Федеральная резервная система
К моменту принятия закона о Федеральной резервной системе (ФРС) в 1913 г. в США функционировали 20 000 банков, из которых 7000 были эмиссионными национальными банками, а остальные действовали по законам своих штатов и не имели права на эмиссию банкнот. Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден федеральный резервный банк с капиталом не менее 4 млн. дол. Вначале основная цель Федеральной резервной системы состояла в помощи банкам в период банковских кризисов и биржевых лихорадок. С 1914 по 1922 г. официальные представители двенадцати федеральных резервных банков периодически проводили консультативные встречи и совещания, на которых разрабатывались направления монетарной политики. В годы становления ФРС общественно-политические факторы позволяли федеральным резервным банкам играть главную роль в этой организации.
Федеральная резервная система состоит из трех уровней: Совет управляющих, 12 федеральных резервных банков, около 6000 банков – членов ФРС. Кроме того, ФРС включает два комитета: Федеральный комитет по открытому рынку и Федеральный консультационный совет.
Центром Федеральной резервной системы является Совет управляющих в Вашингтоне, округ Колумбия. Основная функция Совета – формирование монетарной политики. Совет состоит из семи постоянных членов, назначаемых президентом США с одобрения сената сроком на 14 лет. Если члены Совета исчерпали сроки пребывания в должности (за исключением случаев смерти либо отставки), президент имеет право назначить лишь двух новых членов Совета за четырехлетний срок пребывания у власти. Вместе с тем отставки членов Совета управляющих являются обычным делом. Так, Дж. Картер за первые три года своего президентства назначил четырех новых членов, а Р. Рейган за два срока сменил шестерых из семи управляющих. Советом руководят председатель и его заместитель (вице-председатель), которых утверждает президент на четырехлетний срок. С августа 1987 г. пост председателя Совета управляющих занимает Алан Гринспен.
В Совете управляющих обеспечивается равное представительство от округов ФРС. В распоряжении членов Совета значительный штат сотрудников: экономисты, юристы, инспектора, администраторы.
Совет обладает исключительным правом установления уровня обязательных резервов депозитных учреждений, а также разделяет ответственность с федеральными резервными банками по проведению операций на открытом рынке и определению наиболее приемлемых банковских учетных ставок.
Федеральные резервные банкиявляются проводником директив Совета управляющих и играют важную роль в реализации монетарной политики США. Они еженедельно отчитываются перед Советом, который суммирует и обрабатывает поступающую информацию и публикует отчет в конце каждой недели. Наиболее значимым и влиятельным резервным банком является Федеральный резервный банк Нью-Йорка (Federal Reserve Bank of New York). В 25 городах работают филиалы резервных банков. Территориальное распределение федеральных резервных банков приведено в табл. 2.3.
Таблица 2.3 – Размещение федеральных резервных банков
Номер округа | Город | Номер округа | Город |
Бостон | Чикаго | ||
Нью-Йорк | Сент-Луис | ||
Филадельфия | Миннеаполис | ||
Кливленд | Канзас-Сити | ||
Ричмонд | Даллас | ||
Атланта | Сан-Франциско |
Каждый федеральный резервный банк имеет свой совет, состоящий из девяти директоров, не являющихся служащими банка. По закону, три директора класса А, представляющие банки – члены ФРС, и три директора класса В, представляющие общественность, избираются в каждом регионе банками – членами ФРС. Совет управляющих назначает трех директоров класса С, которые тоже представляют общественность. Совет управляющих ФРС также выбирает и назначает председателя совета директоров и его заместителя из числа директоров класса С. Директора резервных банков осуществляют контроль над операциями своего банка (под патронажем Совета управляющих). Каждый из региональных банков имеет также генерального аудитора (главного инспектора), подотчетного не банку, а Совету управляющих.
Федеральные резервные банки получают прибыль в основном из процентов, соответствующих доле вкладов ФРС в ценные бумаги, и, в меньшей степени, из доходов от процентов на имеющуюся у ФРС валюту, а также от процентов по ссудам депозитным учреждениям и от валютного контроля.
Для вступления в ФРС каждый банк обязан приобрести в федеральном резервном банке своего округа некое количество акций на сумму, равную 3 % его собственного акционерного капитала и нераспределенной прибыли. По требованию ФРС эта сумма может быть увеличена вдвое. По мере роста акционерного капитала и прибыли коммерческий банк обязан приобретать акции, чтобы поддерживать регламентированный трехпроцентный уровень. В 1970-х гг. происходило сокращение членов ФРС из-за невыгодности. За 10 лет больше чем 500 банков вышли из ФРС. Ситуация изменилась в 1980 г. после принятия конгрессом закона о дерегулировании депозитных институтов и монетарном контроле, в соответствии с которым резервные требования ФРС были распространены на все депозитные институты страны. Закон способствовал существенному усилению роли ФРС в кредитной системе США.
Федеральные резервные банки принимают вклады банков и сберегательных учреждений и предоставляют им ссуды, выполняя тем самым функции кредитора последней инстанции. Кроме того, конгресс уполномочил федеральные резервные банки осуществлять выпуск наличных денег, которые образуют предложение кредитных денег в экономике страны.
Ответственность за влияние стоимости и достаточности денежных средств и кредита на процесс продажи и покупки государственных ценных бумаг возложена на Федеральный комитет по открытому рынку(ФКОР). Формально ФКОР был организован в 1935 г., хотя федеральные резервные банки создали орган, координировавший операции на открытом рынке ценных бумаг, еще в начале 1920-х гг.
Федеральный комитет по открытому рынку состоит из 12 постоянных членов:
♦ 7 членов Совета управляющих ФРС;
♦ 5 президентов федеральных резервных банков (избираются на ротационной основе; президент Нью-йоркского банка является постоянным членом ФКОР). Все 12 президентов резервных банков обязаны присутствовать на собраниях комитета.
ФКОР проводит заседания восемь-девять раз в год. На каждой встрече разрабатывается стратегия операций на открытом рынке ценных бумаг, которая доводится до управляющего ФРС. Комитет разрабатывает и прогнозирует экономические и финансовые решения. Решения комитета реализуются подразделением внешней торговли Нью-йоркского регионального банка.
Согласно закону о ФРС, в банковской системе США функционирует координационный консультативный орган для связи всей банковской сферы с ФРС – Федеральный консультационный совет.Он состоит из 12 членов, делегируемых региональными банками ФРС. Четыре раза в год совет собирается на совместное заседание с управляющими Федеральной резервной системой для обмена мнениями по широкому спектру вопросов финансово-кредитных отношений. Члены Федерального консультационного совета информируют о заседании резервные банки своих округов.
Создание Федеральной резервной системы не уберегло экономику США от депрессии 1929 – 1933 гг., во время которой произошла девальвация доллара на 41%, прокатилась широкая волна банкротств и был отменен золотой стандарт. Начало Великой депрессии всегда ассоциировалось с биржевой паникой в октябре 1929 г. Паника разразилась 23 октября и достигла кульминации 29 октября. Следом за биржевым бумом начался первый банковский кризис в ноябре 1930 г., затем второй – в марте 1931 г. За этим последовал золотой кризис фунта стерлингов в сентябре 1931 г. и «банковские каникулы» в марте 1933 г. В значительной степени вина за кризис 1929 г. может быть возложена на Совет ФРС США. В 1927 г. Совет принял решение оказать помощь Великобритании в поддержании золотого стандарта фунта стерлингов и снизил учетную ставку с 4 до 3,5 %. Кроме этого, он организовал скупку государственных ценных бумаг, что привело к увеличению банковских резервов. Эти меры привели к росту курсов акций и вызвали расширение практики выдачи кредитов для приобретения ценных бумаг. Кредиты выдавались в виде онкольных счетов – счетов, обеспеченных ценными бумагами и ликвидируемых по первому требованию открывшего их банка. К моменту начала кризиса величина займов коммерческих банков биржевым спекулянтам составила 8,3 млрд. дол. при рыночной стоимости всех котирующихся ценных бумаг равной 89,7 млрд. дол. Банки были готовы выдавать деньги на приобретение ценных бумаг без проверки платежеспособности и под небольшие гарантии.
Кроме того, инвесторы предпочитали вкладывать деньги не в производство, а в ценные бумаги, приобретая их на вторичном рынке. Для покупки ценных бумаг они брали кредиты в банках, которые использовали в качестве кредитных ресурсов кроме собственных средств денежные вклады граждан, временно свободные средства компаний, кредиты Федеральной резервной системы. Росту объемов кредитования портфельных инвесторов способствовали низкие проценты, взимаемые банками. Учетная ставка, на которую ориентировались банки, устанавливая свои проценты, была самой низкой среди развитых стран – 3,5 – 4 % в 1926 – 1927 гг. (в Великобритании – 4,5 – 5 %,Германии – 5 – 8 %, во Франции – 5 – 7,5 %). Да и сами коммерческие банки все больше увлекались куплей-продажей ценных бумаг, которая давала им больший доход, чем кредитование хозяйства.
Эмитенты, владельцы ценных бумаг, охотно продавали их в кредит (маржевые сделки). 40% всех инвесторов покупали акции в кредит под незначительное маржевое обеспечение. В результате произошел инвестиционный «перегрев». Потерявшие заказы предприятия начали свертывать производство; курсы акций, резко оторвавшиеся от номинала, стали падать. Коммерческие банки потребовали возврата ссуд, и владельцы ценных бумаг стали продавать их, чтобы погасить кредит. Поскольку покупателей не было, падение курсов приняло лавинообразный характер.
Несмотря на то что биржевая паника 1929 г. оказала влияние на целое поколение, она тем не менее не переросла в полноценный финансовый кризис, как это случалось ранее. Федеральный резервный банк Нью-Йорка своевременно предоставил резервные ресурсы для всех банков города, что спасло ситуацию на тот момент. 24 октября 1929 г. Нью-йоркская биржа стала свидетелем стремительного падения курса акций, за что этот день получил название «черный четверг». Именно в этот день на Нью-йоркской фондовой бирже в продажу поступил большой пакет акций компании «Дженерал Моторс» (General Motors), а затем пришло сообщение о банкротстве крупных фирм и на продажу поступили новые крупные пакеты акций. Тогда в Нью-Йорке было продано 12,8 млн акций, или в 1,5 раза больше, чем обычно. В этот день и затем в течение четырех последовательных торговых сессий цена многих популярных акций упала на 100 пунктов и ниже. С 1929 по 1932 г. курс акций компании «Радио Корпорэйшн» (Radio Corporation) уменьшился в 33 раза, «Нью-Йорк Сентрал» (New York Central) – в 51, «Крайслер» (Krysler) – в 27, «Дженерал Моторс» (General Motors) – почти в 80, «Дженерал Электрик» (General Electric) – в 11, «Юнайтид Стил» (United Steel) – в 17 раз. Через несколько дней, в «черный понедельник» 28 октября, было продано 16,4 млн акций. В результате началось массовое бегство капиталов с биржи, а курс доллара стал быстро падать, что вызвало панику среди мелких держателей акций. Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн американцев, большинство которых в одночасье разорились. Этот процесс не прекращался в течение трех с лишним лет, и за 1929 – 1933 гг. общая стоимость акций снизилась примерно в 4,5 раза. С 1929 по 1932 г. промышленный индекс Доу-Джонса (Dow Jones Industrial) снизился на 90 %.Особая интенсивность снижения индекса отмечалась с 24 по 28 октября 1929 г. – на 20 %,с 5 по 10 августа 1932 г. – на 15,15 %, с 17 по 22 июля 1933 г. – на 16,66 %.
На протяжении всего периода биржевой паники банки и другие кредиторы, находящиеся вне Нью-Йорка, атаковали своих клиентов-брокеров с требованием погасить задолженность. Для предотвращения банковской нестабильности президент Федерального резервного банка Нью-Йорка Джордж Л. Харисон предоставил широкие возможности для кредитования банков – членов ФРС, чтобы сбалансировать нахлынувший спрос на займы с суммой резервов этих банков. Кроме того, Федеральный банк провел операции на открытом рынке по покупке ценных бумаг на сумму 160 млн. дол., что превышало рекомендуемую Комитетом Открытого Рынка ФРС сумму. Последствиями политики ФРС по предоставлению ликвидных средств для экономики стал спад в динамике основных показателей. Начиная с пика в августе 1929 г. по октябрь 1930 г. промышленное производство сократилось на 26 %, оптовые цены упали на 14 %, личные доходы – на 16 %. А к 1933 г. общий объем промышленности сократился по сравнению с 1929 г. на 46 %, достигнув уровня 1911 г.
В период с 1929 по 1930 г. сильно обесценились валюты аграрных и колониальных стран, так как резко сократился спрос на сырье на мировом рынке и цены на него понизились на 50 – 70 %, т.е. в большей степени, чем на импортируемые этими странами товары. Поскольку их скудные валютные резервы не могли покрыть дефицит платежного баланса, курс валют этих стран снизился (на 25 – 54 % в Австралии, Аргентине и на 80 % – в Мексике).
Продолжением Великой депрессии стал так называемый первый банковский кризис в ноябре – декабре 1930 г. Толчком для общенациональной нестабильности банков стали сельскохозяйственные регионы. Охваченные паническим страхом, держатели депозитов стали свидетелями банкротств в ноябре 256 банков с суммой депозитов в 180 млн. дол. и в декабре 352 банков с суммой депозитов более 372 млн. дол., включая банкротство крупного Банка Соединенных Штатов 11 декабря с депозитами в размере более 200 млн. дол. Всего в течение 1929 – 1933 гг. разорилось более 135 тыс. торговых и промышленных фирм, 19 крупных железнодорожных компаний, потерпели крах 5760 банков и миллионы их вкладчиков. Только в 1932 г. убытки корпораций составили в целом 3,5 млрд. дол.
После победы Ф. Рузвельта на выборах в ноябре 1932 г. стало очевидно, что существует реальная возможность, которую уже обсуждает новое правительство, освобождения американского доллара от золотого стандарта. Зарубежные страны были просто не в состоянии оказать давление на доллар. В 1932г. все они уже перевели свои депозиты в условные единицы, а все золото, которое могли потребовать, было уже вывезено. Страх, что золото утечет в Европу, не имел никаких оснований. Соединенные Штаты в конце 1932 г. владели запасами золота большими, чем в начале года. Более того, американское золото составляло 40 % общемировых золотых резервов, торговый баланс был профицитным, а иностранные держатели национальных ценных бумаг составляли одну пятую от всех иностранных инвесторов в США.
Опасность, если она была, лежала в возможности изъятия золота и движения капиталов со стороны американских инвесторов. Частные предприниматели, опасаясь реализации политики Рузвельта относительно золотого стандарта, стали экспортировать золото. Частные банкиры, в свою очередь, решили продавать доллары, скупая стерлинги. Получая доллары за фунты, английские банки переводили на свои счета золото. К сожалению, к этому времени Федеральная резервная система, не овладевшая всеми инструментами и рычагами валютного рынка, не могла препятствовать явно разворачивавшейся спекуляции. Огромный выпуск банкнот Федеральной резервной системы, увеличивший долю валютных депозитов, временно сократил долю резервов ниже законодательно установленного уровня – 40 % золотом от обращающихся банкнот. Разразившаяся паника в Федеральном резервном банке Нью-Йорка стала обоснованием введения «банковских каникул». В первые месяцы 1933 г. банковская система оказалась на пороге краха, так как большинство вкладчиков бросились изымать золото и доллары, предпочитая держать их дома. Всего за два дня, 2 и 3 марта 1933 г., из банков было изъято 500 млн дол. Банковский кризис усугублялся еще и тем, что сами банки стали выбрасывать на рынок огромное количество необеспеченных ценных бумаг, доверие к которым стремительно падало. В результате паники стали закрываться банки, находившиеся в главных финансовых центрах страны – в штатах Нью-Йорк и Иллинойс. Несмотря на то что многие общественные деятели и политики выступали с требованием национализировать банки, Ф. Рузвельт не пошел на эту меру, а 6 марта 1933 г. объявил о введении в стране чрезвычайного положения и закрыл все банки. В течение недели (так называемых банковских каникул) был прекращен обмен банкнот на золото и оно изымалось из обращения. За это время был принят чрезвычайный банковский закон, по которому все банки делились на три группы: в первую входили «здоровые» банки, их можно было открывать сразу же; во вторую – требующие небольшой помощи, для того чтобы снова функционировать, третью составляли безнадежные банки и их следовало ликвидировать. С 15 марта начали работать банки, признанные «здоровыми», при этом их число сократилось с 6145 в 1932 г. до 4890 в 1933 г.
В апреле 1933 г. был принят закон, запрещавший вывоз золота за границу и накопление его в частных руках с целью спекуляции. Чтобы избежать гиперинфляции, были осуществлены меры по закупке золота у населения по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 г. золота было закуплено на 187,8 млн. дол., и это позволило искусственно снизить курс валюты. Одновременно начался выпуск новых банкнот, не обеспеченных золотом, а это означало отход от золотого стандарта и обесценение доллара по отношению к золоту. В январе 1934 г. была проведена девальвация доллара, при которой его золотое содержание снизилось на 41 % по сравнению с 1929 г. Начался выпуск серебряных монет, т.е. в стране установился биметаллизм. Из федеральных резервных банков изымался золотой запас и передавался казначейству, а взамен выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечившие банковский резерв. В начале 1934 г. был принят закон о золотом резерве, устанавливавший цену на золото – 35 дол. за тройскую унцию. Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США.
В 1932 – 1933 гг. был принят закон о банковской деятельности Гласа – Стигала (Glass – Steagall Act of 1932), в соответствии с которым разделялись депозитные и инвестиционные функции банка и создавалась Федеральная корпорация страхования депозитов. Тем самым государство брало на себя страхование вкладов, чтобы повысить доверие вкладчиков к банкам и предотвратить дальнейшие банкротства в этой сфере. Государство также обязывалось защищать вклады от риска, связанного с использованием банками денежных средств. Первоначально размер вклада, подлежащего страхованию, не должен был превышать 2500 дол. на каждом счете (страховка обеспечивалась страховыми сборами, выплачиваемыми банками). К началу 1934 г. уже почти 80 % всех банков страны застраховали свои депозиты. В дальнейшем была установлена дифференцированная величина страховки: депозиты до 10 тыс. дол. подлежали страхованию на 100%, от 10 до 50 тыс. – на 75 %, свыше 50 тыс. – на 50 %. Кроме того, рассматриваемый закон разрешил принимать в обеспечение банкнот государственные ценные бумаги. Это был важный поворотный пункт в развитии денежной системы США, так как значительно ослаблялась ее зависимость от централизованного золотого запаса.
За первые два десятилетия своего существования ФРС не удалось добиться единой монетарной политики, что вызвало со временем необходимость частичного реформирования всей ФРС. С 1944 до начала 70-х гг. функционировала Бреттон-Вудская валютная система, которая на некоторый промежуток времени способствовала стабилизации денежно-кредитной системы США. Однако кризис долларового стандарта привел к необходимости реформирования не только всей мировой валютной системы, но и кредитных систем отдельных стран. В США в 1970 г. были внесены поправки к Акту «О банковских холдинговых компаниях», позднее к Акту «О международном банковском деле» (1978), к Акту 1978 г. «О полной занятости и сбалансированном росте» и к Акту 1980 г. «Об отмене вмешательства государства в дела депозитарных учреждений и о валютном контроле».
В настоящее время Федеральная резервная система выполняет следующие функции:
♦ управляет национальной монетарной политикой путем влияния на денежное и кредитное обращение с целью достижения полной занятости и стабильных цен;
♦ контролирует банковские учреждения и регулирует их деятельность для обеспечения безопасности и прочности банковской и финансовой систем;
♦ поддерживает стабильность финансовой системы и уменьшает риск на финансовых рынках;
♦ предоставляет финансовые услуги правительству США, общественности, финансовым учреждениям, играя также важную роль в управлении национальной системой расчетов.
Эволюция денежно-кредитной системы США проходила параллельно с генезисом мировой валютной системы. Финансовые потрясения 1929 – 1933 гг., Бреттон-Вудская конференция 1944 г. и Ямайская система 1976 г. показали, что, несмотря на многочисленные колебания в денежной и кредитной сферах, американский доллар был и остается доминирующим валютным гегемоном. По данным Федерального резервного банка Нью-Йорка, в мировом обращении в 2000 г. находилось в общей сложности 560 млрд наличных долларов, 70 % из которых обращаются за пределами США (второе место в мире после США по объему оборота наличных долларов занимает Россия). Многие страны привязали курсы своих валют к американскому доллару: государства Латинской Америки, Африки, страны с переходной экономикой. Другие, такие как Панама, Либерия, Маршалловы Острова, используют американскую валюту вместо национальной денежной единицы как законное платежное средство.