Метод беседы. Определение и особенности метода. Виды. Его место в психолого-педагогическом исследовании. Разработка методики, подготовка и проведение, сбор и анализ результатов.
Метод беседы – непосредственное, живое общение с испытуемыми. Она позволяет познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путем анализа данных, полученных в ответах на поставленные и предварительно продуманные вопросы. С помощью беседы можно собрать достаточное количество фактов, касающихся убеждений, стремлений, отношений к окружающей действительности и происходящим событиям, условий жизнедеятельности исследуемого лица, класса, группы, коллектива.
Подготовка беседы и разработка методики требует: постановки цели и определения ее содержания, выделения признаков или ожидаемых объектов наблюдения (черты поведения во время беседы, желания уйти от ответа, перевести разговор на другую тему, невольная пауза, особенности мимики, особенности речевого поведения, его эмоциональные реакции.)
Структура и характер беседы определяется содержанием и формой вопросов, которые задаются опрашиваемым. Поэтому главной трудностью является подбор и формулировка вопросов, предварительная проверка их доступности и надежности.
Подготовка беседы включает в себя подбор целевых и поддерживающих вопросов, которые используются в беседе. Целевые вопросы направлены на реализацию поставленной задачи – выявления представлений, понятий, правил, суждений, отношений, оценок испытуемого. Поддерживающие вопросы помогают вести беседу. Вопросы, подобранные для беседы, образуют вопросник.
Способы фиксации результатов беседы продумываются и готовятся заранее (магнитофон, помощник – стенографист, видеозапись.) Можно ввести шкалу оценок, определить ее критерии и по оценкам заносить результаты в таблицу.
Вопросы к беседе могут формулироваться в разных вариантах:
1)Прямые вопросы, где содержание вопроса и объект интереса исследователя совпадают.
2)Косвенные вопросы – если содержание задаваемого вопроса и объект интереса исследователя расходится. Подбор косвенных вопросов и их формулировка является одной из труднейших проблем построения беседы.
3)Если вопрос задан в реальной ситуации, то его называют безусловным вопросом.
4)Если формулировка вопроса или инструкция предполагает некоторую нереальную в данный момент ситуацию, то такие вопросы называют условными (или проективными). Проективные вопросы имеют своей основой психологический феномен проекции, который состоит в избирательном искажении когнитивных процессов (восприятия, мышления, воображения) в зависимости от разных факторов.
5)Заверши рассказ. Ребенку предлагается короткий рассказ, в котором описывается проблемная ситуация. Повествование обрывается в самый неожиданный момент.
6)Закончи предложение. Беседа, в которой предлагается придумать окончание фразы.
7)Беседа по картинкам. Ребенку предлагается 2-3-4 картинки, которые следует разложить по порядку (по определенной логике – временной или событийной) и рассказать по ним рассказ.
8)Беседа по картине.
Методика беседы разрабатывается по следующему плану:1. исследовательскую цель. 2. вид беседы, характер вопросов. 3. процедура и инструкция. 4. ключевые проблемы, которые обсуждаются в беседе (3-4 не более). 5. вопросник (перечень вопросов в той формулировке и последовательности, в которой они будут задаваться ребенку) примерно 15-18 вопросов. 6. критерии оценки ответов 7. форма протокола
Предлагаемые темы для составления методики беседы:1. Детские страхи. 2. Взаимоотношения с родителями. 3. Наказания и поощрения в семье. 4. Любимые игры и игрушки. 5. Любимые занятия. 6. Отношения с товарищами. 7. Телевизор и дошкольник. 8. О честности. 9. О дружбе. 10. Моя бабушка.
Она может быть индвид-й и коллективной. Целесообразнее беседу начинать с тем, интересных собеседнику, а затем перейти к темам, представляющим исследовательский интерес.Для того чтобы побудить собеседника к высказыванию суждений по интересующим исследователя вопросам, более эффективным является не формулирование прямого вопроса, а завязывание разговора косвенным путем с использованием, например, описания соответствующего события в прессе, литературе. Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием, протокол составляют после беседы. При осмыслении данных беседы учитываются все сведения, полученные другими методами. Беседа может планироваться с целью подтвердить или опровергнуть данные, полученные ранее с помощью других методов.