Бюджетная и финансовая системы Великобритании

Система кредитно-финансовых институтов

Вторым звеном в кредитной системе Великобритании являются банковские учреждения,которые исторически специализируются на привлечении депозитов, поэтому часто называются депозитными.Кроме депозитной деятельности, коммерческие банки выдают краткосрочные кредиты, финансируют внешнюю торговлю, а также управляют средствами вкладчиков. По причине разнородности клиентуры, которую составляют как крупные предприятия и организации, так и частные лица, депозитные банки иногда называют розничными.

К важнейшим депозитным банкам относят клиринговые банки. Это самые большие акционерные банки, которые связаны клиринговыми (взаимозачетными) обязательствами и входят в Лондонскую клиринговую палату. В нее также входят три банка из Шотландии и пять банков из Северной Ирландии, которые играют там ту же роль, что и английские банки в Англии. Платежный оборот между этими банками происходит в рамках клирингового соглашения, что означает зачет взаимных требований и перевод сальдо.

Выделяют шесть английских клиринговых банков: «Барклэйз» (Barclays), «Нэшнл Вестминстер» (National Westminster), «Мидлэнд» (Midland), «Лойдс» (Loyds), «Уильяме энд Глайнс» (Williams & Glynes), «Каутс» (Coutts). Первые четыре банка образуют так называемую большую четверку, которая сформировалась в конце 1960-х гг. в результате слияний крупных банков и осуществляет около 70 % операций. Сейчас на долю «большой четверки» приходится 92 % всех вкладов в коммерческие банки Великобритании. Последние два из шести банков играют меньшую роль в системе финансовых институтов страны и контролируются другими банками. «Уильяме энд Глайнс» контролируется «Стандарт энд Чартед» (Standard and Chartered), «Каутс» – «Нэшнл Вестминстер».

Шесть системообразующих банков имеют в Англии и Уэльсе более чем 13 тыс. отделений. В Шотландии и Северной Ирландии английским крупнейшим банкам запрещено открывать филиалы, поэтому они имеют множество участий в местных депозитных банках, чтобы оказывать влияние на политику коммерческих банков в Шотландии и Северной Ирландии. На эти шесть банков (включая их дочерние компании) приходится почти 90 % объема операций всех депозитных банков и половина всех стерлинговых вкладов в банках Великобритании. В отличие от других стран английские банки-гиганты занимали в начале 1970-х гг. ведущие позиции. Они практически не испытывали конкуренции до 1971 г., находясь под защитой банковского картеля, контролировавшего как процентные ставки, так и условия эксплуатации банков. Этот картель прекратил существование после принятия в 1971 г. законодательного акта о конкуренции и контроле, восстановившего реальную конкуренцию. В начале 1980-х гг. положение крупнейших банков несколько ухудшилось, и в 1996 г. в сотню ведущих компаний мира входили только два банка Великобритании.

В последнее время активно стала проявляться тенденция к универсализации клиринговых банков, они все чаще оказывают небанковские услуги: обслуживание финансовых операций промышленности, подготовку и финансирование экспорта и др. Клиринговые банки активно участвуют как посредники в страховании жизни и организации путешествий. Все это позволяет охарактеризовать клиринговые банки как финансовые конгломераты, банковские операции для которых являются лишь частью деятельности.

Крупнейшим банком Великобритании является «Барклэйз», вокруг которого группируется множество дочерних компаний, что типично и для других банков-гигантов. Среди дочерних компаний банка выделяются «Барклэйз Меркант Лтд» (Barclays Mercant Ltd) с 1650 филиалами в 50 странах, «Барклэйз Иншурэнс Сервис Компани Лтд» (Barclays Insurance Service Company Ltd) в качестве страховой компании, «Барклэйз бэнк траст компани» (Barclays Bank Trust Company) и «Барклэйз Экспорт и Фай-ненс Компани Лтд» (Barclays Export and Finance Company Ltd), которая проводит операции лизинга, экспортного финансирования и факторинга.

«Нэшнл Вестминстер», «Лойдс» и «Мидлэнд» совместно владеют акционерной компанией «Эксесс», занимающейся операциями с кредитными карточками. «Барклэйз» имеет собственную фирму – «Барклэйкард» (Barclaycard). Клиринговые банки располагают широкой сетью автобанков (автоматических кассовых аппаратов), предоставляющих их клиентам в любой точке Великобритании возможность совершить ряд операций в любое время суток: получить наличные деньги, узнать остаток на счете, заказать чековую книжку и выписку со счета.

К клиринговым банкам следует отнести такой банковский институт управления почтовыми переводами, как «Жиробанк»(Girobank), основанный почтовым ведомством в 1968 г., несмотря на долги и серьезные протесты крупнейших банков. «Жиробанк» предоставляет новые почтовые и чековые услуги, что составляет клиринговым банкам серьезную конкуренцию. Уже в 1973 г. он имел более 500 тыс. клиентов: промышленных предприятий и частных лиц. В отличие от клиринговых банков, которые берут высокие и часто непредсказуемые сборы за переводы, «Жиробанк» взимает плату на основе корректных и опубликованных ставок. Вместе со специальным банком «Меркантил Кредит» (Mercantil Credit) он предоставляет кредиты на срок до 5 лет на льготных условиях. «Жиробанк» сотрудничает с подобными предприятиями других стран.

К депозитным банкам также относятся так называемые финансовые дома, к которым принадлежат прежде всего специальные банки потребительского кредита. Около двух третей их активных операций приходится на потребительские кредиты в рассрочку, из которых более 60 % предоставляются на покупку автомобилей. Для оформления потребительского кредита клиент заполняет аппликационную форму. После анализа содержащихся в ней данных банк принимает решение о возможности предоставления кредита.

Все большее значение приобретают лизинговые операции. Финансовые дома являются, как правило, дочерними предприятиями крупнейших банков или страховых компаний, поддерживающих эти банки своими средствами. Крупнейшие финансовые дома пытаются максимально расширить круг банковских, операций, чтобы иметь возможность привлекать вклады и трансформироваться в универсальные банки.

К финансовым домам следует отнести и специальные банковские точки в торговых центрах (Money Shops). Первые такие отделения появились в 1970 г. Это были филиалы американского «Ферст Нэшнл Сити Банк оф Нью-Йорк» (First National City Bank of New York). Позднее и английские крупнейшие банки стали открывать отделения в торговых центрах. В конце 1974 г. их насчитывалось уже 120. Они рассчитаны на людей, которые не имеют счетов в банках. Несмотря на сильно развитое чековое обращение с использованием чековых и кредитных карточек, предназначенных прежде всего для частных лиц, в 1974 г. только 35 %, а в 1981 г. 57 % совершеннолетних британцев имели текущие счета. Особенно распространено предоставление индивидуальных кредитов, т.е. кредитов частным лицам, почти без материального обеспечения.

Однако все больше финансовые дома начинают осуществлять обычные банковские операции, включая инвестиционные. Финансовые дома получают деньги за счет кредитов банков, учета векселей, а также путем привлечения вкладов крупных промышленных и торговых компаний.

Другим звеном коммерческих банков Великобритании являются торговые банки. Они возникли на торговых предприятиях, которые постепенно освоили банковские операции. Долгое время основой их деятельности являлись акцептные операции, что позволяет относить торговые банки к числу акцептных домов. Некоторые современные торговые банки наряду с банковскими операциями выполняют промышленные и торговые функции. Так, вместе с истинно банковскими операциями торговые банки оказывают услуги предпринимателям и управляют ценными бумагами. В целом деятельность этих институтов многообразна, так как они занимаются финансированием внешней торговли, акцептным бизнесом, активно кредитуют корпоративных заемщиков, управляют инвестициями, консультируют по вопросам инвестирования, организуют финансовые консорциумы, являются посредниками или участвуют в учредительской деятельности, в операциях по слиянию и поглощению компаний, проводят операции на валютном рынке и рынках драгоценных металлов, консультируют по вопросам проведения финансовых операций. Кроме того, они активно расширяют операции по лизингу оборудования, факторингу, проникли в сферу страхования, кредитования в рассрочку, в посредническую деятельность в области фрахта судов и самолетов, а также занимаются управлением собственности. Наиболее ощутима их роль как эмиссионных домов, выступающих посредниками в размещении ценных бумаг и в операциях на вторичном рынке. Они участвуют в операциях на рынке еврооблигаций, являются участниками синдицированных консорциумов.

Торговым банкам «Ротшильды и сыновья» (Rotshilds & sons), «Бэрринг Бразэрс» (Barrings Brothers), «Лазард Бразэрс энд К» (Lazard Brother & Со) и др. больше ста лет. Некоторые крупнейшие клиринговые банки либо имеют свои специальные торговые банки, что типично, например, для группы «Барклэйз», либо участвуют в традиционных торговых банках. Торговые банки трудно дифференцировать и сравнивать с клиринговыми банками, так как они намного меньше последних.

Банки Содружества являются символом бывшего могущества Британской империи и подчеркивают историческую роль страны в мировой торговле, о чем свидетельствует их географическое распределение. Они осуществляют свою деятельность преимущественно в странах бывшей колониальной империи. Так, «Барклэйз бэнк интернэйшнл» (Bardays bank International) оперирует главным образом в ЮАР и странах Карибского бассейна, «Лойдс энд Болса интернэйшнл» (Loyds and Bolsa International) – в странах континентальной Европы и в Южной Америке, «Нэшнл энд Гриндлэйс бэнк» (National and Grindlays Bank) – в Южной Азии, в Восточной и Центральной Африке. Всего насчитывается около десяти крупных банков Содружества, головные конторы которых находятся в Лондоне (Сити). Капитал большинства этих банков сосредоточен в руках британской финансовой олигархии. Крупнейший банк «Стандарт чартед» (Standard Charted) имеет 1360 отделений, все остальные – 3500. Банки Содружества занимаются преимущественно «розничными» депозитно-ссудными операциями. В настоящее время они трансформировались в международные банки.

Важную роль в развитии кредитной системы Великобритании играют иностранные банки, число которых стремительно увеличилось во второй половине XX в. и к концу столетия составило более 500. Их совокупные активы превышают 60 % активов всех банков Соединенного Королевства. На долю иностранных банков приходится почти 80 % всех депозитов в иностранной валюте. В Великобритании наибольшее количество банков из США, Японии, Франции и Германии. Их основными функциями являются финансирование внешней торговли, кредитование инвестиций, консультации и другие.

Консорциальные банки –финансово-кредитные институты с участием банков по крайней мере двух стран, из которых ни одна не имеет контрольного пакета акций. Главным образом это специальные банки многонациональных заемщиков, к которым принадлежат прежде всего транснациональные и мультинациональные промышленные концерны. К крупнейшим банкам такого рода относятся «Мидлэнд энд интернэйшнл бэнк Лтд» (Midland and international bank Ltd) с британскими, канадскими и австралийскими партнерами, «Вестерн Америкен бэнк Юроп Лтд» (Western American bank Europe Ltd) с британскими, американскими и японскими партнерами, «Индастриел Коммершиэл Бэрл» (Industrial Commercial Barle) с японскими, британскими и американскими партнерами. Поскольку эти банки создавались на основе долевого участия банков ведущих стран, они в состоянии мобилизовать на еврорынке огромные средства на самые продолжительные сроки, что недоступно никакому другому виду банков.

Последним звеном во втором уровне кредитной системы Великобритании являются учетные дома. Особенностью их деятельности является привилегия получения кредита в Банке Англии. Традиционно учетные дома занимались учетом векселей, отсюда их название. Наряду с векселями эти институты совершают операции купли-продажи государственных облигаций и обязательств местных органов власти.

К прочим небанковским специальным кредитно-финансовым институтамВеликобритании относятся сберегательные институты, страховые компании и пенсионные фонды, инвестиционные тресты, доверительные паевые фонды, финансовые корпорации, фирмы венчурного финансирования.

К сберегательным институтам в свою очередь относятся Доверительно-сберегательный банк, Национальный сберегательный банк, строительные общества.

Доверительные сберегательные банки в прошлом играли роль местных сберкасс. Затем они были реорганизованы в 16 крупных региональных учреждений, а в 1986 г. объединены в единый акционерный Доверительно-сберегательный банк, который по масштабам деятельности и капиталу уступает лишь «большой четверке» и выполняет все основные функции коммерческого банка.

Национальный сберегательный банк (бывший почтово-сберегательный банк) аккумулирует сбережения населения через сеть почтовых отделений, число которых превышает 20 тыс. Объем вкладов в Национальном сберегательном банке в конце 1986 г. составлял около 8 млрд. ф. ст.

Строительные общества существуют свыше 200 лет, аккумулируют большую часть сбережений населения. Их суммарные активы в 1980-х гг. увеличились и превысили 130 млрд. ф. ст. Крупнейшие – «Галифакс» (Halifax), «Эбби Нэшнл» (Abbey National), «Нэйшнвайд» (Nationwide) и другие.

Основной источник ресурсов сберегательных институтов – вклады населения.

Страховые компании и пенсионные фонды направляют аккумулированный ссудный капитал в долгосрочные инвестиции. Финансово-кредитная деятельность является вторичной по отношению к их специализации – страховому делу и частному пенсионному обеспечению. Мобилизуемые ими средства вкладываются в операции на срок 20 – 25 лет (в основном в акции и другие ценные бумаги). Суммарные активы страховых компаний и пенсионных фондов в конце 1968 г. составляли по 150 – 160 млрд ф. ст. Английские страховые монополии – «Ройал» (Royal), «Коммершл юнион» (Commercial Union) и др. – входят в число крупнейших в мире.

Инвестиционные тресты занимаются исключительно операциями с ценными бумагами. Путем эмиссии собственных акций и облигаций они привлекают капитал, который вкладывают в ценные бумаги других компаний. Особенность этих учреждений, не имеющих регулярных источников поступлений (депозитов, страховых взносов и т.п.), состоит в сильной зависимости от рыночной конъюнктуры. При падении курсов ценных бумаг они сталкиваются с финансовыми трудностями и терпят убытки.

Доверительные паевые фонды по своей специализации сходны с инвестиционными трестами. Они аккумулируют денежный капитал и вкладывают его в ценные бумаги. Но поскольку пайщик в любое время может продать свой пай управляющей компании, капитал этих фондов представляет собой переменную величину: он зависит от того, что преобладает: продажа или покупка паев. Структура активов фондов аналогична активам инвестиционных трестов: около 80 % составляют акции частных компаний, многие доверительные паевые фонды связаны с банками и страховыми компаниями.

Финансовые корпорацииспециализируются на кредитовании частных фирм, не имеющих доступа к обычным источникам ссудного капитала. Крупнейшие – финансовая корпорация промышленности, сельскохозяйственная ипотечная корпорация и др.

Фирмы венчурного финансирования – это специализированные учреждения, возникшие преимущественно в 80-х гг. XX в. Занимаются главным образом приобретением участий и кредитованием новых и расширяющихся компаний в передовых отраслях, что связано с повышенным риском.

Структура кредитной системы Великобритании представлена на рис. 5.1.

 

           
   
Банк Англии: управляющий, заместитель, 16 директоров
 
   
 
 
Специальные кредитно-финансовые институты: сберегательные институты (Доверительно-сберегательный банк, Национальный сберегательный банк, строительные общества); страховые компании и пенсионные фонды; инвестиционные тресты; доверительные паевые фонды; финансовые корпорации; фирмы венчурного финансирования  

 


Финансовая система Великобритании включает в себя четыре традиционных звена: государственный бюджет, местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий. Великобритания – унитарное государство, и ее бюджетная система имеет два уровня, отношения между которыми оставались неизменными с викторианских времен до конца 1980-х гг. Реформы, проведенные в последние десятилетия, существенно уменьшили роль местных бюджетов в экономике.

Государственный бюджет страны состоит из двух частей:

♦ консолидированного фонда, который включает текущие поступления средств и их расходование;

♦ национального фонда займов, куда входят доходы и расходы государства, связанные с движением капитала.

Основная часть расходов финансируется из консолидированного фонда (98 %), который формируется преимущественно налоговыми поступлениями (95 %). К неналоговым поступлениям относятся доходы от продажи государственной собственности, административные взыскания и др.

Расходы консолидированного фонда можно подразделить по функциональному назначению (табл. 5.3).

Таблица 5.3 Расходы консолидированного фонда государственного бюджета Великобритании, млрд ф. ст.

 

Расходы
Всего
Социальная защита
Здравоохранение
Оборона
Экономические услуги
Общегосударственные услуги
Охрана правопорядка
Коммунальные услуги
Образование
Другие

Приоритетной сферой расходов государственного бюджета Великобритании в последнем десятилетии XX в. являлась социальная защита населения. В 1999 г. эта статья заняла 36 % всех расходов бюджета. Особенностью Британии также является увеличение к концу десятилетия удельного веса расходов на образование (с 2 % в 1990 до почти 4 % в 1999 г.).

Доходная часть национального фонда займов формируется за счет процентов, поступающих от корпораций и местных органов власти как плата за кредит, части прибыли Банка Англии, средств некоторых специальных фондов. Расходная часть включает затраты на обслуживание государственного долга и некоторые другие.

Доходы двух фондов в 1999 г. составили 328 278 млн ф. ст. и превысили сумму их расходов на 295 млн ф. ст., что и составило профицит государственного бюджета. Бюджет 2000 г. был исполнен с самым большим в истории страны профицитом – 2,7 % ВВП. Причиной профицита стало снижение затрат на пособия по безработице благодаря сокращению числа безработных (с 4,3 % в 1999 г. до 3,7 % в 2000 г.). Кроме того, в апреле 2000 г. правительство провело среди телекоммуникационных компаний аукцион на предоставление услуг мобильной связи третьего поколения, позволяющих владельцам мобильных телефонов получать видео- и интернет-услуги. Полученные от продажи лицензий средства превысили планируемые в бюджет поступления в 7 раз и достигли 22,5 млрд ф. ст., что более 2 %ВВП страны. Профицит бюджета дал возможность пересмотреть некоторые государственные программы 2001 г. Изменения в основном коснулись налоговой системы, а также увеличения расходов на образование и здравоохранение.

Бюджетный процесс в Великобритании начинается с составления проекта бюджета. В этом участвуют министерства и ведомства, подающие заявки в казначейство. На основании представленных заявок составляется проект бюджета, который для рассмотрения и одобрения направляется в Кабинет министров. Для дальнейшего рассмотрения проект бюджета поступает в нижнюю палату парламента (палату общин). Утверждается проект верхней палатой (палатой лордов), куда он поступает после рассмотрения в палате общин. Силу закона бюджет получает после того, как его подпишет королева Англии.

Стадия исполнения бюджета, т.е. бюджетный год, в Великобритании начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта. Кассовое исполнение бюджета в стране осуществляет Банк Англии. Ответственность за контроль над исполнением бюджета несет казначейство и его структурные подразделения.

Местные органывласти в трех частях Великобритании: Англии, Уэльсе и Шотландии – имеют различную структуру. В Англии двухступенчатая система местных органов власти, включающая графства и округа в сельской местности и городах в урбанизированных районах. В 1992 г. в Уэльсе и Шотландии была введена одноступенчатая система местных органов управления.

После Второй мировой войны в компетенцию органов местного самоуправления входило финансирование социальных услуг, транспорта, образования, жилищно-коммунального хозяйства. Позже их полномочия были значительно сужены. Местные органы власти утратили право на строительство и приобретение жилья, приватизацию местного транспорта и коммунальных сетей, из-под их контроля были выведены некоторые типы образовательных учреждений, расходные обязательства муниципалитетов существенно сократились. В настоящее время из местных бюджетов финансируется всего 36 % всех государственных расходов.

Структура расходов местных органов власти следующая, %:

♦ социальная защита – 32;

♦ образование – 28;

♦ охрана правопорядка – 12;

♦ коммунальные услуги – 5;

♦ транспорт и коммуникации – 4;

♦ другие – 19.

Система межбюджетного выравниванияВеликобритании достаточно сложная и разная во всех составных частях страны. В то же время финансовая помощь основана на принципах, единых для всего государства. Существует два основных вида финансовой поддержки – блок-гранты (которые в Англии и Уэльсе называются грантами для увеличения доходов) и гранты на специальные цели. Гранты для увеличения бюджетных доходов выделяются ежегодно. Перед определением суммы финансовой помощи центральное правительство исходя из проекта центрального бюджета и прогноза макроэкономической ситуации устанавливает расходные нормативы для местных органов власти на планируемый год. Затем объем финансовой поддержки определяется как разница между суммой расходов бюджета муниципального пользования, рассчитанной на основе расходных нормативов, и суммой доходов местного бюджета от закрепленных за ним доходных источников. Если центральное правительство видит приоритетным финансирование какой-либо конкретной статьи местного бюджета, то средства выделяются в рамках гранта, т.е. они могут быть потрачены только на оговоренные цели.

Правительство Великобритании контролирует расходы местных бюджетов. Раньше для этих целей использовались различные механизмы: сокращение размеров финансовой помощи из центрального бюджета на финансирование расходов, превышающих определенный уровень, отказ в предоставлении центрального гранта для финансирования дополнительных расходов. Но они оказались неэффективными. И в 1986 г. как экстренная мера был введен такой механизм контроля за расходами местных бюджетов, как уменьшение налоговой базы местного бюджета, расходы которого превышали уровень, зафиксированный в документах центрального правительства. Этот инструмент использовался на протяжении четырех лет, и за это время процедура уменьшения налоговой базы применялась только к 10 – 12 местным бюджетам из 200. Однако после введения подушного налога центральное правительство пересмотрело порядок ограничения расходов местных бюджетов. Правительственными нормативными актами было установлено соотношение дополнительных расходов и поступлений подушного налога 1 : 4, т.е. увеличение расходов сверх установленного уровня на 1 % должно сопровождаться четырехпроцентным увеличением поступлений подушного налога.

По закону местные органы власти не имеют права привлекать заемные средства для финансирования расходов текущего характера, а на капитальные нужды они могут брать кредит только напрямую у коммерческих банков или через специальный орган – Государственный комитет по заимствованиям.

Третьим звеном финансовой системы являются специальные фонды.Их более 80. Ведущее место занимает Фонд национального страхования. Он создается за счет взносов населения, государственных предприятий и дотаций правительства. Аккумулированные средства идут на выплату пенсий, пособий по безработице и болезни.

Кроме Фонда национального страхования, в финансовую систему Великобритании также входят пенсионные фонды государственных предприятий, уравнительный валютный фонд, фонды гарантий экспортных кредитов. Эти фонды создаются за счет средств и дотаций предприятий и осуществляют расходы в соответствии со своим функциональным назначением.

Государственные предприятияВеликобритании делятся на три вида: государственные корпорации (наиболее развиты), смешанные предприятия и ведомственные. Государственные корпорации в большинстве своем функционируют в национализированных отраслях промышленности. Деятельность государственных предприятий Великобритании отвечает стратегическим интересам государства и не всегда основывается на рыночных механизмах, вследствие чего они, как правило, убыточны.

Степень централизации управления государственными предприятиями и их финансами различна. Так, управление финансами угольной промышленности, решение основных вопросов ее развития, связи с казначейством сосредоточены в Национальном управлении угольной промышленности (National Coal Board). Централизация управления и финансов проведена в газовой и сталелитейной промышленности. Контроль за работой всех государственных предприятий осуществляет парламент, который ежегодно обсуждает отчеты государственных объединений.

Примером отрасли, где система управления и финансы децентрализованы, является электроэнергетика.

Состояние финансов государственных предприятий во многом зависит от политики правительства в области ценообразования на производимую продукцию, источников финансирования капитальных вложений, взаимоотношений государственных предприятий с бюджетом и кредитной системой.

Схема финансовой системы Великобритании представлена на рис. 5.2.

 
 


Рис. 5.2. Финансовая система Великобритании