Взаимосвязь отдельных психологических направлений
Трансперсональная психология
Трансперсональная психология (от лат. trans сквозь, через + рersоna личность) включает в себя ряд психологических направлений. Основными представителями трансперсональной психологии являются С. Гроф (род. 1931), Р. Ассаджоли (1888 – 1974).
Сущность теоретических представлений здесь такова: источники, детерминанты человеческого поведения и источники психологических проблем находятся за пределами индивидуального, прижизненного опыта.
Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это формы измененного сознания, спиритический опыт, ключевые переживания, сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества.
Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии: обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком. Но в данном направлении особая ориентация на цели, которые трансцендентируют индивида.
Различие между трансперсональным опытом и психозом заключается, прежде всего, в произвольности воспроизведения особых состояний сознания. Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие.
Есть попытки трактовать трансперсональный опыт в контексте новых мировоззренческих представлений: относительность пространства и времени, материи и энергии, роль позиции наблюдателя (физика), диссипативные структуры (химия), аутопоэзис (биология), связь языка и действия (культурная антропология).
В центре изменения сознания стоит применение различных техник или веществ. Это сенсорная депривация , суггестивные и гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, эротические техники, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами.
Все описанные здесь школы и направления, очень часто придерживающиеся несовместимых концепций, легко могут привести в замешательство тех, кто впервые приступает к изучению психологии и стремится найти истину.
Для того чтобы это стало яснее, можно «рассортировать» различные школы в соответствии с их представлениями о том, как формируется поведение индивидуума.
Является ли поведение врожденным или приобретенным?Многие направления, в том числе гештальтизм, придают значение врожденным факторам в становлении различных форм поведения.
Гуманисты полагают, что человек рождается с тенденцией реализовать свои возможности в максимальной степени.
Психоаналитики, напротив, утверждают, что, даже если мы и наследуем некоторые инстинкты, главная роль в формировании личности принадлежит событиям, пережитым в детстве.
Что касается бихевиористов, то становление личности, по их мнению, в большей мере зависит от наших взаимодействий с окружающей средой, как физической, так и социальной.
Является ли развитие индивидуума направленным? Многие школы психологов выдвигали идею о поэтапном развитии, при котором все индивидуумы проходят определенные стадии в одинаковой последовательности. Такого мнения придерживаются, например, психоаналитики со своей концепцией развития личности.
Гуманисты считают, что направление развития организма предопределено и что он стремится к единственной цели – к достижению полного расцвета. Некоторые теоретики говорят о преднамеренности в характере развертывания различных стадий жизни.
Одни лишь бихевиористы сводят развитие к реакциям на последовательные ситуации и выработке условных рефлексов при разнообразных обстоятельствах, с которыми сталкивается индивидуум, независимо от того, в какой момент жизни это происходит.
Детерминированы ли мы или обладаем возможностью свободного выбора? Кто мы – существа-объекты или существа-субъекты?
Для бихевиористов нет никакого сомнения, что мы в основном детерминированы. Они утверждают, что нас детерминирует среда, в которой мы живем.
По мнению психоаналитиков, человека детерминируют условия, в которых протекало его детство, и подавленные желания, обусловленные этим опытом.
Только гуманисты склонны верить в существование свободной воли, позволяющей каждому человеку направлять свою жизнь в зависимости от того, что он сможет осознать.
Независимо от силы выдвигаемых доводов и строгости аргументации нет сомнений в том, что каждый из этих подходов имеет свою историю, вписывается в определенный социально-экономический контекст и связан с определенным философским представлением о человеке.
Наука всегда остается одной из областей деятельности человека, и как бы она ни старалась сохранить свою независимость, она должна платить дань существующей системе и тому обществу, в котором она развивается. К психологии это относится, пожалуй, в еще большей мере, чем к другим наукам.
Возникновение бихевиоризма в США совпало по времени с быстрым развитием промышленности, которым было отмечено рождение капитализма. Эта система могла лишь приветствовать такое представление о человеке, согласно которому его поведение может принимать те или иные формы в соответствии с возникающей в данный момент ситуацией; практические приложения этой теории, такие как введение конвейеров или развитие рекламы, не заставили себя долго ждать.
Аналогичным образом исследования И.П. Павлова вполне соответствовали коммунистическим идеям в СССР; образ человека, формирующегося в соответствии со своей средой, совпадал с представлением о новом человеке, которого предстояло создать.
З. Фрейд жил в Вене, в удушающей буржуазной среде, где всякое проявление сексуальности сурово подавлялось; вероятно, именно на этой почве (по крайней мере, отчасти) возникли те его интерпретации, которые в настоящее время вызывают особенно сильные возражения.
Взлет гуманистического направления в психологии произошел в Калифорнии в 60-е годы XX века. Неудивительно, что этот оптимистический взгляд на человека был встречен с распростертыми объятиями в атмосфере «мира и любви», царившей в ту эпоху.
Теперь психологи отбирают в каждой из существующих теорий и используют те концепции, которые, по их мнению, проливают больше света на то или иное явление. Такой эклектический подход приводит к тому, что в одних случаях принимаются понятия и методы, созданные бихевиористами, а в других используются теории фрейдистов или гуманистов.
Главным становится уже не стремление доказать обоснованность идей, принадлежащих какому-то направлению, а скорее желание выявить наиболее подходящие способы решения проблем, существующих в жизни общества, и оказания эффективной помощи тем, кто в ней нуждается.
Психология – наука еще сравнительно молодая. Она отстала в своем развитии от таких наук, как физика или химия, почти на два столетия. Понадобится еще множество экспериментов и проверок, прежде чем она сможет с полным правом претендовать на звание науки.
Тем не менее, если окажется, что предсказания психологии чаще подтверждаются, чем опровергаются, их можно будет все больше и больше использовать для решения проблем, возникающих у людей. Психологи еще далеки от того, чтобы ответить на все вопросы, однако проблемы, которые им уже удалось решить, позволяют разъяснить многие аспекты поведения.
Перед психологией стоит двоякая задача:
– во-первых, должна развивать теоретические исследования;
– во-вторых, адекватно решать практические проблемы.
ЛЕКЦИЯ 4.
ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
1. Сознание – основной социальный механизм