АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Трансакционный анализ

В зависимости от форм (ассертивные или неассертивные) взаимодействий людей, мы имеем дело с социальными трансакциями, когда один индивид отвечает другому.

В 1950 году психотерапевт Эрик Берн разработал трансакционный анализ (ТА). Задача ТА заключается в исследовании человеческих отношений и предположение действий, способствующих их укреплению. Согласно Э.Берну при взаимодействии двух индивидов каждая из сторон занимает одну из психологических позиций определяемых как эго-состояние. Принято выделять три Эго-состояния: - Родитель, Взрослый и Ребенок.

Эго-состояние Родитель предполагает, что индивид контролирует ситуацию, выступает как защитник, патрон, воспитатель, проводник определенной политики и приверженец стандартов, подбадривающий собеседника: “Ты знаешь правила, Альберт, остается только следовать им”.

Эго-состояние Взрослый проявляется в рациональном, расчетливом, не допускающем лишних эмоций поведении. Индивид стремится внести улучшения, обрабатывает полученные данные, оценивает перспективные возможности, принимает участие в обсуждении проблем.

Эго-состояние Ребенок характеризуется спонтанностью, зависимостью, креативностью или вспыльчивостью, когда индивид стремится к немедленному признанию своих заслуг и вознаграждению (Вы всегда только критикуете мои действия!).

Необходимо отметить три основных момента эго-состояния: во-первых, во время переговоров поведение индивида представляет собой комплекс реакций Родителя, Взрослого, Ребенка. Во-вторых, каждое из эго-состояний имеет как положительные, так и отрицательные черты. В-третьих, мы определяем эго-состояние индивида, ориентируясь не только на слова, их смысл, но и на интонацию, позу, жесты и выражение лица собеседника. Эго-состояние более четко проявляется в общении один на один.

Трансакции (обмен словами, действиями, письменными сообщениями) может быть комплиментарными и некомлиментарными. Комплиментарными являются трансакции, осуществляемые в открытом обмене взаимодополняющих эго-состояний отправителя и получателя.

 
 


Начальник (А) Работник Начальник (Б) Работник

 

 

 


Рис. 9.2. Комплиментарная (а) и некомплиментарная (б) трансакция.

С – стимулы, О – ответная реакция

Некомлиментарные, или пересекающие трансакции изображаются пересекающимися линиями стимула и ответной реакции. Перекрестные трансакции могут заблокировать процесс, что предопределяет неудовлетворительный результат коммуникаций и конфликт.

Наиболее эффективные в процессе труда формы обмена – это трансакции типа Взрослый к Взрослому.