ТЕМА 7. АДАПТАЦИЯ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Вопросы для контроля и обсуждения

1. Какие факторы оказывают влияние на стимулирование труда?

2. Дайте характеристику видов стимулирования труда.

3. Какие принципы стимулирования труда, реализующиеся в корпорациях США, наиболее эффективны в производственных и экономических условиях современной России? Аргументируйте свой ответ.

4. В чем суть системы стимулирования труда в Японии? Чем принципиально она отличается от американской и российской систем?

5. В чем заключается специфика стимулирования труда работников на предприятиях Финляндии и Швеции?

 

1. Сущность, структура и факторы трудовой адаптации.

2. Организация эффективного управления адаптацией.

3. Зарубежный и отечественный опыт трудовой адаптации.

 

1. Понятие адаптация происходит от лат. adapto приспособляю и заимствовано из биологии, что означает приспособление к окружающей среде. Сегодня термин «адаптация» применяется в различных науках.

В психологии изучается психологическая адаптация, под которой понимается процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. Психологическая адаптация позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека и его поведения с требованиями среды.

В социологии адаптация интерпретируется (в самом общем виде) как процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды.

Э. Штейн определяет адаптацию как «процесс познания нитей власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях».

В организациях для руководителя информация о том, как организован на предприятии процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития взаимоотношений в коллективе, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.

Трудовая адаптация — это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами.

Адаптация сотрудника в трудовом коллективе преследует следующие цели:

1) уменьшение стартовых издержек;

2) снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;

3) сокращение текучести рабочей силы: если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;

4) экономия времени руководителя и сотрудников: реализация программы по адаптации сотрудников помогает экономить время и руководителя, и самого сотрудника;

5) развитие позитивного отношения к работе и удовлетворенности работой.

Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами организации (трудового коллектива), тем самым, подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения.

Однако при поступлении на работу человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации, в соответствии с которыми формирует свои требования к предприятию, а оно, исходя из своих целей и задач, предъявляет собственные требования к работнику и его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и предприятие взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации. Таким образом, трудовая адаптация - двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой.

Адаптированность человека к конкретной трудовой среде проявляется в его реальном поведении, в конкретных показателях трудовой деятельности: эффективности труда; усвоении социальной информации и ее практической реализации; росте всех видов активности; удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности.

В научной литературе выделяются различные квалифицирующие признаки видов и подвидов адаптации.

1. По отношениям «субъект-объект» выделяются:

• активная адаптация - когда индивид стремится воздействовать на среду с целью изменения ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);

• пассивная адаптация - когда индивид не стремится к такому воздействию и изменению.

2. В зависимости от воздействия на работника адаптация бывает:

• прогрессивная - благоприятно воздействующая на работника;

• регрессивная - пассивная адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).

3. По уровню выделяют:

• первичную адаптацию - при первоначальном вхождении работника в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии;

• вторичную адаптацию - при смене рабочего места без смены и со сменой профессии или при существенных изменениях среды.

4. По критерию «карьерная лестница» можно выделить:

• адаптацию работника в новой должности;

• адаптацию работника к понижению в должности;

 

• адаптацию после увольнения работника.

5. В зависимости от направления адаптации можно говорить о производственной и непроизводственной адаптации.