СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ГЛАВА 9. Социальная система

Социальная система – комплекс отношений, возникающих в результате различных взаимодействий индивидов. Внутри отдельной организации социальная система включает всех ее сотрудников и их отношения друг с другом и с окружающим миром.

Принято говорить, что система находится в равновесии, если между ее взаимозависимыми элементами поддерживается динамическое равновесие.

Осуществляемые в организациях изменения носят конструктивный характер, когда они благоприятно влияют на функционирование системы. Если действие или изменение отрицательно сказывается на равновесии системы, то это деструктивный результат. Всякий раз, когда индивид действует в соответствии с ожиданиями других людей, его поведение является социальным. Человек, существует в определенной социальной культуре, т.е. внешней среде, которую формируют убеждения людей, их привычки, знания и практический опыт.

Различают социальную культуру:

- связанную с работой (должностные обязанности, статус, близость рабочих мест)

- не связанную с работой (культура, этнической принадлежности, пол, раса).

Трудовая этика когда человек относится к труду как к очень важной и желаемой жизненной цели.

Роль – это образец действий, ожидаемых от индивида при выполнении имеющей отношение к другим людям деятельности.

Роль отражает положение человека в социальной системе, его права, обязанности, его власть, полномочия и ответственность.

Деятельность менеджеров и рабочих в равной мере направляется ролевыми представлениями т.е. их индивидуальным пониманием того, как они должны использовать “назначенные” роли, и их ожиданиями в отношении “игры” других “актеров” (см. рис 9.1.).

Т.к. менеджеры исполняют множество ролей, они должны развивать в себе адаптивность (умение демонстрировать ролевую гибкость), быстро переходить от одной роли к другой, поскольку они работают и с подчиненными, и с вышестоящими руководителями, выполняют как технические, так и социальные виды деятельности.

Ключ к успеху обеих сторон – точные ролевые представления собственных ролей и ролей другого человека.

Если восприятие индивидом своей роли не совпадает с представлениями или ожиданиями других людей, возможно возникновение ролевого конфликта.

Если рабочая роль неопределенна или нечетко сформулирована, возникает ролевая неопределенность.

Важным понятием социальной системы является статус руководителя. Статус – это социальный ранг личности в группе, это мера признания, уважения и принятия личности ее участниками.

Принятая в организации иерархия статусов облегчает установление и поддержание отношений в процессе труда.

Крайнее проявление системы статусов – символы статуса.


 

 
 

Рис. 9.1. “Паутина” ролевых представлений менеджер – работник

 

Основные источники статуса сотрудника:

¶ старшинство;

¶ образование;

¶ оплата труда;

¶ возраст;

¶ род занятий;

¶ оплата;

¶ квалификация;

¶ условия работы;

¶ способности;

¶ уровень выполнения работы.

Символы статуса: мебель, внутренний интерьер кабинета, расположение рабочего места, оборудование на рабочем месте, тип рабочей одежды, привилегии, название должности, прикрепленные работники, право распоряжаться финансами.

 

Организационная культура

Организационная культура – это набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые разделяются всеми членами организации. Культура может сознательно формироваться ее ведущими членами или она создается с течением времени.

Организационная культура придает сотрудникам организационную идентичность, создавая чувство безопасности. Культура стимулирует ответственность работника.