Общение как восприятие людьми друг друга.

Перцептивная сторона общенияоциальная перцепция) означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимоотношений и взаимопонимания (Т.Д. Творогова).

Социальная перцепция включает в себя восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном Я (Я-концепция).

Таким образом, в ходе социальной перцепции осуществляется:

1) эмоциональная оценка другого;

2) попытка понять причины его поступков;

3) прогнозирование его поведения;

4) построение собственной стратегии поведения.

Взаимопонимание может бить истолковано как понимание целей, мотивов, установок партнера. Оно включает также принятие, разделение этих целей и установок, что приводит к установлению особого рода отношений: близости, выраженной в чувствах симпатии, дружбы, любви.

Эффективность взаимодействия может быть разработана на основе взаимопонимания. При этом тактика определяется непосредственным представлением о партнере. Необходимо также выяснить: как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представления о партнере, и как то и другое проявляется в принятии совместного решения.

Благодаря механизму контроля действий личности тем представлением о ней, которое складывается у окружающих, происходит формирование личности во взаимодействии с другими личностями (М. Мид).

Выделяют четыре основных функции социальной перцепции:

1) познание себя;

2) познание партнера по общению;

3) организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

4)установление эмоциональных отношений.

В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные и поло-ролевые различия. Так, выявлено, что внутренние психологические и социальные установки субъекта восприятия как бы «запускают» определенную схему социальной перцепции (например, врач воспринимает каждого человека как потенциально больного).

На что, прежде всего, обращают внимание люди, оценивая партнера по общению? К таким, наиболее существенным свойствам наблюдаемого можно отнести:

– выражение его лица (мимику);

– способы выражения чувств (экспрессию);

– жесты и позы, походку;

– внешний вид (одежду, прическу);

– особенности голоса и речи.

Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.

1. Механизмы познания и понимания людьми друг друга.

Идентификация – способ познания другого человека, при котором предложение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. При этом происходит уподобление себя другому, познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Это один из самых простых способов понимания другого человека. Идентификация тесно связана с эмпатией.

Эмпатия – эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Она основана на умении правильно представить, что происходит внутри другого, что он переживает, как оценивает окружающий мир. При этом эмпатия предполагает не рациональное осмысление проблемы другого человека, а стремление и способность эмоционально откликнуться на его проблемы.

Аттракция (привлечение) – форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Понимание партнера по общению здесь возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

2. Механизмы познание самого себя в процессе общения.

Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.

3. Механизмы прогнозирование поведения партнера по общению.

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности:

– причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам;

– характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии (оценка будет различна в случаях, если он был участником соучастником или наблюдателем);

– по мере роста значимости случившегося, испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной.

Пытаясь определить другого человека на основании своих первых впечатлений мы часто ищем причину его поведения либо во внутренних склонностях этого человека, либо в элементах ситуации, в которой он оказался. Так успех студентки на экзамене можно приписать либо ее умственным способностям и упорной работе, либо легкости экзамена и наличию шпаргалок.

Если в различных ситуациях человек ведет себя одинаково и не так как большинство людей, то мы склонны приписывать его поведение внутренним причинам. Если же в различных ситуациях человек ведет себя по-разному, так же как и большинство людей, то мы объясняем его поведение внешними причинами. По мнению Келли (1967), так мы расшифровываем агрессивное, дружеское, любовное и прочее поведение окружающих нас людей.

Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема «запускается» определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы: превосходства, привлекательности партнера, отношения к наблюдателю и стереотипизации.

Фактор превосходства запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру – уму, росту, материальному положению или какому-либо другому). Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Фактор привлекательности обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.

Фактор отношения к наблюдателю регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

На восприятие других людей большое влияние оказывает фактор стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Факторы и закономерности социальной перцепции необходимо учитывать при общении врача с пациентом, родственниками пациента и своими коллегами.