Ориентация на человеческие ресурсы
Рис. 8. 1. Основные определяющие организационное поведение силы
Организационное поведение объединяет поведенческие (бихевиористские) науки (систематические знания о характере и причинах поступков людей) с другими науками – менеджментом, экономической теорией, экономико-математическими методами, кибернетикой.
Теории организационного поведения предполагают объяснения образа мыслей, чувств и причин поступков людей.
Организационное поведение основывается на ряде базисных идей о природе человека и организаций.
Человеческая природа | Природа организации |
Индивидуальные особенности Ценность личности Мотивированное поведение Стремление к соучастию Целостность личности | - социальные системы - взаимный интерес - этические принципы |
Существуют следующие базисные подходы к управлению:
1. ориентация на человеческие ресурсы;
2. ориентация на ситуацию;
3. ориентация на результаты;
4. ориентацию на систему.
Ориентированный на человеческие ресурсы (поддерживающий) | Поддерживается рост и развитие человека (работники) |
Ситуационный | Для достижения нужного результата в различных обстоятельствах необходим акцент на специфических видах поведения |
Ориентированный на результаты | Программы ОП оцениваются по их результатам |
Системный | Все части организационного поведения взаимодействия должны быть указаны в комплексе |
(Поддерживающий подход)
Ориентированный на человеческие ресурсы подход предполагает анализ личностного роста и развития индивидов, достижения ими все более высоких уровней компетенции, творческой активности, исполнительности, поскольку человек – основной ресурс организации и общества.
Предполагается, что задача менеджмента состоит в обеспечении возможностей совершенствования навыков работников, повышении их чувства ответственности, создание атмосферы, благоприятствующей увеличению их вклада в достижение целей организации. Т.о., развитие способностей работников и предоставление им возможностей для их реализации непосредственно ведет к повышению их производительности и степени их удовлетворения трудом.
Подход, ориентированный на человеческие ресурсы называют так же поддерживающим подходом, т.к. он предполагает переключение основного внимания менеджера с контроля над работниками на активную поддержку их роста и показателей работы.
Ситуационный подход
Ситуационный подход к организационному поведению предполагает, что достижение эффективности в различных ситуациях предполагает различные образы поведения. Тщательный анализ возникшей ситуации позволяет идентифицировать ее значимые факторы и определить наиболее эффективные, в данных обстоятельствах, методы ОП.
Преимущество ситуационного подхода состоит в том, что он поощряет проведение анализа сложившихся в организации условий, выводы которых ложатся в основу принимаемых решений, т.е. данная концепция побуждает к анализу менеджмента от универсальных предположений относительно поведения сотрудников.