых развивается социальное чувство общности, выражаемое словом «мы», а также формируется общественное мнение группы;
3) собственным принципом обособления, отличающим ее от других, «чужих» групп;
4) групповым давлением, т.е. воздействием на поведение членов группы;
5) общими целями и задачами деятельности;
6) стремлением к устойчивости благодаря механизмам отношений, возникающим между людьми в ходе решения групповых задач;
7) закреплением традиций.
Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, на которую влияют несколько факторов.
1. Статусно-ролевые отношения,отражающие систему взаимосвязей, складывающихся в группе. Каждый студент занимает определенное положение в своей группе: по вертикали – руководство (староста, например, в своей группе), и подчинение (условно подчиненный для преподавателя); по горизонтали – сотрудничество (со своими однокурсниками). Это отражается в статусе каждого члена группы,
2. Деловая характеристика или интеллектуальный потенциал группы,который измеряется успехами в учебе,
3. Половозрастной состав.Сочетание парней и девушек в студенческой группе является благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата. Это связано с тем, что особенности мужской и женской психологии откладывают свой отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений.
Женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты.
Мужские группы более жестки, иногда даже жестоки, рациональны, но и ригидны, прагматичны, имеют тенденцию к деловым и престижным конфликтам.