Ориентация на человеческие ресурсы

Рис. 8. 1. Основные определяющие организационное поведение силы

 

Организационное поведение объединяет поведенческие (бихевиористские) науки (систематические знания о характере и причинах поступков людей) с другими науками – менеджментом, экономической теорией, экономико-математическими методами, кибернетикой.

Теории организационного поведения предполагают объяснения образа мыслей, чувств и причин поступков людей.

Организационное поведение основывается на ряде базисных идей о природе человека и организаций.

 

 

Человеческая природа Природа организации
Индивидуальные особенности Ценность личности Мотивированное поведение Стремление к соучастию Целостность личности - социальные системы   - взаимный интерес   - этические принципы

 

Существуют следующие базисные подходы к управлению:

1. ориентация на человеческие ресурсы;

2. ориентация на ситуацию;

3. ориентация на результаты;

4. ориентацию на систему.

 

Ориентированный на человеческие ресурсы (поддерживающий) Поддерживается рост и развитие человека (работники)
Ситуационный Для достижения нужного результата в различных обстоятельствах необходим акцент на специфических видах поведения
Ориентированный на результаты Программы ОП оцениваются по их результатам
Системный Все части организационного поведения взаимодействия должны быть указаны в комплексе

(Поддерживающий подход)

Ориентированный на человеческие ресурсы подход предполагает анализ личностного роста и развития индивидов, достижения ими все более высоких уровней компетенции, творческой активности, исполнительности, поскольку человек – основной ресурс организации и общества.

Предполагается, что задача менеджмента состоит в обеспечении возможностей совершенствования навыков работников, повышении их чувства ответственности, создание атмосферы, благоприятствующей увеличению их вклада в достижение целей организации. Т.о., развитие способностей работников и предоставление им возможностей для их реализации непосредственно ведет к повышению их производительности и степени их удовлетворения трудом.

Подход, ориентированный на человеческие ресурсы называют так же поддерживающим подходом, т.к. он предполагает переключение основного внимания менеджера с контроля над работниками на активную поддержку их роста и показателей работы.

 

Ситуационный подход

Ситуационный подход к организационному поведению предполагает, что достижение эффективности в различных ситуациях предполагает различные образы поведения. Тщательный анализ возникшей ситуации позволяет идентифицировать ее значимые факторы и определить наиболее эффективные, в данных обстоятельствах, методы ОП.

Преимущество ситуационного подхода состоит в том, что он поощряет проведение анализа сложившихся в организации условий, выводы которых ложатся в основу принимаемых решений, т.е. данная концепция побуждает к анализу менеджмента от универсальных предположений относительно поведения сотрудников.